Краткое содержание занятий к коррекционно-развивающей программе по развитию зрительного восприятия у детей дошкольного возраста.


КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
«Поможем Незнайке»
(1-3 занятия)
В гости к детям приходит Незнайка.
(Если занятие ведёт один взрослый и у него нет помощника, то вместо живого Незнайки в гости может прийти игрушка или картинка героя с письмом).
Незнайка – Здравствуйте ребята. Я пришёл к вам за помощью. Знайка задал мне новые задания, сколько ни пытался их выполнить, ничего не получается.
Вы мне поможете?
Дети – Да, поможем.
Незнайка – Тогда первое задание – Нужно собрать пирамидку вот по этой схем, т.е. у нас должны получиться точно такие же пирамидки как на доске.
Перед каждым из вас лежат колечки от пирамидки, соберите её так же, как на доске, научите меня, как это можно сделать.
Взрослый – Незнайка, работу мы начнём с самого нижнего колечка. А для этого внимательно посмотрим какое колечко в самом низу у пирамидки с доски, какого оно цвета, оно большое или маленькое?
Ответы детей.
Теперь найдём такое же у себя и разместим его в самом низу – в основание пирамидки.
У всех получилось? Молодцы! И ты Незнайка тоже молодец.
А сейчас давайте посмотрим на следующее за ним колечко ( подробный разбор цвета и размера ещё 2-3 колечек), найдём у себя на столе такое же и продолжим собирать пирамидку.
Молодцы! У всех получилась пирамидка, как у Знайки. Ну что Буратино мы тебе помогли?
Буратино – Вот спасибо! Теперь и я умею собирать пирамидку по образцу, но что то у меня глазки устали после такой трудной работы. Что же делать, ведь Знайка задал мне ещё несколько заданий, которые я не смог выполнить.
Педагог – Чтобы глазки отдохнули можно выполнить такое упражнение (выполняем стоя):
- Закрываем глазки и глубоко дышим, вот так (упражнение выполняется в течении 1-2 минуты).
- А теперь выполним массаж глаз:
1. «Моргание» - чередовать максимальное сжатие век в течение 3 секунд и максимальное раскрытие глаз в течение 3 секунд;
2. – закрыть глаза, выполнять легкое надавливание подушечками трёх средних пальцев на прикрытые веками глазные яблоки. Выполнить 10-15 надавливаний;
3. – закрыть глаза, массировать (прикасаться и нежно надавливать) подушечками указательного и среднего пальцев окологлазную область в течение 1-2 минут.
Незнайка – Вот здорово, мои глаза отдохнули и опять можно работать.
Ребята вы мне поможете выполнить следующее задание?
Тогда смотрите, Знайка дал мне несколько картинок, разрезанных на несколько частей – их нужно сложить так, чтобы картинка получилась целой, а у меня никак не получается.
Педагог – раздаёт детям разрезные картинки ( на первом занятии картинка разрезана на 2 части и даётся вместе с готовым образцом). Давайте ребята поможем Буратино выполнить задание. А ты Буратино смотри и запоминай. ( При необходимости ребёнку оказывается помощь, если затрудняется несколько детей – разобрать у доски процесс подбора одной части картинки к другой).
После того, как все дети справились с заданием.
- Молодцы ребята, все справились с заданием. Незнайка, ты понял, как выполнять это задание?
- А теперь давайте немного отдохнём.
5. Упражнение «Дыхание животом». Встать прямо, поставить ноги чуть уже ширины плеч, стопы параллельно; найти удобное положение для головы и туловища, положить одну руку на живот. Вдохнуть воздух и «опустить» его в живот. Живот при этом надувается. Задержать дыхание. Затем медленно выдохнуть через нос, втягивая живот. При полном выдохе живот становится плоским. При возникновении затруднений, ребёнку предлагают лечь, затем кладут ему на область диафрагмы какой – либо предмет, чтобы он мог увидеть движение живота.
6. Далее дети помогают Буратино «превратить лист с нарисованными на нём цветными фигурами в белый». Для этого нужно вырезанными фигурками белого цвета накрыть нарисованные на листе цветные фигуры так, чтобы не стало видно, т.е. фигурки должны совпасть по форме и размеру.
7. Делаем упражнение для глаз.
Широко раскрыть глаза и максимально перевести взгляд влево – вправо, вверх – вниз, по диагонали. Затем сильно зажмурить глаза. После чего раскрыть их как можно шире (большим и указательным пальцами, оттягивая верхнее веко вверх, а нижнее вниз) и снова вращать глазами.
