проект в детском саду Мини музей музыкальных инструментов


ПРОЕКТ«МИНИ-МУЗЕЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ
ИНСТРУМЕНТОВ»
Выполнила:Музыкальный руководитель МДОУ №30г. КрасноуральскаБоброва Наталья Григорьевна


Ч то такое музей? Это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях создание всевозможных музеев приобретает все большую популярность и становится неотъемлемой частью развивающей среды. Для детей дошкольного возраста это особенно актуально, так как именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание.
Одним из направлений работы музейной педагогики дошкольного учреждения является проект «Музей музыкальных инструментов», цель которого – создание условий для формирования у дошкольников чувства эмоционального удовлетворения от знакомства с музыкальными инструментами и потребности в инструментальном музицировании.Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:1. Расширять представления дошкольников о музыкальных инструментах России (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения). 2. Учить приемам звукоизвлечения и способам игры на ударных, струнных, духовых, клавишных и шумовых инструментах. 3. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.4. Воспитывать интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным инструментам.
Обобщая педагогический опыт Н.А.Рыжовой, Л.В.Логиновой, А.И.Данюковой по организации мини-музеев в дошкольных учреждениях и создании системы работы с детьми и родителями; Т.Э.Тютюнниковой, опирающейся на творческо-игровой потенциал детей в процессе общения с музыкальными инструментами, учитывая требования к разделу «Музицирование» программы по музыкальному развитию И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Ладушки», позволили разработать оригинальную систему познавательно-развивающих экскурсий с детьми дошкольного возраста, в которой органично сочетаются музыка и речь, музыка и художественно – творческая деятельность детей, музыка и движение, музыка и разнообразие игр в условиях образовательной деятельности. Проектная часть
Проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:
личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, его музыкальным возможностям и способностям;
учета индивидуальных особенностей детей в ходе познавательно – развивающих экскурсий;
системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;
интеграции разных видов художественно-творческой деятельности воспитанников;
ориентации на творческое осмысление музыки и музыкальной деятельности детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение.
Проект «Мини-музей музыкальных инструментов» - долгосрочный, рассчитанный на весь учебный год, участниками которого являются дети среднего и старшего дошкольного возраста возраста, их родители и педагогический коллектив дошкольного учреждения. Система работы отражена в содержании деятельности по реализации проекта:
перспективное планирование, состоящее из четырех блоков: образовательная деятельность с детьми, мероприятия с педагогами, родителями, конкурсы и выставки
конспекты, включающие разнообразные методы и приемы: наглядный (рассматривание экспозиций, иллюстраций, фотографий, показ мультимедийных слайдов), словесный (описания, объяснения, указания, беседы, вопросы, рассказы, стихи и тексты, побуждающие к практической деятельности), разнообразие приемов организации слушательской, музыкально-исполнительской и музыкально-творческой деятельности дошкольников;
практические советы для воспитателей и родителей.
Технология проекта предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспонатами мини-музея, но и пробуждения творческой активности у детей – желания импровизировать на музыкальных инструментах, создавать музыку самим. Поэтому образовательная роль мини-музея значительна: это не только рассматривание музыкальных инструментов, но и занимательные рассказы и театральные миниатюры об истории их происхождения.
Ресурсное обеспечение
1) основной фонд мини-музея составляют подлинные музыкальные инструменты и музыкальные игрушки и шумовые инструменты, коллекция которых насчитывает около 30 видов;2) вспомогательный фонд:
«Паспорта музыкальных инструментов», включающие в себя увлекательные беседы, загадки и кроссворды;
иллюстрации и фотографии с изображением музыкальных инструментов;
«Музыкальная азбука» - картотека дидактических игр, пальчиковой гимнастики, песенный репертуар о музыкальных инструментах;
«Музыкальная библиотека» - художественная литература о музыке и музыкальных инструментах;
раскраски с изображением музыкальных инструментов;
поделки и рисунки детей.
