Конспект урока по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.


Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Конспект урока по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
Цели:
Образовательные:
расширить знания обучающихся о творчестве Ю.Ю. Лермонтова, истории нашей Родины;
познакомить учащихся с сюжетным лирическим произведением на историческую тему, вызвать эмоциональный отклик детей на прочитанное;
закрепить знания и представления учащихся о композиции художественного произведения, изобразительно-выразительных средствах языка;
формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста;
Развивающие и коррекционные:
развивать речь учащихся, ввести термины: патриот
развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;
способствовать развитию умений работы со справочной и дополнительной литературой по предмету;
развивать умение работать в парах;
способствовать развитию информационной культуры детей.
развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;
развивать логического мышления;
развивать речевую деятельность - самостоятельные связные высказывания в устной форме;
развитие самостоятельности, чувств, эмоций.
Воспитательные:
способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
3.2 воспитывать чувство любви и уважения к подвигам предков, к историческому прошлому своей страны;
3.3 прививать любовь к художественному слову.
Оборудование: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (автор-составитель В.Я Коровина); портрет М.Ю. Лермонтова; иллюстрации к стихотворению «Бородино»; репродукции картин С.Герасимова «М.И.Кутузов под Бородином», А.Тубо «Бородинская битва»; раздаточные карточки со справочным материалом и с заданиями, презентация, план характеристики героя.
Ход урока
Этап урока Деятельность педагога Деятельность обучающихся
1. Мотивирование к деятельности(включение в учебную деятельность) - Добрый день!
Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.
2. Опрос домашнего задания.
- Что было задано на дом?
- Итак, что вы узнали о М.Ю. Лермонтове? Давайте послушаем сообщения и совершим виртуальное путешествие в музей-заповедник Тарханы.
Подготовить сообщения о поэте, используя статью учебника стр.164-165
Сообщения учащихся (показ презентации):
1-й ученик: Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3(15) октября 1814 года в Москве в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой (Арсеньевой).
Детские годы проходили в усадьбе Тарханы Пензенской губернии.
2-й ученик: С детских лет Лермонтов учился народной речи, слушая предания и песни о Пугачёве, войне 1812 года. Лермонтов рос болезненным мальчиком. И бабушка возила его на лечение на Кавказ.
3– ученик: Учился Лермонтов в Московском благородном пансионе. В 1830 году Лермонтов был зачислен в Московский университет, затем поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге.
4 –ученик: В это время началась литературная работа над поэмами «Демон», «Хаджи Абрек», драмой «Маскарад». Во время ссылки на Кавказе Лермонтов написал стихотворение «Бородино».
3. Сообщение темы урока
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
Сегодня мы обратимся к сюжетному лирическому произведению на историческую тему «Бородино», попытаемся понять замысел поэта, продолжим обучаться анализу текста.
(Демонстрация иллюстраций к стихотворению «Бородино»).
– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении произведения «Бородино». - Будем изучать новое произведение М.Ю. Лермонтова.

Мы узнаем…
Мы научимся…
Мы повторим…
4. История создания стихотворения «Бородино».
Слово учителя
М. Ю. Лермонтов написал свое стихотворение в 1837 году, к 25-летию Бородинской битвы. Стихотворение посвящено наполеоновскому нашествию. Поэт просто рассказал о самоотверженности русского народа, о его беспредельной любви к Родине и готовности её защищать не на жизнь, а на смерть. 5. Физкультминутка
Литературу любим мы, друзья,
Читаем лермонтовские строки…
Но нам без отдыха никак нельзя!
Так отдохнём мы на уроке:
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы не будем уставать!
Руки – вверх, потом – направо…
И начнём считать сначала.
Раз, два, три, четыре, пять…
Нам приятно отдыхать!
Руки – вверх, потом – налево…
Отдохнул? Работай смело! 6. Введение нового материала. Работа над темой:
«М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.
1. Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Какому историческому событию посвящено это стихотворение?
-Какова его тема?
- Что вы знаете о войне 1812 года?
- Прочитайте стихотворение и запишите в тетради устаревшие слова.

