Рабочая программа элективного курса Методы решения физических задач (10 класс)


ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

ПО ФИЗИКЕ
2015-2016
УЧЕБНЫЙ ГОД
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6» города Смоленска
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО Заместитель директора Директор школы
_________Л.Б. Маричева ________И.Л.Старостенко ________А.Д.КопылПротокол № 1 27 августа 2015г Приказ № 81/2-О
от 25 августа 2015 г. От 31 августа 2015 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
по физике
«МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
10 - е классы
Учителя первой квалификационной категории
Маричевой Ларисы Борисовны
2015/2016 учебный год
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………… 3
Общая характеристика курса……………………………………….. 5
Содержание курса…………………………………………………….7
Календарно-тематическое планирование……………………………8
Перечень учебно-методических средств обучения ……………….. 10
-2-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев; учебник Л.Э.Генденштейн, Ю.И. Дик), изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой и планирующих сдавать экзамен по предмету в ВУЗ. Программа курса учитывает цели обучения по физике учащихся средней школы и соответствует государственному стандарту физического образования. Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы классической механики, молекулярной физики, электродинамики, оптики и квантовой физики.
Курс " Методы решения физических задач" рассчитан на 68 часов(1час в неделю на 10-11классы). 10 класс – 34 часа, 11 класс – 34 часа. Программа разработана с таким расчетом, чтобы учащиеся получили достаточно глубокие знания по физике и в ВУЗе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности.Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так как многие плохо справляются с решение задач.
Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач» составлена на основе
авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2005 г.
Н. И. Зорин. Элективный курс «Методы решения физических задач: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 год (мастерская учителя).
Курс рассчитан на 2 года обучения
-3-
Цели элективного курса:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
Формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
Применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Развитие самостоятельности мышления учащихся, умения анализировать, обобщать;
Формирование метода научного познания явлений природы как базы для интеграции знаний;
Создание условий для самореализации учащихся в процессе обучения.
Задачи курса:
Углубление и систематизация знаний учащихся;
Усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
Овладение основными методами решения задач.
-4-
Общая характеристика курса
Структура курса полностью соответствует структуре материала, изучаемого в курсе физики 10-11классов (учебник Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев; учебник Л.Э.Генденштейн, Ю.И. Дик). Необходимость создания данного курса вызвана тем, что требования к подготовке по физике выпускников школы возросли, а количество часов, предусмотренных на изучение предмета сократилось с 4 часов в неделю до 2 часов.Программа курса предполагает проведение занятий в виде лекций и семинаров, а также индивидуальное и коллективное решение задач.При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной сложности. Разбираются особенности решения задач в каждом разделе физики, проводится анализ решения и рассматриваются различные методы и приемы решения физических задач. Постепенно складывается общее представление о решении задач как на описание того или иного физического явления физическими законами.
Для организации занятий используются следующие формы:
лекционное изложение материала;
эвристические беседы;
практикумы по решению задач;
уроки-исследования;
работа в малых группах;
Формы контроля – зачет, выполнение тестов ЕГЭ.
Средства обучения
Основными средствами обучения при изучении прикладного курса являются:
Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).
Дидактические материалы.
Учебники физики для старших классов средней школы.
Учебные пособия по физике, сборники задач.
Тренировочные варианты ЕГЭ
-5-
Ожидаемыми результатами занятий являются:
расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.
Требования к уровню освоения содержания курса:
Учащиеся должны уметь:
анализировать физическое явление;
проговаривать вслух решение;
анализировать полученный ответ;
классифицировать предложенную задачу;
составлять простейших задачи;
последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;
выбирать рациональный способ решения задачи;
решать комбинированные задачи;
владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
владеть методами самоконтроля и самооценки.
-6-
Содержание курса (10 класс)
Правила и приемы решения физических задач (2 ч).
Что такое физическая задача? Физическая теория и решение задач. Составление физических задач. Общие требования при решении задач. Этапы решения задачи. Различные приемы и способы решения.
Операции над векторными величинами (1ч).
Скалярные и векторные величины. Действия над векторами. Проекции вектора на координатные оси и действия над векторами.
Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению)
(2 ч)
Перемещение. Скорость. Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения. Средняя путевая и средняя скорость по перемещению. Мгновенная скорость.
Закон сложения скоростей (1ч).
Относительность механического движения. Формула сложения перемещения.
Одномерное равнопеременное движение (2 ч).
Ускорение. Равноускоренное движение. Перемещение при равноускоренном движении
Динамика материальной точки. Поступательное движение (3 ч)
Координатный метод решения задач на законы Ньютона.
Двумерное равнопеременное движение (2 ч ).
Свободное падение. Движение тела брошенного под углом к горизонту.
Движение материальной точки по окружности (2 ч).
Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость. Перемещение и скорость при криволинейном движении. Центростремительное ускорение. Закон всемирного тяготения.
-7-
Статика (2 ч)
Условие равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела
Импульс. Закон сохранения импульса (2 ч).
Импульс тела. Импульс силы. Явление отдачи. Замкнутые системы. Абсолютное упругое и неупругое столкновение.
Работа и энергия в механике. Закон сохранения механической энергии (4ч).
Консервативные и неконсервативные силы. Потенциальная и кинетическая энергии. Полная механическая энергия. ЗСЭ
Гидростатика (2ч).
Давление жидкости. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условие плавания тел. Воздухоплавание. Несжимаемая жидкость.
