Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» 11 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» для 11 класса составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
Примерной программой основного общего образования по физике;
Базисного учебного плана МКОУ Малогрибановской СОШ по осуществлению образовательной деятельности в 2015-16уч.г.
Программой учебного предмета «Физика-11» составлена на основе: примерной программы среднего (полного) общего образования по физике(базовый уровень) и с использованием авторской программы общеобразовательных учреждений (базовый уровень Ю. И. Дик, В. А. Коровин, А. Н. Мансуров, Г. Г. Никифоров, И. И. Нурминский, В. А. Орлов, А. Ю. Пентин, В. Г. Разумовский, В. Ф. Шилов;
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию Минобрнауки России от 31 марта 2014 года.
Данная программа используется для УМК Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
На преподавание элективного курса по физике в 11 классе отведено 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Структура документа.
Рабочая программа элективного курса по физике включает разделы: пояснительную записку, основное содержание, требования к уровню подготовки выпускников, календарно – тематическое планирование, литературу.
С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из историй науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. На современном этапе развития науки и техники на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому, важной целью физического образования является формирование умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы.

Цель курса:
развитие интереса к физике, к решению физических задач;
совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
способствовать формированию навыков решения школьных физических задачах, разнообразными способами.
способствовать качественной подготовке учащихся к выпускным испытаниям в форме ЕГЭ и подготовка учащихся к обучению в ВУЗах
Задача курса:
1) развитие познавательного интереса учащихся к физике, к решению физических задач;
2) совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
3) формирование представлений о приемах и методах решения школьных физических задач.
4) способствовать формированию навыка составление и применение алгоритмов при решении задач.

В процессе реализации данной программы рекомендовано использовать такие методы обучения: метод проблемного обучения, метод частично-поисковой деятельности, исследовательский метод, метод анализа и синтеза.

Содержание программы
(68 часов)
1. Законы постоянного электрического тока
Решение задач на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. решение задач разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля Ленца, законов последовательного и параллельного соединения.
Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение изменения показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивления участков цепи и т.д. Решение задач на расчет участков цепи, имеющей ЭДС.
Тепловое действие тока. Подбор задач по тепловому действию тока и использованию этого явления в  технике.  Решение задач на определение КПД элементного водонагревателя.
Расчет работы электрического тока и стоимости электроэнергии в производстве.
Разбор задач из тестов ЕГЭ за разные годы на законы постоянного электрического тока.
Разбор тестов, составленных учениками по данной теме.
Задание на лето: составить тесты уровней А,В,С по всем разделам физики за 10класс.
2. Электрический ток в различных средах.
Решение задач на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах., полупроводниках: характеристика носителей, вольтамперная характеристика конкретных явлений и др. Решаются качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.
Разбор задач из тестов ЕГЭ за разные годы по электродинамике.
Разбор тестов, составленных учениками по данной теме.
3. Магнитное поле. Электромагнитные колебания и волны.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действие. Магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. решение задач разных видов на описание явления электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. решение задач на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.
Решение задач на описание различных свойств электромагнитных волн, скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Решение задач по геометрической оптике. Классификация задач по СТО и знакомство с приемами их решения.
Разбор задач из тестов ЕГЭ за разные годы по магнетизму и электромагнитным колебаниям и волнам.
Разбор тестов, составленных учениками по данной теме.
(Решение конструкторских задач планируется в зависимости от степени технического оснащения кабинета физики).
Требования к уровню подготовки.
 В результате изучения курса ученик должен:
знать/понимать
смысл физических величин, физических формул и уметь их применять при решении задач;
смысл физических законов и уметь их применять при решении задач;
уметь описывать и объяснять физические явления;
  использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро,
смысл физических величин: элементарный электрический заряд, напряженность ,потенциал, сила тока, напряжение, сопротивление, энергия кванта, дефект массы,
смысл физических законов сохранения электрического заряда, закон Кулона, электромагнитной индукции, Закон Ома для электрической цепи, Джоуля – Ленца, фотоэффекта; Закон преломления света, закон связи массы и энергии, закон радиоактивного распада;
уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
























Календарно – тематическое планирование


Содержание
Кол-во уроков
Дата проведения




план
факт

1
Закон сохранения заряда. Закон Кулона
1



2
Закон сохранения заряда. Закон Кулона
1



3
Напряженность электрического поля
1



4
Напряженность электрического поля
1



5
Разбор тестов ЕГЭ
1



6
Принцип суперпозиции электрических полей
1



7
Принцип суперпозиции электрических полей
1



8
Работа сил электростатического поля
1



9
Работа сил электростатического поля
1



10
Разбор тестов ЕГЭ
1



11
Потенциал электростатического поля
1



12
Потенциал электростатического поля
1



13
Электроемкость конденсатора
1



14
Электроемкость конденсатора
1



15
Разность потенциалов
1



16
Разность потенциалов
1



17
Разбор тестов ЕГЭ
1



18
Энергия электростатического поля
1



19
Энергия электростатического поля
1



20
Сила тока. Закон Ома для участка цепи
1



21
Сила тока. Закон Ома для участка цепи
1



22
Разбор тестов ЕГЭ
1



23
Сопротивление. Удельное сопротивление
1



24
Сопротивление. Удельное сопротивление
1



25
Разбор тестов ЕГЭ
1



26
Зависимость сопротивления веществ от температуры
1



27
Зависимость сопротивления веществ от температуры
1



28
Сила тока. Закон Ома для участка цепи
1



29
Сила тока. Закон Ома для участка цепи
1



30
Разбор тестов ЕГЭ
1



31
Закон Ома для замкнутой цепи
1



32
Закон Ома для замкнутой цепи
1



33
Разбор тестов ЕГЭ
1



34
Последовательное и параллельное соединения проводников
1



35
Последовательное и параллельное соединения проводников
1



36
Работа, мощность, тепловое действие постоянного тока
1



37
Работа, мощность, тепловое действие постоянного тока
1



38
Разбор тестов ЕГЭ
1



39
Закон Фарадея – Максвелла
1



40
Закон Фарадея – Максвелла
1



41
Правило Ленца
1



42
Правило Ленца
1



43
Разбор тестов ЕГЭ
1



44
Трансформатор. Сопротивление, индуктивность, емкость в цепи переменного тока.
1



45
Трансформатор. Сопротивление, индуктивность, емкость в цепи переменного тока.
1



46
Построение изображения с помощью линз
1



47
Построение изображения с помощью линз
1



48
Разбор тестов ЕГЭ
1



49
Формула тонкой линзы
1



50
Формула тонкой линзы
1



51
Интерференция света
1



52
Интерференция света
1



53
Разбор тестов ЕГЭ
1



54
Дифракция света
1



55
Дифракция света
1



56
Законы фотоэффекта
1



57
Законы фотоэффекта
1



58
Разбор тестов ЕГЭ
1



59
Строение атома. Теория атома бора.
1



60
Строение атома. Теория атома бора.
1



61
Разбор тестов ЕГЭ
1



62
Атом. Радиоактивность. Радиоактивные превращения
1



63
Атом. Радиоактивность. Радиоактивные превращения
1



64
Ядерные реакции. Энергия связи. Дефект масс
1



65
Ядерные реакции. Энергия связи. Дефект масс
1



66
Разбор тестов ЕГЭ
1



67
Решение задач повышенной сложности.
1



68
Решение задач повышенной сложности.
1




































Литература для учащихся.
1. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.
2. Бутиков Б.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. Физика в задачах. Л.: ЛГУ, 1976.
3. Гольдфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1973.
4. Задачи по физике для поступающих в вузы. М.: Наука, 1976.
5. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. международные физические олимпиады. М.: Наука, 1985.
6. Ланге В.Н. Экспериментальные задачи на смекалку. М.: Наука, 1985.
7. Меледин Г.В. Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями. М.:Наука, 1985.
8. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. М.: Просвещение, 1980.
9. Пинский А.А. Задачи по физике. М.: Наука, 1977.
10. Куприн М.Я.Физика в сельском хозястве. М: Просвещение, 1985.
11. Енохович А.С.Справочник по физике и технике. М.:Просвещение, 1988.
12.Н.И.Павленко,К.П.Павленко Тестовые задания по физике.10класс.. Москва «Школьная пресса»,2004г.
13. Н.И.Павленко, К.П.Павленко Тестовые задания по физике.11 класс.. Москва «Школьная пресса»,2004г.
14. А.П.Рымкевич Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 10-11 кл. сред. шк.
Литература для учителя.
1. Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучении физике: из опыта работы. М.:    Просвещение, 1981.
2. Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1977.
3. Задачи и упражнения с ответами и решениями: Фейнмановские лекции по физике. М.: Мир, 1969.
4. Каменецкий Е.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по фи зике в средней школе. М.:   Просвещение, 1972.
5. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.
6. Усова А.В.Антропова Н.С. Связь преподавания физики в школе с сельскохозяйственным производством. М.: Просвещение, 1976.

15