Урок по русскому языку Роль обращений в речи и знаки препинания при них (8 класс)


Урок по русскому языку в 8 классе
с использованием компьютера
«Роль обращений в речи и знаки препинания при них» (урок открытия нового знания)
Цель: обобщить и расширить знания обучающихся по теме «Обращение и знаки препинания при нём».
Задачи:
Формирование навыков постановки знаков препинания при обращении;
развитие навыков групповой работы;
развитие речевых компетенций навыков через игровые приёмы, творческие виды заданий, приёмы технологии критического мышления (навыков сопоставления, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
воспитание уважительного отношения к родному языку, способствовать становлению высоконравственной личности.
На двери кабинета табличка с надписью «Самолёт «Мечта»
СЛАЙД 1
Звучит музыка «Мечта» (Гайтана)
Учащиеся входят в класс, на входе я им предлагаю взять понравившийся календарь.
- Ребята, мы свами сегодня проводим занятие не в обычном учебном кабинете, мы сегодня на борту замечательного воздушного лайнера, и в руках у вас ваш посадочный талон. Займите своё место, указанное в талоне.
Прозвенел звонок на урок.
Первый этап – организационный.
- Здравствуйте!
- Скажите, вы любите мечтать? Слайд 2
- И я очень люблю мечтать.
- В детстве у меня была интересная мечта. Я хочу поделиться ею с вами и попросить вас о помощи осуществить её.
- С детства я хотела посетить разные страны, познакомиться с людьми разных народов, их культурой, обычаями. Я очень любила небо, самолёты.. И мечтала я стать…(надеваю пилотку) СТЮАРДЕССОЙ.
СЛАЙД 3
- Готовы вы сегодня отправиться в полёт вместе со мной? (да)
- Отлично! Вы заняли свои места, и мы отправляемся в полёт в чудесную страну Знаний. Путь нам предстоит нелёгкий: нам нужно будет преодолеть препятствия, решив массу познавательных задач.
СЛАЙД 4
- Давайте рассмотрим наш самолёт.
- Наш лайнер состоит из 6 частей:
в хвостовой части лайнера располагается багаж опыта;
в носовой части – кабина экипажа;
слева и справа – крылья знаний;
в центральной части салон самолёта – места для пассажиров.
- На протяжении всего полёта с вами буду я – старшая стюардесса – Москаленко Светлана Николаевна.
СЛАЙД 5
- У каждого участника полёта есть свой личный бортовой журнал, в него вы будете заносить всё самое важное, что будет происходить во время полёта, выполнять задания.
- Впишите свои фамилию и имя.
- Отлично! Посадка завершена.
СЛАЙД 6
- Наши пассажиры могут пока познакомиться, пообщаться.
- Выберите одну из предложенных речевых ситуаций. Выполните задание. (каждая речевая ситуация на отдельном слайде)
СЛАЙД 7
«Связь с Землёй»
- Экипаж, перед взлётом у вас есть возможность сообщить своим близким, что у вас всё в порядке, готовитесь к взлёту. Напишите им СМС-сообщение. (члены экипажа набирают СМС-сообщения на своих телефонах, но не отправляют их)
СИТУАЦИЯ № 1Задача: Внимательно прочитайте речевую ситуацию и составьте диалог из 2-3 фраз, используя слова-помощники.Вы – пассажир самолёта, инженер-конструктор. Ваш сосед – Ваш коллега, Николай Николаевич Васильев. Обсудите недавний запуск ракеты. (Слова-помощники: пассажир, коллега, многоуважаемый, гражданин, господин, Николай Николаевич)
СИТУАЦИЯ № 2
Задача: Внимательно прочитайте речевую ситуацию и составьте диалог из 2-3 фраз, используя слова-помощники.Вы – старик Хоттабыч. Ваш ковёр-самолёт не смог подняться в воздух, и вы вынуждены лететь на самолёте «Мечта». Обратитесь к соседу с просьбой поведать, как летает эта чудесная железная птица. Как вы к нему обратитесь? А он к вам?
(Слова-помощники: пассажир, многоуважаемый, свет моих очей, гражданин, о драгоценный камень моего сердца, господин, Хоттабыч)
СИТУАЦИЯ № 3
Задача: Внимательно прочитайте речевую ситуацию и составьте диалог из 2-3 фраз, используя слова-помощники.Вы – член экипажа, командир воздушного судна. Вам нужно связаться с центром управления полётами и сообщить о том, что полёт проходит успешно.
(Слова-помощники: коллега, центр, борт №)
- Члены экипажа, давайте посмотрим на сообщения, которые вы написали.
- Как вы обращались к собеседнику, какие конструкции использовали?
(просматриваем через документ-камеру)
СЛАЙД 8-10
- Спасибо!
- А теперь давайте прислушаемся, о чём разговаривают пассажиры перед взлётом.
- Ситуация № 1.
- Ситуация № 2.
- Ситуация № 3. Если были удачные варианты - оценить
- Скажите, пожалуйста, а как вы привлекали внимание собеседника? Какие конструкции использовали?
- Верно, вы использовали обращения!
- Давайте вместе сформулируем тему, определим направление нашего полёта.
- Запишите в Бортовом журнале направление (тему) полёта: «Обращение и знаки препинания при нём».
СЛАЙД 11
- Уважаемые пассажиры, рада сообщить вам, что наш полёт проходит на высоте десять тысяч знаний!
СЛАЙД 12 «Воздушные ямы»
- Из Центра управления полётами пришло тревожное сообщение: на пути самолёта возможны воздушные ямы, нам необходимо определить их координаты.
- Перед вами информационный текст, который разбит на части. Каждая часть пронумерована. Прочтите информацию под цифрой 1. Если она вам известна, то в колонку «Знак» поставьте «V», если эта информация новая для вас, поставьте «?»
