Урок здоровья Береги зрение смолоду


Урок здоровья по теме "Береги зрение смолоду".
Цели: ознакомить со строением глаза, его функционированием, правилами гигиены зрения.
Форма проведения: презентация проекта
При подготовке к уроку класс делится на 5 групп и получает задания. На уроке дети отчитываются о проделанной работе.
1-я группа “справочная” (найти материал о строении глаза)
2-я группа “информационная” (найти материал о функциях глаза)
3-я группа “творческая ” (найти любой материал о глазах: загадки, пословицы, поговорки)
4-я группа “Исследовательская” (исследовать факторы, влияющие на ухудшение зрения, провести анкетирование среди 3,4 классов и представить результаты)
5-я группа “оздоровительная ” (придумать правила: что нельзя делать, чтобы зрение не испортилось и что надо делать, чтобы сохранить зрение )
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и цели.
- Добрый день, друзья! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с интересной темой. Мы будем говорить о том органе чувств, от которого мозг получает больше всего информации.
- Как вы думаете, что это за орган чувств?
Загадка: Два брата живут рядом, а сойтись не могут (глаза)
- Правильно, молодцы! А как вы понимаете выражение « Глаза – бесценный дар природы», или «Береги как зеницу ока…» (Ответы) Эти слова дошли до нас из глубокой древности. Уже тогда люди понимали, что глаза надо беречь.
- Скажите, как же нужно, относится к своим глазам? (бережно)
Сформулируйте тему нашего урока «Береги зрение смолоду»
На нашем уроке присутствуют учащиеся группы:
«справочная»
«информационная»
«творческая»
«исследовательская»
«оздоровительная»
Сегодня мы с вами узнаем о строении глаза, механизме работы глаз, поговорим о соблюдении правил личной гигиены для сохранения зрения, будем проводить разные исследования и наблюдения.
II Работа по теме.
Зрение дает человеку в 9 раз больше информации об окружающем его мире, чем все остальные органы чувств. Благодаря зрению мы узнаем о форме и размерах предмета, его цвете, движется предмет или нет, как далеко он расположен, где предмет находиться относительно нас – слева или справа, выше или ниже, спереди или сзади. Если заснять все на кинопленку, что человек видит в течении дня, то на это понадобилось бы 20 км. пленки. Благодаря наличию двух симметрично расположенных глаз, мы воспринимаем окружающий мир объемным, а не плоским, как на фотопленке.
- Давайте попробуем выяснить, какие свойства предметов нельзя определить с закрытыми глазами.
Опыт.
Цель: путем собственных исследований выявить, какие свойства предметов нельзя определить с закрытыми глазами.
Вывод: с закрытыми глазами человек не может узнать о цвете предмета, о форме и размерах (если предмет не ощупывать), о движении и расположении предмета (если он не издает звука).
Опыт.
Цель: убедить учеников в важности двух глаз.
Попросите учеников сначала закрыть глаза и не подглядывать, поставить на столе  2 разных предмета разного размера, но постарайтесь при этом сделать так, чтобы ученикам не был виден дальний от них край стола. Можно перед предметами положить заслоняющие край стола более низкие предметы (книги, тетради и так далее), а более крупный из двух предметов поставьте чуть дальше от учеников, чем предмет поменьше. После этого попросите учеников прикрыть один глаз рукой, а другим посмотреть на стол и определить (например, голосованием), какой из двух предметов поставлен ближе, а какой дальше. Многие из учеников ошибочно посчитают, что более крупный предмет стоит ближе (это эффект обмана зрения при пользовании только одним глазом). После этого предложите ученикам открыть второй глаз и ответить еще раз на вопрос. Узнав правильный ответ, ученики на опыте убедятся, что именно с помощью пары глаз они умеют определять, что дальше и что ближе.
Вывод: Два глаза нам нужны для того, чтобы определять удалённость предмета. Каждый глаз по-своему воспринимает изображение. В головном мозге имеются специальные клетки, совмещающие воедино образы, поступающие от правого и левого глаза, в результате чего и формируется ощущение глубины пространства.
III Работа групп учащихся
(выступление каждой группы сопровождается презентацией)
Учитель: - Как же устроен наш глаз? Рассказ ребят из «справочной» группы (строение глаза)
«Справочная» группа
Девиз – Расскажем сегодня, здесь и сейчас о том, как устроен наш глаз
- Глаза находятся во впадинах черепа – глазницах. Они находятся в верхней части лица и расположены на расстоянии примерно 6 см друг от друга.
.  Человеческий глаз имеет форму шара, из-за этого его иногда называют глазным яблоком. Диаметр глаза – 2,5 см, вес около 7 – 8 г. Глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой – роговицей.
Впереди кружочек тонкий-
Роговица, словно пленка
Вся прозрачна, как стекло
В мир чудесное окно                                             
 
