Педагогический опыт по теме: «Комплексный подход в организации здоровьесберегающей среды на музыкальных занятиях»

Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»








Педагогический опыт по теме:

«Комплексный подход в организации здоровьесберегающей среды на музыкальных занятиях»







Шульгина Лилия Анатольевна
педагог дополнительного образования






г. Когалым


Содержание

Введение ...3
Глава I. Основные требования к организации учебно-воспитательного процесса в
условиях здоровьесберегающей педагогики.. ..7
Глава II. Практическое применение психолого-педагогических технологий
здоровьесбережения при обучении игре на музыкальном инструменте.
2.1. Педагогика сотрудничества – педагогика здоровьесбережения..12
2.2. Организации здоровьесберегающей среды на музыкальных занятиях..14
Заключение.............28
Литература .................31
Приложения....33




















Введение
«Здоровый человек есть самое
драгоценное произведение природы»
Народная мудрость.
Здоровье человека тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Здоровье – это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное.
Сегодня наибольшую тревогу специалистов вызывает состояние здоровья российских школьников. Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
стрессовая педагогическая тактика;
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
провалы в существующей системе физического воспитания;
интенсификация учебного процесса;
функциональная неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья;
частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается в ходе ежедневной практической работы педагогов, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате, существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Но кроме получения общего среднего образования многие школьники пытаются самореализоваться в различных видах творческой деятельности, посещая кружки и объединения учреждений дополнительного образования детей. Дополнительная нагрузка, не смотря на многочисленные положительные моменты в развитии детей, может также сказываться на состоянии их здоровья. В объединении «Баян» обучаются дети в возрасте от 8 до 15 лет. Часто на занятия учащиеся приходят уже уставшие после основных уроков в школе, встревоженные какими-либо проблемами в учёбе, озабоченные домашней подготовкой к следующему учебному дню, но у них есть интерес и мотивация к занятиям музыкой на инструменте, поэтому моя задача состоит в том, чтобы организовать образовательный процесс, в ходе которого не ухудшалось бы здоровье ребёнка.
Осознав и оценив всю серьёзность сложившейся ситуации, я определила для себя ряд проблем, решение которых было первоочередным для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни:
1. Изменение мировоззрения педагога, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.
2. Изменение отношения педагога к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его возможности.
3. Изменение отношения педагога к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.
Данные направления стали определяющими на пути повышения моего педагогического мастерства в вопросах сохранения здоровья учащихся через первоначальное осознание собственных проблем, их психологическую проработку и освоение на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия с учащимися. В создавшейся обстановке первостепенным стало активное изучение и использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников, ведь чем выше уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем более эффективно педагогическое воздействие на учащихся. Занимаясь изучением данного вопроса, я пришла к выводу, что педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить:
высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры;
способность к формированию и развитию личностных креативных качеств;
знания условий формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого самосовершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ);
владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях;
умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.
Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования педагогом средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе с учащимися, вовлекая их в систему работы по сохранению своего здоровья. Именно «системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся», - по словам профессора Н.К.Смирнова, - «решает проблему здоровьесбережения».
Необходимость выработать собственную систему деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся в ходе их обучения – задача каждого педагога. Эта проблема является актуальной и пути решения рассматриваются в данной работе.
Цель моего опыта показать эффективность применения комплексного подхода в организации здоровьесберегающей среды на музыкальных занятиях.
Новизна опыта - состоит в создании собственной системы педагогической деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся в ходе их обучения игре на музыкальном инструменте.
Практическая значимость (технологичность) опыта заключается в том, что он может быть успешно использован педагогами дополнительного образования, занимающимися развитием музыкальных способностей детей, преподавателями детских музыкальных школ и школ искусств, так как в основе комплексного подхода лежит синтез элементов здоровьесберегающих технологий, использование которых не требует материальных затрат.

















