Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы


Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Гайкалова Людмила Петровна
(МКОУ Подгоренская СОШ №1, Подгоренский муниципальный район
Воронежской области)ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы
по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»
2014 год
1.
Содержание
Введение …………………………………………………………2- 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования социальных навыков у детей школьного возраста с ЗПР
Социальное развитие детей школьного возраста……………4-6
Социально-педагогическая характеристика детей школьного возраста с ЗПР…………………………………………………7-10
Глава 2. Особенности деятельности социального педагога по формированию социальных навыков детей с ЗПР
2.1 Нормативно – правовая база социального педагога ………..11
2.2 Социально-педагогическая деятельность в ОУ для детей с ЗПР
…………………………………………………………………………12-14
4. Глава 3. Программа индивидуального сопровождения ребенка с
ЗПР младшего школьного возраста…………………………..15-19
5. Заключение …………………………………………………………20 -21
Список использованной литературы ……………………………..22-23
2.
Введение.
Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных
и инвалидов, которые практически не имели возможности получить
образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми. Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в образовании. Значительное число их обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации.
В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к
обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
Существует такое понятие – инклюзия, которое означает полное включение
детей с различными возможностями во все аспекты жизни дошкольного и школьного образования, где с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации пространства образовательных учреждений к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия.
Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями
здоровья в образовательных учреждениях представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития и образования. Необходимо отметить, что для отечественной педагогики понятие инклюзивного образования не является чем-либо абсолютно чуждым и неприемлемым.
3.
Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности.
Актуальность данной темы заключена в том, что дети с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.
Недостаточно изучено общение детей с ЗПР, в то время как развитие социально-коммуникативных навыков является важнейшим фактором социализации ребенка и компенсации нарушений в его развитии.
Цель ВКР: разработать программу индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР социальным педагогом ОУ.
Задачи:
Выявить особенности социального развития школьников с ЗПР.
Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей с ЗПР.
Определить роль социального педагога в ОУ для детей с ЗПР, изучив нормативно – правовую базу.
Определить основные направления и содержание работы социального педагога, направленной на преодоление недостаточности социальных умений и навыков у детей изучаемой категории.
Разработать систему мероприятий социального педагога, направленных на формирование социальных навыков у школьников с ЗПР.
4.
1. Теоретические аспекты проблемы формирования социальных навыков у детей школьного возраста с ЗПР.
Социальное развитие детей школьного возраста.
На современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социальных навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими как важных факторов успешной коррекции нарушений поведения и общения у дошкольников с задержкой психического развития.
Разработанная и созданная усилиями отечественных дефектологов система специализированной помощи детям с ЗПР достигла значительных успехов в решении задач диагностики и коррекции нарушений познавательной деятельности, развития общих способностей к учению у данной группы детей.
Наиболее изученными в психолого-педагогической литературе являются вопросы, касающиеся общих сведений о конкретных проявлениях и причинах снижения темпов психического развития у детей (В.И. Лубовский М.С. Певзнер и др.), описаны различные варианты ЗПР, специфика познавательной (Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова и др.) и игровой деятельности (Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович и др.) этой категории детей. Определены психолого-педагогические основы обучения детей с ЗПР (Г.И. Жаренкова, Г.М. Капустина, В.И. Лубовский и др.).
Проблемы личностного развития этих детей исследованы в меньшей степени (Д.И. Бойков, Е.Е. Дмитриева , И.А. Коробейников и др.).
В коррекционной работе по формированию социальных умений и навыков важная роль отводится педагогам дефектологам, логопедам, психологам, но совсем не рассматривается роль социального педагога в данной работе, видимо, в силу того, что социальный педагог недавно появился в учреждениях системы школьного образования.
5.
Между тем, социально - педагогический фактор в коррекционной работе с детьми школьного возраста с ЗПР нельзя не учитывать.
Особенности младшего школьного возраста как наиболее ценного и благоприятного в развитии социальных навыков, становлении коммуникативной функции, а также недостаточная разработанность научно обоснованных методик формирования социальных умений и навыков у детей этого возраста с ЗПР в школьном учреждении силами социального педагога определяют актуальность разработки программы индивидуального сопровождения.
