Конспект урока по литературе на тему ПЕТЕРБУРГ В ПОЭМЕ А.С.ПУШКИНА МЕДНЫЙ ВСАДНИК (7 класс)


Тема: «ПЕТЕРБУРГ В ПОЭМЕ А.С.ПУШКИНА «МЕДНЫЙ ВСАДНИК».
Тип урока – урок-путешествие.
Цели урока:
Воспитание патриотических чувств и любви к творчеству А.С. Пушкина, приобщение учащихся к пушкинскому наследию.
Расширение культурного кругозора в ходе знакомства с архитектурой Петербурга.
Развитие навыков анализа поэтического текста.
Развития навыков выразительного чтения художественного текста.
. Задачи:
познавательные: расширить и углубить знания учащихся о Санкт-Петербурге в произведениях Пушкина;
развивающие: совершенствовать общеучебные умения и навыки учащихся, связанные с анализом художественного текста, выразительным чтением, монологической речью; привлечь к научно-исследовательской работе;
воспитательные: вызвать у учащихся устойчивый интерес к личности и творчеству А.С.Пушкина, сформировать навыки общения (через совместную творческую деятельность).
Концепция урока.
Высшая и истинная цель изучения истории состоит не в заучивании дат, событий и  имен – это лишь первая ступень. Историю изучают, чтобы понять ее законы,  разгадать какие-то сущностные черты характера народа. Идея закономерности  событий истории, их глубокой внутренней взаимосвязи пронизывает все творчество  Пушкина. Попытаемся, анализируя творчество Пушкина, понять его  историко-философскую концепцию.
В раннее изученном творчестве Пушкина нас очаровывают “Руслан и Людмила”, “Песнь о  Вещем Олеге”. Древняя Русь времен князей Владимира и Олега воссоздается в  красочных, полных жизни картинах. “Руслан и Людмила” – сказка, “Песнь о Вещем  Олеге” - легенда. То есть, автор стремится осмыслить не саму историю, а ее мифы,  легенды, сказания: понять, почему сохранила народная память эти сюжеты,  стремится проникнуть в строй мыслей и языка предков, найти корни. Эта линия  получит дальнейшее развитие во многих лирических и  эпических произведениях, где через нравы, речь и характеры героев поэт подойдет  к разгадке особенностей русского характера, принципов народной морали – и так  будет постигать законы развития истории России.
Образ Петра I интересовал, увлекал  Пушкина всю жизнь: поэт осмысливал его во многих произведениях. Увлеченность Пушкина фигурой Петра очень важна: поэт стремится осознать  и оценить роль этого выдающегося государственного деятеля в истории России.  Мужество Петра, его страсть познавать самому и вводить в стране новое не могут  не импонировать Пушкину. И тогда он написал поэму “Медный Всадник”.В “Медном всаднике” лик Петра величественен, в нем и мощь, и ум, но помимо этого образа немалая роль в поэме отведена образу города – Петра творенью.
Урок по изучению поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» поможет открыть учащимся новые грани в понимании и восприятии образа Петербурга в историко-литературном аспекте. Ребята в ходе урока смогут погрузиться в мир поэмы «Медный всадник», увидеть отображение образа Петербурга в поэме.
Для наилучшего восприятия на уроке используются компьютерные технологии: наряду с поэтическим описанием города показ слайдов с изображением описываемых исторических памятников. С этой целью выбрана не совсем традиционная форма урока - путешествие. Сопоставление Петербурга времен Пушкина и современного Петербурга помогает очень точно понять актуальность поэмы «Медный всадник». Санкт-Петербург, которому уже исполнилось более трёхсот лет, а во времена Пушкина ему было лет на 175 меньше, каким мы видим его у Пушкина, в его произведениях, такой он во многом и сейчас.
Во второй части урока используется лингвопоэтический анализ текста. Знание тропов, стилистических фигур и умение находить их в тексте для учащихся 7 класса является одним из этапов подготовки к сдаче выпускных экзаменов по русскому языку в новой форме. Восприятие содержания на уроке происходит через систему образов (образ города, образ природы, образ Петра). Здесь применяется моделирование: речь в поэме ведется о взаимодействии трех равновеликих образов. Город, рожденный и в противодействии, и во взаимодействии с природой.
На уроке используются разнообразные методы и приемы: Метод творческого чтения с такими приемами – выразительное чтение, беседа, постановка художественной проблемы; эвристический метод с приемами – обучение учащихся анализу эпизода, постановка системы вопросов, причем ответ на каждый вопрос логически предполагает переход к следующему вопросу или соответствующим заданиям, самостоятельный поиск учащимся существенной проблемы для анализа; исследовательский метод - выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами учащихся или отдельными из них.
Домашнее задание подразумевает творческую деятельность учащихся и отражает дифференцированный подход учителя к ребятам.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: 1) выявлять роль выразительных средств языка в произведениях разных жанров; 2) определять, вычленять и оценивать структуру текста; самостоятельно анализировать тексты, показывая индивидуальность писателя; 3) владеть специальной терминологией словесности; работать со словарями разных видов; 4) видеть и анализировать стилистические возможности языковых средств,  средства  художественной  изобразительности; Ход урока.

