Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ, как часть адаптированной образовательной программы.


Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ, как часть адаптированной образовательной программы.
Разработал учитель-логопед
Казакова Е.Г.
2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Характеристика контингента обучающихся с ЗПР в средней общеобразовательной школе………………………………………….6
Глава 2. Модель программы индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с ЗПР…………………..………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………..…..19
Список используемой литературы……………………………………………..20Введение.
Одной из основных функций образовательного Стандарта общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья.
Современная государственная система образования предполагает создание таких условий, при которых особый ребёнок со специальными образовательными потребностями получит возможность реализации потенциала своей личности через включение (инклюзию) в общую социально-культурную и образовательную среду.
Научная и педагогическая практика на протяжении столетий показали, что «особый ребёнок» с раннего возраста попадая в сообщество здоровых сверстников, продвигается вместе с ними и достигает более высокого уровня социализации.
И так как в основе инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого обучающегося, то обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка с ОВЗ.
Комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребёнка в образовательной среде – это система психолого - педагогического сопровождения, которая представляет особую культуру поддержки и помощи всем детям, в том числе и детям с ОВЗ и инвалидностью в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Эта система предполагает содружество учителя с различными специалистами в образовательном пространстве школы (педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными и медицинскими работниками) в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). Консилиум координирует работу специалистов по выбору стратегий социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, и является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
К сожалению, в нашей школе нет педагога-психолога, и в состав консилиума входят социальный педагог, учитель логопед-дефектолог. Поэтому консилиум называется социально-педагогическим (далее СПк).
На учителя логопеда-дефектолога, как на специалиста сопровождения, возлагается очень большая ответственность при работе в следующих направлениях: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса.
Но особую актуальность в условиях современной инклюзивной среды приобретает экспертная деятельность специалистов сопровождения по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной образовательной программы.
Цель данной работы-разработка программы индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР как компонента адаптированной образовательной программы.
Задачи работы:
Анализ контингента обучающихся с ОВЗ в общеобразовательном учреждении Рабочеостровская средняя общеобразовательная школа.
Анализ источников по проблеме инклюзивного образования
и описание актуальности индивидуально-ориентированного комплексного сопровождения ребенка с ЗПР в условиях Рабочеостровской общеобразовательной школы.
2. Представление модели комплексного сопровождения.
3.Описание модели программы индивидуального сопровождения.
Практическая значимость данной работы опирается на скоординированное взаимодействие специалистов сопровождения со всеми участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, обучающимися) и может быть использована в работе по сопровождению детей с ОВЗ и инвалидностью педагогами и узкими специалистами.

Глава 1. Характеристика контингента обучающихся с ЗПР в условиях средней общеобразовательной школы.
В настоящее время в образовательном пространстве нашей школы обучается 281 школьник. Из них - 33 учащихся с ЗПР и 1 ребенок-инвалид, которые обучаются по различным учебным программам (общеобразовательным – 1 чел., коррекционно-образовательным 7 вида – 33 чел.). Всего 34 учащихся с особыми образовательными потребностями. В школе функционирует система «гибкого класса» компенсирующего обучения (педагогической поддержки) для учащихся с ЗПР в начальной школе.
Учащиеся с ОВЗ и инвалидностью обучаются как в общеобразовательном классе, так и индивидуально на дому по медицинским показаниям и индивидуально на дому с правом посещения предметов неосновного учебного цикла.
Свою деятельность по комплексному изучению ребенка, выбору стратегии сопровождения - наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбору содержания обучения с учетом индивидуально психологических особенностей детей с особыми образовательными потребностями, специалисты социально-педагогического сопровождения (социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог) осуществляют на школьном социально-педагогическом консилиуме (СПк).
Карта координации деятельности специалистов СПк
по социально - педагогическому сопровождению с отражением динамики развития ребенка (разработка стратегии сопровождения).
1.Фамилия и имя ученика Сергей К.
2.Класс 3 дата рождения 28.08. 2005г.
