Конспект урока по русскому языку на тему М.Ю. Лермонтов. Бородино. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения


МКОУ «Мало-Каменская СОШ»
Урок литературы в 5 классе
по теме:
М.Ю.Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.
Учитель: Письменова Н.В.


д. Малый Каменец
Тема урока: М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая
основа и патриотический пафос стихотворения.
Цель урока: познакомить учеников с произведением М. Ю.Лермонтова «Бородино».
Задачи
обучающие:
- учить выражать свои мысли и чувства на уроке,
развивающие:
- формировать устойчивый интерес к предмету
- развивать умения анализировать текст, работать в группах, индивидуально
- формировать навыки коммуникативного характера.
воспитательные:
- воспитывать уважение к великому прошлому России, к ее народу, помочь почувствовать чувство гордости за свою Родину.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, иллюстрации В.Г.Шевченко к стихотворению «Бородино», раздаточный материал (карточки с заданиями для работы в группах, тесты)
План урока:
1.Вступительная беседа.(5мин.)
2.Слово о поэте.(4мин.)
3.Историческая справка о Бородинском сражении.(3мин.)
4.Словарная работа.(3мин.)
5.Прослушивание стихотворения и просмотр
видеофильма.(6мин.)
6.Работа в группах. (6 мин)
7. Беседа.(10мин.)
8.Тест.(5мин.)
9.Подведение итогов урока. (2мин.)
10.Домашнее задание. (2 мин)
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
М.Ю.ЛермонтовХод урока.
I. Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
Итак, давайте начнем наш урок и немного поразмышляем.
-Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?
-А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа? (Народ может гордиться тем, что живет в стране, в которой жили такие талантливые люди, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой; победами русского народа в войнах.)
-Ребята, а вы не знаете, чем памятен для нашей страны 1812 год, какое очень важное событие произошло? (В этом году произошла Отечественная война)
-Давайте, привлечем ваши математические знания и посчитаем, сколько лет прошло с того времени? (200 лет)
-В этом году исполнилось 200 лет со дня победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. В осенние месяцы по всей России прошли мероприятия, посвященные очень важному сражению, которое стало переломным во всей Отечественной войне, Бородинскому сражению.
Задание: Откройте оглавление учебника и скажите, пожалуйста, какое произведение отражает события этой войны? (Стихотворение «Бородино» Михаила Юрьевича Лермонтова)

