Доклад Правильность развития речи:орфоэпия в школьном курсе русского языка


Министерство образования РФ
Районное управление образования Тункинского района
Центр дополнительного образования
Мондинская средняя общеобразовательная школа
Научно – практическая конференция «Шаг в будущее»

Доклад на тему:
Развитие правильности речи:
орфоэпия в школьном курсе русского языка.
Выполнила:
Шараева Туяна, ученица 9-го класса
Научный руководитель: Дармаева Г. Б., учитель русского языка и литературы
Рецензент:
Дармаева Г. Б., учитель русского языка и литературы
2013 г.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………..2
Глава I
Орфоэпия как составная часть науки о языке………………………7
Орфоэпия грамматических форм……………………………………27
Глава II
2.1. Орфоэпический минимум для учащихся пятого класса средней школы………………………………………………………………………...35
2.2. Методические рекомендации…………………………………………..39
2.3. Экспериментальные задания для учащихся 9-го класса…………….64
Заключение…………………………………………………………………...68
Список литературы…………………………………………………………..71
Приложение…………………………………………………………………..75
Введение
Орфоэпические нормы в школе являются одним из важных разделов русского языка по следующим причинам.
Во-первых, правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи. Часто достаточно услышать от незнакомого человека не только неправильное ударение в слове, например, обеспечение вместо обеспечение, звонит вместо звонит, регулировать вместо регулировать, но и неправильное произношение твёрдых и мягких согласных в таких словах, как депо – [дэ]по, партер - пар[тэ]р, свитер – сви [тэ]р, рейс - [р'э]йс, морфема - мор[ф'э]ма, бассейн - бас[с'э]йн, чтобы составить не слишком лестное мнение о его образованности, степени общей культуры.
Во-вторых, в настоящее время перед школой стоит задача усиления практической направленности обучения, привитие учащимся умений и навыков самообразования, повышение внимания к развитию культуры речи школьников, воспитание у них негативного отношения к отступлениям от норм русского языка, к которым причисляются и орфоэпические, стремления к речевому самосовершенствованию. И поэтому задания по орфоэпии стали неотъемлемой частью обязательной итоговой аттестации среднего образования по русскому языку в форме ГИА и ЕГЭ.
В-третьих, владение орфоэпическими нормами в школе настолько важно, что для стимулирования говорящих к ее реализации в обществе вырабатываются определенные эстетические критерии правильной речи: правильное произношение должно восприниматься и оцениваться как должное, а нарушение норм произношения желательно не допускать.
В-четвертых, в школе, к сожалению, орфоэпии уделяется недостаточное внимание, поэтому школьники, а потом и взрослые боятся или стыдятся орфографических ошибок, а к ошибкам орфоэпическим относятся весьма терпимо. Несмотря на "вероломные" попытки письменной речи потеснить устную, последняя объективно не только не сдает своих позиций, но и занимает всё новые и новые рубежи благодаря электронным СМИ, расширению сферы общения людей. Например, с появлением сотовой связи и широким распространением мобильных телефонов устная речь по-новому зазвучала в обществе.
Поэтому, хотелось бы, чтобы владение орфоэпическими нормами стало более живым и активным, так как ее законы должны быть реализованы в непосредственном, живом устном общении, тогда как письмо, как сфера применения орфографии, в большинстве случаев допускает обдумывание и исправление.
Рассматривая современные школьные программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и Н. М. Шанского, мы не находим в изучении курса ни раздела "Орфоэпия", ни отдельной главы, посвящённой этому разделу.
Все перечисленные проблемы обусловливают актуальность предпринятого исследования.
Объектом исследования служат нормы современного русского языка, к которым мы относим нормы ударения, произношения согласных.
Предметом исследования в данной работе являются орфоэпические нормы, включённые в школьный курс русского языка.
Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать орфоэпический минимум, отражённый в школьных учебниках и определить пути развития орфоэпической грамотности учащихся. Цель определила следующие конкретные задачи:
изучить литературу о нормах современного русского языка и особенностях русского ударения;
составить систематизированный словарь для средней школы;
исследовать практический материал, предназначенный для формирования и развития произносительных умений и навыков;
предложить дидактический материал в целях применения на всех этапах обучения;
провести эксперимент, включающий проверку умения и навыков учащихся с помощью разработанных заданий.
Научная новизна исследования состоит в том, что даются сравнения орфоэпических словарей в школьном аспекте, определён круг лингвистической компетенции, необходимый для развития и формирования у учащихся орфоэпической грамотности.
Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в комплексном описании раздела орфоэпии в школьном курсе русского языка.
Практическая значимость работы: исследованы словари "Произноси правильно" из учебников, составлен систематический школьный орфоэпический словарь, предложены приёмы повышения орфоэпической грамотности школьника, что послужит дополнительным методическим пособием учителю на уроках современного русского языка и поможет школьнику в его самообразовании.
Апробация работы. Материалы исследования были использованы на уроках в школе в период подготовки к научно – практической конференции «Шаг в будущее».

Глава I
Орфоэпия как составная часть науки о языке
Орфоэпия как самостоятельный раздел лингвистики изучает "совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство её звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке".
О р ф о э п и я – совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений.
"Орфоэпия в школе как раздел школьного курса русского языка – это совокупность норм, правил, устанавливающих единство оформления звучащей речи, что содействует общению. Орфоэпия определяет нормы произношения звуков и их сочетаний, отдельных слов и их форм, а также ударения, тона, интонации и пр. В школе орфоэпия усваивается главным образом практически, без введения сложной системы орфоэпических правил. Даются практические упражнения, такие как [ш]то, а не [ч]то; [йив]о, а не [йиг]о и т.п. Решающая роль в овладении орфоэпией принадлежит речевой среде, хорошим образцам в речи учителя и пр." .
Таким образом, к орфоэпии относится:
выбор нужного звука по правилам, т.е. нормы ударения и
произнесение звуков (уже всех звуков, выбранных по правилам и без правил), т.е. нормы произношения.
Понятие "произношение" включает в себя фонетическую систему языка, состав фонем, их сильные и слабые позиции при определённых фонетических условиях (например, так называемое аканье, оглушение и озвончение согласных и т. п.).
Другой важной стороной орфоэпии является ударение. " Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить. Хорошо, что в последнее время в некоторых федеральных учебниках русского (родного) языка для 5-11 классов пометы ударения широко и последовательно используются для предупреждения ошибок в произношении новых и "трудных" слов. И это один из правильных подходов к обучению нормам ударения.
Отличительные особенности русского ударения – его разноместность и подвижность. Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись – на первом слоге, фонарь, подполье – на втором, ураган, орфоэпия – на третьем, и в сравнении с французским – на последнем слоге – диспансер, эксперт и т.д.). В одних словах ударение фиксировано на определённом слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других – меняет место (сравните: тонна – тонны и стена – стену).
Кроме этого, нужно подчеркнуть значимость изучения норм интонации в школьном образовании, особенно в 8 – 9 классах, где в центре внимания – систематический курс синтаксиса. Также обучение орфоэпии нельзя представить без опоры на стили произношения. В самом деле, устной речью пользуются взрослые и дети, рабочие и учёные, бизнесмены и политики, общаясь с друзьями, родственниками и незнакомыми людьми. Причём на форму, в которую облекается речь, большое влияние оказывает её содержание (одно дело – непринуждённая личная беседа друзей, другое – выступление на научной конференции).
В школе, к сожалению, орфоэпии уделяется недостаточное внимание, поэтому школьники, а потом и взрослые, боятся или стыдятся орфографических ошибок, а к ошибкам орфоэпическим относятся весьма терпимо.
Орфоэпические ошибки учащихся – вид ошибок по русскому языку; имеют место в устной речи. Основные типы орфоэпических ошибок:
на первом месте по частоте – ошибки, связанные с диалектными влияниями, а также с акцентами у детей, для которых русский язык не родной; нарушения ударений – также в основном под влиянием диалектов и просторечия; так называемое орфографическое произношение под влиянием чтения, особенно часто – в начальных классах; нарушения орфоэпических правил и законов русской фонетики. Количество орфоэпических ошибок в школе очень велико. Велика роль правильной речи учителя. Методика исправления орфоэпических ошибок разработана недостаточно.
1.2. Ударение в современном русском языке
Если мы обратимся к нормам ударения, то можем сказать, что сложность и прихотливость русского ударения широко известны. Пожалуй, ни одна другая область русского языка не вызывает столько ожесточенных споров, недоумений и колебаний.
В повседневном речевом общении услышав от человека неправильное ударение в слове ( вроде: вероисповедание, диспансер, каталог, облегчит, осведомиться и т. п.), можно составить не слишком лестное мнение о его образованности, степени общей культуры, уровне развития личности. Поэтому нет необходимости доказывать, как важно помочь овладеть правильным ударением в школе.
Ударение – одно из средств звуковой организации слов и речи в целом. Хотя основным средством звукового оформления различения слов являются звуки речи, а ударение дополняет их. Но это очень важное фонетическое средство : без ударения по существу нет слова (ударность и одноударность – основные фонетические признаки слова), а неверное ударение, как правило, разрушает слово, например, "шарфы", "звонит", "кровоточащий", "до аэропорта " и т. п.
Таким образом, ударение – это выделение каким- либо фонетическим способом той или иной звуковой, произносительной единицы речи из ряда других таких же единиц в пределах единицы более высокого уровня – слога в слове или слова в синтагме или во фразе.
1.3. Проблемы освоения русского ударения
Изучение и нормализация русского ударения наталкиваются на ряд трудностей.
Во - первых, силовое ударение в русском языке выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию, играет роль важного смыслоразличительного средства и участвует в ритмической организации поэтической и прозаической речи.
Во - вторых, русское ударение отличается разноместностью и подвижностью.
Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ.
Ср. анализ крови (родительный падеж) – в крови (предложный падеж);
руки не подаст (родительный падеж) – чистые руки (именительный падеж множественного числа);
стоять вольно (наречие, обстоятельство) – вольно ему было уезжать (категория состояния, сказуемое).