3.Решение СПк: Организовать индивидуальное сопровождение
как вид социально-педагогической поддержки узкими специалистами в соответствии с заключением ПМПК: ОНР 3 уровень. Задержка психического развития. Парциальная несформированность психических функций. Эмоционально-волевые нарушения. Смешанная дисграфия, дислексия.
4.Взаимодействие специалистов СПк по проблеме школьника
на период учебного года.
Направления деятельности специалистов сопровождения
Учитель-дефектолог
Казакова Е.Г. Социальный педагог
****** Учитель-логопед
Казакова Е.Г..
Учитель
******
1.Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы и коррекции эмоционально-волевой сферы.
2.Консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.
1.Профилактическая, консультативная работа с родителями по вопросам обучения и воспитания.
2.Социально-диспетчерская деятельность с медицинскими и социально-правовыми службами. 1.Коррекционно-развивающие занятия по преодолению нарушений письменной и устной речи.
2.Консультирование учителей и родителей по вопросам преодоления нарушений письменной и устной речи. Продолжить обучение в общеобразовательном классе по программе 7 вида с применением коррекционных приемов и методов обучения.
5.Выводы по итогам проведенной работы (оценка эффективности, отражение динамики развития ребенка)
Учитель-дефектолог: В ходе проведения коррекционно-развивающих занятий прослеживается позитивная динамика в формировании основных психических функций познавательной сферы. Состояние эмоционально-волевой сферы требует психологической коррекции.
Социальный педагог: Семье были оказаны меры социально-правовой поддержки. Проведены профилактические беседы с родителями.
Учитель-логопед: Даны рекомендации родителям в Центр Патологии Речи в городе Петрозаводске, была проведена запись ребенка на плановое обследование в Центре. В ходе проведения коррекционно-развивающих логопедических занятий прослеживается положительная динамика в развитии письменной и устной речи. В устной речи поставлены все звуки, кроме «Р» ,в письменных работах снизилось количество специфических ошибок, пропуск букв.
Общий вывод по взаимодействию специалистов СПК: по результатам обучения ребенок переведен в 3 класс. По итогам социально-педагогического сопровождения во 2 классе выявлена незначительная позитивная динамика формирования основных когнитивных функций (память, внимание, речь), состояние эмоционально-волевой сферы требует дополнительной коррекции. Социальный статус семьи остался прежним.
В целях преемственности и в соответствии с итогами предшествующего периода обучения, сохраненным социально-педагогическим статусом ребенка, рекомендовано продолжить оказание мер социально-педагогической поддержки в 3 классе.
В данной карте отражено междисциплинарное взаимодействие специалистов СПк, которые осуществляют индивидуальное социально - педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ. Это позволяет проследить координацию деятельности специалистов по разработке и реализации стратегии сопровождения ребенка с ОВЗ и семьи и отслеживать результаты успешности обучения и развития ребенка.
Таким образом, социально - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляет системный подход к проблеме включения детей с особенностями в развитии в современный социум. Это позволяет реализовывать право на образование всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, физических и психических особенностей.
Социально-педагогическое сопровождение играет важную роль в составлении Адаптированной образовательной программы для обучения ребенка с ОВЗ.
Программы коррекционно-педагогической направленности являются обязательным коррекционным компонентом Адаптированной образовательной программы для школьников с ОВЗ, в рамках которой каждый специалист сопровождения применяет свою Программу сопровождения.

Глава 2. Модель программы индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с ЗПР ребенка С.К.
Пояснительная записка
Программа индивидуального логопедического сопровождения разработана и составлена по результатам диагностики речевого и психического развития обучающегося, в соответствии с заключением и рекомендациями ПМПК.
При составлении программы индивидуального логопедического сопровождения учитывались индивидуально-психологические и возрастные особенности ребенка, опираясь на зону его ближайшего развития.
Основные сведения
Ребенок Сергей К. 28.08.2005
родители К.Н.С.
Основной педагог ******
Основные специалисты учитель-дефектолог: Казакова Е.Г., Учитель-логопед: Казакова Е.Г.
Социальный педагог: ******
Цели на текущий период Режим пребывания в образовательном учреждении Обучается в общеобразовательном классе по общеобразовательной программе 7 вида с учетом 5 вида
Заключение по результатам обследования ребенка Сергея К., 27.08.2005 г.р., учащегося 2 класса МБОУ *****.
Обследование проводилось 15.05.2015.
Сергей К. обучается в 3 общеобразовательном классе в соответствии с заключением ПМПК: Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Парциальная несформированность психических функций. Эмоционально-волевые нарушения. Смешанная дисграфия, дислексия.
Состояние учебно-познавательной деятельности:
Мотивационный компонент. У Сергея присутствует внешний интерес к школьной жизни, его атрибутике (начальная стадия формирования позиции школьника), что не изменилось в течение его обучения.
Операционный компонент. Ребенок не стремится осуществлять активные поиски способов решения.
Регуляционный компонент. Навык работы по инструкции сформирован недостаточно. На слух не сразу воспринимает инструкцию, необходимо привлекать внимание ребенка, чтобы он услышал инструкцию. На уровне самостоятельной деятельности самоконтроль и самооценка, способность понимать задачу сформирован недостаточно. Необходимо постоянно побуждать ребенка к действию и выполнению заданий.
Показатели развития познавательной деятельности:
-Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация - ниже возрастной нормы. Уровень мелкой моторики низкий, отмечается большое количество синкенезий, тремор, общая моторная неловкость движений. Наблюдается саливация, самостоятельно не вытирает рот. Только после побуждения.
-Пространственно-временные представления до сих пор не сформированы. Представления о времени года, месяцах, днях недели неполные, путает левую и правую сторону.
-Произвольное внимание неразвито, наблюдается повышенная отвлекаемость и утомляемость. Характерно лучшее запоминание моментов, окрашенных яркими впечатлениями, творческими заданиями, которые близки ребенку.
-Особенности мышления ниже возрастной нормы, низкий уровень умственного развития (трудности различения существенных и несущественных признаков, общий запас знаний).
Навык конструктивной деятельности ближе к среднему уровню.
Общая характеристика речевого развития:
1. Артикуляционный аппарат развит недостаточно, движения ограничены, неточны, некоторые упражнения недоступны для выполнения. Имеет место гиперсаливация.
2. В звукопроизношении дислалия. Ротацизм велярный.
3. Словарный запас обедненный, связная речь на низком уровне. В речи встречаются частые аграмматизмы. Обобщающая функция слова ближе к среднему уровню. Словоизменительная функция - ниже нормы.
4. Навык чтения сформирован недостаточно. Чтение слоговое и целыми словами с ошибками на замены согласных, перестановку слогов. Текст, прочитанный педагогом, пересказывает. Прочитанный текст самостоятельно пересказывает с неточностью.
5. Письмо, списывание доступно. В самостоятельных работах наблюдаются специфические ошибки.
Дополнительные сведения: Некритичен. Обидчив поверхностно, легко переключаем. Контактен, тянется к общению со сверстниками и взрослыми. Многоречив. Сам понимает, что у него нет друзей. Сереже очень трудно обучаться в общем классе, потому что:
У него не сформированы навыки самообслуживания, касающиеся личной гигиены, что выражается в следующем: не умывается, исходит неприятный запах после дефекации в белье, неопрятность во внешнем виде.
В своих играх, поведении мальчик позиционирует себя как девочка.
Исходя из указанного выше, одноклассники не принимают мальчика.
Заключение специалистов СПк: Уровень актуального развития снижен. Выявлен недостаточный уровень развития познавательной сферы, моторной сферы и слабость эмоционально волевой сферы. В звукопроизношении ротацизм. ОНР 3 уровень. Смешанная дислексия, дисграфия.
Цель программы – реализация системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Задачи программы:
1.Развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь)
2. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
4.Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.
Программа опирается на следующие принципы:
Системность; комплексность; деятельностный подход; онтогенетический;
общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Методы и приемы работы с ребенком ЗПР:
В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы: использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей); пошаговость предъявления материала, использование заданий в наглядно-действенном и наглядно – образном плане, речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения, учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей, эмоционально окрашенная подача материала.