I. Вступление.
(Чтение наизусть учеником)
Люблю тебя, Петра творенье!
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей сижу,
Читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц. И светла
Адмиралтейская игла.
Слово учителя: Мы учимся у Пушкина с самого раннего детства. Читаем его сказки, потом стихи, поэмы, узнаем его биографию, знаем по именам его друзей-лицеистов и друзей-декабристов. Пушкин учит любить нас историю страны, пробуждает интерес к ней.
Сегодня Александр Сергеевич приглашает нас к путешествию в Санкт-Петербург, которому уже исполнилось более трёхсот лет. А во времена Пушкина ему было лет на 175 меньше. Но каким мы видим Петербург у Пушкина, в его произведениях, такой он во многом и сейчас. Давайте посмотрим.
2- ой слайд (монумент Фальконе)
Перед нами Петр Первый, основатель Петербурга. Недаром А.С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» пишет: «Люблю тебя, Петра творенье!» Вот он — Петр, или «Медный всадник»
Открытие этой скульптуры стало выдающимся событием в общественной и культурной жизни России. Этьенн Морис Фальконе показал Петра законодателем и преобразователем государства, выразив её историческую роль так, как понимали её современники. Петр изображен на вздыбившемся коне над дикой скалой — пьедесталом. Скульптор передал неудержимо стремительное движение всадника, огромную и властную силу утверждающего жеста его правой руки. 3-ий слайд (Вот он – Петр)
4-ый слайд (Адмиралтейство)
Вспомним строчки: Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады
И ясны спящие громады пустынных улиц
И светла Адмиралтейская игла.
Здание Адмиралтейства. Архитектор Захаров. Заложенное как верфь и крепость, Адмиралтейство — это большое административное учреждение, ведавшее всем морским и речным флотом России. Состоит из двух П-образных корпусов, образующих здание. Внутренний корпус выходит во двор, лицевой корпус реконструирован, там размещены библиотека и музей.
5-й слайд (Исакиевский собор)
Исакиевский собор архитектора Монферана был построен в 1825 году. В год декабрьского восстания здание еще было в строительных лесах. Сейчас оно имеет такой вид.
6-ой слайд (Ограда летнего сада)
«Твоих оград узор чугунный»
Ограда летнего сада, созданная в Петербурге в конце восемнадцатого века нашим земляком Петром Егоровым. Поступая в архитектурную школу, Егоров напишет: «Родом я чувашенин». Он учился у замечательного русского архитектора Волкова, создателя гранитных набережных Невы, затем у великого Растрелли. Он построил знаменитый Петропавловский собор в Риге, часть Смольного института благородных девиц, мраморный дворец Екатерины Второй. Но самое известное его творение— ограда Летнего сада. Многие выдающиеся люди восторгались её красотой, А.Ахматова писала: «тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград.
7-ой слайд.
Мы завершаем заочное путешествие по Санкт-Петербургу двадцать первого века, которое мы осуществили с помощью компьютера, а теперь перенесемся в 1703 год (на 307 лет назад!)
II. Анализ поэтического текста.
Чтение отрывка учащимся наизусть:

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу пробить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам
И запируем на просторе.
2.Слово учителя.
Так начинался Петербург. К сожалению, у нас нет документальных свидетельств того времени. Но попробуем воссоздать его способом А.С. Пушкина, т.е. с помощью средств выразительности русского языка.
- Какие средства выразительности русского языка вы здесь видите? (инверсия, перифразы, метонимия, эпитеты). Да, эти средства вспомогательные, ими мы и воспользуемся, чтобы понять, о чем же эта поэма Пушкина — «Медный всадник»
- Какие случаи инверсии здесь есть?
Запись на доске:
широко река неслась
Стоял он челн стремился одиноко
Думал он в тумане спрятанного солнца
Грозить мы будем кругом шумел
Ногою твердой
Флаги будут к нам
Запируем на простор
- Какие два образа входят в противоборство?
Петр Первый (он, грозить, ногою твердой, флаги …к нам, запируем) Охарактеризуйте этого человека.
Природа (широкая река, туман, шумящий лес) Охарактеризуйте природу.
Вывод: суровая, бескрайняя природа и сопротивляется человеку, и хочет быть покоренной по мысли Петра. ( Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно)
Образ еще не возникшего города-фантома (Здесь будет город заложен назло надменному соседу)
Таким образом, речь в поэме идет о взаимодействии трех равновеликих образов:
Город
Он Природа
Город, рожденный и в противодействии, и во взаимодействии с природой.
Он и назло (назло надменному соседу)
Он и во благо (Природой здесь нам суждено…)
3. Чтение отрывка учащимся наизусть.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Её покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.
Чтобы ярко показать образ молодого города, автор его дает в антитезе с прошлым.
- Как автор рисует ситуацию одиночества и нищеты в прошлом?
Перифраз (финский рыболов — печальный пасынок природы)
Эпитеты ( неведомые воды, ветхий невод, печальный пасынок)
Инверсия (В гранит оделася Нева)
- Какими средствами выразительности автор рисует город через сто лет?
Олицетворения (корабли к богатым пристаням стремятся, громады стройные теснятся, в гранит оделася Нева, мосты повисли над водами) прием оживления делает увиденную картину более зримой, насыщенной, яркой.
Перечисление однородных членов: (теснятся, стремятся, оделася, повисли, покрылись) придают тексту характер динамики, развития, жизнеутверждающий пафос. В итоге Петербург сравнивается с Москвой. В чью пользу сравнение? Докажите текстом.
Вывод: В противоборстве Человека и Природы Он одержал триумфальную победу. Много сил, упорства, мужества и таланта было вложено в созидание этого прекрасного города. Он означал своим появлением возрождение России, её будущую славу и процветание. Он стал символом новой молодой России.
И мы закончим наш урок гимном городу, прославленному гением Пушкина.
Чтение наизусть.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия….
Да усмирится же тобой
Непобежденная стихия.
Вражду и плен печальный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра…
III. Домашнее задание.
1.(Для всех) Написать сочинение на тему:«Петербург в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».
2.(Индивидуально) Сделать лингвопоэтический анализ отрывка из поэмы «Полтава».