Глава II
2.1. Орфоэпический минимум для учащихся
пятого класса средней школы
Учебный предмет "Русский язык" в современной школе имеет познавательно – практическую направленность, т. е. он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания.
Лингвистическая коммуникативная компетенция (т. е. осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного зыка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, в числе этих задач обучения не выделяются орфоэпические нормы, но и задания ГИА и ЕГЭ, и требования к выпускникам средней школы обязывает научить его говорить правильно в соответствии с орфоэпическими нормами.
Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в V, VI и VII классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография.
Одно из основных направлений преподавания русского языка – организация работы по овладению орфоэпическими нормами.
В процессе исследования нами были рассмотрены орфоэпический минимум, составляющий приложение к альтернативным школьным учебникам.
Всего насчитывается единиц - 58, 407, 72 соответственно, общим количеством 537 единиц.
В итоге работы мы пришли к выводу, что есть необходимость обобщить и систематизировать имеющийся материал по следующим причинам:
Ни один школьный учебник не распределяет по группам слова, данные в орфоэпическом словаре. А учащемуся достаточен алфавитный порядок слов, применяемый в словарях, необходим систематический подбор слов, который, в свою очередь помог бы школьнику лучше усвоить орфоэпические нормы ударения и произношения. Поэтому, мы предлагаем распределить слова по определённым группам.
Выделяются группы слов:
Иноязычная лексика
В эту группу слов войдут слова, заимствованные из других языков. В них произношение проблематично уже в начальной форме. Группе слов иноязычной лексики принадлежит самое большое количество единиц – 300 слов: в основном, окажутся существительные единственного числа именительного падежа, реже – существительные множественного числа, а также существительные в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Замыкают данную группу прилагательные и глаголы, которых насчитывается значительно меньше, чем существительных.
Слова, в которых орфоэпическая проблема проявляется при изменении грамматической формы.
Группа существительных:
а) существительные в единственном числе именительном падеже;
б) существительные в единственном числе родительном падеже;
в) соответственно, существительные во множественном числе именительном падеже;
г) существительные во множественном числе родительном падеже;
2) Группа прилагательных:
а) полные прилагательные;
б) краткие прилагательные;
в) степени сравнения прилагательных;
3) Группа глаголов и глагольных форм:
а) глаголы настоящего времени;
б) глаголы в прошедшем времени;
в) отглагольные существительные;
III. Наречия
VI. Союзы.
а) Вариативность и изменение норм ударения и произношения
Верно подмечено, что в обычной жизни люди сталкиваются с лингвистическими проблемами всякий раз, когда имеются вариантные способы выражения. Колебания при выборе более правильной или более уместной языковой формы знакомы всем.
Действительно, сосуществование параллельных или вариантных норм – распространенное явление живого литературного языка. Дело в том, что варьирование формы – это объективное и неизбежное следствие языковой эволюции. Поэтому не удивительно, что в нашем словаре встречаются вариантные способы выражения слов. Например:
1) вариативность ударения в слове:
1. партер и партер
В орфоэпическом минимуме учебника для 5-го класса Панова М.В. ударение в слове на первом слоге – партер, а в учебниках под редакцией Баранова М.Т. и Разумовской М.М. на втором слоге – партер. Если мы посмотрим это слово в "Новом орфоэпическом словаре русского языка" Т. Ф. Ивановой, то увидим, что ударение падает на второй слог и должно произноситься:
партер [т̕э]- партера,… о партере; мн.ч. партеры, партеров… о партерах. планер – планёр
В орфоэпические словари Разумовской М.М. и Панова М.М. это слово не включено, а в словаре Баранова М.Т. дано как планёр, причём с допустимым вариантом планер. Обращаясь к словарю Ивановой Т. Ф., мы обнаруживаем, что это слово должно употребляться как планёр, планёра … о планёре и допуст. планер, планера … о планере.
Существительное планёр точно соответствует французскому ударению, которое всегда прикреплено к последнему слогу.
От традиционного, предпочтительного планёр образуются слова планёрный, планёрная, а от допустимого планер – планерный, планерская.
2) обозначение мягкости и его отсутствие:
1. депо [дʼэ] и доп. [дэ];
2. лотерея [т̕э] и доп. [тэ];
3. прогресс [рʼэс] и доп. [рэс]
Вышеперечисленные слова выписаны из нашего орфоэпического минимума. Эти слова соответствуют орфоэпическим нормам, которые даны в словаре Т.Ф. Ивановой.
Также есть случаи, когда во многих иноязычных словах после согласных пишется е, а произносятся согласные твёрдо, например, ателье ([тэ]), атеист ([тэ]), денди ([дэ]), кашне ([нэ]), кафе ([фэ]),купе ([п̕э]), модель ([д̕э]), партер ([т̕э]),резюме ([мэ]), стенд ([тэ]), шедевр ([дэ]) .
Но в целом ряде заимствованных слов согласные перед е произносятся мягко, например: академия, декада, демагог, демон, косервы, музей, текст, тема, темпы, фанера, фланель. И смягчение слов такого типа считается нормативным.
Поэтому существует правило "об употреблении букв э и е":
В начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением, например, экспорт (ср. егерь), эллипс (ср. ересь), эхо (ср. Ева), этот (ср. ест). После и, а также после согласных пишется буква е, например, гигиена, диета, кашне, стенд.
Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан - Удэ).
После остальных гласных пишется э, например: поэзия, силуэт, маэстро. В отдельных словах употребляется буква э, например, проект, реестр.
2.2. Методические рекомендации
а) Задачи обучения орфоэпии в средней школе
Знание типичных орфоэпических ошибок и их причин помогает учителю определить задачи обучения современному русскому литературному произношению и ударению. Вот самые важные из них:
-формирование и развитие речевого слуха учащихся;
- систематическая и целенаправленная работа по формированию орфоэпических умений и навыков на теоретической основе;
- развитие у школьников языкового вкуса и чутья; неравнодушного отношения к небрежному, ненормированному произношению, формирование навыков речевого самоконтроля;
- налаживание единого речевого режима в школе;
- языковое самообразование, речевое самосовершенствование учителя – словесника, других учителей.
Перечисленные задачи относятся к числу общих, то есть решаемых в любой школе – городской и сельской. Но сельская школа, по сравнению с городской, работает в несколько иных условиях, и это следует учитывать.
Особые условия работы учителя-словесника сельской школы диктуют необходимость решения некоторых специфических задач при обучении орфоэпии учащихся 5 – 9 классов. Среди них выделяются следующие задачи:
- создание вокруг учащихся образцовой речевой среды для нейтрализации диалектного влияния
- обучение орфоэпии путём сравнения диалектного произношения, свойственного данной местности, с нормированным.
Малая наполняемость классов даёт возможность шире практиковать индивидуальные и групповые задания, держать под неослабным контролем речь каждого школьника.
"Многопредметность" облегчает соблюдение единого речевого режима в школе в связи с тем, что количество учителей в школе невелико и легче достигнуть единства в соблюдении требований к речи как учителей, так и учащихся.
б) Обучение школьников орфоэпии
Школьники, в частности, овладевают фонетической транскрипцией, основными орфоэпическими нормами русского литературного языка, нормами произношения слов и интонирования предложений, учатся оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм. А в рамках среднего (полного) общего образования старшеклассники должны знать и понимать нормы литературного языка, соблюдать их в речевой практике.
Кроме того, учителю рекомендуется на уроках русского языка и литературы формировать у учащихся навыки выразительного чтения. Сформироваться этим навыкам помогает развитие речевого слуха.
1. Обучение орфоэпии должно проводиться рассредоточено, порциями с 5 по 11 классы с одновременным совершенствованием речевого слуха.
2. Выбор норм для изучения по классам необходимо осуществлять с учётом их доступности для школьников, связи с темами и разделами основного школьников применительно к данной местности, рекомендаций справочной литературы по орфоэпии.
Учащиеся должны знать важнейшие нормы произношения и ударения. Вместе с тем знакомство с трудными для усвоения в теоретическом плане нормами проводится практическим путём.
Обучение целесообразно осуществлять на основе поклассных словарей-минимумов, состоящих из терминологической и общеупотребительной лексики.
Необходимо использовать научную, хотя и адаптированную, фонетическую транскрипцию, которая служит средством наглядного сопоставления и различения звуков и букв, предупреждения произносительных ошибок, особенно во время чтения вслух слов, предложений, текстов.
в) Упражнения и их виды
В целях развития орфоэпической грамотности в современной методике разработаны приёмы и формы работы, основанные на принципах преемственности и развивающего обучения.
В школьном курсе русского языка недостаточен материал орфоэпического минимума, поэтому на уроках целесообразно использовать разного типа орфоэпические упражнения.
Орфоэпические упражнения: прослушивание образцов произношения; повторение образцов, их копирование; анализ орфоэпем (наиболее трудных случаев, дающих ошибки); слушание речи учащихся, обнаружение в ней орфоэпических ошибок, их исправление; работа со словарями ударений и произношения; самостоятельная работа учащихся в лингафонном кабинете по совершенствованию собственного произношения; проверка правильности произношения с помощью орфоэпических правил. Орфоэпические упражнения обычно комбинируются с фонетическими и орфографическими упражнениями, а также с обучением выразительному чтению [Львов М.Р.; с. 135].
Положительные результаты в обучении орфоэпии во многом определяются тем, какие упражнения, с какой частотностью и в какой последовательности проводит учитель.
Орфоэпические упражнения способствуют развитию речевого слуха, самостоятельности учащихся в решении вопросов произношения и ударения, формированию у них прочных умений и навыков правильной устной речи.
Приложение
Текст для примера:
Прочитайте текст вслух с соблюдением норм орфоэпии. Какие черты русского ударения отразились здесь? Почему к ударению следует относиться с больш̕им уважением?
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг появилось Ударение и закричало: "Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у некоторых из вас!"
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Замок и сказал: "Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто чёрточка!" Ударение вдруг рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замок, и появился Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперёд Белки и сказали "Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает". А Ударение передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные Белки. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атлас получился Атлас, вместо Капель – Капель, вместо Мука – Мука…
Видят слова, что без Ударения не обойтись. Отвели они ему одно из почётных мест и с тех пор стали относиться
К Ударению с большим уважением.
[Львов М. Р.; с. 79].
Перейдём теперь к характеристике различных видов упражнений и их реализации по классам.
Наряду с обязательными разборами фонетическим, морфологическим и синтаксическим, следует вводить орфоэпический разбор слов. Его цель состоит в развитии речевого слуха учащихся, выработке умения слышать звучащее слово, произносимое не только самим учеником, но и другими носителями языка (учителями, родственниками, сверстниками и т. д.). Отличие его от фонетического разбора состоит в том, что орфоэпический разбор необходим лишь в тех случаях, когда в слове может быть или уже допущена ошибка в произношении или в ударении, и учащийся колеблется, выбирая между нормой и неправильным вариантом произношения, потому что не знает, что есть что.
Порядок орфоэпического разбора
а) Подумать и решить, произносится ли данное слово всегда и всеми одинаково, или его произносят по-разному.
б) Справиться в школьном орфоэпическом словаре (или орфоэпическом словарике учебника), какое произношение считается верным(или оба варианта считаются верными).
в) Произнести слово вслух правильно. (Если проводится письменный разбор, то записать его с орфоэпическими пометами).
Образец разбора
Устного:
Портфель (5 класс)
Это слово одни произносят с ударением на первом слоге, другие – на втором слоге, со звуком [т] или с пропуском его.
2)Правильным считается произношение с ударением на втором слоге и с отчётливым [т] иначе произносить нельзя. Так сказано в орфоэпическом словаре.
Следовательно, правильным считается произношение [партф' ̕эл'].
Письменного:
пор[т]фельОбразец разбора
Устного:
Облегчить
Это слово произносят с ударением как на втором, так и на третьем слоге, а на месте буквы г звучит то [к], то [х].
Правильным считается произношение с ударением на третьем слоге и со звуком [х] на месте буквы г. По-иному говорить нельзя.
Следовательно, нужно говорить [абл'иэхч'ит'].
Письменного:
обле[х]читьСлова для орфоэпического разбора подбираются от класса к классу с учётом уровня произносительной культуры школьников, частотности ошибок, диалектного влияния и других факторов. Поэтому в данной работе представлен орфоэпический словарик для каждого класса общеобразовательных учреждений.
Упражнения на сопоставление и противопоставление диалектных или просторечных и нормированных фонетических особенностей.
Цель таких упражнений состоит в том, чтобы путём сопоставления привычного для сельских и городских школьников диалектного произношения и несвойственного им нормированного, во-первых, показать отличительные особенности того и другого, а во-вторых, постепенно изживать диалектное произношение, сделав привычным литературное, нормированное.
В условиях диалектов (южнорусских) учащимся можно предложить упражнения на сопоставление и противопоставление диалектного [h] и литературного звука [г]:
В чём отличие в произношении звуков [h] и [г]? Как этот звук произносите вы? А как правильно?
Распределите и запишите слова по группам: а) [г] в начале слова, б) [г] на конце слова, в) [г] внутри слова. Прочитайте слова правильно. Сделайте вывод: одинаково ли произносится [г] или [г'] в разных частях слова?
Герой, грибок, погоди, сапог, государство, погода, погнётся, порог, пороги, стог, диалог, где, когда, пропаганда, творог, друг, Бог.Какие слова рифмуются с данными, если соблюдать правила произношения? Почему не все слова рифмуются? Произнесите слова правильно.
стук двух
друг
протух плуг
подруг
пробег смех
снег
Олег бег
Приведите ещё примеры рифмующихся слов.
Для севернорусских говоров характерно различение безударных гласных [о] и [а], в основном в первом предударном слоге. Поэтому учащимся предлагается, например, произнести слова маяк, опять, полёт, давать, диалог и ответить на вопрос: какие звуки произносятся на месте о и а в первом предударном слоге? Школьники сопоставляют диалектное и литературное произношение безударных гласных и под руководством учителя делают вывод, что для диалектов характерно оканье; а для литературного языка – аканье. Далее они выполняют следующее упражнение:
Какие гласные звуки произносятся на месте подчёркнутых букв? Прочитайте предложения правильно.
Поезда пошли по новой, более короткой железнодорожной колее.
