Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»




Устюгова Елена Анатольевна
(МБОУ г. Иркутска СОШ №27)


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы МБОУ г. Иркутска СОШ №27

по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»








2014 год


Содержание


13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc401496375" 14Введение 13 PAGEREF _Toc401496375 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc401496376" 14Инклюзивное образование 13 PAGEREF _Toc401496376 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc401496377" 14Особенности инклюзивного образования 13 PAGEREF _Toc401496377 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc401496378" 14Медицинская и социальная модели понимания инвалидности 13 PAGEREF _Toc401496378 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc401496379" 14Медицинский подход к пониманию инвалидности 13 PAGEREF _Toc401496379 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc401496380" 14Социальный подход к пониманию инвалидности 13 PAGEREF _Toc401496380 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc401496381" 14Подходы к формированию образовательной программы 13 PAGEREF _Toc401496381 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc401496382" 14Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в МБОУ г. Иркутска СОШ №27 13 PAGEREF _Toc401496382 \h 14131515
13 LINK \l "_Toc401496383" 14Модель социально-психолого-педагогического сопровождения МБОУ г. Иркутска СОШ 27 13 PAGEREF _Toc401496383 \h 14171515
13 LINK \l "_Toc401496384" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc401496384 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc401496385" 14Список литературы 13 PAGEREF _Toc401496385 \h 14221515
15 Введение
В современном образовании большое внимание уделяется программам реабилитации детей с особыми потребностями, развитию инклюзивного образования. На настоящий момент на первый план выходит не только организация образовательного пространства школ, поскольку наши школы зачастую не приспособлены для обучения детей со специальными потребностями, но и сопровождение конкретного учащегося.
Актуальность выбранной темы работы заключена в том, что дети с особенностями развития должны не только иметь равные возможности с другими детьми в получении образования, но и нуждаются в согласованном пристальном внимании всех специалистов учебно-воспитательного процесса..
Проблема – организация индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ для развития индивидуальности каждого ребёнка и создание ему таких условий обучения, которые необходимы для удовлетворения его особых потребностей.
Цель работы – рассмотрения индивидуального сопровождения учащегося в обычной общеобразовательной школе.
Задача работы– показать важность решения данной проблемы в современных условиях развития общества. Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и инвалидов вместе. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную.
Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.
Инклюзивное образование
Особенности инклюзивного образования
Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.
Права детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на индивидуальные потребности, и в том числе право детей с отклонениями в развитии учиться в тех же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству, признаны международными стандартами прав человека: Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам, Европейской социальной хартией, Декларацией о правах умственно отсталых лиц и другими документами.
Движение за Образование для всех возникло с момента проведения Всемирной конференции по Образованию для всех в Таиланде в 1990 году, и его целью стало предоставление всем детям, молодёжи и взрослым возможности реализовать своё право на образование.
Главный импульс инклюзивному образованию был дан 1994 г. на Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями , проходившей в Испании. 10 июня там была принята Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» Этот документ призывает государства действовать в направлении создания «школ для всех». Педагоги таких школ действуют из убеждения, что разница между людьми – это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребёнка, а не ребёнок подстроен под исходное определение, каким должен быть темп и характер обучения. Далее в документе говориться, что « лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями»
ЮНЕСКО выступает за поддержку равенства возможностей для людей-инвалидов и видит инклюзивное образование как позитивный шаг навстречу разнообразию и уникальности детей, предлагает рассматривать различия детей не как проблему, а как возможности развития процесса обучения, обеспечивающего доступность образования для любых групп детей.
В 2001 г. В Дакаре 100 стран мира приняли масштабную программу «Образование для всех». Россия в 2006 г. Объявила об участии в этой программе. Одна из целей программы «Образование для всех» состоит в том, чтобы к 2015 году каждый ребенок получил начальное образование.
Начиная с 90-х годов, в России формируется новая образовательная система для детей с ограниченными возможностями здоровья. Новая политика в образовании нашла своё отражение в нормативных документах как государственного масштаба, так и регионального.
Закон РФ об образовании закрепил в качестве принципа государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников.
Концепцией модернизации российского образования до 2010 года определены приоритеты образовательной политики в области специальной(коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Приоритетным является изменение общественного сознания, изменение отношения общества к таким людям, а также изменение парадигмы специального образования: концепция «социальной полезности» заменяется концепцией самоактуализации, саморазвития, самосовершенствования детей с ограниченными возможностями здоровья. Отправной точкой модернизации специального (коррекционного) образования является ориентация на нормально развивающихся детей (как бы они ни развивались). Основоположником этой идеи является Л.С. Выготский.