Школьный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который, по высказываниям Л.С.Выготского, рассматривается как врастание в человеческую культуру.
Социальное развитие ребёнка школьного возраста - процесс, в течение которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов.
Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации. В аспекте педагогического исследования важнейшим из них является образование, цель которого - приобщение к культуре, ее воспроизведение, присвоение и сотворение.
6.
Развитие социальной компетентности - важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Социальный опыт приобретается
ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не
несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок
овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Таким образом, краткий обзор основных положений проблемы социального развития позволяет сделать следующие выводы:
социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к  всеобщему социальному и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры;
школьный возраст является сенситивным периодом в социальном развитии человека;
социальное развитие детей школьного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми;
компонентом социального развития школьника являются социальные навыки (социально - бытовые и коммуникативные), которые формируются в разнообразной деятельности школьников, в их общении с взрослыми и сверстниками.
7.
Социально-педагогическая характеристика детей школьного возраста с ЗПР.
Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности.
В школьном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом, страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, ручку, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.
Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности.
У детей с ЗПР недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.
У таких детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).
8.
Затруднена у таких детей и ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Отмечаются недостатки зрительно - моторной и слухо - зрительно-моторной координации.
Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Выраженность этого дефекта зависит от происхождения ЗПР. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.
Значительное своеобразие отмечается в развитии мыслительной деятельности детей с ЗПР. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений.
Отмечается подражательный характер деятельности детей с ЗПР.
Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. Нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта. Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, у них затруднен процесс декодирования текстов, т. е. процесс восприятия и осмысления их содержания. Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь, затруднены словообразовательные процессы; позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества, который продолжается до 7-8 лет. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или
9.
прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно. Основные проблемы касаются формирования связной речи.
Все названные особенности наиболее ярко проявляются на уровне игровой деятельности. У детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. У детей с ЗПР, в сравнении с нормой, уровень развития игровой деятельности достаточно низкий и требует коррекции.
Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностные особенности. У детей данной группы страдает сфера коммуникации.
По уровню развития коммуникативной деятельности дети с ЗПР отстают от нормально развивающихся детей. В отличие от своих нормально развивающихся сверстников они достигают лишь уровня ситуативно-делового общения. Общение с ровесниками школьников с задержкой психического развития отличается от общения нормативно развивающихся детей. По собственной инициативе дети с задержкой психического развития не включаются в игру со сверстниками. Некоторые из них наблюдают за предметно-игровыми действиями, рисованием, работой с конструктором других детей. Организатором игры этих школьников во всех случаях является взрослый. Но и в этой ситуации полноценного взаимодействия школьников не обнаруживается. Общение со сверстниками у детей с ЗПР носит эпизодический характер. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно-ролевую игру школьников с ЗПР можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях.
Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы детей с ЗПР - страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к "эмоционально теплым" отношениями со сверстниками, у них могут быть
10.
нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление – формирование самосознания, самооценки, системы «Я». Такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной педагогической помощи такой ребенок в школьном возрасте оказывается психологически не подготовленным к школе по всем параметрам.
Анализ особенностей психического развития рассматриваемой категории детей позволяет сделать следующие выводы:
Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания детей с ЗПР должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать у них полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия для их формирования.
Таким образом, анализ психолого – педагогических особенностей детей школьного возраста с ЗПР показывают, что психологическое и социальное развитие таких детей затруднено, что вызывает необходимость целенаправленного формирования у них социальных (социально – бытовых и коммуникативных) навыков. В свою очередь, социальный педагог в работе, направленной на формирование социальных навыков у детей с ЗПР, должен учитывать указанные особенности детей данной группы.
11.
Глава 2. Особенности деятельности социального педагога по формированию социальных навыков детей с ЗПР.
Нормативно – правовая база социального педагога.
В своей деятельности социальный педагог ОУ опирается на следующие нормативно - правовые акты:
Конвенция ООН «О правах ребенка», принятая в 1989 году и ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 году.
