Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ненецкого автономного округа
«Основная школа п.Амдерма»





Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ
как часть адаптированной образовательной программы

Автор: Бордачёва Н.Н., социальный педагог, педагог-психолог






2015 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .
3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ .......
5

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграция .

5

Сущность психолого-педагогического сопровождения ..
8

Адаптированные и индивидуальные образовательные программы ...
11

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В ГБОУ НАО «ОСНОВНАЯ ШКОЛА П.АМДЕРМА»


15

2.1. Образовательная среда ГБОУ НАО «Основная школа п.Амдерма» ..
15

2.2. Программа индивидуального сопровождения ребенка ...
20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...
23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..
24

Приложение .
26



ВВЕДЕНИЕ
Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к работе детьми с ОВЗ, способствующих наиболее полному решению задач, стоящих перед педагогами.
Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигает близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях. Существенную роль в таком изменении ситуации играет раннее (на первых годах жизни) выявление и ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ, принципиально новых подходов и технологий их воспитания и обучения.
Этим и обусловлена актуальность выпускной квалификационной работы.
Разработку и реализацию индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время можно отнести к инновационным технологиям профессиональной деятельности педагогов, реализующих инклюзивную практику.
Исходя из вышеизложенного, анализа научной литературы и практики были сформулированы цель, объект, предмет исследования, выдвинута гипотеза и обозначены задачи работы.
Объектом исследования являются дети с ОВЗ.
Предметом исследования является программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы.
Цель исследования – разработка программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать особенности ребенка с ОВЗ;
изучить особенности индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ;
на практическом опыте опробовать программу индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы.
Гипотезой исследования была выбрана следующая: программа индивидуального сопровождения как часть адаптированной образовательной программы как метод влияет на формирования личности ребенка с ОВЗ.
Работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграция
В начале XX в. В.П. Кащенко предложил термин «исключительные дети», подчеркивая их психологическое своеобразие и значительный психологический потенциал, который может реализоваться при правильной коррекционной работе.
В 50-х гг. XX в. в исследованиях по специальной психологии стало чаще применяться понятие «аномальные дети», в котором акцент делался не на самом дефекте, а на вызываемом им аномальном развитии. Оно является основной причиной социально-психологической дезадаптации ребенка.
С 1980-х гг. стали отдавать предпочтение понятию «дети с отклонениями в развитии», так как специальное обучение распространилось и на умеренные нарушения в развитии, хорошо поддающиеся коррекции.
Дети с отклонениями в развитии – учащиеся, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития и социально-психологической дезадаптации.
Для успешного осуществления инклюзии учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуются изменения самой системы образования. Общей системе образования необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей – без дискриминации и пренебрежения.
В течение длительного периода времени государственные и общественные организации в России занимаются разработкой методик в области инклюзивного образования, стремясь тем самым сделать доступным для всех школьников получение качественного образования в образовательных учреждениях общего типа. Во многих российских регионах накоплен передовой опыт и ресурсы, разработаны методические рекомендации, нормативные положения, способствующие тому, чтобы сделать обучение в российских школах более инклюзивным, а также содействующие повышению осведомленности населения о значимости инклюзивного образования для всех членов сообщества.
Цель и смысл инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении – это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.
Основные принципы инклюзивного образования:
по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья – учащемуся общеобразовательного учреждения: баланс академических знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения – адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи; составление индивидуальной образовательной программы для каждого ребенка;
по отношению к соученикам ребенка с ограниченными возможностями здоровья учащимся инклюзивного класса: триединство ориентиров – на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность (развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);
по отношению к педагогу – учителю инклюзивного класса: принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно-воспитательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;
по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья : адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации;
по отношению к системе образования города в целом:
оптимизация ресурсов городской системы образования (материально-технических, нормативно-методических, финансово-экономических, организационных) по созданию базовых общеобразовательных учреждений.
1.2. Сущность психолого-педагогического сопровождения
