Часть адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ


Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Поленичка Татьяна Ивановна
(МБОУ «Сакская средняя школа №3», г. Саки, Республика Крым)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«Часть адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ».
по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА І. Определение адаптированной образовательной программы.…………………………………………………………………………7
1. Общие положения……………………………………………………………….8
2. Структура адаптированной образовательной программы ……………..........11
3. Условия реализации адаптированной образовательной программы ….……..12
4. Значение адаптированной образовательной программы для учителя……….13
ГЛАВА ІІ. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по математике.................................................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...……25
ВВЕДЕНИЕ
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы образования, является идея гуманизации. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению сущности процесса обучения и воспитания, поисков новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей.
Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права и равную ценность (ст.2), любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества (ст.23). Это означает, что всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе и инвалида или имеющего отклонения в развитии - важнейшая задача гуманного общества. Любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.
 В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Актуальность исследования. Образовательная интеграция детей с особыми потребностями является общей мировой тенденцией, характерной для высокоразвитых стран. Это закономерный этап развития системы специального образования, связанный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование. Проблема социальной и образовательной интеграции детей с нарушениями слуха определяется устойчивым увеличением в социальной структуре общества числа детей с отклонениями в развитии, с инвалидностью. Согласно статистике по данным ВОЗ в России насчитывается порядка 1 млн. детей и подростков с нарушениями слуха. При этом наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей.
В настоящее время большая часть глухих и слабослышащих детей обучается в специальных коррекционных школах, другая часть (постепенно увеличивающаяся количественно) – в системе общего образования.
Поскольку учащиеся специальной школы интегрируются в общество лишь после ее окончания, то по многим причинам, в том числе из-за недостатка социального опыта, испытывают определенные комплексы при вхождении в социум. При этом до сих пор общество априори считает, что такие люди не могут быть в полной мере дееспособными, плохо адаптируются в социуме. Это, в свою очередь, влечет развитие практики их социальной дискриминации по психофизическому статусу.
Поэтому сегодня все больше родителей детей, имеющих нарушения слуха, придерживается смысла включения детей с особыми образовательными потребностями в систему общего образования, считая, что следует рано интегрировать их для получения адаптивных навыков и мета-компетенций в ту общественную среду, где им предстоит жить и работать после получения образования. Для родителей становится очевидным, что социализация ребенка с нарушениями слуха в системе специального образования по определению имеет значительные и непреодолимые ограничения, а социализация в нормальной образовательной среде эффективна и имеет огромный потенциал.
Для того чтобы дети с нарушениями слуха могли успешно интегрироваться в общеобразовательную школу, они должны быть к ней максимально возможно подготовлены. Взаимодействие сначала родителей, педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха, а затем и педагогов общеобразовательных школ, со специалистами, работающими комплексно, позволяет максимально компенсировать такого ребенка.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха должно начинаться с раннего возраста. Этому способствуют буквально революционные изменения в области аудиологии и слухопротезирования, позволяющие обеспечить эффективную диагностику и адекватную электроакустическую коррекцию слухового восприятия.
Для успешного вхождения в общество детей с нарушениями слуха исключительно важное значение приобретает обучение в интегрированных условиях. Как можно более ранняя интеграция детей-инвалидов в коллектив сверстников содействует развитию у них самостоятельности, уверенности, смелости, других позитивных черт характера. Они становятся полноценными членами общества, не нуждаются в посторонней помощи, осознают свою значимость для близких, общества, государства. В инклюзивной среде для детей со сниженным слухом открываются дополнительные возможности общения, речевого и общего развития, эффективной социализации, адаптации к реалиям современной жизни. Ребенок не изолирован от здоровых сверстников, что может способствовать повышению уровня общеобразовательной подготовки и развития коммуникативных навыков, он постоянно контактирует с родителями, их внимание и поддержка создают условия для нормального психического становления и личностного развития ребенка. Все это способствует лучшей социализации ребенка и интеграции в общество.
В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Для детей-инвалидов, согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь ребенку и его семье.
На обеспечение интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Российской Федерации направлены: Федеральные законы №273 «Об образовании в Российской Федерации», №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; письма Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами», «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»; приказы Минобрнауки России «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель исследования состоит в определении значимость адаптированной образовательной программа для детей с ОВЗ в общеобразовательных организаций.
Задачи данной работы:
1.Изучить технологию разработки и реализации адаптированной образовательной программы.
2. Выяснить значение индивидуальной образовательной программы
для учителя, возможные проблемы и трудности.
ГЛАВА I.
Определение адаптированной образовательной программы.
