Статья Совершенствование коррекционно-развивающей работы в условиях ФГОС ДО (из опыта работы)


«Совершенствование коррекционно-развивающей работы в условиях ФГОС ДО»
(из опыта работы).
Клочкова Е.Н. учитель – логопед МБДОУ д/с № 39 «Петушок» с. Чапланово Новые изменения в системе дошкольного образования связаны с принятием Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» и обусловлены принятием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который определяет структуру программы дошкольного учреждения, какие условия нужны для её реализации, но в то же время позволяет педагогическому коллективу создавать свою модель педагогического процесса, самостоятельно разрабатывать основную образовательную программу ДОУ, адаптированные и рабочие программы, выбирать парциальные программы, технологии, формы, методы и приёмы работы с детьми. Это помогает совершенствовать коррекционно-развивающую работу в ДОУ, так как даёт педагогу свободу выбора и стимулирует его к творческому подходу поиска решения поставленной перед ними задачи, а именно, коррекция отклонения в развитии ребёнка.
Модель коррекционно-развивающей деятельности нашего ДОУ представляет собой целостную систему, включающую диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий уровень речевого и психического развития дошкольника.
Эффективность коррекционно-развивающей работы напрямую зависит от того, каким образом сформированные в результате обучения навыки ребенок начинает использовать в повседневной жизни - в детском саду и домашней обстановке. Коррекционно-развивающую работу необходимо рассматривать в контексте всей образовательной деятельности детского сада.
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с фонетическими нарушениями речи. В нашем дошкольном учреждении функционирует логопедический пункт, в который зачисляются дети от 5 до 7 лет.
В федеральном государственном стандарте выделено 5 образовательных областей. В моей работе эти направления развития идут параллельно. Ребенка надо подвести к тому, чтобы он умел общаться, договариваться, аргументировано отстаивать свою точку зрения - это социально коммуникативное развитие; много знал - это познавательное развитие; смог выразить свои мысли – это речевое развитие; видел красоту окружающего мира – это художественно эстетическое развитие; был здоровым, имел развитую артикуляцию, мелкую и общую моторику – это физическое развитие. Все это позволяет нам при планировании коррекционной работы с ребенком воплощать принципы дошкольного образования: - полноценное проживание ребенком всех этапов детства; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; - поддержка инициативы ребенка во всех видах деятельности; - соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития. Стандарт определяет программу ДОУ как программу психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей. Для учителя-логопеда это может означать снятие регламентированных временных рамок для устранения речевого дефекта. Теперь опираясь на ФГОС ДО можно работать с ребенком столько, сколько необходимо для устранения выявленного речевого нарушения.
Работа на логопункте существенно отличается от работы в специализированных учреждениях и группах, так как зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, а иногда и ТНР) и не подразумевает проведения фронтальных занятий, важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения. Нарушения устной речи. Направления коррекционной работы.Фонетическое недоразвитие речи :- коррекция звукопроизношения.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
- развитие фонематического восприятия;-совершенствование слоговой структуры слов;- коррекция звукопроизношения.
Общее недоразвитие речи:
-пополнение словаря;-совершенствование грамматического строя;-совершенствование связной речи;-развитие фонематического восприятия;-совершенствование слоговой структуры слов;- коррекция звукопроизношения.
На данный момент, имея возможность составлять рабочую программу учитель-логопед может самостоятельно включать дополнительные направления в свою коррекционную работу. Я и педагоги ДОУ в дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям, стали чаще использовать в своей практике инновационные технологии, такие как арт-терапия (изо-терапия, музыкотерапия, логоритмика, мнемотехника и др.), которая является средством свободного выражения детей, а главная цель ФГОС ДОУ – это прежде всего всестороннее развитие личности ребёнка. Ведь чтобы полученные навыки детьми лучше усвоились и закрепились, необходимо изменить способы передачи детям любой информации. Основная идея формирования инициативы и исследовательских навыков такова: не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность самому сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа. Это возможно через решения более современных задач логопедической коррекции:
- поддержка детской инициативы при исправлении речевых нарушений;
- формирование активного отношения и интереса к звучащей речи;
- развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом.
С принятием новых законодательных актов родители (законные представители) воспитанников стали более тесно общаться с педагогами ДОУ, вследствие чего разнообразнее стали и формы взаимодействия, так как образование и воспитание детей по законодательству стало непосредственной обязанностью родителей. Я провожу групповые и индивидуальные консультации, родительские собрания, круглые столы, раздаю памятки, в фойе ДОУ и группах оформлен стенд и уголки с рекомендациями учителя-логопеда. С целью профилактической работы по выявлению и коррекции нарушений речи, мною посещаются группы и раннего возраста, даются консультации воспитателям и родителям, предлагаются для выполнения комплексы артикуляционной гимнастики, игры для развития памяти, мышления, воображения.
Очень важна в коррекционной работе и развивающая среда. Развивающий смысл речевой среды в том, что здесь создаются благоприятные условия для роста резервов развития ребёнка, для речевой практики. Процессы развития, «запущенные» в блоке обучения, здесь как бы имеют своё продолжение, но специально в речевой среде преследуются развивающие цели. Эффективность работы в этой зоне достигается специальной методической аранжировкой воспитателя и логопеда с помощью коррекционно-развивающих заданий. Подбираются упражнения, тренирующие память, творческое воображение и мышление, создающие атмосферу сотрудничества и поиска, побуждающие к диалогу.
Результат нашей работы: соответствие показателей речевого развития детей возрастной норме, сформированность предпосылок учебной деятельности и как следствие лёгкая адаптация детей к школе и успешное обучение.
В заключении хочется отметить, что своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки, а в ряде случаев устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребёнка.