Место орфографии в школьном курсе русского языка


Место орфографии в школьном курсе русского языка
Следует различать основную и частные цели обучения орфографии в школе. Основная цель обучения школьников - формирование орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания.
Существует два уровня овладения орфографической грамотностью: абсолютная и относительная грамотность пишущих. Абсолютная орфографическая грамотность - это умение пользоваться всеми действующими в настоящее время правилами, а также умение безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами. Относительная орфографическая грамотность - это умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по определенному списку.
В школе не ставится цель обеспечить абсолютную орфографическую грамотность выпускников, во-первых, потому, что учащиеся усваивают лишь часть всех орфографических правил, во-вторых, потому, что она практически недостижима, поскольку в языке существует огромное количество слов, правописание которых не регулируется правилами. На этот факт обращал внимание еще в 1940 г. академик Л.В. Щерба, который писал следующее: «Абсолютно грамотными и в орфографии и в пунктуации являются немногие исключительно опытные корректоры и тоже немногие знающие учителя русского языка. Все остальные пишущие люди, считающиеся грамотными, грамотны лишь относительно. Самого себя я никак не могу считать абсолютно грамотным, так как даже, например, при написании этой статьи два раза недоумевал, как надо писать то или иное слово».
Стремление к достижению абсолютной орфографической грамотности привело бы к тому, что, даже затратив на работу по орфографии все учебное время, отведенное на курс русского языка в школе, мы и в этом случае вряд ли успели бы изучить орфографические правила в полном объеме, тем более обеспечить запоминание всех слов с непроверяемыми написаниями. И наконец, в практике письменной речи большинства людей многие правила оказываются необходимыми чрезвычайно редко, а многие слова с непроверяемыми написаниями вовсе не употребляются. Изучение таких правил и малоупотребляемых слов было бы слишком затруднительным и нецелесообразным.
В школе ставится задача сформировать относительную орфографическую грамотность учащихся. Для достижения относительной орфографической грамотности необходимо реализовать следующие частные учебные цели:
- познакомить школьников с основными орфографическими понятиями;
- сформировать у учащихся орфографические умения на основе этих понятий;
- научить писать слова с непроверяемыми орфограммами;
- сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарем;
- создать необходимые условия (предпосылки) обучения школьников орфографии.
Орфография - самостоятельный раздел науки о языке. Она имеет свою систему понятий, принципов, поэтому в школе теоретически возможно компактное ознакомление с ней либо до изучения грамматики, либо после ее изучения. Первая возможность в школе нереальна в связи с тем, что русская орфография связана со всем языком - со всеми его уровнями, и незнание сведений о нем не позволит успешно заниматься орфографией. Компактное изучение орфографии после ознакомления с грамматикой возможно, но нецелесообразно, так как фактически для формирования орфографических умений будет потеряно три года.
Издавна сложилась практика параллельно рассредоточенного ознакомления с орфографическим материалом при изучении фонетического, морфемного, словообразовательного и морфологического материала. Такое размещение орфографии в школьном курсе русского языка обеспечивает научные основы понимания учащимися сущности изучаемых орфограмм, а также постепенность и длительность работы по формированию у них относительной орфографической грамотности.
В современном школьном курсе русского языка, как и в прошлом, орфограммы и соответствующие им орфографические правила изучаются последовательно одно за другим. В последнее время в литературе предлагается изучать орфограммы группами, объединенными по признаку какой-либо общности, например, гласные после шипящих в суффиксах, мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах, н и нн во всех частях речи, не с разными частями речи и др. Полностью реализовать этот принцип затруднительно, поскольку в группах оказываются орфограммы, условия выбора которых зависят от знаний, еще неизвестных учащимся. Так, в 5 классе затруднительно обучить детей правописанию гласных после шипящих в суффиксах разных частей речи, потому что еще не изучены причастия и наречия. Чтобы в 5 классе научить школьников умению употреблять букву ъ после шипящих на конце глагольных форм, надо уметь опознавать глаголы в повелительном наклонении.
Для успешного овладения знаниями по орфографии необходимо знать пять основных принципов русской орфографии, т.е. исходных положений, определяющих специфику правописания. Данные принципы помогают понять смысл каждого правила, каждого способа проверки орфограмм, осмыслить каждую орфограмму как звено общей системы, как производную закономерностей языка.
В лингвистической теории выделяют пять принципов орфографии: морфологический, фонематический, фонетический, традиционный и дифференцирующий.
Морфологический принцип действует в тех случаях, когда одна и та же морфема в разных словах или формах одного слова имеет разный фонемный состав. Единообразное написание морфем устанавливается путем проверки сомнительных букв, поэтому основу морфологических написаний составляют проверяемые слова. Например, в безударных корнях слов домашний, домовой пишется о, так как под ударением в слове дом стоит о; аналогично в суффиксах: берёзовый, осиновый, так как дубовый; в префиксах: подставка, так как подпол, подводный; в окончаниях: на речке – на реке. Фонематический принцип орфографии заключается в том, что буква на письме обозначает не звук (вариант фонемы), а фонему в ее сильном варианте. Фонематический принцип объясняет в основном те же случаи правописания, что и морфологический, но с другой позиции: слабая позиция фонемы может быть однозначно проверена сильной позицией в той же морфеме: дуб [дуп] – дубы [дубы], вода [вда] – воды [воды].
Фонематический принцип орфографии как ведущий выделяется представителями Московской фонологической школы. Последователи же Петербургской фонологической школы, различающие в корнях таких, например, слов, как вода, водный и зуб, зуба, разные гласные (<а>, <о>) и согласные (<п>, <б>) фонемы, в качестве основного называют морфологический принцип орфографии.
Морфологический и фонематический принципы орфографии не противоречат один другому, а дополняют, углубляют друг друга. Проверка гласных и согласных в слабых позициях ведется на основе фонематического принципа, опора при письме на морфемный состав слова, на части речи и их формы – прерогатива морфологического принципа орфографии.
Фонетический принцип заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук, выступающий в слабой позиции. Девизом данного принципа могут служить слова: «что слышим, то и пишем».
Традиционный принцип заключается в том, что написание некоторых слов не мотивировано современными языковыми законами, а сохраняется в русском языке в таком виде, в каком писались эти слова в прошлом, т.е. закреплены традицией. Традиционные написания надо запоминать, а в трудных случаях обращаться к орфографическим словарям.
Дифференцирующий принцип орфографии разграничивает на письме слова-омонимы и может действовать совместно с морфологическим и фонематическим: ожог на руке – имя существительное и ожёг руку – глагол; компания – группа людей, чем-либо объединенных, и кампания – совокупность каких-либо мероприятий. Дифференцирующие написания усваиваются на основе понимания значений слов: рож – рожь, копчик – кобчик, туш – тушь, плач – плачь.Морфологический принцип большинством ученых признаётся ведущим, так как он охватывает большую часть встречающихся в тексте или речи орфограмм.
Для правильного ориентирования учащихся в орфограммах учителю самому необходимо хорошо разбираться в природе данных орфографических явлений, т.е. в принципах, лежащих в их основе.