Глава I

Основные требования к организации учебно-воспитательного процесса в условиях здоровьесберегающей педагогики

Из приложения к письму Министерства образования России от 26 августа 2002г. № 13-51-104/13 обязательными направлениями здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений являются:
1) рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
2) рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;
3) организация рационального питания учащихся;
4) система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни

Но выполнение этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья не окажут должного эффекта здоровьесбережения, если не будут соблюдаться основные требования к организации и проведению урока в условиях здоровьесберегающей педагогики:
Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как обще дидактических, так и специфических.
Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
Активизация развития всех сфер личности учащихся. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения занятия.
Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
От правильной организации занятия, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Критерии здоровьесбережения на занятии и их краткая характеристика представлены в таблице:

Критерии здоровьесбережения
Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в кабинете
Температура и свежесть воздуха, освещение


Количество видов учебной деятельности, их
средняя продолжительность и частота чередования
Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач

Количество видов преподавания, их чередование
Словесный, наглядный, аудиовизуальный, практический, самостоятельная работа

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, дискуссия, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение педагога использовать ТСО как средство для беседы, дискуссии, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена позы обуславливает смену видов деятельности

Наличие, место, содержание и продолжительность на занятии моментов оздоровления
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика глаз.


Наличие мотивации деятельности учащихся на занятии

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент.
Внешняя мотивация: стремление больше узнать, активность, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на занятии

Взаимоотношения на занятии: педагог –
ученик (комфорт-напряжение, сотрудничество-авторитарность, учёт возрастных
особенностей)

Эмоциональные разрядки на занятии

Шутка, улыбка, поговорка, офоризм, музыкальная минутка и т.д.

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности


Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения занятия с позиции здоровьесберегающих технологий.



Правило 1. Правильная организация занятия.
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель педагога - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос, что является показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;
проявлением познавательной активности; показателем адекватно развитых коммуникативных навыков. Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

Правило 2. Использование каналов восприятия.
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности - функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
- левополушарные люди - при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
- правополушарные люди - доминирование правого полушария, у данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
- равнополушарные люди - у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
- аудиальное восприятие;
- визуальное восприятие;
- кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволяет педагогу излагать учебный материал на доступном для каждого учащегося языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
При организации занятия выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице.
Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока

Часть урока
Время
Нагрузка
Деятельность

1-й этап
Врабатывание

5 мин.

Относительно
невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение


2-й этап
Максимальная работоспособность

20-25 мин.


Максимальное снижение
на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом


3-й этап
Конечный порыв

10-15 мин.

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного материала


Эффективность усвоения знаний учащихся в течение занятия такова:
1-4 -я минута - 60%
5-25-я минута - 80%;
25-35-я минута - 45-50%;
35-40-я минута - 6-10%.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильно выраженными формами утомления.
Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будем способствовать здоровьесбережению.
Глава II

Практическое применение психолого-педагогических технологий здоровьесбережения при обучении игре на музыкальном инструменте

2.1.Педагогика сотрудничества – педагогика здоровьесбережения
Методическая система моей работы по программе «Мой друг – баян» основывается на теории педагогики сотрудничества, которая рассматривается как педагогика, создающая все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Обязательным условием педагогики сотрудничества является наличие субъект-субъектных отношений между учителем и учеником, где педагог является субъектом преподавательской деятельности, а ученик - субъектом деятельности учения. Деятельность различается по цели, действиям, результатам, поэтому и субъектность участников образовательного процесса проявляется по-разному, но обязательно при условии адекватного соотношении прав и ответственности. Обучение - это совместная деятельность, которая должна научить учащегося навыкам общего труда, сотрудничества, сотворчества. Целевые ориентиры педагогики сотрудничества - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника. Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как, любовь к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Этому же способствует решение одной из задач педагогики сотрудничества – формирование положительной Я-концепции личности подростка.
В ходе изучения литературы по данной проблеме стало понятно, что здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели. Поэтому здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. Понятие здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.
Педагогика сотрудничества органично соединяет элементы таких педагогических технологий как технология дифференцированного обучения, индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая), гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Главное в этих технологиях - это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, общим анализом хода и результатов труда. В ходе реализации этой идеи проявляется возможность со стороны педагога помочь ученикам поверить в свои силы, разбудить в них лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности. Насколько каждая из перечисленных выше технологий решает проблему сохранения здоровья учащихся?
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом, перед педагогами встают такие задачи, как создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе на занятии, стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, создание педагогических ситуаций общения, позволяющих ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения учащегося.
Для решения этих задач в своей педагогической практике я применяю следующие компоненты:
создание положительного эмоционального настроя на работу каждого учащегося в ходе занятия;
использование проблемных творческих заданий;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов отработки учебного материала (музыкального репертуара);
рефлексия - обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки и каковы методы работы для их исправления.
В основе технологии дифференциации обучения заложена целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. Обучение на каждом этапе также строго дифференцировано, так как учащиеся обладают разными музыкальными способностями и физическими данными. Завышение требований может отрицательно сказаться на формировании учащегося и, наоборот, упрощение репертуара может привести к снижению роста учащегося. Дифференциация в обучении дает возможность обучаться всем желающим (в возрасте 9-13 лет), независимо от их способностей. Все учащиеся получают одинаковый объем теоретических знаний на каждом этапе обучения, а подбор репертуара по различной степени сложности позволяет развивать исполнительское мастерства каждого обучающегося в соответствии с его темпами развития. Таким образом, организация дифференцированного обучения, которое заключается в подборе заданий не по принципу «больше – меньше», а по принципу «труднее – легче», позволяет создать комфортную обстановку для каждого обучающегося, что является одним из условий здоровье сбережения, а индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