В конце 90-х годов XX века в отечественной психологии и педагогике психолого-педагогическое сопровождение рассматривается широко как в контексте образовательного процесса, направленного на развитие личности, так и в качестве инструмента по оказанию социально-психологической помощи.
В настоящее время термин «психолого-педагогического сопровождения» используется достаточно широко применительно к сфере образования, проблемам организации обучения и воспитания в контексте модернизации образовании. Все большее значение приобретают представления о психолого-педагогическом сопровождении как системе профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия с ориентацией на зону его ближайшего развития (М.Р. Битянова).
Многочисленные исследования в области организации психолого-педагогического сопровождения (Е.М. Дубовская, Л.А. Петровская, Р.В. Овчарова, О.А. Тихомандрицкая) позволяют выделить основные направления его реализации:
Психологическая диагностика с целью выделения затруднений, определения ресурсов и помощи в использовании знаний о себе для саморазвития.
Психологическое просвещение посредством повышения уровня индивидуальной психологической компетентности, что позволяет повысить эффективность взаимодействия субъекта в различных сферах – «Я-другие», «Я-сам», «Я-профессиональная деятельность», «Я-мир».
Психологическое консультирование, в процессе которого оказывается психологом помощь личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации к реальным жизненным условиям, формирование ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижение эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному росту и саморазвитию.
Развивающее направление, в ходе которого накапливается опыт использования поддерживающего взаимодействия в оптимизации собственного развития; отрабатываются способы и приемы адаптивного поведения, происходит обучение конструктивным способам взаимодействия.
Психологическая коррекция, активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений в конкретных образовательных условиях.
Э.М. Александровская указывает, что психологическое сопровождение может осуществляться при помощи специфических, индивидуальных и групповых психологических методов с использованием элементов современных психотехник. Технологии психологического сопровождения предполагают использование аналитических, оценочных, диагностических, развивающих и обучающих методов.
1.3. Адаптированные и индивидуальные образовательные программы
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:
анализ и подбор содержания;
изменение структуры и временных рамок;
использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.
Основная цель ИОП – построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.
Индивидуальная образовательная программа – документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Индивидуальная образовательная программа реализует индивидуальный образовательный маршрут ребенка в рамках образовательного учреждения.
Индивидуальная образовательная программа разрабатывается для следующих категорий обучающихся:
дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды;
дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети-инвалиды;
дети с ОВЗ, выбравшие профессиональный профиль обучения;
дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.
Нормативно-правовой базой проектирования индивидуальных образовательных программ является закон РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании», закрепляющий право обучающегося на индивидуальную учебную программу, ускоренный курс обучения в пределах федерального государственного образовательного стандарта (п.4, ст.50). Разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательного учреждения (статьи 9, 32). Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать и реализовывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей отдельных категорий обучающихся, в том числе и имеющих ограниченные возможности здоровья. Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 29.11.2000 г. № 206 «Об организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья».
Индивидуальная образовательная программа обеспечивает выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных в Постановлении главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
Содержание индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. Данные разделы, в совокупности, позволяют обеспечить психолого-педагогическую работу с обучающимся ребенком с ограниченными возможностями здоровья по различным направлениям. Содержание разделов индивидуальной программы группируется вокруг главных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ
В ГБОУ НАО «ОСНОВНАЯ ШКОЛА П.АМДЕРМА»
2.1. Образовательная среда
ГБОУ НАО «Основная школа п. Амдерма»
ГБОУ НАО «Основная школа п. Амдерма», является малокомплектной школой, на текущей момент не осуществляющей образование детей с ОВЗ, однако современные социально-экономические условия, ФЗ «Об образовании в РФ» требуют организации в общеобразовательной школе инклюзивного образования, если на это есть запрос со стороны потребителей образовательных услуг. На закрепленной за ГБОУ НАО «Основная школа п. Амдерма» территории зарегистрированы и проживают трое детей с ОВЗ в возрасте от 6 до 7 лет.
Родители детей с ОВЗ школьного возраста изъявляют желание обучать их по месту жительства в ГБОУ НАО «Основная школа п. Амдерма». По этой причине в 2016/2017 учебном году в состав контингента обучающихся планируется включить 3-х человек – дети с ОВЗ: с врождённой патологией позвоночника, с ослабленным зрением и со сниженным слухом.
Социальный состав семей детей с ОВЗ неоднородный, имеются категории: малообеспеченные, благополучные, семьи с одним родителем.
Режим работы школы – пять дней (1 класс), шесть дней (2-9 классы). Начало занятий в 8-30. Продолжительность урока – 40 мин. Продолжительность перемен от 10 до 20 мин. Период обучения – 4 учебных четверти, продолжительность учебного года 35 (36) недель. В 9 классе – 34 недели. Начало дополнительного образования (ВУД): 1-4 классы – 13.00, 5-9 классы – 15.00. Форма образования: очная.