Цвет глазам придает радужная оболочка. Это цветное колечко называется радужка
Яркой радужки кружок
Украшает глаз – домок
В ее центре мы видим черную точку, здесь находится отверстие – зрачок.
В центре радужки зрачок
Черный маленький кружок
Коль светло зрачок поуже
Чтобы видел глаз не хуже.
Лишь стемнеет- наш зрачок
Станет сразу же широк.
Он регулирует количество света. Через него свет попадает на выпуклый хрусталик.
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик
Он такой имеет вид
Как стеклянный шарик
А внутри лежит
большое тело – стекловидное
все прозрачное такое
и почти не видное.
 
Мышцы радужной оболочки, изменяя размер зрачка, регулирует поступление света на сетчатку.
Изнутри весь этот дом
Выстлан будто бы ковром
Оболочкой гладкой
Тоненькой сетчаткой.
 
Здесь располагаются чувствительные нервные волокна, которые отвечают за черно – белое и цветное зрение. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
Вывод.  Наши глаза специально предназначены для того, чтобы снабжать нас информацией о глубине, расстоянии, величине, движении и цвете. К тому же они способны двигаться вверх, вниз и в обе стороны, давая нам максимально широкий обзор.  
Глаза бывают огромные и большие, маленькие и выпуклые, узкие и круглые, миндалевидные и глубоко посаженные. Глаза бывают карие, голубые, зелёные, серые, синие. Цвет глаз зависит от пигмента, содержащегося в радужке.
Учитель: - Каковы функции глаза? Об этом нам расскажет «информационная» группа
«Информационная»  группа
Девиз - Очень важен для всех нас, механизм работы глаз
Функции органа зрения включают в себя:– светоощущение,
Светоощущение — это способность глаза воспринимать свет различной яркости, другими словами, отличать свет от темноты. Приспособление глаза к различной яркости освещения наступает довольно быстро, через 3— 5 минут. Наоборот, привыкание к темноте достигается лишь через 45—50 минут. Расстройство сумеречного зрения называется гемералопией, или «куриной слепотой».– цветоощущение
Одной из важных функций глаза является цветоощущение — способность различать цвета. Человек в состоянии воспринимать около 180 цветовых тонов, а с учетом яркости и насыщенности — более 13 тысяч. Это происходит благодаря смешению в разных сочетаниях красного, зеленого и синего цветов. Известны врожденные и приобретенные расстройства цветового зрения. Врожденные расстройства называются дальтонизмом по имени английского ученого Дальтона, который сам не воспринимал красный цвет и впервые описал это состояние. Врожденная цветовая слепота неизлечима.
– центральное или предметное зрение
Центральное зрение — это способность человека различать не только форму и цвет рассматриваемых предметов, но и их мелкие детали, что обеспечивается центральной ямкой желтого пятна сетчатки.Центральное зрение характеризуется его остротой, то есть способностью человеческого глаза воспринимать раздельно точки, расположенные друг от друга на минимальном расстоянии.
– периферическое зрение
Большую роль в жизни человека играет периферическое зрение. Оно обеспечивается периферическими отделами сетчатки и определяется величиной и конфигурацией поля зрения — пространства, которое воспринимается глазом при неподвижном взоре. На периферическое зрение оказывает влияние освещенность, величина и цвет рассматриваемого предмета или объекта, степень контрастности между фоном и объектом, а также общее функциональное состояние нервной системы.– бинокулярное
Бинокулярное зрение у человека обнаруживается уже на четвертом месяце жизни, формируется к двум годам, но его развитие и совершенствование заканчивается только в 8—10-летнем возрасте. Внешним проявлением его является стереоскопическое (объемное) зрение, без которого затруднено выполнение водительских, летных и ряда других работ, а также занятия многими видами спорта. Исследование бинокулярного зрения проводится на специальных приборах.
Учитель: У нас нет специальных приборов, поэтому мы проверим ваше бинокулярное зрение ,поиграв в игру «Глаз, как у орла» (На ватмане нарисован круг и прикреплен на уровне глаз).
Задание: Отойди от него на 4 шага, смотри в середину круга и называй предметы, которые находятся справа и слева от тебя.
– Мы поняли, что глаз – важный орган чувств. Ткани глаза очень нежные, поэтому глаза от природы у человека хорошо защищены. Но как же защищен глаз?
Проводит учащийся информационной группы
Вопросы для беседы (задают вопросы другим группам по очереди, ответы проверяют по компьютеру)
-Для чего вокруг глаз ресницы? (Ресницы защищают глаза от попадания в них соринок).
- Для чего мы моргаем? (Моргаем мы для того, чтобы периодически смазывать слезами роговицу, когда боимся попадания чего – либо в глаз).
- Для чего закрываются веки, когда мы засыпаем? (Веки глаз на время сна закрываются, чтобы отдохнули мышцы век, отдыхал мозг – к нему не поступает новая информация от глаз).
- Когда мы щуримся? (Щуримся мы тогда, когда свет от рассматриваемых предметов чересчур ярок – этим мы помогаем зрачку, который не всегда справляется с регулированием силы света, поступающего в глаз).