Глазки бегают по кругу: влево, вправо, вверх и вниз,
А затем ещё по кругу пробежались друг за другом.
Не догнали – спрятались (зажмурить глаза).
Посидели, посидели, распахнулись, осмелели,
Стали круглыми, большими (максимально раскрыть глаза),
Снова бегают по кругу, друг за другом, друг за другом.
Педагог хвалит детей за оказанную помощь Незнайке, за успехи в работе.
«На стройке»
(4-6 занятие).
К детям приходит в гости Кубик – друг незнайки из цветочного города и играет вместе с детьми.
Игровое упражнение «Сделай так».
Детям предлагается готовый образец несложной постройки из кубиков и предлагается построить такую же у себя. Кубик объясняет, как нужно обследовать постройку и с чего лучше начинать «строительство».
Упражнение «Пальминг для глаз № 1»
Положить на закрытые глаза ладони рук (пальцы скрещены на лбу), избегая давления на глазные яблоки.
Для достижения лучшего эффекта рекомендуется разогреть ладони, потерев их друг о друга. При полном расслаблении появляется ровное чёрное поле, исчезают меняющиеся иллюзии света и цвета.
Игра «Составь картинку». Детям предлагается образец (целая картинка) и такая же картинка, разрезанная вначале на 2, потом на 3 и т.д. части. Ребёнку предлагается сложить из частей целую картинку. При затруднении объяснить принцип подбора одной части картинки к другой.
Упражнение «Гляделки».
Сидя напротив друг друга, смотреть в глаза друг другу, стараясь запомнить цвет глаз, угадать настроение.
Игра «Круг, треугольник, квадрат».
Ребенку даются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета, величины, формы.
а). Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат на окно. Положи круг на диван. Покажи красный круг, синий квадрат, принеси зеленый треугольник.
б) Собери все круги, отдельно положи синие круги, зеленве круги, желтые круги, красные круги.
в) Покажи треугольники, затем выбери синие треугольники, зеленые треугольники, желтые треугольники, красные треугольники.
г) Собери все квадраты, выбери синие квадраты, красные квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты.
д) Покажи маленькие круги (маленькие треугольники, маленькие квадраты).
е) Собери большие круги (квадраты, треугольники).
ж) Покажи зеленые большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зеленые квадраты.
Упражнение «Бульканье».
Налить треть стакана воды и поместить туда коктейльную трубочку. Дуть в воду через трубочку, чтобы получилось бульканье.
Необходимо следить, чтобы выдох был длиннее, чем вдох. Чтобы ребёнку было интересно, можно устроить соревнование, кто дольше сможет булькать без остановки.
Упражнение «Росток»
Исходное положение: сидя, сгруппировавшись, обхватив колени руками:
1-2 – медленно выпрямляются колени, корпус при этом наклонен к коленям, голова и руки расслаблены и висят;
3-4 – медленно поднимается корпус, выпрямляется позвоночник;
5-6 – выпрямляется и вытягивается шея, поднимается голова, руки при этом висят;
7-8 – медленно поднимаются руки и вытягиваются вверх, ладони открыты, пальцы расставлены;
9-10 – всё тело вытягивается вверх, но пятки не отрываются от пола. («Улыбнитесь и поприветствуйте солнце, мир вокруг вас и друг друга».).
«Мастерская»
(7-9 занятия).
У людей очень много профессий, которые приносят много пользы. И сегодня дети поупражняются в умении стать мастером какой – нибудь профессии.
Упражнение «Нарисуй узор по образцу».
На доске, расчерченной в клеточку нарисован несложный рисунок по клеточкам. У каждого ребёнка на столе «полотенце», вырезанное из тетрадного листа в клетку. Ребёнку предлагается украсить полотенце рисунком, как на доске. Педагог подробно объясняет и показывает, как это можно сделать.
Упражнение «Пальминг глаз – 2».
Под приятную, спокойную музыку положить на закрытые глаза ладони рук (пальцы скрещены на лбу), избегая давления на глазные яблоки и вспомнить что – то приятное.
Представление или воспоминание невозможно без расслабления, поэтому вначале рекомендуется вспомнить какой-нибудь маленький чёрный объект типа точки.
Игра «Зашиваем ковёр».
На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки. На 2 и третьем занятии можно предложить вырезать нужную заплатку и заклеить дырку на ковре.