Тем не менее, по мнению Российского общественного совета развития образования в настоящее время Россия, как цивилизованная страна, трагически отстаёт в реализации конституционного права на образование и социальную интеграцию детей(лиц) с ОВЗ.
Медицинская и социальная модели понимания инвалидности
Медицинский подход к пониманию инвалидности
Медицинская модель понимания инвалидности определяет инвалидность через наличие нарушений состояния здоровья человека. Основное направление деятельности в рамках медицинской модели – минимизация нарушений через медицинское вмешательство и терапию.
Человек с инвалидностью при таком подходе является проблемой, его следует в обязательном порядке «лечить», а для этого – поместить в специальный институт, что, зачастую, ведёт к изоляции человека от остального общества.
Обратите внимание, что определение инвалидности, закрепленное еще в советские времена в юридической практике прошлого века, которое сводит понимание этого сложного социального явления к рамкам узкого медицинского подхода:
ИНВАЛИД (от лат. invalidus слабый, немощный) лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (Федеральный Закон РФ "О социальной защите инвалидов" от 24 ноября 1995 г.). Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы (МСЭ).
ИНВАЛИДНОСТЬ, по определению Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г., «нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни». При наступлении инвалидности назначаются пенсия или ежемесячные пособия, предоставляются другие виды социального обеспечения и обслуживания. (Большой юридический словарь. Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др. // М.: Инфра-М, 2001.)
В прошлом дети с инвалидностью рассматривались исключительно через призму их нарушения, подвергались обязательному «лечению», институциализации и изоляции от остального общества. Иногда у таких детей даже отнималось их право на жизнь. Сегодня высокотехнологичные решения, лекарства и методы терапии носят куда более конструктивный характер, к примеру, слуховые аппараты для людей с нарушениями слуха.
От детей с инвалидностью в рамках этой модели ожидается приспособление к существующей среде и обществу. Зачастую их пытаются интегрировать в существующую среду (не путать интеграцию и инклюзию). При такой «интеграции» проблема все еще рассматривается внутри ребенка, а не в школе или детском саду, который этот ребенок посещает.
Если ребенок не может выполнять некое функциональное действие из-за своего нарушения, проблема вновь ищется не в том, как организованно это действие и как его лучше организовать, а в самом ребенке, который не может это действие произвести. Ребенок фактически вбрасывается в школу или в другое образовательное учреждение, где тратится много сил и времени на адаптацию к существующей среде, которая позволяла бы ему наравне с другими участвовать в общей жизни. - 8 -
В рамках инклюзивного подхода каждое образовательное учреждение еще на этапе планирования своей деятельности, образовательных программ и т.д. учитывает ожидаемые возможные потребности всех учеников с их индивидуальными потребностями.
При применении медицинского подхода родители часто получают искаженную информацию от медицинских работников, докторов, социальных работников и психологов о реальных возможностях своего ребенка и о наиболее подходящем для него способе получения образования. Причем, наиболее вероятная рекомендация состоит в обучении ребенка в специализированной школе, детском саду или обучении его на дому, и родители часто принимают такие рекомендации.
Основой данного подхода является сложившаяся практика в медицине, в которой существует некое «нормальное» состояние, и любые отклонения рассматриваются как девиации или патологии. Это слабо соответствует реальности, когда некоторые нарушения фактически являются нормой. Тем не менее, из-за существующих общепринятых принципов каждый старается соответствовать «норме» и при возможности тщательно скрывать свои нарушения.
Социальный подход к пониманию инвалидности
В современном обществе на смену медицинской модели, определяющей инвалидность как нарушение здоровья, приходит социальная модель понимания инвалидности, которая утверждает: причина инвалидности – это не само заболевание, как таковое; причина инвалидности – это барьеры вокруг человека.
В рамках социальной модели люди с инвалидностью – это тоже люди с нарушениями, однако они являются инвалидами из-за существующих в обществе физических, организационных или отношенческих барьеров, предрассудков и стереотипов.
Социальный подход к пониманию инвалидности закреплен в Конвенции о правах инвалидов: «Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».
Человек с инвалидностью при такой модели не является «носителем проблемы», требующим специального обучения, напротив, проблемы и барьеры в жизни такого человека создаёт общество и несовершенство общественной системы образования, не готовой в условиях общеобразовательной школы общего типа соответствовать разнообразным потребностям всех учащихся.
Ранее существовала еще одна модель инвалидности, иногда характеризуемая как традиционный подход. В рамках такого подхода наличие инвалидности рассматривалось как некое «проклятье» или «наказание» инвалидов или их родителей, согрешивших или делающих что-то «не так, как нужно». Инвалидность рассматривалась как форма колдовства, магии или божественного проведения. Подобные идеи сегодня отражаются во многих стереотипах, которые проявляются в литературе, искусстве и средствах массовой информации.
Социальный подход предполагает, что обеспечение права учащихся с особыми образовательными потребностями на полноценное образование требует изменений в самой системе образования. Система образования должна стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей без дискриминации и пренебрежения.
Следуя принципам социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности, изжить их и предоставить детям с инвалидностью равные возможности полноценного участия во всех сферах школьной и внешкольной деятельности в системе общего образования (Рис.1, 2).
Общей системе образования необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей получения образования всеми детьми без дискриминации и пренебрежения.
Реализация социального подхода – ключевая концепция инклюзивного образования

