Малыш взял лопатку и вышел на улицу.
Диалог – это разговор двух и более лиц.
Прямая речь заключается в кавычки.
Говорить нужно правильно, в соответствии с нормами литературного языка.
Если будут допущены ошибки, то учитель обратит внимание учащихся и прочитает предложения ещё раз правильно, добиваясь того же от школьников.
Упражнения, позволяющие интегрировать темы орфографии, орфоэпии и лексикологии.
Цель подобных упражнений – создать условия для осознанного усвоения норм орфоэпии, воспитать потребность в речевом самосовершенствовании, используя правила орфоэпии как ключ в решении спорных вопросов.
5 класс. Тема "Согласные перед е в заимствованных словах".
Сначала читается правило:
"В ряде употребительных слов, которые пришли в русский язык из других языков, согласные перед е [э] произносятся мягко: [тʼ]екст, му[зʼ]ей, [тʼ]ермин и т. п. Однако в ряде часто употребляемых слов звучит только твёрдый согласный: пар[т]ер, мо[д]ель, шо[с]е, [т]еннис, а[т]елье, бу[т]ерброд и т.д.".
В то же время нормы орфоэпии нашего времени предполагают возможность двоякого произношения некоторых слов: [дʼ]ефис и доп. [д]ефис, ба[сʼ]ейн и доп. ба[с]ейн.
Затем предлагаются задания типа:
Заполните таблицу примерами, приведёнными в известном вам правиле о произношении заимствованных слов. Пользуясь школьным орфоэпическим словарём, найдите и запишите ещё по 5-7 слов с таким же звучанием согласного в каждую колонку. Сделайте вывод, вспомнив по памяти правило.
Твёрдый согласный перед е Мягкий согласный перед е Допустимо как мягкое, так и твёрдое произношение согласного перед е
Образец: мо[д̕э]ль Образец: [т̕э]кстОбразец: прог[рэ]сс и доп. прог[рʼэ]сс
Перепишите, правильно прочитайте эти слова.
Составить сх..му, цвета сп..ктра, ..герский костюм, древний ..пос, великая ..поха, широко..кранный фильм, забавный ..пизод, ди..тическая столовая, личная гиги..на, лежать под т..нтом, неподражаемая мод..ль, длинный тунн..ль, прекрасное шосс.., картофельное пюр.., горячий коф.., новая т..ма, опасный инцид..нт, медленная ..волюция, плавательный басс..йн, краеведческий муз..й, заменить шт..псель, разбить пенсн.., тёмный силу..т, шить пальто в ат..лье, ст..нд с книгами.
Прочитайте вслух, обращая внимание на произнесение иноязычных слов с двойными согласными и согласными перед е. Выпишите слова с двойными согласными, которые произносятся как одиночные, и слова с твёрдыми согласными перед звуком [э]. Укажите (устно) лексические значения выписанных слов.
Густая масса, территория завода, подать аппеляцию, группа студентов, баллоны с горючим, корректный человек, удвоить темпы, музей народного искусства, лист фанеры, молодёжное кафе, чашка кофе, ателье проката вещей, участвовать в кроссе, отзывы прессы, избирательный бюллетень, стенд, шёлковое кашне.Прочитайте и укажите ударение в выделенных словах. Перепишите, обозначая его. При затруднении проверьте слова по орфоэпическому словарю.
Уб..дительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заключить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, полезное изобретение, плантации каучука, новый жилой квартал, работать комбайнёром, твёрдое намерение, облегчить боль, место в партере, выразить соболезнование, средства связи, чашка из фарфора, новые хозяева, ходатайствовать о зачислении на курсы. Следующий тип упражнения объединяет проблемы грамматики (определённые формы глагола, формы причастия и орфоэпические нормы). Следовательно, их необходимо использовать в процессе изучения закрепления глагола.
Прочитайте, укажите ударение в словах. Перепишите, отметив в них ударение. На каких правилах основано написание пропущенных букв?
а) Утки над озёрами подняли крик.
б) Мы ворвались на полустанок и заняли его.
в) Уже огни были зажжены.
г) Длинные волосы его были совсем белы.
д) Половина из этих полос была уже скош..на.
е) Здания и заборы были окле..ны плакатами.
5 класс. Тема: "Произношение имён прилагательных в сравнительной и превосходной степени"
Прочитайте, соблюдая правильное ударение в выделенных словах. В каком из них ударение переместилось со второго слога (в начальной форме на третий)?
а) Огня горячее и твёрже стали
Отважных бойцов сердца.
(А. Сурков)
б) И как отрадно было видеть нам,
Когда наш лён – на всём своём массиве, –
Прип̕однятый, выравнивался сам
И день за днём всё делался красивей.
(М. Исаковский)
Полные
причастия Краткие причастия
ж.р.
ед.ч. м.р.
ед.ч. ср.р. ед.ч. мн.ч.
Запертый Начатый Поднятый ПринятыйСогнутый 6 класс. Тема: "Ударение в кратких страдательных причастиях".
а) Образуйте и запишите краткие формы от следующих полных причастий, расставляя ударение и вспомнив правило их произношения. Почему формы женского рода вписаны в первую колонку, то есть не по порядку? Прочитайте без ошибок.
Какое слово не подчиняется данному правилу? Проверьте себя по школьному орфоэпическому словарю. Прочитайте все формы этого слова с правильным ударением.
Исключение: согнутаб) Расставьте ударение в глаголах. Прочитайте вслух без ошибок. Почему форма мужского рода прошедшего времени некоторых глаголов в упражнении отсутствует?
Ждать – ждала, ждало, ждали; задать – задал, задала, задало, задали; начать – начал, начала, начало, начали; понять – понял, поняла, поняли; создать – создала, создала, создало, создали; жить – жила, жило, жили; быть – была, было, были.Тема: "Варианты произношения".
Сначала вниманию школьников предлагаются теоретические сведения о вариантах произношения, а затем даются упражнения, подобные следующему:
Выразительно прочитайте. Как всё-таки произносится выделенное слово? Какую произносительную ошибку можно допустить в словах? А как правильно сказать?
Шутка
Мой дядя выяснял лет сорок,
И всё же выяснить не мог –
Как говорить вернее: творог?!
А может, правильней – творог?!
Упражнения, вырабатывающие умение воспроизводить слова с орфоэпическими пометами. Они предупреждают говорящего о том, как следует или как не следует произносить то или иное слово. Их цель – научить школьников грамотно читать написанное. Здесь активно используется работа с орфоэпическим словарём.
5 класс.
Прочитайте, соблюдая правильное ударение. Перемещается ли оно при образовании деепричастия по сравнению с глаголами?
Начать – начав, передать – передав, поднять – подняв, принять – приняв, понять – поняв, продать – продав, прожить – прожив, положить – положив, создать – создав.Упражнения с предварительной орфоэпической подготовкой, осуществляемой самими учащимися под контролем учителя. Имеется в виду обозначение ударения и произношения (перед чтением) в словах, вызывающих орфоэпические затруднения.
В данных ниже словах ошибка является очень грубой.
Агент, аэропорты, во-первых, наречие высоко (например, поднял – как? - высоко), дети: детям, с детьми, о детях, инженер: инженеры, инженеров, инженерам, об инженерах, кишка: кишки, магазин, мозг: мозги, молодёжь, морковь, нефтепровод, ножницы: нет ножниц, к ножницам, с ножницами, о ножницах, обеспечение, осуждённый, осуждённая, осуждённое, осуждённые, осуждён, осуждена, осуждено, осуждены, полис: полисы, процент, свёкла, семья: нет семьи, в семью, с семьёй, о семье, сервиз (набор посуды), но: сервис (обслуживание), тошнота, фарфор, ходатай, ходатайство, ходатайствовать, хозяин: хозяева, нет хозяев, к хозяевам, с хозяевами, о хозяевах, человек: люди: людей, людям, с людьми, о людях, сливовый, столяр. 5. Упражнения на сопоставление звуков и букв. Цель их – научить школьников различать звуки и буквы, произносить правильно звуки и названия букв, поэтому изучается совместно с фонетикой.
1) В каком слове произносится твёрдый глухой шипящий звук? Какой звук именно?
а) тираж, б) врач, в) щека г) жарко
2) В каком слове букв меньше, чем звуков?
а) рожь, б) ямка, в) встань, г) едешь
6. Упражнения, вырабатывающие умение по ритму и рифме стихов словах, могут проводиться с уроками словесности, литературы, уроки развития речи.