В школе используются следующие формы организации учебного процесса: классно-урочная система, внеурочные виды деятельности: секция ОФП, кружки: «Шашки, шахматы», «Творческая мастерская», «Юный художник», «Лыжник Заполярья», «Английский театр», «Домисолька», «Ненецкая игрушка».
Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья учащихся. Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер, сопровождаются в течение учебного года работой социального педагога и педагога-психолога.
Проводятся медосмотры, беседы на уроках и классных часах с приглашением специалистов. На уроках применяются здоровьесберегающие технологии. В школе проходят дни здоровья, спортивные соревнования. Учащиеся занимаются в спортивной секции. Организованы летний лагерь дневного пребывания при школе, дидактические паузы между уроками, прогулки и спортивные часы на свежем воздухе.
В школе организовано горячее питание. В пищевом рационе школьников предусмотрены белковые продукты, овощи и фрукты. Пища содержит растительное масло и витамины, которые повышают сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют правильному развитию и росту ребенка. Медицинский работник и администрация школы регулярно ведут контроль за качеством пищи и её дозировкой. Столовая рассчитана на 50 посадочных мест, питание осуществляется по графику.
Внеурочная деятельность организована во второй половине дня через работу по программам дополнительного образования.
Предусматривается осуществление постоянного контроля за организацией антитеррористической и противопожарной защищенности школы; проводится разъяснительная работа среди учащихся и их родителей. Для обеспечения безопасности учащихся ведется постоянный контроль за безопасным проведением культурно-массовых мероприятий в школе.
С целью отработки алгоритма действий учащихся, в том числе с ОВЗ, во время чрезвычайных ситуаций в школе проводятся тренировки. Продолжена работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганде техники безопасности.
Учителя постоянно работают над повышением своего профессионального уровня. За последние три года более 80% педагогов прошли курсы повышения квалификации. В 2015/2016 учебном году будет продолжена работа по повышению квалификации учителей через систему курсов повышения квалификации (как очных, так и дистанционных), профессиональной переподготовки и других форм повышения квалификации для работы с детьми с ОВЗ.
В целом материально-техническое оснащение позволяет создать условия для реализации концепции инклюзивного образования. В течение учебного года постоянно уделяется внимание улучшению материально-технической базы, охраны здоровья, обеспечению санитарно-гигиенического режима работы с детьми. Администрация школы продолжит работу над улучшением материально-технической базы школы, обновлением фонда библиотеки в целях выравнивания условий получения образования.
Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с ОВЗ, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) их жизнедеятельности в школе и направленностью на индивидуальные образовательные стратегии обучающихся. ФГОС служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению базового уровня образования.
В школе создается комплекс условий для повышения эффективности обучения и воспитания детей с ОВЗ: вводится система комплексного изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье; объединены усилия педагогов в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с ОВЗ; развита система отношений в направлении педагог-ребёнок-родитель.
В классе создаются все условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и детей с ОВЗ, принимая во внимание особенности их развития.
Школа будет осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Каждому ребенку в зависимости от индивидуальных психофизических и интеллектуальных особенностей будут определяться направления коррекционного воздействия в коллективах дополнительного образования.
Зачисление детей с ОВЗ в кружок, секцию, будет происходить с учетом личных желаний и интересов учащихся и родителей (законных представителей), а также индивидуальных возможностей детей.
2.2. Программа индивидуального сопровождения ребенка
Организация инклюзивного образования в школе строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования.
Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:
педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ;
психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;
дополнительное образование;
углубленная трудовая подготовка, направленная на социализацию учащихся;
воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;
внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.
Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:
обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ;
совершенствование системы кадрового обеспечения.
Адаптированная образовательная программа реализуется в двух ступенях образования: первая ступень – начальное общее образование – 4 года, вторая ступень – основное общее образование – 5лет.
Содержание подготовки учащихся: на первой ступени обучения – педагогический коллектив начальной школы призван сформировать у детей желание и умение учиться; гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися; помочь детям с ОВЗ приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, коррегировать нарушенные познавательные процессы, заложить основы формирования личностных качеств, создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия. На второй ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для освоения общеобразовательной программы (для детей VII вида).
Программа представлена в Приложении.