Под адаптированной образовательной программой (далее образовательная программа) понимается нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.79 п.1). Образовательная программа показывает как собственная модель организации обучения, воспитания, развития и реабилитации школьников с ограниченными возможностями здоровья реализуется в конкретных условиях, как изучаются и учитываются в работе с учащимися их индивидуальные особенности, интересы, возможности, как повышается мотивация их учебной деятельности.

В связи с этим в ОО разработана адаптированная основная образовательная программа для следующих категорий обучающихся:
- детей с ОВЗ, получающих образование в форме индивидуального
обучения на дому, в том числе детей – инвалидов;
- детей с ОВЗ, получающих образование в форме дистанционного
обучения, в том числе детей инвалидов.
- детей с ОВЗ, выбравших профессиональный профиль обучения.
- детей с ОВЗ, обучающихся в форме очного обучения.
Данная программа дает возможность детям с ОВЗ:
- освоить основную образовательную программу на доступном им уровне;
- повысить уровень личностного развития и образования;
- восполнить пробелы предшествующего обучения и воспитания;
- повысить уровень познавательной и эмоционально – личностной сферы.
и предусматривает:
- организацию без барьерной, развивающей предметной среды;
- создание атмосферы эмоционального комфорта;
- формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей и возможностей каждого ребенка;
- использование вариативных форм получения образования;
- участие в образовательном процессе разных специалистов и педагогов:
-педагог-психолог;
- социальный педагог;
- учителя- предметники;
- медсестра.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
.АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:
анализ и подбор содержания;
изменение структуры и временных рамок;
использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.
Анализ требований государственного образовательного стандарта, содержания примерных программ, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учет особенностей психофизического развития лиц с ОВЗ (по представленным родителями документам).
Проектирование необходимых структурных составляющих адаптированной образовательной программы.
Определение временных границ освоения АОП. При проектировании АОП указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания Программы.
Четкое формулирование цели АОП.
Определение круга задач, конкретизирующих цель адаптированной образовательной программы.
Определение содержания АОП. Проектирование содержания АОП должно включать в себя содержательное наполнение образовательного, коррекционного и воспитательного компонентов.
Содержательное наполнение каждого из компонентов зависит от его целевого назначения. Особое внимание при проектировании содержания АОП следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых лица с ОВЗ будут осваивать содержание образования.
Планирование форм реализации АОП.
Реализация АОП может, осуществляется с использованием различных форм, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.
Планирование участия в реализации АОП различных специалистов (воспитателей, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.). Особое внимание следует обратить на возможность включения в реализацию АОП родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ, или группы обучающихся с ОВЗ со схожими нарушениями развития.
. Определение форм и критериев мониторинга результатов освоения адаптированной образовательной программы.
Следует предусмотреть критерии промежуточной и итоговой оценки результативности освоения АОП.
При решении вопроса о переводе обучающегося с ОВЗ как не прошедшего промежуточную аттестацию необходимо руководствоваться:
пунктом 20 Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
пунктом 9 статьи 58 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
Решение о переводе обучающегося с ОВЗ на АОП принимается на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и при согласии письменном заявлении родителей (законных представителей).
Педагогический совет общеобразовательного учреждения ежегодно утверждает АОП для обучающихся с ОВЗ и (или) группы обучающихся с ОВЗ.
2. Структура адаптированной образовательной программы.
2.1. Компонентный состав структуры АОП для обучающегося с ОВЗ:
- Титульный лист;
- Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика лиц с ОВЗ, с описанием особенностей их психофизического развития. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи обучения по предмету или предметам на текущий период.
В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена АОП, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
- Содержание программы. Компонент структуры АОП, раскрывающий ее содержание по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный. Проектирование каждого из трех блоков должно идти с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися АОП образовательный компонент АОП раскрывается содержание образования по годам обучения, ожидаемые результаты предметных достижений, формы оценивания предметных достижений обучающихся с ОВЗ;
коррекционный компонент, излагает направления коррекционной работы с обучающимся (обучающимися), ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке должна быть предусмотрена деятельность учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога.
воспитательный компонент содержит описание приемов, методов и форм работы, реализуемых в урочное и внеурочное время.
- Основные требования к результатам реализации АОП.
В данном разделе АОП следует соотнести цель и задачи Программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося (обучающихся) и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП. Требования к результатам реализации Программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания Программы в рамках обозначенных выше компонентов.
- Система контрольно-измерительных материалов включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки проверочных работ.
3. Условия реализации адаптированной образовательной программы.
3.1. Реализация АОП должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.
3.2. При реализация АОП необходимо создавать условия:
учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);
реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогами-психологами соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специальными психологами;
предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи;
привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.
3.3. К реализации АОП в образовательной организации должны быть привлечены тьюторы, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи.