Подходы к формированию образовательной программы
Инклюзивное образование это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в общеобразовательных школах общего типа, где учитываются их особые образовательные потребности и, где им оказывается необходимая специальная поддержка.
Инклюзивное обучение – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Обеспечение возможности приема всех детей без исключения в общеобразовательные школы по месту жительства не предполагает закрытия специальных (коррекционных) школ. Речь идет о создании условий для реального, а не декларативного обеспечения права родителей на выбор между общеобразовательным, специальным, надомного обучения или иным учебным учреждением согласно индивидуальным потребностям ребенка.
Важным этапом на пути формирования инклюзивного подхода в образовании - является модель образовательной и социальной интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями в систему общего образования. Существует два подхода к формированию образовательной модели – интеграционный и инклюзивный.
При интегрированном подходе ребенок с особыми образовательными потребностями адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной, а при инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся.
Интеграционный подход, который имеет свою длительную историю развития в России, Европе, Северной Америке, ряде других стран, достигается методом перенесения элементов специального образования в систему общего образования.
К сожалению, при таком подходе только незначительная группа детей с инвалидностью может быть полностью включена в среду общего образования. Основным ограничением интеграции становится то, что при этом не происходит изменений в организации системы общего образования, т.е. в программах, методиках, стратегиях обучения. Отсутствие таких организационных изменений является основным барьером в широкой реализации политики и практики включения детей с инвалидностью в общеобразовательную среду. Переосмысление этого процесса привело к изменению концепции «особых образовательных потребностей» и появлению нового термина – «инклюзия».
Инклюзивный подход ставит вопрос таким образом, что барьеры и трудности в обучении, с которыми сталкиваются ученики с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах, происходят из-за существующей организации и практики учебного процесса, а также из-за устаревших негибких методов обучения. При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать учеников с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартной школы, а реформировать школы и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают.
ЮНЕСКО рассматривает инклюзию, как «динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможности для обогащения процесса познания».
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в МБОУ г. Иркутска СОШ №27
Для оказания ученику с ОВЗ комплексной помощи по преодолению трудностей освоения программы общего образования необходимо взаимодействие всех специалистов и построение их деятельности по принципу команды. Работа ведется в течение всего периода пребывания ребенка в МБОУ г. Иркутска СОШ № 27. Команда работает в следующих направлениях:
Диагностическое направление
Изучение документации ПМПК (заключения членов ПМПК, врачей-специалистов, состояние слуха, зрения, НОДА, наличие инвалидности, характеристики, заключения и т.д.).
Первичное обследование и мониторинг всеми специалистами ОУ (при необходимости направление на дополнительное обследование).
Ознакомительные беседы с родителями (о проблемах ребенка, планах и «ожиданиях» родителей, выявление детско-родителельских и семейных проблем).
Индивидуальное консультирование родителей о результатах мониторинга (первичный, срезовый, итоговый) в очно-заочной форме.