В рамках музейной педагогики используются разнообразные формы сотрудничества с родителями:
проведения досугов (совместные развлечения, праздники, семейные концерты);«познавательное» сотрудничество (консультации, собрания, экскурсии по мини-музею);
«спонсорское» сотрудничество (приобретение экспонатов для музея, участие родителей в преобразовании окружающей среды).
Мини-музей музыкальных инструментов – это совместная творческая деятельность всего педагогического коллектива детского сада и родителей.
Критерии и показатели результативности образовательной деятельности1.Знать названия инструментов, составляющие фонд мини-музея, определять их на слух по тембру.2. Знать приемы и способы игры на инструментах. 3. Знать расположение высоких и низких звуков на разных инструментах.4. Уметь четко воспроизвести ритмический рисунок, сыгранный взрослым («подыграть музыканту»).5. Уметь импровизировать на разных музыкальных инструментах мелодии на стихотворные тексты.
Перспективный план
Месяц Экскурсии Дидактические игры Интеграция с другими образовательными областями Мероприятия с родителями Мероприятия с педагогами
Сентябрь
1 Путешествие по музею. Звуки окружающего мира: музыкальные и немузыкальные. Д/и «Найди похожий звук», Д/и «Шумовые коробочки», Педагог предлагает детям послушать звуки, которые окружают их дома и изобразить их в виде рисунков Анкетирование родителей: «Музыкальное развитие в ДОУ» Организация музыкального уголка в группе
2 История возникновения ударных, струнных и духовых инструментов. Д/и «Музыкальные лоскутки» Изготовление шумового инструмента «Барабан» (ручной труд) Изготовление шумового инструмента «Барабан» (ручной труд)
Октябрь
3 «Деревянные истории» и «Металлические фантазии». Д/и «Стучалки». Разучивание ритмодекламаций «Прыг – скок» или «Веселый старичок» (развитие речи) Выступление на родительском собрание «Сундучок идей: «Как организовать оркестр дома?» Консультация для педагогов«К детским музыкальным инструментам».
4 «Стеклянное королевство» Д/и1.«Столовый музобоз», 2.«Музыканты» Ритмодекламация «Хрустальный колокольчик»Игра на ДМИ Обучение педагогов правильному звукоизвлечению при игре на ДМИ
Ноябрь
5 Знакомство со струнной щипковой группой инструментов Д/и «Веселый скрипач» 6
Знакомство со струнной смычковой группой инструментов Д/и «Определи низкий и высокий струнный инструмент» Разучивание песни «Веселый музыкант», муз.А.Филиппенко Декабрь
7 Знакомство с духовой группой инструментов Дидактическая игра «Кто это был?», «Кукушка» Упражнение на дыхание «Легкий ветерок» Раскрашивание струнных инструментов в раскраске «Музыкальные инструменты» (ИЗО) Раскрашивание струнных инструментов в раскраске «Музыкальные инструменты» (ИЗО)
8 Знакомство с духовой группой инструментов Д/и «Назови инструмент» Прослушивание
симфонической сказки «Петя и Волк». Январь
9 Знакомство с ударной группой музыкальных инструментов. Д/и «Музыкальный инструмент», Разучивается песня «Вовин барабан», муз В.Герчик Нарисовать картинки ударных инструментов 10 Знакомство с ударной группой музыкальных инструментов. Д/и «Барабанщик», «Игра с жестами» Игра на детских ударных инструментах Февраль
11 Знакомство с клавишной группой музыкальных инструментов. Д/и «Веселый оркестр» Мультимедийное представление«Из истории клавишных» 12 Знакомство с симфоническим оркестром Д/и «Собери оркестр», «Дирижер» Выступление детей ДМШ Посещение детской школы искусств Посещение детской школы искусств
Март
13 Оркестр русских народных инструментов. Д/и «Работа и забава» Игра на русских народных инструментах. РНП «Калинка» 14 Знакомство с русскими народными инструментами.
Знакомство с русскими народными инструментами. Д/и «Угадай-ка» (диск «Голоса музыкальных инструментов».