4. Значение АОП для учителя, возможные проблемы и трудности.
По результатам анализа работы учителей, реализующих инклюзив-
ную практику и принимающих участие в разработке и реализации адаптированного образовательного плана для детей с ограниченными воз-
можностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных школах,
сделали следующие выводы.
Значение:
Разработка и реализация АОП влияет на изменение содержания,
структуры и качества профессиональной деятельности учителя.
Разработка АОП помогает:
• Структурировать и систематизировать процесс обучения в опреде-
лённых образовательных областях (целевых направлениях);
• Сфокусироваться на моментах, которые являются приоритетными
для обучения ребёнка в определённый период времени, опираясь на по-
нимание его возможностей;
• Привлечь дополнительные ресурсы, разделить ответственность за
качество обучения и воспитания ребенка с несколькими специалистами
и родителями;
• Увидеть динамику развития детей, оценить эффективность соб-
ственной деятельности;
• Сделать образовательный процесс «прозрачным» для родителей и
Администрации.
Глава 2.
Примерная адаптированная основная образовательная программа
начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших
обучающихся по математике .
Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение - сложная проблема, поэтому при ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что позволит осуществить подлинную социально-образовательную интеграцию.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
 «Примерных программ начального общего образования» ;
Авторской программы В. Н. Рудницкой (М.: Вентана-Граф, 2001)  (УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой).    
Авторской программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение под редакцией С.Г. Шевченко.
Цели   обучения  математике
– развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;                                                     – освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;                                                                                           – воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.                                                                  
 Задачи   обучения:                                                                                                                                                                                                                                                  – приобретение знаний о многозначных числах, о числовых и буквенных выражениях, о координатах точек числового луча, о дробях, о задачах на движение, о соотношении единиц различных величин;                                             – овладение способами деятельностей способами индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности;                                                       – освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.
Предполагаемая программа рассчитана на работу в классе, где интегрировано обучается учащийся с ОВЗ, который в силу уровня  познавательного развития может освоить базовый минимум содержания программного материала. Поэтому при составлении адаптированной рабочей программы по математике для 3 класса были использованы следующие рекомендации: усилена практическая направленность обучения, увеличено или уменьшено количество часов, предназначенных на повторение пройденного материала.
По натуре обучающиеся с ОВЗ послушные, не агрессивные, но не общительные. Наблюдаются небольшие недостатки памяти, также отставание и своеобразие в мыслительной деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием НС. Быстро утомляются, работоспособность падает, а иногда просто перестает выполнять начатую деятельность. Особенности функционирования НС: стабилен в проявлении настроения, возбуждение и торможение уравновешены. Отмечается слабость развития отдельных психических процессов. Концентрация и распределение внимания снижены, узок объем. Преобладает зрительная память. Темп запоминания медленный, воспроизведение неполное. При организующей помощи доступно использование приемов логического запоминания. Охотно и достаточно продуктивно используют помощь. Сложные конструкции и клише  учащиеся не смогут  усвоить, так как у них очень низкий уровень развития родного языка.  Такую работу, возможно, проводить лишь с целью ознакомления.
Курс математики в интегрированном классе реализует следующие коррекционные цели:
развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий;
математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы;
освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами; понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений;
воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Для достижения поставленных целей изучения математики в начальной школе необходимо решение следующих практических коррекционных задач: 
-развитие личности школьника, его творческих способностей;
-воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим», интереса к учению;
-формирование желания и умения учиться;
-освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.
Место предмета в учебном плане
        В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в 3 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса математики*
Личностными результатами обучения учащихся являются:
самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению;
способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
умение использовать получаемую математическую подготовку как в учебной деятельности, так и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
способность к самоорганизованности;
готовность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работы с моделями и др.);
создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
адекватное оценивание результатов своей деятельности;
активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
готовность слушать собеседника, вести диалог;
умение работать в информационной среде.  
         
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности.
Содержание учебного курса
         Элементы арифметики
ТысячаЧтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000.Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика.
Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков «<» и «>».
Арифметические действия в пределах 1000
Сложение и вычитание.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания.
Сочетательное свойство сложения и умножения.
Упрощение выражений (освобождение выражений от «лишних» скобок).
Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.
Числовые равенства и неравенства.
Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств.
Решение составных арифметических задач в три действия.
Умножение и деление на однозначное число.
Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения).
Умножение и деление на 10, 100.
Умножение числа, запись которого оканчивается нулем, на однозначное число. Умножение двух- и трехзначного числа на однозначное число.
Нахождение однозначного частного.
Деление с остатком.
Деление на однозначное число.
Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.
Практическая работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек.