На первом занятии объяснить детям принцип подбора заплатки.
Упражнение «Недовольный».
Наморщить лоб, поднять брови вверх, затем опустить вниз. Сдвинуть брови, максимально напрягая их. Затем расслабить мышцы.
Я сегодня недоволен.
Я сегодня недоспал.
Сильно я нахмурил брови,
Подержал так (удерживать 4-5 секунд) и устал.
Не могу я долго злиться,
Я играть давно хочу.
Лучше я расслаблю лобик
И к ребятам подойду.
Игра «Кто наблюдательнее»
Просим ребенка за 1 минуту назвать 5 предметов определенной формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не разрешается. Для упрощения задания на первом занятии взять за основу геометрические фигуры, т.е ищем предмет треугольной формы, как этот треугольник.
Упражнение «Шарик лопнул».
Глубоко вдохнуть, широко развести руки в стороны – «шарик надулся». Ударить в ладоши – «шарик лопнул» - выдыхать, длительно произнося звук «ш».
Упражнение «Марионетки».
Лёжа на спине, руки вытянуты за головой, кисти соединены, ладони раскрыты; ноги вместе, носки оттянуты. Подбородок опущен так, чтобы задняя сторона шеи приближалась к полу. Потянуться сначала одной рукой (другая лежит расслаблено), затем другой. Потом поочерёдно потянуться ногами. Затем одновременно одной рукой и ногой, затем другой рукой и ногой, имитируя марионетку на верёвочке.
Проследить за положением ребёнка. В этом положении важно почувствовать опору тела и одновременно расслабление. Взяв ребёнка за руку или за ногу, проверьте, насколько он расслаблен.
«Разведчики»
( 10-12).
Дети «проходят обучение» в школе разведчиков.
Игра «Найди игрушку».
Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим.
Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль ведущего.
«Массаж глаз».
«Моргание» - чередовать максимальное сжатие век в течение 3 секунд и максимальное раскрытие глаз в течение 3 секунд.
Нормальный глаз моргает часто, что даёт длящийся мгновение отдых постоянно находящимся в работе нервным клеткам сетчатки, а также способствует расслаблению напряженных мышц, помогая глазам сфокусироваться и улучшая их центровку (соосность).
Закрыть глаза, выполнять лёгкое надавливание подушечками трёх средних пальцев на прикрытые веками глазные яблоки. Выполнить 10-15 надавливаний.
Закрыть глаза, массировать (прикасаться и нежно надавливать) подушечками указательного и среднего пальцев окологлазную область в течение 1-2 минут.
Игра «Найди такой же предмет» (Начинаем с трёх предметов).
Ребенку предлагаются картинки: отдельно нарисованный эталон лампы и еще несколько рисунков ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинок дается только 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.
Для детей 4 лет можно оставить эталон перед глазами, для более старших детей эталон следует просто закрыть листом белой бумаги. Такой вариант задания позволит развивать не только восприятие ребенка, но и память, и внимание.
Упражнение «Пчела на носу».
Сморщить нос, стараясь двигать им в разные стороны.
Села на нос мне пчела.
Не легка, не тяжела.
Я руками не машу,
Носом я её толкну.
Я наморщил сильно нос,
А когда его расслабил,
То пчелы и след растаял.
При выполнении упражнения в работу включаются многие мышцы лица.
Игра «Сравни предмет».
Дошкольнику следует предлагать задания, направленные на развитие восприятия величины, размера предмета. Сравнивая предметы между собой, ребенок сможет лучше усвоить целый ряд понятий: больше, меньше; короче, длинее; шире, уже; ниже, выше.На каком из рисунков расположена самая большая чашка?
) На каком из рисунков находится самая маленькая елка?На каком из рисунков расположен забор, который ниже других?
На какой из картинок нарисована кисточка, которая длиннее других?
На какой из картинок изображена самая узкая лента?
На какой из картинок изображен самый большой чемодан?
Покажите картинку, где находится карандаш, который короче других.
Упражнение «Кто громче».
Губы сомкнуть. Указательным пальцем правой руки прижать правое крыло носа. Глубоко вдохнуть левой ноздрёй (рот при этом закрыт) и произнести на выдохе «м-м-м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем левой руки по левому крылу носа.
Упражнение «Потягивание».
Лёжа на спине, носки, голени и пятки касаются друг друга, руки вытянуты вдоль тела и свободно лежат ладонями к полу. Носки вытянуть, но без напряжения, затем потянуть носки на себя, чтобы растянулись задние мышцы ног.