2.2. Организации здоровьесберегающей среды на музыкальных занятиях
Обучение детей игре на таком музыкальном инструменте как баян само по себе уже является дополнительной физической нагрузкой. Следует учесть, что утомительность учебного занятия не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов. Здоровьесберегающая среда должна включать взаимосвязь и взаимодействие всех факторов, которые направлены на сохранение здоровья обучающихся на всех этапах обучения и развития. В связи с этим имеет место комплексный подход в организации здоровьесберегающей среды на музыкальных занятиях.

Рассмотрим подробно каждый из компонентов в представленном перечне.
Виды учебной деятельности.
При организации образовательного процесса следует обращаться к разнообразным формам мышления и чередованию видов деятельности. Это облегчает работу мыслительного аппарата обучающегося, снижает утомление в течение занятия и способствует успеху в освоении учебного материала.
Дети младшего школьного возраста в большинстве своём очень непосредственны и раскованы, они любят разыгрывать какие-либо сценки, изображать те или иные персонажи и т.п. Учитывая эти особенности, на начальном этапе обучения на занятиях я использую нетрадиционную форму, в которой органично переплетаются различные виды деятельности:

Это сопровождается беседой с использованием наглядности (репродукции картин, предметы декоративно-прикладного творчества, мультимедийные презентации). На этом этапе обучения занятия строятся преимущественно на использовании игровой технологии. Получая возможность для самовыражения, для творчества (которое ребенок воспринимает поначалу как игру), он увлекается, что усиливает его мотивацию, повышает эмоциональный настрой и снимает напряжение. Движение, активность, изобретательность, социализация уже изначально заложены в самой игровой системе. На занятиях используются задания: «Передай в движении характер музыки», «Нарисуй музыкальный образ», «Изобрази свое настроение», «Передай в хлопках ритм музыки» и др. Дети на таких занятиях вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения, что способствует сохранению их здоровья.
Особое значение на начальном этапе обучения имеют художественно-познавательные, творческие игры-задания, а также ассоциативные игры, в которых сочетаются игра и познание, учение и творчество, осуществляется передача информации о мире искусства, развитие художественных и творческих, а также музыкальных способностей детей. (Приложение 1)

Творческое начало органически присуще всем детям, хотя, разумеется, и в различной степени. Задача педагога – поддержать и развить эти задатки. Вне зависимости от того, насколько одарён ребенок, обстановка поиска и открытий на каждом занятии вызовет у него желание действовать самостоятельно, искренне и непринужденно. Это не только гарантирует от потери интереса к занятиям (опасности, связанной с их чисто исполнительской направленностью), но и значительно повышает эффективность обучения, которое на фоне положительного эмоционального настроя становится более разносторонним и продвигается быстрее. Кроме того, если ученик по-настоящему одарен в творческом отношении, его способности получают простор для своего развития как раз в наиболее благоприятный для этого период. Для развития музыкально-творческих способностей на занятиях используются такие практические задания как:
- сочинение окончаний легких пьес и пропущенных в них тактов;
- сочинение коротких мелодий на определенный ритм;
- сочинение подголосков и простейших вариаций к народным песням и танцам;
- сочинение мелодий на заданный текст;
- подбор по слуху аккомпанемента к пьесам различных жанров.
Данный методический материал помогает детям легко и с интересом разобраться в соотношении звуков по высоте, развивает у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждает к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Этот материал обогащает учащихся новыми впечатлениями, развивает у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Игровая мотивация присутствует во всех видах деятельности учащихся на занятии объединения. Главным при этом, как показала практика, остаётся то, чтобы игры были интересны детям, вовлекали их в активное действие. Играя на занятиях, незаметно для себя, учащиеся усваивают основы музыкальной грамоты и развивают свои музыкальные способности. Активное внедрение в практику моей работы игровой технологии, помогает решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психологических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и непроизвольная память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности учащихся. В ходе игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
Число видов учебной деятельности 4 - 7 за урок, продолжительностью по 7-10 минут в зависимости от их количества, частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.

Методы преподавания
При целостном подходе необходимо выделить три большие группы методов обучения:



В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются здесь с осуществлением и самоорганизацией деятельности учащихся. Стимулирующие влияния педагога ведут к развитию мотивации учения у школьников, т е. внутреннего стимулирования учения. Контролирующие действия учителей сочетаются с самоконтролем учащихся. Каждая из основных групп методов в свою очередь может быть подразделена на подгруппы и входящие в них отдельные методы. Поскольку организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, то в первую группу методов обучения необходимо включить методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы: рассказ, лекция, беседа и др.); методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы: иллюстрация, демонстрация и др.) методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного, кинестезического ее восприятия (практические методы: упражнения, этюды, отработка технически трудных элементов и др.). Процесс учебного познания обязательно предполагает организацию осмысления учебной информации и логического ее усвоения. Поэтому необходимо выделить подгруппы методов организации индуктивной и дедуктивной, а также репродуктивной и проблемно-поисковой деятельности учащихся. Восприятие, осмысление и применение знаний может протекать под непосредственным руководством преподавателя, а также в ходе самостоятельной работы обучаемых. Отсюда возможно выделение методов самостоятельной работы, имея в виду, что другие методы обучения реализуются под руководством педагога.
В ходе занятия применяется не менее трех видов преподавания (методов), частота их чередования через 10-15 минут.

Наличие методов, способствующих активизации
Чтобы создать атмосферу свободного творчества на занятии, увлечь новым материалом, я стараюсь использовать приемы воздействия на эмоциональную сферу учеников, основанные на учете их возрастных и психологических особенностях и направленные на активизацию их творческой и мыслительной деятельности:
метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.);
активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, дискуссия, ученик как исследователь);
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)
Точкой отсчета в музыкально-педагогическом процессе для меня является личность ученика, а не учебный предмет, не музыкальное произведение, не собственные заботы об авторитете. Для раскрытия личностных качеств и способностей ученика, я создаю условия для включения жизненного опыта каждого в его актуальные отношения с миром (пускай хотя бы на занятии), ориентирую все свои усилия на занятии на ребёнка. При работе над репертуаром я использую проблемные ситуации, побуждающие ребёнка к поиску самостоятельных решений на основе имеющихся знаний и развивающие стремление к дальнейшему познанию. Занятия с учащимися по обучению игре на инструменте проводятся индивидуально. В ходе занятия я стремлюсь, чтобы каждый ребенок научился: ставить свою небольшую, но творческую цель и подчинять свою деятельность ее достижению; планировать и самостоятельно контролировать свою деятельность; находить и решать проблемы, составляющие основу цели; уметь обосновать свои действия.

Место и длительность применения ТСО
Технические средства обучения это устройства, помогающие педагогу обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы (классы). Они постоянно совершенствуются.
На занятиях по обучению игре на баяне часто используются магнитофон и видеомагнитофон для прослушивания и просмотра музыкальных записей. Широкое применение в работе в последнее время получили персональные компьютеры, снабженные дополнительными устройствами, позволяющими сочетать тексты с графикой, мультипликацией, звуковым (речевым и музыкальным) сопровождением, кино- и видеоизображением. Разнообразные формы обучения: игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки и т.д., можно реализовать на занятиях с помощью ИКТ, отразив в презентации. Данная форма позволяет педагогу не просто объяснять материал, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам; высказывать предположения; анализировать получаемую информацию (например, использование средств музыкальной выразительности для передачи образного содержания музыки); сравнивать (например, музыкальные произведения одного жанра или различные произведения одного композитора); обобщать, тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные учащимся. Это помогает создать положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Занимательность + иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным, дают пищу переживаниям.
При эпизодическом использовании ПК употребляются в системе с другими средствами и методами обучения; поэтому на их применение отводится часть урока (эпизоды по 515 минут); для этого необходимы небольшие, часто стандартные программы.
Перед использованием ТСО учащихся необходимо научить пользоваться ими. Здесь средство обучения выступает как предмет освоения. При первоначальном ознакомлении с обучающей техникой учащиеся обычно бывают крайне возбуждены и заинтересованы, поэтому они часто обращают большое внимание на второстепенные моменты и не всегда усваивают учебную информацию. Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста учащихся, учебного предмета и необходимости их использования.
Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале урока (на пять минут) сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 510 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока. Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. Правильное чередование различных средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.
Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности, в частности культуры здорового образа жизни.