Умножение и деление на двузначное число.
Умножение вида 23 • 40.
Умножение и деление на двузначное число.
Величины
Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм.
Соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм.
Вычисление длины ломаной.
Масса и ее единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Соотношения: 1 кг = 1000 г.
Вместимость и ее единица литр. Обозначение: л.
Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = = 100 лет, 1 год =12 месяцев.
Сведения из истории математики: история возникновения названий месяцев года.
Решение арифметических задач, содержащих разнообразные зависимости между величинами.
Практические работы. Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины. Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра. Взвешивание предметов на чашечных весах.
Алгебраическая пропедевтика
Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях этих букв.
Логические понятия
Примеры верных и неверных высказываний.
Геометрические понятия
Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной.
Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля.
Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки.
Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.
Практические работы. Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге. Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом.
Планируемые результаты обучения
Требования к обучающемуся в третьем классе
Называть:
— единицы длины, массы, вместимости, времени, скорости, площади; — фигуру, изображенную на рисунке (ломаная, прямая). Различать: числовые равенства и неравенства; — знаки < и >— уравнения и неравенства с одной переменной; прямую, луч, отрезок; — параллельные и перпендикулярные прямые; — замкнутую и незамкнутую ломаные. 
Сравнивать трехзначные числа. Воспроизводить по памяти соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм; массы: 1 кг = 1000 г; времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сут. = 24 ч, 1 век = 100 лет. 1 год = 12 мес. Приводить примеры: — верных и неверных высказываний; числовых равенств и неравенств.
Устанавливать связи и зависимости: — между компонентами и результатами арифметических действий (суммой и слагаемыми, произведением и множителями и др.); — между известными и неизвестными величинами при решении арифметических задач. Использовать модели (моделировать учебную ситуацию): — решать простейшие уравнения с помощью дидактической модели «машина». Решать учебные и практические задачи: — выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000; — выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и на двузначное число в случаях,  когда результат действия не превышает 1000; — решать арифметические текстовые задачи в 3 действия (в различных комбинациях); — изображать прямую с помощью линейки, обозначать ее буквами и читать обозначения; — изображать ломаную, обозначать ее буквами и вычислять длину ломаной; — строить прямоугольник (квадрат) с помощью угольника и линейки; — строить прямую, параллельную (перпендикулярную) данной прямой, с помощью угольника и линейки; — делить окружность на б равных частей с помощью циркуля; — строить точку, симметричную данной, с помощью линейки и угольника; — применять правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них; — применять зависимости между величинами (скоростью, путем и временем прямолинейного равномерного движения: ценой, количеством и стоимостью товара) при решении разнообразных математических задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инклюзивное образование, являющееся закономерным и логическим вариантом трансформации институтов общего и специального образования, выступает одним из основных институтов социальной интеграции.
В современных исследованиях чаще используется понятие «интеграция», а понятие «инклюзия» характерно для зарубежных исследований. Так, инклюзия – это гибкая, индивидуализированная система обучения с психолого-педагогической поддержкой детей с особыми потребностями в условиях массовой общеобразовательной школы по месту жительства.
Все системы образования призваны решить проблему интеграции в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями. Интеграция предполагает включение в социум, т.е. процесс и результат предоставления ребенку прав и реальных возможностей участвовать в различных видах социальной жизни сообщества наравне и вместе с остальными в условиях, компенсирующих ему отставание в развитии, в том числе – интегрированное обучение.
Учебно-воспитательный процесс в классах с инклюзивным обучением в общеобразовательных учебных заведениях осуществляется в соответствии с рабочим учебным планом школы, составленного на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом потребностей учащегося и особенностей его психофизического развития.
Интегрированное и инклюзивное обучение детей с нарушениями психофизического развития должно сопровождаться силами различных специалистов: дефектологом, сурдопедагогом, ассистентом учителя, психологом, социальным педагогом, медицинским работником и др.
По результатам экспериментальной работы разработаны методические рекомендации для школьных специалистов и родителей по сопровождению учащихся с нарушениями слуха в общеобразовательных учебных заведениях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Е.А. Екжановой и Е.В. Резниковой «Основы интегрированного обучения».- М.: Дрофа, 2008.
2.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 27
3.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном
учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утверждённое постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. №288 (с изменениями от 10 марта 2009 г.)
4.Методические рекомендации для учителей начальной школы
Серия «Инклюзивное образование» ( correctional-school.ru›doc/13/APR 2013.pdf)
5. С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина «Инклюзивное образование». Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.
6. Загуменнов, Ю.Л. «Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся» - Минская школа сегодня. – 2008. – № 6.
7. Зайцев Д.В. «Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России».– Саратов: Научная книга, 2003.