«Внимательный ребёнок».
( 13-15 занятие).
Соревнование между детьми – кто самый внимательный ( но при этом в конце занятия отметить всех детей и каждому ребёнку дать приз).
Игра «Сравни предмет».
Дошкольнику следует предлагать задания, направленные на развитие восприятия величины, размера предмета. Сравнивая предметы между собой, ребенок сможет лучше усвоить целый ряд понятий: больше, меньше; короче, длинее; шире, уже; ниже, выше.В этом цикле занятий просим ребенка сравнивать между собой несколько предметов:
На какой из картинок гриб ниже цветка?
На какой картинке берёза выше ели?
На какой из картинок линейка шире ластика?
На какой из картинок кисточка короче карандаша?
На какой картинке мальчик выше девочки?
На какой картинке ваза больше графина?
На какой картинке береза выше ели, но ниже горки?
На какой из картинок дорога уже речки?
Затем можно предложить задания еще большей сложности:
Покажи картинку, где девочка больше мальчика, но меньше дерева.
Покажи картинку, на которой корабль находится ближе к маяку и дальше от лодки.
Упражнение «Мудра жизни».
Подушечки мизинца, безымянного и большого пальцев соединены вместе, а остальные пальцы выпрямлены. Упражнение выполняется обеими руками одновременно от 5 до 40.
Упражнение «Нарисуй узор по образцу».
На доске, расчерченной в клеточку, нарисован несложный рисунок по клеточкам. У каждого ребёнка на столе «скатерть», вырезанное из тетрадного листа в клетку. Ребёнку предлагается украсить полотенце рисунком, как на доске. Педагог подробно объясняет и показывает, как это можно сделать.
Упражнение «Массаж кистей рук».
Похлопать ладонью о ладонь со сменой темпа и ритма (дополнительно способствует мобилизации внимания);
Растирать кисти путём максимального трения ладони о ладонь;
Растирать межпальцевые промежутки; с небольшим надавливанием до ощущения скольжения пальцев по суставам;
Растирать ладонью тыльную сторону каждой кисти руки;
Большим и указательным пальцами одной руки осуществлять вытягивающее растирание каждого пальца другой руки.
После растирания и вытягивания рекомендуется производить сгибательные движения одной руки с помощью другой руки и обеих рук вместе, сцепленных в замок по естественному сгибу и против.
Упражнение «Где чей шарик».
На листе бумаги нарисованы мальчик и девочка, в руках они держат по шарику, ниточки шариков перепутались, нужно проследить по ниточке глазками и узнать у кого какой шарик.
На втором и третьем занятии задание усложняется, переносится на стену или интерактивную доску.
Упражнение «Горячая монетка».
Во время глубокого вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вверх;
Задержать дыхание. Сконцентрировать внимание на раскрытых ладонях (ощущение «горячей монетки» в центре ладони);
Во время медленного выдоха рисовать перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники).
Упражнение «Качели».
Лёжа на спине, обхватить руками согнутые в коленях ноги. Раскачиваться на спине, пытаясь сесть. Спина должна быть круглая.
«В цирке»
(16-19 занятия).
Дети «отправляются» в цирк.
Упражнение «Дорисуй предмет».
Детям предлагаются листочки с недорисованными предметами (например шар у гимнастки, куб у тигра, ведро у клоуна и т.д.) нужно их дорисовать, чтобы представление было подготовлено и прошло успешно.
Упражнения, улучшающие кровоснабжение глаз.
Закрыть глаза, попеременно прикладывать к векам салфетку из махровой ткани, смоченную горячей водой, затем салфетку, пропитанную водой из тающих кубиков льда. Выполнять по 2 мин.
Сделать глубокий вдох. Задержать дыхание. Во время задержки дыхания наклонить голову вперёд, сгибая колени так, чтобы голова оказалась ниже области сердца. Оставаться в этой позиции 5-10 секунд, открывая и закрывая глаза.
При выполнении упражнения насыщенная кислородом кровь поступает непосредственно в голову и глаза. Необходимо следить, чтобы не возникло головокружение.
Упражнение «Найди и раскрась … предмет».
Каждому ребёнку предлагается лист с контурным изображением нескольких предметов, наложенных друг на друга. Нужно найти и раскрасить тот, который скажет педагог.
Упражнение «Дождик».