Классические стихотворные тексты благодаря их ритмической организации и рифме могут с успехом использоваться для закрепления умений и навыков литературного произношения и ударения. Отбирая стихотворения (отрывки), следует учитывать характер рифмы, которая может быть как точной, так и неточной. Для учебных целей более всего подходят тексты с точной рифмой. Для целей обучения интересны и показательны поэтические строки, в которых некоторые слова надо произносить в контексте времени, в котором жил поэт: музыка (у Пушкина).
класс
а) Работа всякого
Нужна одинаково.
(В. Маяковский)
б) Какой мне год – не спрашивай,
Одно скажу в ответ:
Я старше моря нашего
На целых десять лет.
(С. Маршак)
в) Заказное из Ростова
Для товарища Житкова.
– Заказное для Житкова?
Извините. Нет такого.
С. Маршак)6 класс
Как правильно на поле или на поле? Что в стихах подсказывает ответ? Сделайте вывод. В каких словах при письме употребить букву ё? Какой буквой она заменена в этих текстах? В каких двух словах допущены грамматические ошибки? Можно ли их исправить в тексте?
Конь несёт меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьёт своим копытом.
(А.К. Толстой)
Заждалася сына дряхлая вдовица,
День и ночь горюя, сидя под божницей.
Вот прошло – проплыло уж второе лето,
Снова снег на поле, а его всё нету.
(С. Есенин)
Запоминанию правильного ударения в некоторых словах способствует отгадывание следующих загадок с пропуском загаданного слова. Рифма предыдущей строки подсказывает правильное ударение. Таким образом, здесь вырабатывается развитие трёх групп: когнитивной, методологической и креативной.
На бахче у нас растёт,
Как разрежешь – сок течёт;
Свеж и сладок он на вкус, называется … .Это зелье ты не тронь:
жжётся больно, как огонь.
Неприметна, некрасива,
Называется … .Из меня посуду тонкую,
нежно – белую и звонкую
обжигают с древних пор,
называюсь я … .Стелют на матрас меня,
называюсь … .Чтоб скорей в библиотеке
отыскать ты книгу смог,
в ней бывает картотека,
специальный … .Буквы – значки, как бойцы на парад,
в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
и называется всё … .7. Упражнения, показывающие смыслоразличительную функцию русского ударения. Выполняя их, школьники осознают, что от места ударения зависит не только правильность – неправильность произношения, но и в ряде случаев лексическое значение слова.
В качестве иллюстрации смыслоразличительной роли ударения можно предложить учащимся следующие загадки:
а) Я травянистое растение
с цветком сиреневого цвета,
но переставьте ударение,
и превращусь я в конфетку.
б) Я сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения:
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я.
в) Мы – для пильщика подставка,
мы – для кучера сидение.
Но попробуй-ка, поставь-ка
нам другое ударение –
осторожней будешь с нами:
забодаем мы рогами!
На этапе изучения системных отношений в лексике недопустимо исключить работу по орфоэпии:
в целях формирования представления об омофонах и отличии их от лексических омонимов;
в целях развития орфоэпической грамотности.
б) Найдите омонимы. Каково их лексическое значение? А как они произносятся? Сделайте вывод о роли ударения в данных примерах. Прочитайте отрывки из стихотворений правильно и выразительно.
Скорей, сестра, на рыб взгляни.
Попались на крючок они!
В ведёрко руку окуни,
Не бойся, это окуни!
(Я. Козловский)
Облака уже красны,
Смотрят сосны:
Лихо прыгают козлы
Через козлы.
Крикнул филин: – Я сего
Не одобрю дела.
Ну-ка, марш, козлы, в село.
Солнце село.
(Я. Козловский)
3) Сколько слов здесь действительно записано? Докажите. Прочитайте их правильно, составив предложения. Объясните, чем они отличаются в значении?
а) Мука, замок, атлас, хлопок, пропасть.
б) Пора, пахнуть, трусить, избегать, угольный, вычитать.
Укажите, почему не рифмуются помещённые ниже двустишья.
а) "Рожь" мы пишем с мягким знаком,
с этим я давно знаком.
б) Уродились густые хлеба,
будет много душистого хлеба.
Как изменится смысл предложения Берега заросли, если прибавить вначале предлог у?
Откуда взято следующее предложение:
" – Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны!".
В каких словах здесь возможны иные ударения? Как они изменят смысл этих слов? Почему невозможно другое ударение в слове натяните?
Слова венец (житель Вены) и венец (венок) различаются лишь ударением (венца – венца, венцу – венцу и т. д.). А в какой форме эти слова различаются также и правописанием?
К заданиям комплексного характера следует отнести упражнения, объединяющие орфоэпию с фонетикой.
Прочитайте. Укажите, какие буквы обозначены выделенными буквами. Сделайте фонетический разбор выделенных слов, указав в каждом: а) количество слогов, место ударения; б) гласные звуки (ударные и безударные) и буквы, их обозначающие; в) согласные звуки (охарактеризовать каждый: глухой или звонкий, твёрдый или мягкий) и буквы, их обозначающие; г) количество звуков и букв в слове.
Отлёт (птиц) – (молодой) атлет; развеваться (по ветру) – (бурно) развиваться; везти (сено) – вести (беседу).Ночной патруль; властный жест; наши мечты, стоять у кассы, темпы роста.
Улицы пустынны. Вдали что-то дымится.
Орфоэпические упражнения – задачи, дающие возможность, исходя из знания соответствующего правила, вспомнить его, подкрепляя примерами.
1. Расшифруйте записанные в виде задачи орфоэпические правила. Приведите примеры на данные правила.
а) зч и сч = [щʼ]; чн = [шн] в некоторых словах и [чʼн] – во многих;
б) а и о в первом предударном слоге без ударения = [а];
в) я в первом предударном слоге = [иэ].
9. Упражнения, вырабатывающие умение фиксировать и исправлять произносительные ошибки в чужой речи, то есть умение анализировать речь окружающих людей с точки зрения её фонетических и акцентологических особенностей.
1) Какие ошибки в произношении зафиксированы в данных словах? Прочитайте их правильно. В каком слове встретились сразу две ошибки?
Коне[чʼн]о, д[о]рога, [тʼа]нуть, идё[тʼ], мя[кш]е, [̕эр-фэ] (Российская Федерация), мусоропровод, ля[ш], восе[м], лош[а]дей, обле[к]чить.
Прочитайте про себя.
Прочитайте вслух, обращая внимание на правильное произнесение слов с выделенными буквами. Выпишите слова в таком порядке:
а) с непроизносимыми согласными;
б) с сочетанием чт, произносимым как [шт];
в) с сочетанием чн, произносимым как [шн];
г) с сочетанием чн, допускающим произношение [шн] и [чн].
Поздний вечер, прежние хозяева, нечто новое, что-то известное, вечный зов, сделать нарочно, сердечный приступ, новая прачечная, Наталья Саввична, Ольга Никитична, пустячный случай, пойти в булочную, конечный результат, конечно, исполнить довольно скучно, молочные продукты, наши сверстники, участвовать в параде, чувствовать ответственность. Прочитайте про себя. Найдите слово, в котором при чтении в данном стихотворении речи предполагается орфоэпическая ошибка. Произнесите его правильно. А теперь прочитайте текст вслух с соблюдением норм орфоэпии. Сохраняется ли ритм и рифма стиха? Почему?
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
10. Упражнения по русской интонации вырабатывают у учащихся умения и навыки произнесения фраз и текста в соответствии с законами и правилами русской интонации. Из всего многообразия её проблем следует сосредоточиться на мелодике речи с её паузами и логическим ударением, причём углубленное и в то же время адаптированное изучение приходится в основном на 8-9 классы, где в центре внимания систематический курс синтаксиса, и обязательно продолжается в старших классах.
При подготовке фраз и текстов к устному исполнению школьники графически обозначают повышение и понижение голоса, паузы внутри и в конце фразы, расставляют логическое ударение. Разметив таким образом текст, учащиеся приступают к его исполнению. Приведём один пример.
Прочитайте предложения в соответствии с разметкой. В чём особенности интонации сложных предложений?

