Обобщающий урок по повести Н.В.Гоголя Ночь перед рождеством


Заключительное занятие по теме « Н. В. Гоголь. «Ночь перед рождеством».
( Народные характеры и народный быт в повести Н. В. Гоголя « Ночь перед рождеством». Юмор в повести)ЦЕЛЬ: завершить работу над изучением повести; выяснить, как изображены народные характеры в повести, каким предстает в ней народный быт; дать учащимся понятие о юморе в художественном произведении.
ОБОРУДОВАНИЕ: текст повести; репродукции картин А. И. Куинджи « Украинская ночь», И. Е. Репина « Вечорниці» и др., иллюстрации учащихся.
ХОД УРОКА.
Оргмомент.
Актуализация опорных знаний.
Викторина « Внимательный ли ты читатель?»
а) ...долго еще ворчал и бранился (Чуб);
б)... набрала полный рукав звезд (Солоха);
в)... запрыгал в мешке от радости (Черт);
г)... мигом очутился около своей хаты (Вакула);
д)... не могла налюбоваться собою (Оксана);
е)... взглянул и снова начал хлебать (Пацюк).
Каких героев и какие события можно охарактеризовать с помощью пословиц, поговорок?
« Легок на помине», « как с луны свалился», «комар носу не подточит»,
« в ус не дует», « хоть глаз выколи», « поминай, как звали», « как снег на голову».
Какие из них встречалися в тексте?
Постановка целей и задач урока.
Работа над темой урока.
Слово учителя.
Беседа с учащимися.
1) Что вы узнали о жизни украинского народа, о его быте, нравах, обычаях из повести Н. В. Гоголя « Ночь перед рождеством» ?Какие черты характера гоголевских героев присущи украинцам XXI века?
Перечислите предметы народного быта, которые описывает в своей повести Н. В. Гоголь. Какие из них можно встретить в современной деревне, а какие исчезли навсегда? Почему?
Почему характеры гоголевских героев мы называем народными?
Каким чувством проникнута повесть « Ночь перед рождеством»?
Какие эпизоды запомнились?
Инсценировка фрагментов « В гостях у Солохи», «На улице».
Понятие о юморе.
Чтение статьи учебника (с. 96-97) с выделением и записью главного.
Найдите в повести примеры:
а) неожиданных поступков или слов героев;
б) несоответствий и противоречий в поведении героев;
в) гиперболы - преувеличения до неправдоподобия.
5. Выразительное чтение эпизодов, которые вызывают добродушный смех.
Подведение итогов.
Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению, прочитать повести Гоголя из цикла « Вечера на хуторе близ Диканьки».