- Почему мы плачем, когда режем лук? (Сок лука, а также некоторые другие, резко пахнущие вещества: ацетон, лак – являются раздражителями глаз, вызывая обильное слезотечение.  Глаз пытается быстрее смыть со своей поверхности молекулы этих веществ).
Вывод: Глаза – очень уязвимый орган человека, ткани глаза очень нежные и защищать их необходимо потому, что люди получают информацию об окружающем их мире, полагаясь на зрение больше, чем на другие органы чувств.
Учитель: Ребята творческой группы приготовили задания-конкурсы (пословицы, загадки, кроссворды)
«Творческая» группа
Девиз – Творчески к работе старались подойти, для всех заданья конкурсы сегодня принесли
1-й конкурс «Угадай пословицу» (карточки)
Условие: заменить слово «глаз» другим словом. Отгадать пословицу.
1)  Один глаз – хорошо, а два – лучше. (Одна голова - хорошо, а две - лучше).
2)  Нет глаза – ищи, а нашел – береги. (Нет друга – ищи, а нашел – береги).
3)  Глаз до Киева доведет. (Язык до Киева доведет).
4)  Глаз человека кормит, а лень портит. (Труд человека кормит, а лень портит).
5)  Семь глаз отмерь, один отрежь. (Семь раз отмерь, один отрежь).
2-й конкурс «Зрительная память»
Прочитайте внимательно три раза ряды из восьми слов и попытайтесь их запомнить
Ключ, ведро, птица, игрушка,
Чашка, дерево, пуговица, азбука
Вопросы группам: (задает по очереди вопросы группам)
Сколько букв в последнем слове
Назовите третье с начала слово.
Сколько слов заканчивалось на «а»
Встретилась ли в словах буква «ц»
Было ли среди слов название ягоды?
3-й конкурс кроссворд «Строение глаза»
4-й конкурс «Загадки»
Живёт мой братец за горой,
Не может встретиться со мной.
**********
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.
**********
Кругло, горбато,
Около мохнато,
По бокам бело,
В середине черно,
Как придёт беда —
Потечёт вода.
***********
Два окна раскрыты целый день.
Меду ними, чуть пониже, — пень.
(Глаза и нос)
Вокруг озера камыш растёт.
(Глаза и ресницы)
************
Посреди двух озерков горушка.
(Глаза и нос)
************
Два маленьких гнезда,
В каждом по птичке,
У птички — по яичку,
На каждом яичке —
Чёрная крапинка.
*************
Молодец и девица
Решили пожениться,
Но скала между ними:
Не обойти, не миновать,
Не увидеть, не узнать.
Молодцу и девице
Не соединиться.
Это интересно:
Глаз способен различать 130-250 чистых цветовых тонов и 5-10 миллионов смешанных оттенков.
Человек тратит на мигание полчаса каждый день.
В течение жизни человек плачет 250 миллионов раз.
Женщины моргают примерно в 2 раза чаще, чем мужчины.
Ни мужчина, ни женщина не может чихнуть с открытыми глазами. Около 2% автомобильных аварий, происходящих в мире, вызвано чиханием за рулём.
Глаза человека, работающего за компьютером, за день перефокусируются с экрана на бумагу или клавиатуру около 20 тысяч раз.
Через минуту пребывания в темноте чувствительность глаз к свету возрастает в 10 раз, через 20 мин. – в 6 тыс. раз. Именно поэтому, выйдя на яркий свет после долгого пребывания в темноте, можно ослепнуть.
Учитель: Исследовательская группа расскажет нам о факторах, влияющих на ухудшение зрения, и представит результаты анкетирования.
«Исследовательская» группа
девиз – Мы на глаз вам не поверим, все исследуем, проверим
Многие полагают, что причины ухудшения зрения кроются только в возрастном критерии, что зрение портится только в старости. Однако это не так. Многие факторы могут повлиять на зрение отрицательно.
Из специальной литературы мы узнали, что влияние на зрение оказывают различные факторы:
наследственная предрасположенность;
наличие болезней;
характер питания;
условия зрительной работы;
окружающая среда;
вредные привычки и многое другое.
В наши дни дополнительную нагрузку на зрение школьника нередко даёт неправильная организация работы за компьютером. А основными причинами снижения зрения среди школьников являются значительные зрительные нагрузки во время учёбы и отсутствие гигиены зрения.
Мы провели анкетирование среди учащихся 3-4 класса для определения:
влияния фактора наследственности на плохое зрение ребёнка;
соблюдают ли учащиеся режим зрительных нагрузок при выполнении домашнего задания и работе за компьютером;
делают ли ребята гимнастику для глаз;
выполняют ли ребята элементарные требования правил гигиены зрения.
Результаты анкетирования учащихся 3 класса показали:
Наследственные факторы, влияющие
на снижение зрения у 7 % учащихся класса.
Приобретённые проблемы со
снижением остроты зрения у 25 %
опрошенных.
Не соблюдение режима зрительных нагрузок при выполнении домашнего задания и работе за компьютером выявлено у 60 % учащихся класса.
Не выполняют гимнастику для глаз 70% опрошенных.
Элементарные правила гигиены зрения выполняют 50% учащихся.
Анализ данных, полученных в результате анкетирования учащихся 4 класса, позволил выделить следующие факторы риска:
Хорошее зрение имеют -6 человек;
Устают глаза при выполнении домашнего задания -8 человек, за ПК - 5 человек;
Неправильный режим дня (дети мало гуляют – 8 человек);
Для снятия напряжения с глаз дети отдыхают – 10 человек,
человек используют гимнастику для глаз -1 человек;
Среди способов сохранения зрения дети выделяют, в основном, только медикаментозные средства, в частности, употребление витаминов.