а) То скрипнет дверь, / то тихо отворится калитка,

/ то сгорбленная фигура плетётся от дома по огородам. //
(В.Г. Короленко)

б) Ни о чём не хочется думать, / или бродят мысли и воспоминания, /

мутные, / неясные, как сон.//
(А.С. Серафимович)
в) На берегу на промысле / горели два костра, /

а в море никого не было.//
(М. Горький)
11. Упражнения, вырабатывающие правильную дикцию, то есть ясное, отчётливое произнесение звуков.
Произнесите следующие сочетания звуков несколько раз, меняя темп от медленного до быстрого. Следите, чтобы они звучали отчётливо, ясно.
а) тадита – тадитя б) датида – датидятадито – тадитё датидо – датидётадиту – тадитю датиду – датидютадитэ – тадите датидэ – датидетадиты – тадити датиды – датиди6 класс.
Прочитайте скороговорки три раза: сначала медленно, затем быстрее, и после, ещё быстрее. Звуки (особенно повторяющиеся) во всех трёх случаях должны произноситься внятно, отчётливо.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Купи кипу пик.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Для отработки и проверки правильности произношения наиболее "трудных" согласных в каждом классе (начиная с пятого) можно подать поговорки:
[ж]: Шуба лежит, а шкура дрожит.
Конь бежит, земля дрожит.
Жить – поживать да добра наживать.
[л]: И нескладно, да ладно.
Колос от колоса – не слыхать голоса.
Ел не ел – за столом сидел.
[р]: Морочила морока, а пророчила сорока.
Семеро ворот, да все в огород.
Хороша парочка – баран да ярочка.
[с]: У осы не усы, не усищи, а усики.
Слышу, лиса, про твои чудеса.
Без косы сена не накосишь.
[т], [д]: Хоть плыть, да быть.
Старость не радость, а молодость не корысть.
Глядеть гляди, да кругом обходи.
[чʼ]: Час от часу не легче[х].
Невеличка – синичка, да тоже птичка.
Шуба овечья, да душа человечья.
[ш]: Скажешь – не воротишь,
напишешь – не сотрёшь,
отрубишь – не приставишь.
У всякой пташки свои замашки.
Знай кошка своё лукошко.
[щʼ]: Еду – не свищу, а наеду – не спущу.
Где щи, тут и нас ищи.
Прощай, да не стращай.
Эти методические рекомендации позволяют более эффективно развивать орфоэпическую грамотность в школьном курсе русского языка. Использование рекомендационных приёмов при целенаправленной работе с практической частью ученика должно быть частью интегрированного курса, так как применении орфоэпии ни на одном уроке не являются основной образовательной целью.
Значит, мы сочетаем орфоэпию с лексикой (при изучении заимствованных слов), орфоэпию с грамматикой.
. Экспериментальные задания для учащихся 11-го класса
С целью выявления уровня усвоения орфоэпической грамотности старшеклассников в период практики в Жемчугской средней общеобразовательной школе Тункинского района Республики Бурятия в 11-ом классе был проведён эксперимент в два этапа, в котором участвовало 12 человек (100 %). Первый этап с целью выявления уровня знания материала по этой теме производился спонтанно, не требовал определённой подготовки от школьников.
Содержание первого этапа: измерительный материал из ЕГЭ части А, разных вариантов заданий номера А3.
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
а) прибЫлб) прИнятав) клАлаг) красивЕе2. а) (просторные) склады
б) положила
в) прИнявг) согнУтый3. а) дозировАтьб) сорвАлав) донИзуг) завсегдАтай4. а) упрочЕниеб) щАвельв) зАвидног) отогнала
5. а) отобрала
б) бантЫв) изогнУтыйг) сливОвыйВ течение недели проводились дополнительные занятия, на которых ребятам были предложены задания на различные виды упражнений, связанные с орфоэпией.
Содержание второго этапа: был выбран род занятий – комбинированные типы упражнений, включающие орфоэпию с грамматикой.
Прочитайте и укажите ударение в выделенных словах. Перепишите, обозначая его. При затруднении проверьте слова по орфоэпическому словарю.
Уб..дительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заключить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, полезное изобретение, плантации каучука, новый жилой квартал, работать комбайнёром, твёрдое намерение, облегчить боль, место в партере, выразить соболезнование, средства связи, чашка из фарфора, новые хозяева, ходатайствовать о зачислении на курсы. Прочитайте. Укажите, какие буквы обозначены выделенными буквами. Сделайте фонетический разбор выделенных слов, указав в каждом: а) количество слогов, место ударения; б) гласные звуки (ударные и безударные) и буквы, их обозначающие; в) согласные звуки (охарактеризовать каждый: глухой или звонкий, твёрдый или мягкий) и буквы, их обозначающие; г) количество звуков и букв в слове.
а) Отлёт (птиц) – (молодой) атлет; развеваться (по ветру) – (бурно) развиваться; везти (сено) – вести (беседу).б) Ночной патруль; властный жест; наши мечты, стоять у кассы, темпы роста.
в) Улицы пустынны. Вдали что-то дымится.
1. Прочитайте, укажите ударение в словах. Перепишите, отметив в них ударение. На каких правилах основано написание пропущенных букв?
а) Утки над озёрами подняли крик.
б) Мы ворвались на полустанок и заняли его.
в) Уже огни были зажжены.
г) Здания и заборы были окле..ны плакатами.
д) Половина из этих полос была уже скош..на.
Задания, предложенные на первом этапе, как оказалось, ребята выполнили значительно хуже, потому что проводился с целью выявления уже имеющихся знаний, умений и навыков по орфоэпии, и ребятам не отводилось время для подготовки, закрепления, повторения материала. И этот вид задания вызвал у них затруднения. Из 100 % учеников на "отлично" справились 17 %, на "хорошо" – 25 % учащихся. На удовлетворительную оценку выполнил 41 % , и не справились с данным заданием и что не повторилось (допустили 5-6 ошибок), к сожалению, 17 % учеников, чего не было допущено при выполнении заданий второго этапа.
Несмотря на то что задания II этапа требовали более внимательного выполнения и подробного ответа от учащихся, с ними ребята справились гораздо быстрее и лучше. 25 % учащихся справились с заданием без ошибок и работы их оценены соответственно на "отлично". Далее, 50 % учащихся, что составляет половину учащихся, выполнявших работу, справились с заданием на "хорошо", т. е. с одной и двумя допущенными ошибками. И оставшиеся 25 % выполнили тестовое задание на оценку "удовлетворительно", ими было допущено не более 3-4 ошибок.
Итак, для повышения уровня речевой компетентности школьника, развития орфоэпической грамотности, хорошей подготовленности к экзамену в формате ЕГЭ, и не только, следует уделять внимание и орфоэпии наряду с другими разделами школьного курса русского языка. Орфоэпию следует включать во все разделы русского языка.