Юридическая техника составления норм Конвенции настолько гибка, что позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права каждого ребенка.
Семейный, Уголовный и Гражданского Кодексы РФ;
Конституцию Российской Федерации;
Закон РФ «Об образовании»;
ФЗ от 24.07. 1999 № 120 « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав несовершеннолетних в Российской Федерации" не только устанавливает гарантии прав и законных интересов ребенка, но и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией.
Устав образовательного учреждения и др.
12.
2.2 Социально-педагогическая деятельность в ОУ для детей с ЗПР.
В своей практической деятельности социальный педагог ОУ выполняет различные социально-педагогические роли: роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами; роль защитника интересов и законных прав ребенка; роль помощника педагогов и родителей в решении проблем; роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства. Социальный педагог помогает в предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также - между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.
Социальный педагог ОУ выполняет следующие функции: осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка; изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей; выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку; выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей; способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности; взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.
Основными задачами деятельности социального педагога ОУ являются следующие:
Работать над обогащением среды социального развития ребенка путем повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития;
13.
вовлечения в образовательное пространство школы потенциальных субъектов среды социального развития; повышения уровня компетентности родителей.
Координировать работу всех служб ОУ, направленную на реализацию задач социального развития ребенка.
Основные направления деятельности социального педагога в ОУ:
Работа с семьями учеников, педагогическое просвещение родителей, работа с педагогами школы (повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их
родителями, изучение факторов среды социального развития детей в образовательном пространстве ОУ), работа с учениками, работа с другими службами ОУ, работа с документацией.
Для достижения максимальной эффективности, при проведении образовательной работы с детьми необходимо учитывать:
структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР, информацию о здоровье ребенка, микросоциальные условия в семье, возраст ребенка, в котором он поступил в школу, предполагаемую длительность пребывания ребенка в ОУ.
В условиях ОУ перед социальным педагогом в работе с детей с ЗПР встают особые задачи по взаимодействию с семьями детей, т.к. в специальной поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.
Многие родители воспитанников не знают закономерностей психического развития детей и не могут объективно оценить проблемы своего ребенка; их пугает термин «Задержка психического развития», они не видят разницы между ЗПР, умственной отсталостью и психическим заболеванием. Одной из важнейших задач является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности образовательного учреждения и семьи удается максимально помочь ребенку.
14.
При реализации социально-педагогических задач требуется тщательное планирование действий педагогов и корректность при общении с семьей. Задачи социально-педагогической работы решают все педагоги и администрация школы.
Таким образом, социальный педагог в ОУ для детей с ЗПР является организатором активного сотрудничества педагогов и специалистов ОУ, детей, родителей, различных социальных структур для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям с ЗПР по их социальной реабилитации, защите их прав.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ОУ - это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
15.
Глава 3. Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР
Эффективная реализация включения ребенка с особыми образовательными потребностями в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного социально – психолого - педагогического сопровождения как процесса включения в целом, так и его отдельных структурных элементов.
Наименование
программы Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР МКОУ Подгоренской СОШ №1 на 2014 - 2017 г.
Основные разработчики Социальный педагог МКОУ Подгоренской СОШ №1
Гайкалова Л.П.
Цели программы  Создание единства образовательного пространства в вопросах социализации школьника.
Задачи программы Оказать помощь педагогам, родителям в освоении детьми соответствующих нравственных ценностей через организацию социального опыта на основе партнерства;
Обеспечить преемственность между всеми сферами социального становления ребенка.
Ожидаемые конечные
результаты программы Положительная динамика общего развития, внимания, мышления, улучшения эмоционального состояния у детей с задержкой психического развития, обучающихся в условиях инклюзии,
воздействие общества и социальной среды на личность ребенка, то есть его адаптацию к среде,
совершенствование самого общества, системы социальных отношений.
16.
Содержание программы.
Программа содержит три блока.
«Дом, в котором мы живем и развиваемся».
«Мы и взрослые».
«Мои друзья».
