Проект Береги зрение смолоду





Руководитель проекта:
Ганчицкая Лариса Витальевна
Воспитатель ГПД
МБОУ «Устьянская СОШ»
Автор проекта:
Сизова Алина
ученица 3 класса
МБОУ «Устьянская СОШ»


с.Устьянск – 2015г

Содержание.

Введение . _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 3
Содержательная часть.
Ход работы над проектом _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _стр.4
Бесценный дар природы._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр.5 – 7
Факторы, влияющие на ухудшение зрения. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 8
Результаты анкетирования учащихся 3-4 класса. _ _ _ _ _ _ _ _ стр.9-10
Профилактика зрения. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _стр. 10-12
Лечебная гимнастика для глаз._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 12-14
Заключение. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 15
Список использованной литературы. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ стр.16













Введение.
С каждым годом всё больше детей, начиная с 1 класса, страдают от ухудшения зрения и различных заболеваний глаз. К 11 классу 70 % всех школьников имеют плохое зрение. Это связано с увеличением нагрузки на глаза и в школе, и дома. Для решения проблем со зрением, требуется владеть информацией о причинах ухудшения зрения и способах его восстановления. Некоторые причины ухудшения зрения являются общеизвестными, а о других люди и не подозревают. Меня  заинтересовало, какие факторы влияют на зрение человека и как можно решить проблему снижения остроты зрения у детей младшего школьного возраста.
Цель работы:
Изучение влияния различных факторов на снижение зрения и способов его сохранения.
Задачи:  
Изучить и проанализировать информацию по теме исследования.
Выявить факторы, влияющие на снижение зрения.
Изучить способы сохранения зрения.
Изготовить памятки с правилами для профилактики зрения.
Проектный продукт: буклеты-памятки с правилами сохранения зрения для учащихся 1 – 4 классов.






Ход работы над проектом.
В ходе проекта были намечены этапы реализации проекта:
Сбор и обработка информации по данной теме.
Выявление факторов, влияющих на ухудшение зрения.
Изучение способов сохранения зрения.




4.Анкетирование учащихся 4 класса.

5.Проведение классных часов с учащимися 1-4 классов о гигиене зрения.









Изготовление буклетов-памяток с правилами сохранения зрения для учащихся младшего школьного возраста
Бесценный дар природы.
Глаза человека имеют большую силу. Глаза умеют говорить, глазами можно ободрить. По глазам видишь, злой человек или добрый, в них отражаются особенности характера, прошлый опыт и даже интеллектуальные возможности человека. По глазам всегда определяли внутренние переживания, тончайшие оттенки эмоциональных состояний и мимолетных настроений. Не случайно в народе родились такие пословицы: “Глаза – это зеркало души”, “Коль очи светятся, душа чиста”, “Свой глаз – алмаз”, “Чего нет в мыслях, того не будет и в глазах”, “Ум людей – в их глазах”, “На правду, что на солнце – во все глаза не взглянешь”, “В чужом глазу сучок видим, а в своём бревна не замечаем”, “Глаза боятся, а руки делают”, “У страха глаза велики”.
Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». Действительно, 90 % всей информации люди получают через глаза. Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришёл к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отражённые предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий физик Герман Гельмгольц (1821 - 1894) установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевёрнутым и уменьшенным.
Наши глаза специально предназначены для того, чтобы снабжать нас информацией о глубине, расстоянии, величине, движении и цвете. К тому же они способны двигаться вверх, вниз и в обе стороны, давая нам максимально широкий обзор.  Человеческий глаз имеет форму шара, из–за этого его иногда называют глазным яблоком. Диаметр глаза – 2,5 см, вес около 7 – 8 г.
Глаза бывают огромные и большие, маленькие и выпуклые, узкие и круглые, миндалевидные и глубоко посаженные. Они находятся в верхней части лица и расположены на расстоянии примерно 6 см друг от друга. Глаза бывают карие, голубые, зелёные, серые, синие. Цвет глаз зависит от пигмента, содержащегося в радужке.
Зачем человеку нужны два глаза? Два глаза нам нужны для того, чтобы определять удалённость предмета. Каждый глаз по-своему воспринимает изображение. Картинки, попадающие на сетчатку двух глаз, несколько различаются. В этом легко убедиться, если смотреть на палец, расположенный в 20 см от носа, и поочерёдно закрывать каждый глаз – положение пальца будет восприниматься по–разному. В головном мозге имеются специальные клетки, совмещающие воедино образы, поступающие от правого и левого глаза, в результате чего и формируется ощущение глубины пространства.
Глаза – очень уязвимый орган человека, ткани глаза очень нежные и защищать их необходимо потому, что люди получают информацию об окружающем их мире, полагаясь на зрение больше, чем на другие органы чувств.
Это интересно:
Глаз способен различать 130-250 чистых цветовых тонов и 5-10 миллионов смешанных оттенков.
Человек тратит на мигание полчаса каждый день.
В течение жизни человек плачет 250 миллионов раз.
Женщины моргают примерно в 2 раза чаще, чем мужчины.
Ни мужчина, ни женщина не может чихнуть с открытыми глазами. Около 2% автомобильных аварий, происходящих в мире, вызвано чиханием за рулём.
Глаза человека, работающего за компьютером, за день перефокусируются с экрана на бумагу или клавиатуру около 20 тысяч раз.
Через минуту пребывания в темноте чувствительность глаз к свету возрастает в 10 раз, через 20 мин. – в 6 тыс. раз. Именно поэтому, выйдя на яркий свет после долгого пребывания в темноте, можно ослепнуть.