Поза учащегося, чередование позы
Поза учащегося во время игры на инструменте играет важную роль в сохранении его здоровья, так как игра на баяне требует дополнительных физических усилий, которые в свою очередь повышают степень утомляемости. Поэтому освоение инструмента начинается с усвоения правильности посадки и постановки баяна во время игры, уяснение опорных точек. Очень важно, чтобы инструмент по своим размерам и весу соответствовал физическим данным ребёнка. Плечевые ремни регулируются таким образом, чтобы нижняя часть правой клавиатуры баяна имела упор в правое бедро, а мех приходился на левое бедро, при этом левый ремень должен быть короче правого. Можно пользоваться третьим соединительным ремнём. Это обеспечивает устойчивость верхней части инструмента во время игры, что в свою очередь создаёт условия для свободных, естественных движений правой руки. Инструмент следует держать вертикально или с небольшим наклоном к исполнителю. Учащийся должен держать корпус ровно, слегка наклонившись вперед. Правая нога согнута под прямым углом, левая слегка выдвинута вперед. В помещении для занятий необходимо иметь стул, соответствующий росту учащегося, или подставки, обеспечивающие правильную посадку. Такие же условия должны быть созданы и для домашних занятий.

Наличие на занятии моментов оздоровления, их место, содержание и продолжительность
Специфика игры на баяне такова, что любое действие рук производиться сокращением определённой группы мышц. Поэтому необходимо следить, чтобы сокращение одних мышц не вызывало напряжения других, не участвующих в работе. Разделить работу групп мышц исполнительского аппарата помогают подготовительные упражнения без инструмента. (Приложение 2)
Даже не очень трудные поначалу игровые движения могут вызвать у ребенка скованность, поскольку он не умеет контролировать отдельные группы мышц, координировать их работу. «Зажатость» порой вызывается и психологической реакцией на непривычный и сложный вид деятельности. Между тем без мышечной свободы не может быть и речи о правильных игровых движениях. Для снятия внутренней зажатости можно предложить подготовительные упражнения на релаксацию. (Приложение 3)
Для координации движения рук при игре на инструменте эффективно использовать (особенно на начальном этапе обучения) выполнение ритмических упражнений – прохлопывание каждой рукой своей партии. Выполнение этих упражнений решает не только учебную задачу, но и задачу здоровьесбережения, так как ребёнок получает возможность кратковременного отдыха от игры на инструменте без потери учебного времени.
Для предупреждения утомления и повышения работоспособности, обучающихся на занятии необходимо проводить физкультминутки, динамические паузы, гимнастику для глаз. К.Д. Ушинский писал: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он порадует вас опять десятью минутами внимания, которые, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий». (Приложение 4)
Начинающему баянисту очень полезны специальные гимнастические упражнения, которые помогут ему почувствовать гибкость и ловкость своего тела, правильность осанки, посадки за инструментом, удобство и естественность игровых движений. Гимнастика явиться и хорошим отдыхом во время занятия для маленького ученика, внимание которого неустойчиво и недостаточно длительно. Пятиминутные игры-упражнения или дыхательная гимнастика позволят с большей эффективностью продолжить занятие.
Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии целесообразно проводить через каждые 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения.