«угадай, кто я» Разучивание русского народного танца с ложками «Коробейники»
Посещение городского музея Посещение городского музея
Раскрашивание музыкальных инструментов
апрель
15 Знакомство с музыкальными инструментами народов мира Упражнение на дыхание «Ветерок», Д/и «А+Б» Мультимедийное представление 16 Знакомство с инструментами народов мира. Д/и «Лото», «Карнавал». Разучивание песни «Кастаньетки», Изготовление самодельных кастаньет Изо раскрашивание музыкальных инструментов
Май
17 Знакомство с инструментами народов мира. Разучивание танца с музыкальными инструментами (румба, маракасы, кастаньеты) Совместное посещение культурных центров города Совместное посещение культурных центров города
Заключение Внедрение данного проекта предполагает, что к концу учебного года у старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них будут способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.

Познавательно-развивающие экскурсииЭкскурсия 1. «Путешествие по музею. Звуки окружающего мира: музыкальные и немузыкальные».Цель: познакомить со звуками окружающего мира; дать детям понятие о звуках музыкальных и немузыкальных, учить их различать.Ход экскурсии.Педагог приветствует детей сначала речитативом, а потом пропевая: «Здравствуйте, ребята!» (восходящее и нисходящее трезвучие). Вы сегодня попали в сказку, где живут музыкальные инструменты. Иногда они молчат, иногда разговаривают, а иногда и даже спорят между собой. Проводится игра «Кто что услышал». Педагог предлагает детям послушать звуки окружающего мира. Можно использовать аудиокассету с записью звуков природы или города. По окончании игры дети при помощи педагога делают вывод – «нас окружают различные звуки».Далее педагог читает стихотворение «Звук», сопровождая речь звучанием различных музыкальных и шумовых инструментов: свистульки, металлофона, ложек, барабана, тамбурина, маракасов и др. Инструменты можно предложить заранее взять детям и озвучить стихотворение, педагог выступает в роли дирижера. Звук.Звук это то, что мы слышим с тобой.Он может быть звонкий (колокольчик) или глухой (ложки),Тихий (p на колокольцах) и громкий (f на барабане),Свистящий (свистулька), шипящий (маракас),Нежный (металлофон) и резкий (глиссандо по гвоздям),Поющий (фортепиано), шуршащий (бумага),Задорный (тамбурин), напевный (голос), но не кричащий.После этого педагог поясняет, что мир звуков делится на 2 группы: звуки шумовые и звуки музыкальные. Он просит детей воспроизвести любые звуки и определить, к какой группе они относятся (используются инструменты, которые уже находятся в руках у детей).Затем педагог исполняет «Песенку о звуках» (музыкальное сопровождение педагог выбирает сам), воспроизводя шумовые и музыкальные звуки. Дети помогают педагогу – подпевают, активно повторяют движения и мелодию во время проигрышей. Песенка о звуках.Звуки – разные такие:Есть на свете шумовые.Вот послушай, как они звучат,Оглушая всех ребят.Проигрыш. Сопровождая хлопками, притопыванием, щелканьем пальцамиЗвуки музыкальные – другие:Нежные, поющие, живые.Мы сейчас споем вам звуки эти – Нет чудесней звуков тех на свете! Проигрыш. Исполняется мелодия с гласными звуками на примере вокализа.Звуки музыкальные – назовем вокальные.Ими можно все изобразить:Дождь, грозу, собак рычанье,Цокот, хрюканье, мычанье,Только очень надо полюбить ко-неч-но петь!Весело и дружно,Но при этом вам запомнить нужно:Чтобы хорошо, красиво петь
Надо очень многое уметь. Затем проводится дидактические игры «Найди похожий звук», «Шумовые коробочки». В конце занятия педагог предлагает прослушать звуки, окружающие детей дома, и попытаться их изобразить. Экскурсия 2. «История возникновения ударных, струнных и духовых инструментов».Цель: познакомить с историей возникновения ударных, струнных и духовых инструментов; помочь осознать пути возникновения ударного инструмента через самодельное его изготовление.Ход экскурсии.Мы снова с вами оказались в царстве музыкальных инструментов. А как вы думаете, откуда появились музыкальные инструменты? (ответы детей). Еще в древности люди натягивали высушенные шкуры животных на всякие пустые предметы: продырявленные колоды, скорлупы крупных плодов, глиняные горшки. Звук извлекался тоже всяческим образом: ударами пальцев, ладоней палок, бронзовых пестиков. Под звуки барабанов устраивали ритуальные пляски, заклинали духов, молились богам, ликовали на праздниках и скорбели на похоронах. В Африке хитроумно пользовались барабанами как телеграфом, передавая от одного племени к другому на большие расстояния важны сообщения. С барабаном ходили в сражения и чеканили шаг на марше (см. «Иллюстрации к беседам» №1). А вот еще несколько историй. Воины Древнего Рима играли в походах на медных и бронзовых рогах. Рыцарский рог назывался олифан. Он делался из слоновой кости и богато украшался резьбой. Лесной рог – по-немецки «вальдхорн», от этого слова и произошло название инструмента – валторна (показывается инструмент). Какой-то первобытный охотник, пустив стрелу, вдруг услышал, как запела тетива лука. Натянул на дугу лука несколько жил и получился многострунный щипковый инструмент (показать инструмент арфу). Но от щипка звук быстро угасал. Кому из первобытных гениев пришло в голову взять в руки два лука сразу и потереть тетиву об тетиву? Кто он, великий изобретатель смычкового струнного инструмента?! От трения звук стал тянуться, как человеческий голос. Инструмент запел! И еще чисто охотничья идея: хорошо звучит натянутая крепкая жила животного, а трет лучше длинный волос животного – из конского хвоста или конской гривы. А если этот волос сухой смолой натереть, ему просто цены нет (показать инструмент скрипку).Проводится игра «Музыкальные лоскутки»Сегодня мы попробуем с вами перенестись в первобытное общество и изготовить ударный инструмент, похожий на барабан (на стаканчик из под сметаны натягивается бумага и завязывается, см. «Поделки из бросового материала»). Затем исполняется «ритуальный» танец вокруг «костра» (песня гр. «Dr. Alban») с готовыми поделками и там-тамами.Экскурсия 3. «Деревянные истории» и «Металлические фантазии».Цель: познакомить детей с деревянными детскими инструментами и приемами игры на них, привлечь их внимание к богатству и разному миру звуков, издаваемых деревянными инструментами; познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами и инструментами; развивать фантазию; развивать темброво-ритмический слух; развивать тонкость и чуткость тембрового слуха.Ход экскурсии.В начале занятия скажите детям, что сегодня они смогут услышать необычные истории, а рассказывать их будут деревянные звуки, которые живут повсюду. Предложите им найти деревянные предметы вокруг, подойти к ним и постучать, чтобы послушать их голоса (стол, стулья, двери, пианино, оконные рамки и т.д.)Давайте послушаем стихотворение о деревянном звуке:Деревянный звук, какой?Он стучащий и сухой,Теплый и трескучий,Тихий и гремучий.А сейчас послушайте деревянные звуки и попытайтесь угадать, откуда они взялись? Дети слушают аудиокассету «Окружающие нас звуки» (стук в дверь, рубка леса, а также звучания деревянных инструментов, угадывают их).Вы уже назвали некоторые деревянные инструменты, которые услышали. А посмотрите сколько деревянных инструментов есть в нашем зале, давайте познакомимся.Ложки, рубель, коробочки, клавесы, которые вначале были обыкновенными деревянными стиральными вещами: ложками ели, рубель служил стиральной доской, клавесы были палочками, а коробочки – шкатулками. Педагог представляет каждый инструмент, называя его и показывая приемы игры на нем.Я думаю, вам очень хочется сейчас что-нибудь исполнить на этих инструментах. Выбирайте и присаживайтесь поудобнее. Подумайте и скажите, какие, по вашему мнению, выбранные инструменты могут «хохотать», а какие «тарахтеть»? Педагог выслушивает ответы детей и предлагает им объединиться по группам: «хохотушки» и «тарахтушки». Проводится ритмодекламация «Игрушки», по мотивам стихотворения В.Степанова.