Проведение срезового, итогового мониторинга после каждого периода обучения, отслеживание «+» или «-» динамики, причин, обсуждение результатов на мини-ПМПк с целью определения дальнейших направлений коррекционно-развивающей работы, длительности и формы КРО.
Коррекционно-развивающее направление
Обсуждение выявленных специалистами трудностей освоения образовательных областей ООП на заседаниях ПМПк.
Определение программы обучения ученика (соответствие возрастной норме)
Решение о создании индивидуальной программы / плана сопровождения,
определение приоритетных направлений, исходя из выявленных трудностей;
закрепление курирующего специалиста;
определение сроков работы (периода работы)
Коррекционно - развивающая работа по периодам
Консультационно-просветительское направление
Комплексная помощь воспитаннику, родителям, педагогам
Включение родителей в образовательный процесс
Особое внимание уделяется психолого-педагогическму сопровождению учащихся с особым потребностями здоровья (Модель социально-психолого-педагогического сопровождения МБОУ г. Иркутска СОШ 27).
Программа сопровождения МБОУ г. Иркутска СОШ 27имеет следующие разделы:
по образовательным областям (руководители МО, учителя предметники, классные руководители)
Физико-математический блок (математика, физика, информатика и ИКТ)
Гуманитарный блок (русский язык, литература, Литература Восточной Сибири, МХК, английский язык)
Блок общественных дисциплин (ОБЖ, история, обществознание, география, право)
Блок естественнонаучных дисциплин (окружающий мир, биология, химия)
Блок художественных дисциплин (технология, ИЗО, черчение, музыка)
Физическое развитие учащихся – физическая культура, лечебно-физкультурные занятия
Психологическое сопровождение – включая индивидуальные консультации и коррекционные занятия (педагог-психолог Максимова Е.В.)
Логопедическое сопровождение – включая специальные занятия по одельному расписанию, при необходимости консультирование с внешними специалистами (учитель-логопед Резник Л.В.)
Внеурочная занятость учащегося (в соответствии с программами МБОУ г.Иркутска СОШ № 27 на текущий учебный год ) – художественное направление (декоративно-прикладное творчество), физическое развитие (рукопашный бой, баскетбол, танцы), краеведческое направление (туризм – по согласованию с медицинскими специалистами), эстетическое направление (игра на гитаре, театральная студия, видеомонтаж)
Трудовая социализация – содействие трудоустройству несовершеннолетних (совместно с центром занятости г. Иркутска)
Индивидуальная программа сопровождения предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с учащимся, имеющим трудности в освоении Программы своей возрастной группы и индивидуальные образовательные потребности в связи с имеющимися нарушениями. На настоящий момент в МБОУ г. Иркутска СОШ №27 обучаются дети с ЗПР, нервно-психическимми расстройствами, проблемами органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы.
В содержание индивидуальной программы сопровождения включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе сопровождения предусмотрено взаимодействие специалистов, педагогов-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования и родителей (законных представителей).
Срок реализации индивидуальной программы сопровождения зависит от возраста учащегося, ступени обучения (НОО, ООО, СОО).
Результаты работы по данной программе ежегодно рассматриваются на итоговом заседании педагогического консилиума МБОУ г.Иркутска СОШ № 27 и доводятся до сведения родителей (законных представителей) под роспись с рекомендациями на летний оздоровительный период.
Модель социально-психолого-педагогического сопровождения МБОУ г. Иркутска СОШ 27

