Заключение
Устная речь обслуживает разные сферы общественной жизни, и потому её нормы могут соблюдаться с различной степенью обязательности. В то же время в общественном сознании публичная речь политиков, государственных деятелей, писателей, телеведущих, журналистов, преподавателей воспринимается как образцовая, служит ориентиром для аудитории, к которой эта речь обращена. Однако анализ ошибок в языке электронных СМИ, рекламы, депутатов разных уровней, госчиновников и т. д. показывает, что в последние годы широко распространилось такое явление, как закрепление неверных вариантов произношения (даже выходящих за пределы литературной нормы), против которых дружно выступают нормативные словари и справочники. При этом большинство зрителей и слушателей остаётся в неведении: это ошибка или, может быть, уже новая норма, если так "все говорят" и особенно если так говорит радио-, тележурналист, ведущий, комментатор, обращающийся к огромной аудитории (облегчить, начался, звонит, плыло, взяты, предпринята, к сталетию, пятиста и т. д.).В условиях колебания и обновления произносительных норм, размывания границ литературной нормы под влиянием разговорных, просторечных, жаргонных и иноязычных вариантов огромное значение отводится развитию правильности речи школьников. В том числе показать и вариантность, которая является закономерным фактором функционирования и развития языка. Учащемуся необходимо ввести в норму работу со словарями и справочниками, где как можно полно отражаются и строгие нормы, и явления вариативности.
Во многих словарях указываются формы слов, вызывающие затруднения с точки зрения их образования или произношения. Однако по существующей лексикографической традиции, обусловленной не в последнюю очередь соображения экономии места и стремлением минимизировать избыточную информацию, формы слов, как правило, представлены лишь окончаниями (и / или суффиксами с окончаниями), особенно в словарях, рассчитанных на специалистов. Читатель должен сам решить лингвистическую задачу, подставив к основе окончание и восстановив искомую форму: замолвить, -влю, -вит, пов. замолви; начальный, -ая, -ое, кр. ф. -лен, -льна, сравн. ст. -ее; устыдиться, -ыжусь, -ыдится и т. д.
Практика показывает, что в последнее время наибольшее число ошибок приходится именно на формы слов, ранее не вызывавшие затруднений (начался, предпринята). Поэтому в школьном курсе русского языка большое внимание следует уделять орфоэпическим проблемам при изучении "Морфологии" и "Синтаксиса", в работе с различными словоформами.
Предлагаемый вниманию "Орфоэпический словарик" фиксирует именно литературную произносительную норму, которая представлена в современных нормативных словарях и справочниках.
В словаре учитывается необходимость более широкого представления вызывающих затруднения словоформ, чтобы дать школьнику возможность проследить за поведением ударения в слове, сосредоточивается внимание на тех словах, где особенно часто встречаются ошибки. В ряде случаев приводятся слова, не вызывающие, на первый взгляд, затруднений, с тем, чтобы показать, что норма их произношения, несмотря на распространённость другого варианта в разговорной или профессиональной речи, остаётся прежней: конструктор, конструктора… о конструкторе; мн. конструкторы, конструкторов… о конструкторах.
Словарь рассчитан на школьника, с целью повышения его речевой культуры.
В процессе данной работы нами были решены следующие задачи:
изучена литература о нормах русского языка и особенностях русского ударения;
составлен уместный, в школьный период формирования личности, систематизированный словарь с большим количеством единиц, по сравнению с предложенными в школьных учебниках;
исследован практический материал, направленный на формирование и развитие произносительных умений и навыков;
проведён эксперимент, включающий проверку умения и навыков учащихся с помощью разработанных заданий;
предложены пути повышения орфоэпической правильности.
Современное состояние русской устной речи характеризуется активным обновлением произносительных норм и расширением числа произносительных вариантов.

Список литературы:
Аванесов Р. И. Русское литературное произношение: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 "Рус. яз. и лит." – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 384с., ил.;
Аванесов. Р. И. Ударение в современном русском литературном языке. Учпедгиз. Москва, 1955. – 56 с.;
Арсирий Т. А., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. Государственное учебно – педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР. Москва – 1963.;
Баранов М. Т., Ладыженская Т.Р., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. М.: Просвещение 2010г.;
Баранов М. Т. "Методика преподавания русского языка в школе";
Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык / Под ред. Валгиной: учебник для вузов - Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2001 – 528 с.;
Вербицкая Л. А. Русская орфоэпия. – Ленинград, 1976;
Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – 208 с. – (Б-ка учителя рус. яз. и лит.);
Греков В. Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 39-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 286 с.;
Иванова Т. Ф. "Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2004. – 912 с.;
Львов В. В. Орфоэпия на уроках русского языка: 5-9 классы / В. В. Львов. – М.: Издательство "Экзамен", 2011. – 191, [1] с. (Серия "Учебно – методический комплект");
Львов М. Р. Словарь – справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 "Рус. яз.и лит." – М.: Просвещение, 1988. – 240с.;
Моисеев. А. И. Русский язык: фонетика. Морфология. Орфография. Пособие для учителей. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, - 1980. – 255 с., ил. – (Б-ка учителя рус. яз.);
Новейший словарь иностранных слов и выражений. – М.: ООО "Издательство АСТ", Мн.: Харвест, 2002. – 976 с.;
Пахнова Т. М. школьнику и абитуриенту. Учебно – методическое пособие. / Т. М. Пахнова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство "Экзамен", 2008. 157 [3] с. (Серия "ЕГЭ. 100 баллов");
Русский язык: Учебник для 5 класса средней школы. / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская , Л. А. Тростенцова, И. И. Кулибаба – 14- изд., перераб. – Издательство "Просвещение", 1974, 368 с.;
Русский язык: Учебник для 5-6 классов. / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. – 11-е изд., перераб. – М.:"Просвещение", 1974, 368 с.;
Русский язык:Учеб. для 7 класса сред. шк. / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Т. А. Ладыженская и др. – М.:"Просвещение", 1989. – 192 с., 4 л.: ил.; Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. – 17-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1995 – 191 с.;
Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений /С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. – 17-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1994. – 144 с.;
Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений: Учеб. пособие для 6-7 кл. общеобразоват. учеб заведений / Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Пименова, А. П. Еремеева и др.; Сост. Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Пименова; Науч. ред. В. В. Бабайцева. – 2-е изд. – М.: Просвещение,1994. – 256 с.: ил.; Русский язык: Учебн.: для 5-го класса средней школы/ И. С. Ильинская, М. В. Панов, С. М. Кузьмина, Н. Е. Ильина и др.- 2-е изд., - М.: 1995.
Русский язык: Учебник для 6-го класса средней школы/ Л. Н. Булатова, Н. Е. Ильина, Е. В. Красильникова, С. М. Кузьмина и др. М.: 1997;
Русский язык: Учебник для 7-го класса средней школы / М. В. Панов, Л. Н. Булатова, С. М. Кузьмина, Н. Е. Ильина и др. М.: Издательство "Реал-А", 1998, 320 с.;
Русский язык: Учебник для 8-9 классов средней школы/ Н. Е. Ильина, С. М. Кузьмина, Т. А. Рочко, Е. Н. Ширяев, Е. Н. Красильников, Д. Н. Булатова, И. С. Ильинская / Под ред. М. В. Панова М.: Издательство "Реал-А", 2000, 352 стр.;
Русский язык. 5 кл. : Учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 1о-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009 – 315с.:ил., 8 л. цв. вкл.;
Русский язык. 6 кл. : Учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010 – 363, [5] с. : ил., 8 л. цв. вкл.;
Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.– 320 с.: ил., 8 л. цв. вкл.;
Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.– 267, [5] с.: ил., [8] л. цв. вкл.;
Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.– 269, [3] с.: ил., [8] л. цв. вкл.;
Слобин Д. И. Анализ теории и практики методики обучения. Курск, 1994. – 215с.;
Современный русский язык: Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. – 7-е изд. – М.: "Айрис – пресс", 2005 – 448 с.;
Современный русский язык: Учеб. для филол. / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др.; Под ред. В. А. Белошапковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1989. – 800 с.;
Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред. школы. – 35-е изд. – М.: Просвещение, 1980. 224 с.;