- Новая, неизвестная для вас информация – это и есть воздушные ямы.
- Внесите эти координаты во вторую колонку таблицы. Выделите их ярким маркером, чтобы не забыть об опасном районе. (3, 4, 5, 6, 9)
- Номера известной информации об обращении, запишите в первую колонку этой же таблицы. (1, 2, 7, 8)
- Сверьте. (на слайде появляется таблица)
- Итак, какую цель мы поставим перед собой?
(на слайде начальные слова, ученики продолжают фразу, по щелчку мыши выходит мой вариант)
- повторить … сведения об обращении;
- узнать … чем могут быть выражены обращения, их функции, виды обращений по составу;
- находить … обращения в тексте
- выделять … знаками препинания.
- Отлично! Цели определены.
СЛАЙД 13
- Но опасность не миновала. Приближается гроза. В случае возникновения чрезвычайной ситуации, вы должны следовать инструкции.
- Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной:
аварийные выходы находятся:
– в хвостовой части, в носовой части, слева, справа.
– световая дорожка покажет направление к выходу.
– маска выпадает сверху.
– в случае задымления – присядьте.
СЛАЙД 14
«Грозовое облако»
- Уважаемые пассажиры, мы входим в зону турбулентности.
- Внимание на экран.
СЛАЙД 15
1. Друзья мои, прекрасен наш союз! (А.С. Пушкин)
2. Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг. (Н.А. Некрасов)
3. Мой друг настойчиво добивается цели. (В. Арсеньев)
4. До свиданья, мой друг, до свиданья. (С.А. Есенин)
- Прочитайте предложения.
- Укажите четвёртое лишнее. (3)
- По каким признакам вы определяли лишнее? (есть обращение или нет)
- Выпишите в ваш Бортовой журнал предложения № 2 и № 3. Подчеркните члены предложения.
обращение
2. Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг. 3. Мой друг настойчиво добивается цели.
- Восстановите знаки препинания в предложении № 1 и № 4. (ученики с места называют, запятые по щелчку мыши появляются на слайде)
- Молодцы!
СЛАЙД 16-21 «Восстановление радиооборудования»
(на слайде варианты ответов не писать)
-Благодаря вашим знаниям мы преодолели зону турбулентности. Но из-за близко прошедшей грозы было повреждено бортовое оборудование. Вам предстоит его сейчас восстановить. Иначе посадка будет невозможна. Подберите по одному примеру к каждому пункту теории:
Теоретические сведения об обращении Примеры
1. Обращение может быть распространённым. 1, 2, 5
2. Обращение может быть нераспространённым. 3, 4, 6, 7
3. Обращения могут быть выражены прилагательными или причастиями в значении существительных. 3, 7
4. Обращения помогают выразить отношение говорящего к собеседнику. 3, 5
5. В поэтической речи неодушевлённые существительные – олицетворение. 6, 1, 2
6. Перед обращением может быть частица О, которая не отделяется от него запятой. 2 1. Приветствую тебя, пустынный уголок… (А.С. Пушкин)
2. Как хорошо ты, о море ночное! (Ф.И. Тютчев)
3. Не гаси, любимая, огонёк. (В.Е. Малков)
4. Дай, Джим, на счастье лапу мне. (С. Есенин)
5. Милый мой, ты у меня в груди. (С. Есенин)
6. Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? (А. Плещеев)
7. Жизнью пользуйся, живущий. (В.А. Жуковский)
- Обращение может быть? (распространённым)
- Подтвердите примером.
И Т.Д. по таблице выше
- Отлично! Вы с лёгкостью справились с заданием.
СЛАЙД 22 «Мягкая посадка»
- Наш самолёт идёт на посадку.
- Экипаж, подготовьте схему посадки, собрав кластер. (работают у доски с кластером)
- Дамы и господа, пристегните ремни безопасности. Вам необходимо проверить, насколько крепки ваши знания, приобретённые во время полёта.
СЛАЙД 23 – 30
- Задание «Мягкая посадка» выполняйте в Бортовом журнале, записывая ответы в первую колонку таблицы.
- Затем проверьте свою работу по шаблону.
- Поставьте себе отметку в соответствии со шкалой оценивания.
- Поднимите руку те, кто доволен своим результатом? Это значит , что вы достигли поставленных целей. Отметки вы себе поставили.
- Отлично! На протяжении всего полёта вы были внимательны и собраны.
- Тем, кто пока не смог справиться с заданием, рекомендуем пополнить багаж знаний.
- Экипаж, представьте схему.
- Вы пилоты первого класса! Вашу работу оцениваем на отлично.
- Дамы и господа, полёт прошёл успешно, давайте наградим друг друга аплодисментами!
Слайд 31-32 Тихо звучит музыка как в начале занятия (Гайтана)
Дорогие ребята! Наш самолёт «Мечта» произвёл посадку в городе Знаний.
- Через несколько минут, после полной остановки, вы сможете покинуть самолёт. Не забывайте на борту свою ручную кладь - домашние задания.
- Из предложенных выберите задание по душе и выполните его:
1. Напишите эссе «Роль обращений в жизни человека».
2. Заполните клише по теме «Обращение и знаки препинания при нём».
3. Из текстов худ. литературы, изученных вами в этом учебном году, выпишите 5 предложений с обращениями. (не забывайте указывать произведение и автора)
4. напишите электронное или смс-сообщение близкому и любимому человеку; используйте разнообразные обращения как средство выражения своего отношения к адресату, это письмо может быть поздравлением с днём рождения или с другим праздником.
ВСЕМ СПАСИБО!
На память о сегодняшнем полёте вы можете сфотографировать карту-кластер и наградить себя за работу конфеткой «Взлёт»