Тематические блоки в целом на каждом возрастном этапе себя повторяют, но с последующим углублением и усложнением содержания в соответствии с возрастом детей. Также прослеживается органическая связь тематического плана с содержанием раздела.  Ребенок входит в мир социальных отношений и социальных условий школы и ближайшего окружения.
Блок Задачи
«Дом, в котором мы живем и развиваемся».
- пробуждать чувство защищенности и уверенности у ребенка в том, что в школе его любят и ждут;
- способствовать эмоциональной
привязанности к предметам быта, продуктам, совместной деятельности детей, сотрудников, родителей;
- удовлетворять потребности ребенка в познании в процессе знакомства с устройством и назначением предметов и объектов помещений школы.
«Мы и взрослые».
- пробуждать желания помогать окружающим, выполнять несложные поручения;
- проявлять вежливость и сопереживание, адекватно выражать радость и восхищение.
«Мои друзья».
- проявлять чувства симпатии друг к другу, приветливости и доброжелательности во взаимоотношениях,
- оказывать посильную помощь сверстникам, участвовать в ситуациях, объединяющих детей общей целью, общим результатом
деятельности.
17.
ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ.
Методические рекомендации предусматривают на начальном этапе учитывать общие закономерности развития детей младшего школьного возраста, а именно: отделение себя от внешнего мира и появление волевого самоуправления поведением, появление самосознания, освоение первичных нравственных норм. Далее необходимо учитывать особенности развития детей с ЗПР. Учет индивидуальных особенностей и закономерностей развития детей предполагает отбор игр, ситуаций, заданий как систему, которая позволяет последовательно усложнять и расширять их содержание Важно соблюдать дидактические принципы доступности, а также повторности с использованием другого дидактического материала. Можно предложить детям новые способы освоения содержания, подкрепляя его интересными ситуациями и игровыми действиям. Развивающееся мышление ребенка пробуждает неподдельный интерес к окружающему миру. Высокая активность требует удовлетворения познания.
Гибко распределяется содержание блоков в течение дня, недели и месяца. Для организованных занятий подходит определенный день недели. Задачи трех блоков взаимосвязаны. Целесообразно при конструировании педагогического процесса включать разные виды деятельности детей. Рекомендуется в основном работа вне занятий, а также в процессе игровых занятий. Занятия состоят из нескольких частей, в них входят этюды, беседы, творческие задания, разрешение проблемных ситуаций, дидактические игры. Реализация содержания возможна при совместных усилиях социального педагога, педагога - психолога, музыкального руководителя. Необходимо использовать различные средства литературы, музыки, природы, живописи. В плане должна прослеживаться связь между отдельными видами и формами работы с детьми. При планировании задачи должны органично сочетаться с задачами других направлений.
18.
В плане рекомендуется оставлять графу для дополнения, возможна ситуация, требующая неоднократного возвращения с применением других средств и методов. Ежедневно планируется индивидуальная работа с детьми.
С помощью индивидуальных бесед с ребенком можно узнать об отношениях педагога и детей, о взаимоотношениях школьника со сверстниками.
Примерные вопросы к ребенку: Что ты сегодня делал? Что тебе больше всего понравилось? Что огорчило тебя сегодня? Почему? Или: Что тебя больше всего огорчает, радует? Кого бы ты пригласил к себе на день рождения? Кого из детей тебе не жалко перевести в другой класс?
Выявить социальную компетентность школьника поможет картотека проблемных ситуаций. Разрешая ситуацию, ребенок выбирает приемлемую для себя форму поведения и отношений со сверстниками и взрослыми.
Игровые упражнения, направленные на развитие эмоционально – личностной сферы ребенка.
«Тень – потетень»
Цель: воспитание уверенности в себе, реагирование на положительные черты характера сверстника
Ход игры: Ведущий говорит: «Тень - потетень», выше города плетень. Сели звери под плетень, похвалялись весь день. Детки сели на плетень и гордились целый день. Чем мы можем гордиться сегодня? Дети рассказывают о своих достижениях. Ведущий предлагает подойти к детям с ЗПР и рассказать, что полезного ими сделано, чему они могут научить их. Важно, чтобы подошли к тем детям, с которыми сверстники мало общаются.
«Мотылек – вителек»
Цель: развитие способности видеть положительное в других, установление контактов со сверстниками.
19.
Ход игры: На слова ведущего6»  «Мотылек – вителек» принеси нам ветерок»,- под негромкую музыку ребенок летает от цветка к цветку (среди детей), поглаживая каждый цветок крылышками и, выбрав понравившийся цветок, опускается с ним рядом, объясняя, почему выбран тот или другой ребенок. Взрослый помогает назвать положительные черты характера ребенка.
20.
Заключение
Социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к всеобщему, социальному и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры.
Школьный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека.
Социальное развитие детей школьного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.
Компонентом социального развития школьника являются социальные навыки (социально - бытовые и коммуникативные), которые формируются в разнообразной деятельности учеников, в их общении со взрослыми и сверстниками.
Анализ психолого-педагогических особенностей детей школьного возраста с ЗПР показывают, что психологическое и социальное развитие таких детей затруднено, что вызывает необходимость целенаправленного формирования у них социальных (социально - бытовых и коммуникативных) навыков. В свою очередь, социальный педагог в работе, направленной на формирование социальных навыков у детей с ЗПР, должен учитывать указанные особенности детей данной группы.
Социальный педагог в ОУ для детей с ЗПР является организатором активного сотрудничества педагогов и специалистов ОУ, детей, родителей, различных социальных структур для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям с ЗПР по их коррекции и социальной реабилитации, защите их прав.
Основными направлениями социально - педагогической деятельности по формированию социально-коммуникативных навыков в школьных учреждениях для детей с ЗПР являются:
21.
развивающие занятия с детьми по овладению социальными знаниями, умениями и навыками;
широкое использование театрализованных игр и специальных упражнений для целенаправленного формирования социальных навыков;
активное включение родителей в развивающий процесс путем их целенаправленного обучения умению взаимодействовать со своими детьми;
повышение квалификации педагогов в сфере построения учебного общения и продуктивного взаимодействия с детьми с ЗПР в условиях школьного учреждения.
22.
Список литературы
Нормативно - правовые акты:
Конвенция о правах ребенка. //Собрание международных договоров СССР. 1993. Выпуск XLVI.
Конституция Российской Федерации. // Российская газета. 25.12.1993. № 237.
Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав несовершеннолетних в Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ. 1999. №33
Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Волгоград, 2001.
Бойков, Д.И. О коммуникативных детерминантах дифференциации личности ребенка с ограниченными возможностями // Дефектология. - 2005. № 4.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2004. -
Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. М., 2004.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2001.
Дмитриева, Е.Е. Об особенностях общения со взрослым шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 2005. - №2.
Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров, 2001.
Капустина Т.Н. Особенности слышимой речи детьми с задержкой психического развития. М., 1989.
Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: ВЛАДОС, 2004.
Клюева Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 2008.
23.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей. М., 2005.
Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.
Липский И. Кодекс этики социального педагога и социального работника - основа профессиональной позиции // Социальная педагогика. - 2006. - № 2.
Локтева Е.В. Общение в семье с ребенком с ЗПР. Проблемы школьного воспитания. - 2002. - № 3.
Локтева, Е.В. Театрализованно-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2006. - № 4.
Лубовский В.И., Переслени Л.И. Дети с задержкой психического развития. М.: Просвещение, 2003.
Мордахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: РГСУ, 2002.
Мудрик А.В.Введение в социальную педагогику. М.: МПСИ, 2009.
Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность. М., 2006.
Никитина Л. Основные направления и методы социально-педагогической работы // Воспитание школьников. - 2005.- № 9.
Никитина Л. Технологии социально-педагогической работы: краткий анализ // Воспитание школьников. - 2007. - №10.
Никитина Л. Функции и роли социального педагога // Воспитание школьников. - 2007. - № 8. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2002.
Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М. , 2002.
Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР // Психолингвистика и современная логопедия. М.: Педагогика, 2007.
Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 2000. - № 3.