Приложение
Орфоэпический словарь для учащихся пятого класса
Сущ. ино-
язычного
происхожде-ния Активный запас современного русского литературного языка
Существи-тельныеПрилага-тельныеГлаголы Наречия Союзы
Ед.ч. им.п.:
абажур
абрикос
авария
авиация
автобус
автомобиль
адрес
акция
аквариум
акробат
акула
алфавит
альбом
амфитеатр
анис
антенна
[тэ̕] [н]
аптека
арбуз
ария
аромат
ателье [тэ],
нескл . сущ .
атлет
атмосфера
афиша
аэропорт
базар
байдарка
бакалея
баклажан
балерина
балет
балкон
бамбук
барсук
батарея
батон
бахрома
бегемот
бетон
библиотека
бидон
бинокль
бисер
бокал
браслет
брошюра
бульон
бутерброд
вагон
велосипед
веранда
вермишель
винегрет
виноград
вольер
газон
галантерея
галерея
гардероб
георгин
герань
гербарий
геркулес
гиена
гиппопотам
гладиолус
говядина
горилла
гостиная
гравюра
графин
декорация
дельфин
депо
[дʼ], доп. [д],
нескл. сущ.
дефис [дʼ]
диалог [к]
дирижабль
дирижёр
дракон
жакет
жасмин
желе
жонглёр
жюри
зефир
индекс [д]
инженер
интервью [т],
нескл. сущ.
интерьер
кабина
кабинет
каблук
календарь
камзол
камин
канарейка
каракуль
карета
карнавал
карусель
каучук
кафтан
кафе [фэ],
нескл. сущ.
кафтан
кашалот
кашне [нэ]
кашпо
каштан
квартал
километр
кенгуру
кефир
кипарис
кирпич
колбаса
коленкор
колибри
колпак
комод
композитор
компот
компьютер [т]
кондуктор
конфета
концерт
корабль
корона
костюм
коттедж
кофе [фʼ],
нескл. сущ., м.р.
крахмал
крейсер
крем [рʼэ]
крендель
кровать
купе [пэ]
лиана
лимон
линкор
лотерея
[т] и доп. [тʼ]
лохань
магазин
магнолия
майонез
[jʼа], [нʼэ]
макароны
мамонт
маргаритка
мартышка
машина
мебель
медуза
мелодия
мимоза
модель [дэ]
мозаика
мольберт
монограмма
морковь
мотоцикл
музей [зʼ]
одеколон
омлет
орангутанг
оркестр
орнамент
орхидея
осина
осока
офицер
павильон
павлин
палас
пальто
панцирь
парашют [шу]
парикма-
херская [к]
партер [тэ]
пенсне
пианино
пиджак
пингвин
пион
пионер [нʼ]
планёр
(планер – доп.)
пломбир
попугай
портфель
прогресс [рэс] и доп. [р̕эс]
проспект
пуловер
пюре [рэ], нескл. сущ.
редис
резеда
резина
ремонт
рояль
салат
сантиметр
сарафан
свитер [тэ]
секретер
сессия
[сʼэсʼсʼ] и [сэсʼсʼ]
сервант
серпантин
сессия
сигнал
силос
сироп
скелет
снег [сʼнʼ], [к]
статуэтка
стеллаж
тарелка
театр
текст [тʼ]
тема [тʼ]
темп [тэ]
теннис [тэ]
тире [рэ],
нескл. сущ.
томат
тоннель
торт
трамвай
трасса
трикотаж
тротуар
туалет
туннель
универмаг
упаковка
фарфор
фасоль
фасон
фаянс
фейерверк
фестиваль
фиалка
фигура
фонетика
фонтан
форзац
халат
хризантема
целлофан
цемент
цилиндр
цитрус
чародей
черешня
шакал
шедевр
шимпанзе [зэ]
шоколад
шоссе
[шыэсэ] и [шосэ],
нескл. сущ.
шофёр
экипаж
эсминец
эстамп
этажёрка
Сущ. в ед.ч. р.п.:
диалога [г]
снега [г]
торта
форзаца [ц]
шофёра
Сущ. во мн. ч. им.п.:
апартаменты
аплодисменты
галоши
гардины
бутсы
витамины
инженеры
калоши
консервы
мандарины
манжеты
панталоны
оладьи
сандалии
торты
шофёры
Сущ.
во мн.ч. р.п.:
тортов

шофёров
Прилага-тельныев ед.ч. им.п.:
ажурный
аккуратный
алфавитный
алый
грациозный
карминный
кухонный
лазурный
овальный
оранжевый
палевый
пунцовый
пурпурный
розовый
фиолетовый
Глаголы:
аплодировать
досуг
древесина
ежевика
жаворонок
жеребёнок
животное
жизнь
занавес
иволга
Ильинична [шн]
искусство
камыш
каравай
карась
кастрюля
кисель
клубень
коврижка
ковыль
коготь
козявка
колос
комар
комната
конверт
копыто
коростель
корыто
коряга
косынка
котлета
кочан
кочерыжка
крапива
кружево
крыжовник
кувшинка
куропатка
лебеда
лепесток
лепёшка
лопух
лоскут
лосось
лягушка
медведь
[дʼвʼ] и [дʼв]
мизинец
можжевель-никмолодёжь
мороженое
морфема
мотылёк
мошкара
мусор
налим
насекомое
обезьяна
обувь
овод
овчарка
ожерелье
окорок
олень
ольха
опенок
орех
осьминог
папоротник
паром
парусина
пирожное
пиявка
позвонок
позвоночник
пончик
поросёнок
предмет
пшеница
ракита
раковина
ремень
рожь
ромашка
рябина
салфетка
сапог
сарделька
свёкла
[сʼвʼ о] и [свʼ о]
сирень
скатерть
скворечник [шнʼ]
сковородка
сметана
смородина
сосиска
стакан
столяр
стрекоза
табурет
тополь
улица
фартук
Фоминична [шн]
хлопок
хобот
хозяин
хоровод
хребет
чердак
черепаха
черника
чеснок
чехол
чучело
шинель
шкатулка
щавель [и]
щепотка
щёголь
яблоко
ягода
яичница
[jʼи], [шн]
Сущ. в ед.ч. р.п.:
дождя
[жʼдʼ] и [ждʼ]
медведя
[дʼвʼ] и [дʼв]
щавеля
Сущ.
мн.ч. им.п.:
дожди
[жʼдʼ] и [ждʼ]
медведи
[дʼвʼ] и [дʼв]
сосиски [скʼ]
Сущ. во мн.ч. р.п.:
дождей
[жʼдʼ] и [ждʼ]
медведей
[дʼвʼ] и [дʼв]
багровый
багряный
безалаберный
безмятежный
безрассудный
благородный
великолепный
величественный
добрый

жестокий
значимый
изящный
искусный
коричневый
лиловый
мохнатый
озорной
пустячный [шн]
ржаной
серебряный
скучный [шн]
Краткие прилагатель-ные:
добра
Степени сравнения:
красивый, сравн. ст. красивее,
превосх. ст.
красивейший
В
настоящем времени:
баловать,
балую,
балуешь
баловаться [цъ]
балуюсь,
балуешься
благодарить
включить,
включу,
включишь
выздороветь,
выздоровею, выздоровеешь
жалеть,
жалею,
жалеешь [жыэ]
жечь,
жгу,
жжёшь
[ж] и доп. [жж]
звонить,
звонишь,
звонит
кипеть
класть,
кладу

обворожить
облегчить,
облегчу, облегчишь [хчʼ],
облегчит
повторить,
повторю, повторишь
повторит
положить,
положу, положишь
расположить
руководить,
руководит
сверкать
стричь,
стригу, стрижёшь, стрижём [ж],
стригут
углубить,
углубит
упростить, упростит
Глаголы в прошедшем времени:
быть,
была,
было,
не был,
но: не была
дать,
дала, дали,
не дал,
но: не дала
не дало,
не дали;
(не дал, не дало,
не дали – доп.)
жить,
жила,
жило,
жили;
не жил,
не жила,
не жило,
не жили,
(не жил, не жило,
не жили – доп.)
класть
клала
начать,
начал,
начала [чʼиэ], начало,
начали
начаться,
начался, началась
положить,
положил, положила
понять,
понял,
поняла
принять,
принял, приняла [и]
создать,
создал, создала
(создала –доп. )
Повелитель-ноенаклонение:
будьте добры
положи, положите
Отглаголь-ные сущ.:
одуванчик подсвечник [шн’]
покрывало помощник [шн’]
постель
привидение
произведение
удовольствие
утомление
конечно [шн]
нарочно
[шн]

если [сʼлʼ]
потому что
[шт]
так как
что [шт]
чтобы [шт]