Вывод: Не соблюдение правил гигиены зрения и режима зрительных нагрузок, может привести к снижению остроты зрения.
Учитель: Можно ли избежать проблем со зрением?
Об этом нам расскажут ребята из оздоровительной группы
«Оздоровительная» группа
Девиз – Здоровье не купишь, никто не продаст, его берегите, как сердце, как глаз
Оказывается проблем, связанных со снижением остроты зрения можно избежать – достаточно соблюдать несколько несложных правил.
Больше двигаться!
Главное правило профилактики – глаза должны отдыхать! А лучше всего они отдыхают, когда ребёнок двигается: гуляет, играет, занимается спортом. Поэтому даже в плотном "расписании" школьника родители должны предусмотреть время для прогулок.
Телевизор - чем меньше, тем лучше.
Младшие школьники могут проводить перед телевизором максимум 30-40 минут в день, а за компьютером и того меньше - всего 15 минут. Для детей старше 10 лет время, проведённое у экрана, можно постепенно увеличивать и довести к подростковому возрасту до полутора часов в день, не забывая о регулярных перерывах.
Чтение книг.
С книгами всё проще: достаточно не читать лёжа, впотьмах, не держать слишком близко к глазам. Расстояние от глаз до страницы должно составлять 40 см.
Школьник должен как следует высыпаться.
Для детей до 9 лет норма – не меньше 10 часов сна в сутки.
Помимо длительного отдыха глазам нужно давать короткую
"передышку" во время выполнения домашних заданий.
Десятиминутный "подвижный" перерыв через каждые 30-40 минут, проведённых за рабочим столом, - отличная разгрузка.
Рабочее место ребёнка должно правильно освещаться.
Днём – ярким, по возможности естественным светом, а вечером – обычной лампой накаливания мощностью около 60 ватт. При этом у правши и окно, и настольная лампа должны быть слева, а у левши - справа, чтобы во время письма он не загораживал сам себе свет.
Игра «Вредно – полезно»
Проводит учащиеся оздоровительной группы
Поиграем в игру «Вредно -полезно». Если вы считаете, что фраза верна, хлопните в ладошки, если не верна – скрестите руки на груди.
Читать лёжа.
Смотреть на яркий свет.
Смотреть близко телевизор.
Оберегать глаза от ударов.
Промывать глаза по утрам.
Тереть глаза грязными руками.
Читать при хорошем освещении.
Полезна гимнастика для глаз.
Способы тренировки глазных мышц.
Быстро и легко моргайте 2 минуты.
Крепко зажмурьте на 3-5 секунд, а затем
откройте глаза на 3-5 секунд. Повторите 7 раз.
Перемещайте взгляд в разных направлениях (по
кругу — по часовой стрелке и против, вправо-
влево, вверх вниз восьмёркой). Глаза при этом
могут быть открыты или закрыты, по желанию.
Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на
верхние веки, через 1-2 секунды снимите
пальцы с век. Повторите 3 раза
Посмотрите в окно вдаль. 1 мин
А эту гимнастику для глаз можно использовать на физкультминутках в школе. Ее проведет Сизова Алина из «оздоровительной» группы
"Весёлая неделька”
Всю неделю по – порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
 Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна.
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
 Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна.
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
 Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки. 
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
 Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.
 