Заключение
Инклюзивный подход в образовании реализуется через:
признание для общества равной ценности всех учеников и педагогов;
повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся;
изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом с ней;
анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности;
проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы;
понимание того, что различия между учениками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
признание роли общеобразовательных школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии социальных ценностей местных сообществ;
признание того, что инклюзия в образовании – это один из аспектов включения в общество.
Указанные концептуальные положения инклюзивного образовательного процесса формируют принципы инклюзивной школы:
недискриминация;
уважение независимости и личной самостоятельности человека;
доступность;
полное включение и вовлечение в общество;
совместная (командная) работа учителя, специального педагога, администратора школы, психолога, родителей и самого ученика.
и правила:
принятие каждого ученика как личности – с его потребностями, с его возможностями и с его особенностями;
недопущение каких-либо форм проявления дискриминации;
равенство всех учеников в школьном сообществе независимо от происхождения, языка, пола, религии, состояния здоровья;
все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня;
у всех учеников имеются равные возможности для установления и развития важных социальных контактов;
обучение всех учащихся тщательно планируется и проводится наиболее эффективным способом;
педагоги и все сотрудники школы, вовлечённые в процесс обучения, обучены стратегиям и педагогическим технологиям осуществления инклюзивного образовательного процесса;
программа обучения и педагогические методы, применяемые в обучении, учитывают потребности каждого ученика;
семьи активно участвуют в жизни школы;
все сотрудники школы разделяют ценности инклюзии, позитивно настроены и понимают свои обязанности.
«Инклюзивное образование» относится к практике обучения, основанной на философском убеждении, что
все ученики, как с инвалидностью, так и без неё, имеют право учиться вместе в соответствующей возрасту группе/классе,
все получают пользу от образования в обычном классе местной школы.
В такой среде учителя, родители и другие участники процесса работают вместе в сотрудничестве с использованием соответствующих и достаточных ресурсов для интерпретации и применения обычной образовательной программы с достаточной гибкостью в соответствии с потребностями и возможностями». (Доктор Гэри Банч (Gary Bunch), профессор Йоркского университета города Торонто (Канада)
Дети с инвалидностью – это только малая часть детей, на которых ориентируется инклюзивный подход в образовании, направленный как на реформу специального образования, так и на реформу общего начального, среднего и высшего образования.
Инклюзия призвана обеспечить повышение качества образования, воспитания и социализации ВСЕХ детей, а не только детей с инвалидностью, она обязательно предполагает создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям ВСЕХ детей-учеников школы.
Инклюзивное образование – это процесс, содействующий развитию личности и способностей, независимо от физических и иных барьеров. Следовательно, любые ограничения – физические, социальные, эмоциональные – не могут быть основанием для изоляции. Между тем, в современном обществе существуют группы детей, молодых людей, подверженных большему, по сравнению с остальными группами населения, риску маргинализации и изоляции, риску социальной эксклюзии.
Истоки социальной эксклюзии лежат в пересечении экономической, политико-правовой и психолого-педагогической сфер социальной жизни. Каждая из этих сфер привносит свой дискурс понимания причин социальной отчуждённости, возникающей в отношении тех или иных групп социальных меньшинств. Создание инклюзивной культуры школы, преодоление эксклюзии тесным образом связано с формированием школьного сообщества и принятием инклюзивных ценностей не только учителями, родителями и помогающими специалистами, но, что не менее важно, всеми учениками, в том числе и учениками с особенностями развития.
Таким образом, инклюзия в образовании – это процесс, осуществление которого предполагает не только техническое или организационное изменение системы, но и изменение философии образования. В этом заключается определённая «революционность» данного подхода, причём революционные изменения при инклюзии затрагивают в значительно большей степени массовые школы, нежели специальные.
Очень важно формировать у учащегося с особенностями развития понимание того, что в субъектно-объектных отношениях ему необходимо выступать не только «объектом» инклюзии, но и её субъектом. И для этого ему необходим опыт принятия своих возможностей и ограничений, адекватное к ним отношение. Так, например, в процедуре составления индивидуального учебного плана очень часто сам учащийся, особенно в старших классах, становится точно таким же участником группы планирования, а в работе помогающих специалистов важнейшим направлением является формирование у ученика адекватной самооценки. Технологии и программы работы в социальной сфере, такие, как развитие рефлексии, толерантности, наделение клиента властью над собственной жизнью, необходимо использовать в работе инклюзивной школы не только по отношению к специалистам, педагогам, но и по отношению к учащимся, в том числе, с особенностями развития.
Полноправными участниками инклюзивного процесса выступают все люди, имеющие ту или иную причастность к инклюзивной образовательной среде:
ученики (с инвалидностью и без инвалидности);
сотрудники (педагогический и обслуживающий персонал);
администраторы;
родители (опекуны) учеников.

Список литературы
ЮНЕСКО «Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех». Перевод с англ. языка: Светлана Котова. // Москва, РООИ «Перспектива»: Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2007.
ЮНЕСКО «Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования», 2009 г. // URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) «Инклюзивное образование в России» / ЮНИСЕФ. ЦАО г. Москвы, РООИ «Перспектива», МГППУ. // М.: ООО «БЭСТ-принт», 2011. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Конвенция о правах инвалидов: равные среди равных. / Представительство ООН в РФ, Информационный центр ООН в Москве, Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» // М.: «Алекс», 2008.
На пути к инклюзивной школе. (Пособие для учителей). // М.: РООИ «Перспектива», 2005. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пособие для проведения занятий со школьниками по теме «Разные возможности – равные права». (Планы занятий и методические рекомендации) / Авторы-составители: С.А.Прушинский, М.Ю.Перфильева, Е.А.Выговская, Н.Н.Хлудов. / РООИ «Перспектива», Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). // М.: ООО «БЭСТ-принт», 2011.
Разные возможности – равные права (Что такое Конвеция о правах инвалидов) / РООИ «Перспектива», Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). // М.: ООО «БЭСТ-принт», 2011.
Гэри Банч «Включающее образование. Как добиться успеха?» (Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе). / Пер. с англ. Н. Грозной и М.Шихиревой. // М.: «Прометей», 2005. – Переиздание: М.: РООИ «Перспектива», ООО «Издательство МБА», 2008.
Гэри Банч «Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса» (Пособие для учителей) / Пер. с англ. С.Ю. Котова. Ред. Н.В. Борисова. // М.: РООИ «Перспектива», ООО «Издательство МБА», 2008.
Тони Бут, Мэл Эйнскоу, под ред. Марка Вогана «Показатели инклюзии. (Практическое пособие)». / Пер. с англ.: И. Аникеев. Научный ред.: Н. Борисова. Общая ред.: М. Перфильева. // М.: РООИ «Перспектива», 2007.
Ричард Райзер «Социальный и медицинский подходы к инвалидности» // Invisible Children. Report of Joint Conference on Children, Image and Disabilities held on March 1, 1995. P. 55-56.
Борисова Н.В., Прушинский С.А. «Инклюзивное образование: ключевые понятия» / Отв. ред.: М. Перфильева. / РООИ «Перспектива», ГОУ СОШ № 1321 «Ковчег». // М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2009.
Клепиков А.В., Шаталова Е.Ю. «Конвенция о правах инвалидов: возможности и перспективы внедрения в России» // SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. – 2009. – № 11. – С. 133-148.
Шмидт В.Р. «Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. Учебно-методическое пособие» // М., 2006. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








13PAGE 15


13PAGE 14215



Рис.1 Медицинский подход к инвалидности

Рис.2 Социальный подход к инвалидности

Структура работы


Диагностика развития учащихся



Плановая сопровождающая работа
(сопровождение параллелей: 1х, 4-5х, 9х, 11х классов)

Психолого-педагогический консилиум (составление целостного портрета ребенка, класса; выработка стратегии сопровождения)

III этап

II этап

I этап

Гипотеза о причинах проблемы и возможные пути выхода

Работа с автором запроса: консультирование, методическая помощь

Появление нового ребенка, комплектование нового класса


Запрос родителей или педагогов


Внеплановое событие (конфликтная ситуации)

IV этап


Работа по направлениям

Организационная работа с администрацией;
Консультационнометодическая работа с педагогами;
Просветительская и консультационная работа с родителями
Коррекционная работа с учащимися
Консультационная работа с категорией подростков

Углубленная диагностика в соответствии с гипотезой;
Дифференциация нормы и патологии;
Изучение особенностей познавательной деятельности;
Изучение мотивационно-личностных особенностей

Проверка запроса на обоснованность

Уточнение ситуации: беседа, анализ документации

Специальная диагностика в соответствии с ситуацией



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315