Кисти разместить над головой. Кончиками пальцев совершать лёгкие постукивания по всей поверхности волосистой части головы, имитируя дождик. Сила и частота постукиваний выбираются ребёнком произвольно, до возникновения приятного ощущения.
Возможно, у некоторых детей степень самовоздействия будет довольно интенсивной, так как чувствительность в этой зоне может быть снижена. Встречаются дети, которые, испытывая потребность к стимуляции данной зоны, инстинктивно совершают различные движения: бодаются, упираются головой в какую – либо поверхность предметов или стены.
Упражнение «Сравни картинки».
На каждого ребёнка «двойная» картинка для поиска различий (до 5).
Упражнение «Певец».
Во время глубокого вдоха медленно поднять руки через стороны вверх;
Задержать дыхание;
Во время выдоха длительно произносить звук «а» и медленно опускать руки;
Во время глубокого вдоха медленно поднять руки через стороны до уровня плеч;
Задержать дыхание;
Во время выдоха длительно произносить звук «о» и медленно скрещивать руки (обнять себя за плечи), опускать голову к груди;
Во время глубокого вдоха медленно поднять руки до уровня груди;
Задержать дыхание;
Во время выдоха длительно произносить звук «у» и медленно опускать руки вниз, голову – на грудь.
Упражнение «Акробат».
Сидя на пятках, сделать вдох. Выдыхая, наклонить туловище вперёд, пока грудь не коснётся бёдер. Руки при этом вытянуть вперёд, ладони на полу. Не меняя положение туловища, продолжать тянуть руки вперёд. На вдохе вернуться в исходное положение. Расслабиться, отдохнуть.
«Сыщик»
(20-22 занятия).
Дети играют в сыщиков.
Упражнение «Узнай, что нарисовано».
Педагог показывает карточки с контурным изображением перечёркнутого несколькими линиями предмета. Нужно узнать, что за рисунок «зашифрован» на картинке.
Упражнения для шести основных глазных мускулов.
Встать и расслабиться, смотреть вперёд в одном направлении;
Поочерёдно смотреть вверх – вниз (10 раз);
Поочерёдно смотреть вправо – влево (10 раз);
Поочерёдно смотреть вправо – вверх и влево – вниз (10 раз);
Поочерёдно смотреть влево – вверх и вправо – вниз (10 раз);
Выполнять вращательные движения одновременно обоими глазами по максимально возможному кругу (10 раз в одну сторону и 10 раз в другую).
Все упражнения выполняются медленно, движения осуществляются только глазами, голова и тело остаются неподвижными. Эти движения максимально нагружают глазодвигательные мышцы, что способствует их дальнейшему расслаблению.
Упражнение «Найди и раскрась … предмет».
Каждому ребёнку предлагается лист с контурным изображением нескольких предметов, наложенных друг на друга. Нужно найти и раскрасить тот, который скажет педагог.
Упражнение на аккомодацию.
Стоя прямо, посмотреть на кончик носа (3-5 секунд);
Посмотреть вдаль (10 – 15 секунд);
Зафиксировать взгляд на переносице (3-5 секунд);
Посмотреть вдаль (10-15 секунд).
Затем упражнение усложняется – предлагается проделать аналогичные движения, направляя взгляд влево, вверх и вдаль, потом вправо, вверх и вдаль. Затем влево, вниз и вдаль, потом вправо, вниз и вдаль.
Упражнение «Составь картинку».
Составление разрезных картинок из 4-5 частей.
Упражнение «Сова».
Сжать правой рукой левое плечо. Голову повернуть влево и посмотреть назад через плечо, с силой развести плечи;
Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох;
Посмотреть назад через правое плечо, снова с силой развести плечи;
Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох;
Опустить руки, уронить голову на грудь. Вдох, выдох;
Повторить упражнение, держа левой рукой правое плечо.
Упражнение «Свеча».
Стоя прямо, колени прямые, руки напряжены и подняты вверх, тело напряжено, будто свечка на праздничном торте. Постепенно свечка начинает таять – тело расслабляется сверху вниз. Сначала опускаются руки, затем голова падает на плечи, потом сгибается туловище, подгибаются ноги и ребёнок медленно падает на пол – «свеча растаяла».
«Поможем Буратино»
( 23-25 занятия).
Дети помогают Буратино выполнять задания.
Упражнение «Узнай, что нарисовано».
Детям предлагается узнать что зашифровано на карточках с контурным изображением перечёркнутого несколькими линиями предмета.
Упражнения для шести основных глазных мускулов.