Основы МКТ (3 ч).
Основные характеристики частиц. Уравнение МКТ. Уравнение состояния газа. Изопроцессы. Характеристики твердого тела.
Контроль (4 ч).
-8-
Календарно-тематическое планирование. 10 класс
№ п/п ТЕМА Виды
деятельности 10 а 10 б
план факт план факт
1/1 Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Классификация физических задач. лекция 2/2 Общие требования. Этапы решения задач. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии. Лекция,
беседа 1/3 Скалярные и векторные величины. Действия над векторами Лекция
Решение задач 1/4 Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения и решение задач на РД различными способами (координатный и графический). Решение
задач 2/5 Решение задач на среднюю скорость. Графический способ решения задач на среднюю скорость. Решение
задач 1/6 Относительность движения. Закон сложения скоростей Решение задач 1/7 Ускорение. Равнопеременное движение: движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Решение
задач 2/8 Графическое представление РУД. Графический и координатный методы решения задач на РУД. Графический способ решения задач на среднюю скорость при РУД. Решение
задач 1/9 Решение задач на законы Ньютона по алгоритму. Решение
задач 2/10 Движение тел по наклонной плоскости. Решение
задач 3/11 Движение связанных тел и с блоками. -//- 1/12 Решение задач на законы для сил тяготения: свободное падение; движение тела, брошенного вертикально вверх. -//- 2-3/
13-14 Движение тела, брошенного под углом к горизонту, и движение тела, брошенного горизонтально: определение дальности, времени полета, максимальной высота подъема. -//- 1/15 Характеристики движения тел по окружности: угловая скорость, циклическая частота, центростремительное ускорение, период и частота обращения. -//- 2/16 Движение в поле гравитации и решение астрономических задач. Космические скорости и их вычисление. -//- 1/17 Центр тяжести. Условия и виды равновесия. Момент силы. Определение центра масс и алгоритм решения задач на его нахождение. лекция
-//- 2/18 Решение задач на определение характеристик равновесия физической системы по алгоритму. -//-/ 3/19-4/20 Проверочная работа по кинематике и динамике.
Анализ работы и разбор наиболее трудных задач. Тестирова-ние, зачет Анализ работы 1/21 Импульс силы. Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме. Алгоритм решения задач на абсолютно упругий и абсолютно неупругий. Решение задач 2/22 Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. -//- 1/23 Работа и мощность. КПД механизмов. Динамический и энергетический методы решение задач на определение работы и мощности. -//- 2/24 Потенциальная и кинетическая энергия. Решение задач на закон сохранения и превращения энергии. -// 3/25
4/26 Решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. -//- 1/27 Давление в жидкости. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Лекция
Решение
задач 2/28 Решение задач на гидростатику с элементами статики динамическим способом. -//- 29 Тестовая работа по теме «Законы сохранения. Гидростатика». Зачет
Тестирова-ние1/30 Решение задач на основные характеристики частиц (масса, размер, скорость). Решение задач на основное уравнение МКТ и его следствия. -//- 2/31 Решение задач на характеристики состояния газа в изопроцессах. Графические задачи на изопроцессы. -//- 3/32 Решение задач на свойство паров и характеристик влажности воздуха. -//-/ 4/33 Решение задач на определение характеристик твердого тела: закон Гука в двух формах, графические задачи на закон Гука. -//- 34 Проверочная работа на основы МКТ. Анализ теста по законам сохранения и разбор наиболее трудных задач по основам МКТ. Зачет
тест Перечень учебно-методических средств обучения
Н.И.Зорин Элективный курс «методы решения физических задач». – М.: «ВАКО», 2007.
Тренировочные задания ЕГЭ.
Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А. Коровин. Москва: Дрофа, 2005 г.
4. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. «Методика решения задач по физике в средней школе», М., Просвещение, 1987 г.
Фомина М. В. «Решебник задач по физике», М., Мир, 2008 г.
Марон В. Е., Городецкий Д. Н., Марон А. Е., Марон Е. А. «Физика. Законы. Формулы. Алгоритмы» (справочное пособие), СПб, Специальная литература, 1997 г.
Ромашевич А. И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать задачи», М., Дрофа, 2007 г.
Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., просвещение, 1983 г.
-11-
Орлов В. А., Никифоров Г. Г. «Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика», М., Просвещение, 2014.
Орлов В. А., Никифоров Г. Г. «Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика», М., Просвещение, 2004 г.
Орлов В. Л., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика», М., Интеллект-Центр, 2004 г.
. Тульчинский М. Е. «Качественные задачи по физике», М., Просвещение, 1972 г.
Монастырский Л. М., Богатин А. С. «Физика. ЕГЭ – 2009. Тематические тесты», Р-н-Д, Легион, 2008 г.
Демидова М. Ю., Нурминский И. И. «ЕГЭ 2013. Физика. Федеральный банк экзаменационных материалов», М., Эскимо, 2009 г.
Зорин Н. И. «ЕГЭ 2009. Физика. Решение частей В и С. Сдаем без проблем», М., Эксмо, 2009 г.
Орлов В. А., Демидова М. Ю., Никифоров Г. Г., Ханнанов Н. К. «Единый государственный экзамен 2014. Физика. Универсальные материалы для подготовки учащихся», М., Интеллект-Центр (ФИПИ), 2014 г.
Интернет – ресурсы (ФИПИ).
-12-