Задание: Прочитайте эпиграф нашего урока

Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
М.Ю.Лермонтов- Как вы понимаете смысл этих строк?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Тема нашего урока: «М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения».
-Какие незнакомые слова встретились вам в названии темы урока? (Слово «патриотический», «пафос»)
Давайте обратимся к словарю и выясним значение этих слов
Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.
Пафос – подъем, воодушевление.
-Сегодня на уроке мы поговорим о стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино», о том, как в нем запечатлено Бородинское сражение, как в этом стихотворении герои проявляют патриотизм и постараемся ответить на вопрос «Почему вся Россия помнит про день Бородина».
Но сначала давайте познакомимся с биографией автора этого стихотворения М.Ю.Лермонтова. Послушаем нашего литератора, Олю и постараемся ответить на вопрос: «Почему Лермонтова так интересовало военное прошлое нашей страны и Бородинское сражение?»
II. Знакомство с биографией автора.
Ученик рассказывает об известных фактах биографии
М.Ю.Лермонтова. Рассказ сопровождается показом презентации 1.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 1814 году в семье мелкого помещика отставного капитана Юрия Петровича Лермонтова. Мать, Мария Михайловна Арсеньева, была из богатого рода Столыпиных. Мальчик рано потерял маму, она умерла. Когда ему не исполнилось и трех лет.
После ранней смерти матери Лермонтова бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева сама занялась его воспитанием. Детство Лермонтова прошло в имении бабушки Тарханы Пензенской губернии. Елизавета Алексеева была замечательной бабушкой.
Мальчик получил домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками, много рисовал.
Интересовался историей, особо привлекало его Бородинское сражение, потому что брат бабушки Афанасий Столыпин был участником этого сражения и Лермонтов не понаслышке знал о нем и восхищался мужеством и героизмом солдат.
Но больше всего увлекался литературой, творчеством Пушкина, начал рано писать стихи.
В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В 1829 году (ему было тогда 12 лет) у него уже набралась целая тетрадь стихов. Она называлась “Мелкие стихотворения. Москва. 1829 г”
В1830 году Михаил Юрьевич поступает в Московский университет, где проучился два года.
Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Через два года Лермонтов был переведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.
В 1837 году состоялась дуэль А.С.Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением “Смерть поэта”. Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год.
Там на Кавказе в 1837 году он написал стихотворение «Бородино» и посвятил большое количество картин Кавказу. На Кавказе же в 1841 году он был убит на дуэли.
- Почему Лермонтова интересовало военное прошлое нашей страны и Бородинское сражение? (Отец - военный, сам окончил школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, брат бабушки был участником Бородинского сражения и много рассказывал о нем)
-В каком году он написал стихотворение «Бородино»?
-За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов написал огромное количество произведений, и одним из лучших является стихотворение «Бородино», оно было написано через 25-лет со дня победы русского народа в Отечественной войне 1812г.
Но прежде чем говорить о нем, давайте окунемся в исторические события 1812 года. Пожалуйста, наш историк Денис расскажет нам об этих событиях.
III. Историческая основа стихотворения «Бородино»
Ученик рассказывает о Бородинском сражении.
Рассказ сопровождается показом презентации 2.
12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась на территорию России.
Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска.
Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение.
Местом битвы было выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.
Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа было затишье. Бородинская битва состоялась 26 августа.
И русские, и французы сражались до конца. Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.
С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. Но потери русской армии были настолько велики, что Кутузов на военном совете принял решение сдать Москву и тем спасти армию. Он говорил: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна».
Битва под Бородино пошатнула уверенность в том, что они непобедимы. Это было великое поражение Наполеона и начало гибели его непобедимой армии.
- Благодаря каким качествам русских солдат французская армия отступила? (Благодаря мужеству и героизму)
Сейчас мы послушаем стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино», но сначала давайте проверим, как вы справились с домашней работой, нашли ли вы и запомнили значение слов – военных терминов.
IV. Словарная работа. (Проверка домашнего задания)
(Учащиеся находили значение слов - военных терминов, которые устарели т.е. сейчас не употребляются в речи.)
Задание: Соотнесите иллюстрацию с названием. (Ученики выходят к доске, наклеивают название к каждой иллюстрации и объясняют значение слов).
Редут – укрепление на поле боя;
Картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;
Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
Бивак – стоянка войск под открытым небом;
Кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи с козырьком;
Булат – оружие булатной стали, сабля;
Улан, драгун – солдаты конных полков
Басурманы – люди другой веры, чужеземцы; здесь, враги, т.е. французы
- Молодцы, ребята, все справились с заданием. Теперь все слова нам будут понятны, давайте откроем учебники. Будем следить по учебнику и слушать стихотворение в исполнении народного артиста России Михаила Казакова
VI. Прослушивание стихотворения в записи.
Исполняет народный артист России М.КазаковVII. Работа с учениками по тексту стихотворения «Бородино».
1). Первое впечатление от стихотворения.
Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?
Давайте же с вами выясним более подробно, как отразились исторические факты в стихотворении. Для этого поделитесь на группы
2). Групповая работа.
Соотнесите исторические события с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части и запишите эти строки в карточке.
  Историческая справка Строчки стихотворений
1 группа 12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Два месяца отступали русские войска.
Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино. Мы долго молча отступали…
И вот нашли большое поле…
Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа – день затишья.
Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки. Два дня мы были в перестрелке…
Прилег вздремнуть я у лафета…
2 группа Бородинская битва состоялась 26 августа. И русские, и французы сражались до конца. .Ну ж был денек!..
Вам не видать таких сражений…
Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.
С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции.
Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: “С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна” Изведал враг в тот день немало…
Вот затрещали барабаны…
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!
Когда группы будут готовы. Прочитайте текст и подобранные цитаты.
Вывод. Ребята, вы выполнили работу и отлично с ней справились. Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод.
(Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой)
3). Анализ произведения
-Кто в стихотворении рассказывает о сражении? (Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Ошибочно было бы считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник. Дядя- это распространённое в нашей стране обращение к незнакомому старому человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами, или, вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.)
-Поэт не дает описания внешнего вида рассказчика. Мы можем лишь догадываться о том, как он выглядит. Каким вы представляете рассказчика? Давайте нарисуем его словесный портрет. Помним о том, что после битвы прошло 25 лет. (Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой - слишком много пережито, на лице остались шрамы - страшные следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный.)
-Посмотрите, каким его изобразил на своей картине Владимир Григорьевич Шевченко?
Что заставляет его обратиться к этим непростым для него воспоминаниям?
(1 строфа). (Молодое поколение спрашивает: « Почему отдана Москва, ведь были схватки боевые, про которые помнит вся страна?»
-Как называется такая форма построения текста? (диалог)
-Кто герои его рассказа (Ученик читает 2 строфу) (Он говорит о том, что были в то время богатыри и сожалеет, что многие не вернулись с поля боя)
-С какими чувствами старый воин вспоминает о них? (Он с чувством гордости вспоминает о них и сожалеет о том, что немногие вернулись с поля боя)
Далее с 3 строфы старый солдат рассказывает о ходе сражения и о том, как ведут себя русские солдаты.
- От какого лица он ведет повествование? (приведите примеры строк из текста)
(Он ведет повествование от 1 лица,
«Прилёг вздремнуть я у лафета…» (7 строфа);
«Два дня мы были в перестрелке…» (6строфа);
«Мы ждали третий день…» (6 строфа);
«Забил заряд я в пушку туго…» (5 строфа);
«И умереть мы обещали…» (9 строфа).
(Речь неспешная, эмоциональная, соединение «я» и «мы»). «я»- это помогает представить конкретное место рассказчика в бою и делает рассказ более достоверным, «мы» - говорит о том, что он не отделяет себя от войска, он спаян с народом, участвует во всеобщем деле. Лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении. Мысли старого солдата - это чувства всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни, объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг.
-Какими вы увидели старого солдата и других участников сражения во время участия в Бородинской битве? Какие качества русского солдата вы можете назвать? Прочитайте строки из текста.
а) патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани:
«Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);
б) решительность: «Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?» (3 строфа);
в) мужество: «Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);
г) воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой…
Как наши братья умирали…» (9 строфа)
«…наш рукопашный бой!» (12 строфа)
-Почему солдаты готовы были отдать жизни ради спасения родины? (Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг.)
- Какова основная мысль стихотворения?
-Что в своем стихотворении воспевает М.Ю.Лермонтов?
( Лермонтов сам горячий патриот, поэтому воспевает патриотический подвиг народа. Главные герои для него - это народ, участники битвы – богатыри.)
Давайте еще раз вернемся к эпиграфу нашего урока, прочитаем его (читает ученик).
Почему до сегодняшнего дня «помнит вся Россия про день Бородина»?
Уже прошло 200 лет со дня Бородинского сражения. Но нас и сегодня волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные. Конечно, война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно и этот подвиг “недаром помнит” и будет помнить “вся Россия”. (Обращение к эпиграфу).
.
Сейчас давайте проверим, как вы усвоили содержание нашего урока, для этого выполним тест.
VIII. Работа с тестами. (2 варианта, разные по сложности)
Проверяется восприятие текста стихотворения учащимися, осмысление содержания прочитанного.
IX. Подведение итогов урока.
Рефлексия. Ребята, оцените, пожалуйста, нашу работу на уроке.

Зеленый Красный
- Всем спасибо за работу.
- А сейчас позвольте мне оценить вашу работу на уроке.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
1) Выразительное чтение стихотворения «Бородино» .2) Составить план стихотворения или кроссворд по теме урока.