Наличие мотивации деятельности учащихся на занятии
С первых занятий с учащимися я стремлюсь ввести ребенка в новый для него мир художественных образов. Замечательный отечественный пианист и педагог Генрих Густавович Нейгауз на вопрос, с чего нужно начинать обучение музыканта, отвечал: «Начинать надо с музыки». Действительно, игре на любом музыкальном инструменте должно предшествовать формирование музыкально-слуховых впечатлений. Большое значение отводится вводному занятию, целью которого является привитие интереса учащихся к занятиям музыкой и музыкальному искусству, от которого впоследствии зависит развитие мотивации. Вводное занятие должно нести огромный эмоциональный и нравственный заряд. В ходе первого занятия учащиеся должны понять, какое место в их жизни занимает музыка. Занятие проводится ярко, темпераментно; его можно сравнить со спектаклем, где педагог является режиссером и актером, а ученик - не пассивным зрителем, а участником процесса познания, активным соавтором интересного и увлекательного действия.
С первых встреч с учащимся использую метод «интенсивного погружения» в музыку, приучаю слушать небольшие произведения, говорить о них, учу его сразу же не просто слушать, а уметь слышать главное и проникнуться им. Со временем к навыкам слушания, умению уловить настроение небольшой пьески, дать ей название, проиллюстрировать прибавляются более сложные навыки: узнавание повторяющихся музыкальных тем, различение тем контрастных, способность осознавать композицию сочинения на основе элементарных понятий о музыкальной форме и т.д. Очень важно, чтобы педагог сам свободно владел инструментом. Вдохновенное исполнение оставляет глубокий след в душе ученика, оно становиться примером для подражания и, что не менее важно, – дополнительным стимулом для серьёзной работы, требующей большой концентрации внимания. Занимаясь увлечённо, дети не чувствуют усталости.

Создание благоприятного психологического климата на занятии
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт учащихся во время занятия. Занятия непременно должны проходить в атмосфере положительных эмоций. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной и творческой деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление вот далеко не весь арсенал, который я использую на занятии, стремясь к раскрытию способностей каждого ребенка. К каждому ученику я стараюсь найти индивидуальный подход. Детей надо больше хвалить; малейший успех должен быть отмечен, а неудача фиксируется в моём сознании скорее, как сигнал о том, что избранный подход к данному ученику или к работе над данным произведением не оптимален. Нужно верить в своих учеников, устранять у них страх перед неуспехом. Чувствуя, что ученик не сможет сейчас преодолеть какую-то трудность, лучше облегчить задание, нежели обрекать его на неудачу.
Если учащиеся приходят на занятия не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию, в процессе такого общения не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же каждый ученик более спокойно реагирует на оценку своей работы, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на занятии воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Я стараюсь всячески поощрять стремление учеников к самоанализу, укрепляю их уверенность в собственных возможностях. Если на занятии отрицательные факторы будут практически отсутствовать, то ученики покинут кабинет с хорошим настроением.
Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика. По окончании занятия мы совместно с учащимся намечаем план домашней работы по каждому музыкальному произведению из разучиваемого репертуара, определяем конкретные задачи и пути их решения. При такой постановке вопроса учащийся более ответственно подходит к выполнению домашнего задания, так как оно фактически определено им самим.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Снятие эмоционального напряжения
Введение в занятие интересных сведений и исторических фактов из жизни композиторов, и музыкантов, сообщение информации из других смежных областей знаний, уместная шутка и юмор педагога позволяют снять эмоциональное напряжение. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление и т. п. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п. В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение.

Пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. Учитывая это, я включаю вопросы здоровья в рамки учебного предмета, провожу беседы-минутки о важности ведения здорового образа жизни для человека. Кроме этого проводятся часы общения по данной проблеме, способствующие формированию правильного отношения учащихся к своему здоровью:
«Чистота – залог здоровья»,
«Формула здоровья»,
«Вредные привычки: как с ними бороться»,
«В здоровом теле – здоровый дух»» и др.
(Приложение 5)
Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.
Целью таких мероприятий является:
формирование убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности;
воспитание у обучающихся привычек, а затем и потребности к здоровому образу жизни;
формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
В ходе часов общения учащимся предлагается выполнить задания по предложенной тематике, например:
«Мысли о здоровье». Цель задания - составить копилку пословиц, поговорок, высказываний, афоризмов о здоровье и здоровом образе жизни.
«Делу – время, потехе – час». Цель задания - научиться рационально распределять рабочее и свободное время, составлять свой режим дня, так как очень важным фактором в достижении учеником реальных успехов является режим его домашних занятий.
Выполняя такие задания, обучающиеся делают самостоятельные шаги к культуре здоровья, приобретают навыки здоровьетворческой деятельности, приучаются постоянно заботиться о своем здоровье.
Но, несмотря на все усилия педагога, формирование мотивации к здоровому образу жизни у ребенка, прежде всего, зависит от родителей. На встречах с родителями им предлагаются такие темы для обсуждения как: «Примерный режим дня вашего ребёнка», «Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий», «Компьютер и здоровье ребёнка», «Правила здорового питания».
Безусловно, что ещё одним компонентом здоровьесберегающей среды на любом занятии, и на музыкальных занятиях в том числе, является соблюдение гигиенических условий и обстановки в кабинете: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
Таковы основные элементы комплексно подхода к организации здоровьесберегающей среды на музыкальных занятиях в объединении «Баян».
Основным условием, направленным на сохранение здоровья обучающихся, является такая организация режима труда и отдыха детей, создание таких условий для работы, которые обеспечили бы работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий.








Заключение

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Самым главным показателем эффективности применения комплексного подхода в организации здоровьесберегающей среды на музыкальных занятиях в объединении «Баян» является то, что мои учащиеся ориентированы на здоровый образ жизни, это подтверждается результатами анкетирования.
На вопрос «Что такое, на твой взгляд, здоровый образ жизни?» 100% опрашиваемых ответили:
Не пить
Не курить
Заниматься спортом
Полноценно и правильно питаться
Не употреблять наркотики

90 % анкетируемых добавили к этому ещё следующие факторы:
Позитивное отношение к себе
Доброжелательное отношение к окружающим людям
Саморазвитие и самосовершенствование
Взаимопонимание в семье

Личностно-ценностные приоритеты ведения здорового образа жизни учащиеся объединения выделяют в такой последовательности:

I - получать от жизни радость и удовольствие - 100%;
II - быть всегда в форме - 80%;
III - в полной мере осуществлять свои способности - 60%;
IV - быть сильным, красивым, успешным в делах, развиваться как личность - 40%.



Учащиеся осознают, что для укрепления своего здоровья необходимо соблюдать режим дня, использовать в питании больше овощей и фруктов, не поддаваться воздействию вредных привычек (курение, алкоголь, психотропные вещества), заниматься спортом, вести активный образ жизни. 70% учащихся объединения посещают спортивные учреждения города (Дворец спорта, Ледовый дворец, спортивный центр «Юбилейный»), где занимаются в различных секциях: плавание, баскетбол, футбол, гимнастика, катание на коньках и лыжах. Занятия различными видами спорта повышают иммунитет, сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям, в том числе ОРВИ и вирусом гриппа. Количество часов, пропущенных учащимися объединения по болезни, составляет 1-2% от общего количества учебных часов по программе.
Учащиеся объединения принимают активное участие в мероприятиях и акциях МОУ ДОД «ДДТ», проводимых в рамках программы «Дерево здоровья». Ежегодный фестиваль «Мы выбираем здоровье» привлекает учащихся многообразием форм: это конкурсы и выставки рисунков «Мы за здоровый образ жизни», спортивные эстафеты «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья». Ребята с удовольствием принимают в них участие.
Доказано, что чем выше уровень здоровья, тем выше уровень усвоения знаний обучающихся. Это подтверждают данные мониторинга освоения дополнительной образовательной программы «Мой друг - баян» за три последние года: при стабильном показателе освоения программы на высоком уровне – 70%, наблюдается повышение процента усвоения программы на среднем уровне до 30%.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что именно комплексный подход к организации здоровьесберегающей среды на занятиях позволяет решать задачи охраны здоровья учащихся как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Благодаря системному использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: « в здоровом теле - здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Основными заповедями педагогов в вопросах охраны здоровья учащихся должны быть следующие:
1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку.
Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.
Литература:

Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.

Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.

Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.

Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.

Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.

Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. С. 68.

Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.

Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 90.

Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 89.

Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.

Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.


Здоровье и образование: из опыта работы учреждений образования Нижегородской области/ Министерство образования и науки Нижегородской области. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.-214с.

Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.


Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе.-2005.-№5.-С.50-55.

Лобанова Е.А. Здровьесберегающие технологии на уроке музыки//Образование в современной школе.-2005.-№9.-С.44-57.

Лысых О.Б. Комплексная оценка результатов здоровьесберегающей деятельноси в образовательных учреждениях сельского района// Валеология.-2004.-№4.-С.11-116.

Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.

Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе//Практика административной работы в школе.-2006.-№1.-С.30-38.

Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.




Электронные ресурсы

Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения: [Электронный ресурс] Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.- //http://health.best-host.ru.-Саратов,2003

Здоровье и образование [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Применение здоровьесберегающих технологий в школе №1317 г.Москвы: http://www.specialschool.ru/health/






















ПРИЛОЖЕНИЯ








13PAGE 15


13PAGE 143115




Схема 1Схема 14Схема 15Диаграмма 315