Программа индивидуального логопедического сопровождения
Направления коррекционной работы Задачи на период Режим и форма работы Показатели достижений Формы оценки результатов
Формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала Развитие навыков чтения
Формирование связной речи
Коррекция дислексии, дисграфии Индивидуаль
но умение строить простые высказыва
ния, задавать вопросы и отвечать на них.
2. плавное выразительное чтения
3. Этапная диагностика. Уровень успеваемости по программе
Формирование универсальных учебных действий Формировать личностные, регулятивные, коммуникативные учебные действия Умение вести себя в соответствии с принятыми этическими нормами.
Контроль за выполне-
нием своей деятельности, планировать и контролировать свою речь.
Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственных мыслей; умение задавать вопросы. Умение отвечать на индивидуальный и фронтальный вопрос учителя
Умение обращаться к учителю за помощью
Умение выполнить задание после показа.
Этапная диагностика
Коррекционное направление 1.Развитие общей моторики
2.Развитие пространственных представлений
3.Развитие произвольной моторики пальцев рук
4.Развитие моторики речевого аппарата
5.Развитие мимической мускулатуры
6.Формирование правильного произношения
7.Коррекция речевого дыхания
8.Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа
9.Развитие импрессивной речи
10.Формирование связной речи
11.Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи
12.Коррекция процессов чтения и письма
13.Формирование математического анализа и синтеза
14.Коррекция зрительного восприятия и мышления
Индивидуальная, подгрупповая Сформированность всех языковых средств, моторной сферы, психических процессов. Этапная диагностика
Формирование социализации Формирование коммуникативной компетенции Индивидуальные встречи, подготовка материала для домашних работ по закреплению. Индивидуальные беседы по коррекции познавательных процессов ребенка через игры и упражнения.
Тематические консультации по проблемам развития ребенка этого возраста.
Программа состоит из 34 занятий. Продолжительность занятий 30-35 минут.
В планирование включена совместная работа с учителем по формированию правильного навыка чтения и письма. Разработан совместный план работы с родителями.
Средства контроля программы
В целях отслеживания результатов работы, с учащимся проводится комплексная. Диагностика состоит из 3-х этапов – первичной, промежуточной, итоговой. Результаты исследований отмечаются в «Индивидуальной карте учащегося».
Учителем логопедом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности сопровождения ребенка.
Составляются рекомендации для педагогов, направленные на получение позитивных результатов при обучении.
Заключение.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Легитимным становится право любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития.
Системный подход к проблеме включения детей с особенностями в социум осуществляется при междисциплинарном взаимодействии команды специалистов сопровождения, работающих в едином «ключе».
Социально - педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но и комплексной технологией поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает системный анализ проблемных ситуаций, программирования и планирования деятельности, которая направлена на их решение, соорганизацию в этих целях всех участников образовательного процесса.
Создание в нашей школе социально-педагогического консилиума, на наш взгляд, способствует осуществлению системного подхода к включению детей с особенностями в развитии в образовательную среду школы совместно с нормально развивающимися сверстниками. Это позволяет разрабатывать и реализовывать программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ для успешной адаптации в условия современного социума.

Список используемой литературы.
Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.
Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008.
Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010.
Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.
Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.
Лореман  Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе /Пер. с англ. Н.В.Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008.
Лукянченко Н.В., Аликин И.А. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.
Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. – М.: Просвещение, 2011.
Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru
Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова.  – М.: МГППУ, 2013.
Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»// http://www.lawmix.ru/pprf/71491Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»// http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.htmlПсихолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/ Под ред. С.В.Алёхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М.Шипициной. – М,: Гуманит. изхд. центр ВЛАДОС, 2003.
Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. /Под общ. ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.
Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». - М, «МИРОС», 2010.
Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование. вып. 2. – М.: «Школьная книга», 2010.
Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. – М.: МГППУ, 2012.
Фальковская Л.П., Лихошерстова Н.А. О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании – Сб. материалов 2 международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование. Практика, исследования, методология» - М. ., 2013 с.95-99.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 17.12.2010) №1897.
Федеральный закон Р.Ф. «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г№273 ФЗ.