Встать и расслабиться, смотреть вперёд в одном направлении;
2)Поочерёдно смотреть вверх – вниз (10 раз);
3)Поочерёдно смотреть вправо – влево (10 раз);
4)Поочерёдно смотреть вправо – вверх и влево – вниз (10 раз);
5)Поочерёдно смотреть влево – вверх и вправо – вниз (10 раз);
6)Выполнять вращательные движения одновременно обоими глазами по максимально возможному кругу (10 раз в одну сторону и 10 раз в другую).
Все упражнения выполняются медленно, движения осуществляются только глазами, голова и тело остаются неподвижными. Эти движения максимально нагружают глазодвигательные мышцы, что способствует их дальнейшему расслаблению.
Упражнение «Найди и раскрась … предмет».
Каждому ребёнку предлагается лист с контурным изображением нескольких предметов, наложенных друг на друга. Нужно найти и раскрасить тот, который скажет педагог.
Упражнение на аккомодацию.
1)Стоя прямо, посмотреть на кончик носа (3-5 секунд);
2)Посмотреть вдаль (10 – 15 секунд);
3)Зафиксировать взгляд на переносице (3-5 секунд);
4)Посмотреть вдаль (10-15 секунд).
Затем упражнение усложняется – предлагается проделать аналогичные движения, направляя взгляд влево, вверх и вдаль, потом вправо, вверх и вдаль. Затем влево, вниз и вдаль, потом вправо, вниз и вдаль.
Упражнение «Где чей шарик».
На листе бумаги нарисованы мальчик и девочка, в руках они держат по шарику, ниточки шариков перепутались, нужно проследить по ниточке глазками и узнать у кого какой шарик.
На втором и третьем занятии задание усложняется, переносится на стену или интерактивную доску.
Упражнение «Шапка для раздумий».
Во время глубокого вдоха мягко завернуть уши от верхней точки до мочки («надеть шапку»);
Задержать дыхание;
Во время выдоха «снимать шапку» и длительно произносить звук «а»;
Вдох, выдох, задержка дыхания;
Во время глубокого вдоха «надеть шапку»;
Задержать дыхание;
Во время выдоха «снимать шапку» и длительно произносить звук «о».
«Поиск сокровищ»
занятие).
Упражнение «Узнай, что нарисовано».
Детям предлагается узнать что зашифровано на карточках с контурным изображением перечёркнутого несколькими линиями предмета.
Упражнения для шести основных глазных мускулов.
Встать и расслабиться, смотреть вперёд в одном направлении;
2)Поочерёдно смотреть вверх – вниз (10 раз);
3)Поочерёдно смотреть вправо – влево (10 раз);
4)Поочерёдно смотреть вправо – вверх и влево – вниз (10 раз);
5)Поочерёдно смотреть влево – вверх и вправо – вниз (10 раз);
6)Выполнять вращательные движения одновременно обоими глазами по максимально возможному кругу (10 раз в одну сторону и 10 раз в другую).
Все упражнения выполняются медленно, движения осуществляются только глазами, голова и тело остаются неподвижными. Эти движения максимально нагружают глазодвигательные мышцы, что способствует их дальнейшему расслаблению.
Упражнение «Найди и раскрась … предмет».
Каждому ребёнку предлагается лист с контурным изображением нескольких предметов, наложенных друг на друга. Нужно найти и раскрасить тот, который скажет педагог.
Упражнение на аккомодацию.
1)Стоя прямо, посмотреть на кончик носа (3-5 секунд);
2)Посмотреть вдаль (10 – 15 секунд);
3)Зафиксировать взгляд на переносице (3-5 секунд);
4)Посмотреть вдаль (10-15 секунд).
Затем упражнение усложняется – предлагается проделать аналогичные движения, направляя взгляд влево, вверх и вдаль, потом вправо, вверх и вдаль. Затем влево, вниз и вдаль, потом вправо, вниз и вдаль.
Упражнение «Чего не хватает».
У каждого ребёнка карточки с изображением предметов с недостающими деталями, нужно нужно найти чего не хватает.
Упражнение на расслабление и концентрацию.
Левая рука напряжена, правая расслаблена;
Правая рука напряжена, левая расслаблена;
Левая нога напряжена, правая расслаблена;
Правая нога напряжена, левая расслаблена;
Зажмурить правый глаз, левым нарисовать три круга по часовой стрелке, три круга – против;
Зажмурить левый глаз, правым нарисовать три круга против часовой стрелки, три – по часовой стрелке.