Передовой педагогический опыт как одна из основных составляющих инновационных процессов в образовании.


Передовой педагогический опыт
как одна из основных составляющих инновационных процессов в образовании.
К.Д.Ушинский провидчески утверждал, что опыт перенять нельзя, ибо он всегда личностен. Но можно и нужно взять идею опыта, применив ее к своим возможностям, к условиям образовательного учреждения. Обобщение эффективного педагогического опыта должно в первую очередь служить профессиональному обучению, помогать совершенствовать мастерство, удовлетворять профессиональную потребность педагога.
Обобщение педагогического опыта:
1. Вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого - либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, обобщенное и систематизированное его описание;
2. Результат методической деятельности, ее продукт;
3. Педагогический опыт возникает как диалогическая потребность педагога к совершенствованию собственной деятельности.
Обобщить свой собственный опыт — это значит увидеть в частном общее и таким образом объяснить с научной точки зрения, каким образом достигаются Вами как педагогом положительные результаты в учебно - воспитательном процессе. Для обобщения собственного опыта Вам необходимо постараться увидеть свою деятельность как бы со стороны, то есть встать в позицию внешнего эксперта. Но при этом очень важно, чтобы сущность, то главное, что составляет основу опыта, принципы, на которых вы строите учебный процесс, не заслонялись излишними мелкими деталями.
При обобщении и описании опыта необходимо ответить на вопросы:
1. Что я делаю? (предмет деятельности)
2. Для чего я это делаю? (какова цель?)
3. Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)
4. Какой это дает результат?
5. За счет чего этот результат достигнут?
Передовой педагогический опыт по своему содержанию может носить комплексный, всесторонний характер или отражать отдельные направления педагогической деятельности - процесс обучения, процесс воспитания, процесс управления и пр. Отличается передовой опыт и широтой круга его участников. Это может быть отдельный учитель, воспитатель, творческая группа учителей, методическое объединение преподавателей или классных руководителей, педагогический коллектив школы, руководители школы, района и т.п. На разном уровне находится передовой опыт и с точки зрения его творческой новизны. Он может носить репродуктивный характер, когда весьма успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других мастеров педагогического труда, т.е. мы видим эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно- воспитательного процесса, творческий подход к применению устоявшихся, известных педагогических и методических приемов. Опыт может носить поисковый характер, когда педагог вносит элементы нового в уже известные передовой опыт и методические рекомендации, осуществляет рационализацию отдельных сторон педагогического труда. Встречается опыт, носящий исследовательский характер, когда учитель или группа их предлагают принципиально новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывают их высокую эффективность и ставят новые задачи перед педагогической наукой. Новизна на уровне открытий. По степени научной обоснованности передовой опыт может находиться на стадии эмпирического или научно-теоретического обоснования.
Опыт - это система конкретных действий. Поэтому его описание должно раскрывать процесс деятельности в данной области, а не ограничиваться описанием результатов. Это достигается четким вычленением порядка действий, показом конкретной методики, приведением ярких примеров, убедительным показом преимуществ данного опыта. При этом необходимо проследить связь между целью данной педагогической деятельности, средствами ее достижения и полученными результатами.
Серьезным требованием к обобщенному материалу, в котором раскрывается передовой педагогический опыт, является анализ результативности данного опыта. Речь идет о глубокой аргументации применения данных методов, форм, приемов работы, о необходимости убедительно показать к каким изменениям в знаниях, воспитанности учеников приводит применение данного опыта, к каким принципиальным улучшениям в деятельности школы ведет его реализация. Важной особенностью материалов обобщения передового педагогического опыта на методическом уровне является наличие в них определенных методических рекомендаций, советов по использованию данного опыта различными категориями работников образования.
Разрешите поделиться с вами опытом обобщением собственного педагогического опыта.
Работая в системе дополнительного образования педагогом по программам «Я познаю мир» и «Юный исследователь», я выбрала для обобщения опыта тему: «Экологическое воспитание как средство формирования творческого, научного и профессионального потенциала подрастающего поколения». В настоящее время вопрос экологического воспитания подрастающего поколения актуален потому, что: экологическая деятельность ,помимо природоохранной направленности, способствует реализации задач умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания, приобретение навыков самостоятельной работы, формирование социальной и профессиональной ориентации, духовное и физическое развитие.
Для большей части подростков профессионально организованная экологическая деятельность может стать средством физического и духовного развития, возможностью максимально проявить свои положительные качества, проверить и укрепить характер и волю, почувствовать себя в гармонии с природой, а, следовательно, стать ответственным гражданином и патриотом.
  Основными педагогическими условиями повышения эффективности экологического образования и воспитания обучающихся в моих творческих объединениях являются:
-реализация системного подхода в экологическом образовании и воспитании;
-учет специфики реального отношения обучающихся к природе;
-обогащение обучающихся естественнонаучными и гуманитарными знаниями о противоречивом единстве человека и общества с природой;
-осуществление органичной взаимосвязи нравственного и экологического воспитания;
-  включение обучающихся в различные виды эколого-воспитательной деятельности;
-обеспечение единства учебной и внеклассной работы, общественно полезной природоохранной деятельности;
- развитие у обучающихся эстетического восприятия, художественного вкуса и эмоционально-чувственного отношения к природе и предметам;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- участие воспитанников в традиционных конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня.
В этом и заключается перспективность выбранного направления моей работы.
Идея обобщения именно этой темы опыта возникла уже в 2010 году, участвуя в Республиканском конкурсе «Сердце отдаю детям». Именно участие в конкурсах профессионального мастерства дает возможность изучить опыт коллег, реализовать свой творческий потенциал, приобщиться к научно-исследовательской деятельности, развить собственные коммуникативные способности, установить новые контакты на профессиональном уровне, опубликовать свои методические материалы в научно-методических изданиях, повысить авторитет в педагогическом и ученическом коллективах, социуме.
Мной разработана и реализуется авторская программа дополнительного образования детей «Я познаю мир», рассчитанная на 4 года обучения, главной целью которой, является формирование экологической культуры, которая включает комплекс нравственно – этических норм и деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека и природы, общества и человека; создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, природоохранной деятельности детей, осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде. 
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что изучение педагогического опыта по своему характеру есть исследовательская деятельность, требующая непосредственного наблюдения живого педагогического процесса, научного осмысления изучаемого педагогического явления, анализа и сравнения результатов, подтверждения конкретными примерами педагогической деятельности автора опыта, что требует специальных знаний, высокого уровня педагогической квалификации и, что немаловажно, времени.