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
 Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх.
 
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
 Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый.
 
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
 
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот.
 Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Витаминная диета
Значительное место во всём многообразии методов профилактики проблем зрения, по мнению специалистов, должна занимать витаминная диета.
Наличие в рационе достаточного количества витаминов является прекрасным профилактическим средством против близорукости и некоторых других нарушений зрения. В частности, для здоровья глаз очень полезны витамины группы А (морковь, томаты, листовые овощи, рыбий жир), группы В (орехи, большинство фруктов, зерновые, печень, почки, рыба различных сортов) и С (плоды шиповника, цитрусовые, лук, помидоры, шпинат, яблоки). Особо востребованные нашими глазами микроэлементы - это калий и цинк. Калий присутствует в мёде, бананах, печёном картофеле, а также в растительном масле. Цинк помогает глазам адаптироваться к яркому свету, поддерживает нормальный уровень витамина А. Высоким содержанием цинка могут гордиться: креветки, устрицы, сельдь, печень, мясо, грибы.
Главная рекомендация по сохранению зрения у детей – это регулярное посещение врача – офтальмолога (специалист в области глазных болезней).
Раздает буклеты-памятки
Для учащихся 1-4 класса

IV Подведение итогов урока. Вывод.
Учитель:
- Что нового узнали на уроке?
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Глаза – орган зрения. От них мозг получает наибольшую часть информации. С закрытыми глазами человек не может узнать о цвете предмета, о форме и размерах (если предмет не ощупывать), о движении и расположении предмета (если он не издает звука). С помощью пары глаз мы умеем определять, что дальше и что ближе. Ресницы, брови, веко, радужная оболочка, зрачок, роговица – таково строение глаза. Глаза нужно беречь!
Учитель: Развиваясь на протяжении тысячелетий, глаз приобрёл ряд защитных приспособлений, и, всё-таки он остаётся весьма чувствительным и ранимым органом, который надо тщательно оберегать. В наш век научно-технического прогресса избежать нагрузки на зрение невозможно, но необходимо бережно относиться к нашим глазам, к своему здоровью.
- А закончить наше занятие я хочу стихами:
Глаза одних сверкают солнцем, Глаза других наполнены слезой... Глаза способны отражать любое чувство,
Они всегда честны с тобой. Глаза откроют множество секретов, Ты только повнимательней смотри. И если на вопросы ищешь ты ответы, Взгляни в глаза - в них зеркало души...
-Спасибо за внимание.