Факторы, влияющие на ухудшение зрения.
«Береги как зеницу ока» Эти слова дошли до нас из глубокой древности. Уже тогда люди понимали, что глаза надо беречь. В наши дни мы порой очень беспечно относимся к своему зрению, что может привести к серьёзным проблемам.
Многие полагают, что причины ухудшения зрения кроются только в возрастном критерии, что зрение портится только в старости. Однако это не так. Многие факторы могут повлиять на зрение отрицательно.
Из специальной литературы мы узнали, что влияние на зрение оказывают различные факторы:
наследственная предрасположенность;
наличие болезней;
характер питания;
условия зрительной работы;
окружающая среда;
вредные привычки и многое другое.
В наши дни дополнительную нагрузку на зрение школьника нередко даёт неправильная организация работы за компьютером. А основными причинами снижения зрения среди школьников являются значительные зрительные нагрузки во время учёбы и отсутствие гигиены зрения.









Результаты анкетирования учащихся 3-4 классов.
Основными причинами снижения зрения среди школьников являются значительные зрительные нагрузки во время учёбы и отсутствие гигиены зрения.
Мы провели анкетирование среди учащихся нашего класса для определения:
влияния фактора наследственности на плохое зрение ребёнка;
соблюдают ли учащиеся режим зрительных нагрузок при выполнении домашнего задания и работе за компьютером;
делают ли ребята гимнастику для глаз;
выполняют ли ребята элементарные требования правил гигиены зрения.
Результаты анкетирования учащихся 3 класса показали:
Наследственные факторы, влияющие
на снижение зрения у 7 % учащихся класса.
Приобретённые проблемы со
снижением остроты зрения у 25 %
опрошенных.
Не соблюдение режима зрительных нагрузок при выполнении домашнего задания и работе за компьютером выявлено у 60 % учащихся класса.
Не выполняют гимнастику для глаз 70% опрошенных.
Элементарные правила гигиены зрения выполняют 50% учащихся.

Анализ данных, полученных в результате анкетирования учащихся 4 класса, позволил выделить следующие факторы риска: п
Устают глаза при выполнении домашнего задания -8 человек, за ПК - 5 человек;
Неправильный режим дня (дети мало гуляют – 8 человек);
Для снятия напряжения с глаз дети отдыхают – 10 человек,
человек используют гимнастику для глаз -1 человек;
Среди способов сохранения зрения дети выделяют, в основном, только медикаментозные средства, в частности, употребление витаминов.








Профилактика зрения.

Оказывается проблем, связанных со снижением остроты зрения можно избежать – достаточно соблюдать несколько несложных правил.
Больше двигаться!
Главное правило профилактики – глаза должны отдыхать! А лучше всего они отдыхают, когда ребёнок двигается: гуляет, играет, занимается спортом. Поэтому даже в плотном "расписании" школьника родители должны предусмотреть время для прогулок.
Телевизор - чем меньше, тем лучше.
Младшие школьники могут проводить перед телевизором максимум 30-40 минут в день, а за компьютером и того меньше - всего 15 минут. Для детей старше 10 лет время, проведённое у экрана, можно постепенно увеличивать и довести к подростковому возрасту до полутора часов в день, не забывая о регулярных перерывах.
Чтение книг.
С книгами всё проще: достаточно не читать лёжа, впотьмах, не держать слишком близко к глазам. Расстояние от глаз до страницы должно составлять 40 см.
Школьник должен как следует высыпаться.
Для детей до 9 лет норма – не меньше 10 часов сна в сутки.
Помимо длительного отдыха глазам нужно давать короткую
"передышку" во время выполнения домашних заданий.
Десятиминутный "подвижный" перерыв через каждые 30-40 минут, проведённых за рабочим столом, - отличная разгрузка.
Рабочее место ребёнка должно правильно освещаться.
Днём – ярким, по возможности естественным светом, а вечером – обычной лампой накаливания мощностью около 60 ватт. При этом у правши и окно, и настольная лампа должны быть слева, а у левши - справа, чтобы во время письма он не загораживал сам себе свет.
Значительное место во всём многообразии методов профилактики проблем зрения, по мнению специалистов, должна занимать витаминная диета.
Наличие в рационе достаточного количества витаминов является прекрасным профилактическим средством против близорукости и некоторых других нарушений зрения. В частности, для здоровья глаз очень полезны витамины группы А (морковь, томаты, листовые овощи, рыбий жир), группы В (орехи, большинство фруктов, зерновые, печень, почки, рыба различных сортов) и С (плоды шиповника, цитрусовые, лук, помидоры, шпинат, яблоки). Особо востребованные нашими глазами микроэлементы - это калий и цинк. Калий присутствует в мёде, бананах, печёном картофеле, а также в растительном масле. Цинк помогает глазам адаптироваться к яркому свету, поддерживает нормальный уровень витамина А. Высоким содержанием цинка могут гордиться: креветки, устрицы, сельдь, печень, мясо, грибы.
Главная рекомендация по сохранению зрения у детей – это регулярное посещение врача – офтальмолога (специалист в области глазных болезней).

Лечебная гимнастика для глаз.

Перечисленные ниже способы тренировки глазных мышц подойдут как детям, так и взрослым. Подобные занятия улучшают состояние зрения, помогают справиться с утомлением.
Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.
Крепко зажмурьте на 3-5 секунд, а затем откройте глаза на 3-5 секунд. Повторите 7 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.
Перемещайте взгляд в разных направлениях (по кругу по часовой стрелке и против, вправо-влево, вверх вниз восьмёркой). Глаза при этом могут быть открыты или закрыты, по желанию. Если  глаза открыты, то при движении взгляда обращайте  внимание на окружающие предметы. Укрепляет мышцы глаза.
Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
Стоя возле окна, сосредоточьтесь на предмете, находящемся близко от глаз (это может быть точка на стекле), а затем переводите взгляд на удалённый объект. Повторите 10 раз. Снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
(Упражнения разработаны сотрудниками МНИИ глазных болезней
им. Гельмгольца).
А эту гимнастику для глаз можно использовать на физкультминутках в школе :
"Весёлая неделька”
Всю неделю по – порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
 Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна.

Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
 Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна.

В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
 Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки. 

По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
 Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.
 
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
 Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх.
 
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
 Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый.




 
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
 
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот.
 
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!





Заключение.
Работая над проектом, я узнала, какие факторы вызывают ухудшение зрения и правила, благодаря которым можно его сохранить. Развиваясь на протяжении тысячелетий, глаз приобрёл ряд защитных приспособлений, и, всё-таки он остаётся весьма чувствительным и ранимым органом, который надо тщательно оберегать. В наш век научно-технического прогресса избежать нагрузки на зрение невозможно, но необходимо бережно относиться к нашим глазам, к своему здоровью.
Результаты исследования и информацию, полученную из различных источников, нам бы хотелось донести до ребят 1-4 классов. Для этого мы провели классные часы по теме: «Береги зрение смолоду!», изготовили буклеты-памятки для всех учащихся начальной школы с правилами сохранения зрения.













Список использованной литературы.

Аветисов Э.С., монография «Близорукость». – изд.: «Медицина». 1999.
 Глушкова Е. К., “Береги зрение”, Медицина, 1987.
Лечебный справочник «Домашний доктор» - изд.: «ЭКСМО», М. 2002.
«Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов» . – изд.: «ЭКСМО», М. 2009.
 http://www.poznovatelno.ru/child/man/senses/11867.html
http://www.poznovatelno.ru/child/man/senses/11864.html
http://www.poznovatelno.ru/child/man/senses/11865.html
http://zreni.ru/856-prichiny-uhudsheniya-zreniya.html
























13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615