2. Беседа по прочитанному:
-Кто рассказывает о сражении? Почему он начинает свой рассказ?
«Дядя» - это обращение к незнакомому старому человеку.
-Когда происходит разговор: сразу после сражения или через много лет?
- Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком.
-Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородином?
-С чего начинает свой рассказ старый солдат-артиллерист? О чём он сожалеет?
- Даётся ли в стихотворении описания внешнего вида рассказчика?
- Что вы можете о нём сказать? Давайте нарисуем его словесный портрет.
Работа с иллюстрацией по выбору учителя (изображение пожилого солдата).
- Какие черты характера отразил в портрете художник?
-А теперь поработаем над качествами русского солдата. Заполните таблицу словами из стихотворения.
качества
русского
солдата цитаты из
текста
патриотизм мужество решитель-
ность гордость,
воинское
братство -Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?
Вывод: Старый солдат говорит от имени русского народа, пережившего войну 1812 года и отстоявшего Родину в Бородинском сражении.
-От какого лица ведёт повествование старый солдат?
-Каким был бой?
- Какими словами передал Лермонтов весь ужас войны, напряжение боя?
- В каких строчках своего рассказа старый солдат определяет основную задачу русских воинов?
- Найдите слова, характеризующие настроение солдат после боя.
- О каких чертах народного характера это говорит?
- Как называют человека, обладающего такими чертами характера? (патриот)
Вывод: русские солдаты были не только отважными воинами, они были патриотами.
-В чём заключается основная мысль стихотворения?
Войне 1812 года
Бородинское сражение
Учащиеся зачитывают историческую справку.
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, в деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Русской армией, командовал Кутузов, а французской – Наполеон.
Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. Сломить русское войско не удалось.
Исследовательская работа в группах.
Учащиеся записывают в тетради устаревшие слова.
Словарная работа:
Лафет - станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия. Кивер – высокий круглый военный головной убор из твёрдой кожи.
Бивак – стоянка войска под открытым небом.
Редут – полевое укрепление. Картечь – артиллерийский снаряд.
Улан, драгун – так называли солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии..
(по толковому словарю объясняется значение слов).
Старый солдат рассказывает о сражении молодым.
Через много лет.
Учащиеся зачитывают 1 строфу.
Нет.
Словесное рисование.
Старый солдат, артиллерист, человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы седые, на лице остались шрамы - следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный. (чтение 7строфы.)
Спокойствие, уверенность, житейскую мудрость, усталость.
Самостоятельная исследовательская работа.
Учащиеся заполняют таблицу, затем зачитывают.
Патриотизм, готовность сложить голову за Родину:
«Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);
Мужество: «Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);
Решительность: «Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?» (3 строфа);
Воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой…
Как наши братья умирали…» (9 строфа)
«…наш рукопашный бой!» (12 строфа)
Гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них.
Говорит от 1 – го лица. Речь неторопливая, эмоциональная.
«Прилёг вздремнуть я у лафета…» (7 строфа);
«Два дня мы были в перестрелке…» (6строфа);
«Мы ждали третий день…» (6 строфа);
«Забил заряд я в пушку туго…» (5 строфа);
«И умереть мы обещали…» (9 строфа).
Тяжёлый, русские солдаты проявили мужество, храбрость, погибло большое количество солдат.
«Звучал булат», «картечь визжала», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой».
Слова полковника: «Умрёмте ж под Москвой!».
«…были готовы наутро бой затеять новый»
Отвага, храбрость, стремление отстоять свободу Родины любой ценой.
Патриот - человек, обладающий отвагой, храбрость, стремлением отстоять свободу Родины.
Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров.
Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной.
8. Домашнее задание Выразительно прочитать стихотворение по ролям; выучить наизусть отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Открывают дневники, записывают домашнее задание.
9. Рефлексия.
Подведение итогов урока. - Вспомните, какие чувства звучат в словах старого солдата?
- Почему он жалеет об ушедшем поколении?
- Как он их называет? (богатыри)
Вывод: герои тех событий - простые люди, но великие, могучие, сильные духом, настоящие патриоты Родины. Это и стремился показать в первую очередь в своём произведении М. Ю. Лермонтов.
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»
1. Мне было трудно понять…».
2.Урок понравился, потому….».
3. «Я усвоил….»
Заполняют бланк самооценки.