Заключение
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Таким образом, составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения – это необходимое звено в интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный процесс. Особую актуальность данные программы приобретают в процессе психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми и комплексными нарушениями в развитии.
Индивидуальная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей с тяжелыми нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, а также соматическими заболеваниями (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов.
Список литературы
Концепция развития образования до 2020 года.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ФГОС ООО. М.: Просвещение, 2011.- [Электронный ресурс] – Режим доступа[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Постановление правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07.
Александровская Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие: Ч. 2 // Журнал прикладной психологии. 2001 г. № 1.
Битянова М.Р. Психология в школе: содержание и организация работы. М., 2000.
Вахитова Г. Х. Психологопедагогические аспекты компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования // Вест. Томского гос. пед. унта (Tomsk State Pedagogikal Universitet Bulletin). 2011. Вып. 10. С. 9–12.
Инклюзивное образование в России, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011.
Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. – СПб., 1998.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011.
Чекунова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школы// Гуманитарные и социальные науки 2010 г. № 6.
Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Шбз Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. - СПб.2008.










Приложение


Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ
ГБОУ НАО «Основная школа п.Амдерма»
Направления коррекционной
работы
Задачи на
период
Режим и форма работы
Показатели достижений
Формы оценки результатов работы

Формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала
Развитие навыков чтения; формирование элементарных математических представлений и счётных операций; формирование связной речи.
Индивидуально/ фронтально


Счёт в пределах первого десятка; формировать умение сравнивать предметы по основным признакам; формировать умение сравнивать числа, ориентироваться в числах;
тренировать умение присчитывать и отсчитывать числа; расширение и обогащение словарного запаса;
формирование умения отвечать на вопросы и задавать их; формирование умения строить простое высказывание; правильно подбирать слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? Что делает? Какой?
Этапная диагностика; уровень успеваемости по программе.

Формирование универсальных учебных действий, нормализация ведущей деятельности возраста
Формирование стереотипа работы в условиях класса.
Индивидуально/фронтально
Отвечать на индивидуальный и фронтальный вопрос учителя;
поднимать руку для ответа; самостоятельно записывать домашнее задание;
уметь работать по предложенному учителем плану; уметь списывать задание с доски и с учебника;
уметь обращаться к учителю за помощью; уметь выполнить задание после показа; уметь ориентироваться на подсказку.
Этапная диагностика;
уровень развития навыков социального взаимодействия.

Сенсорное и сенсомоторное развитие
Развитие и уточнение представлений о сенсорных эталонах величины, формы, цвета предметов, их положении в пространстве; развитие мелкой моторики, целенаправленных движений (точных координированных движений кисти руки и пальцев), развитие статической и динамической координации движений пальцев рук, ритмической организации и переключаемости движений рук.
Индивидуально
Овладение действиями идентификации; самостоятельно анализировать свойства предметов; выделять части объектов и воссоздавать целостный образ.


Использование полученных умений в универсальных учебных действиях.

Навык социального взаимодействия
Развитие базовых навыков коммуникации и взаимодействия.
Фронтально
Развивать потребность в общении и взаимодействии формировать умение выражать просьбу, отказ, согласие, нежелание
формировать умение подражать и выполнять действия по показу обучение пониманию и выполнению фронтальной инструкции.
Оценка навыка взаимодействия с социальным окружением.

Развитие пространственно-временных представлений
Учить осознавать схему собственного тела и называть все части тела у людей, животных; определять и обозначать направления в пространстве, включая работу на листе бумаги, в тетради;
учить ориентироваться в пространстве среди окружающих предметов;
определять последовательность графических знаков; формировать понятия об основных единицах времени, о возрасте человека;
учить определять временную последовательность действий и событий.
Индивидуально/ фронтально
Ориентироваться в учебной ситуации;
полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе; произвольно регулировать своё внимание, вовремя включаться в общую деятельность, переключать внимание при смене видов работы, поддерживать общий темп.
Понимание инструкции; планирование своих действий по выполнению простых заданий; выявлять непонятное; обращаясь за помощью к учителю или сверстникам.

Зрительно-пространственные функции и зрительно-моторная координация
Формирование графо-моторных навыков.
Индивидуально/ фронтально
Правильно держать ручку и владеть орнаментальным рисованием в тетради; правильно писать буквы и цифры.
Изучение качества письмен- ных работ.



 Кащенко В.П.. Педагогическая коррекция. М. Издательский центр. «Академия». М, 2003- 280 с
 Битянова М.Р. Психология в школе: содержание и организация работы. М., 2000









13PAGE 15


13PAGE 15


13PAGE 142215




ФЗаголовок 1,Заголовок 1 Знак,Заголовок 1 Знак1 Знак,Заголовок 1 Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак,Заголовок 11 Знак,Заголовок 1 Знак Знак1,Заголовок 1 Знак Знак Знак Знак Знак,Заголовок 11,Заголовок 1 Знак1хЗаголовок 2,Заголовок 2 Знак Знак,Заголовок 2 Знак1,Заголовок 2 Знак Знак Знак Знак Знак Знак1,Заголовок 21 Знак Знак,Заголовок 2 Знак Знак Знак1 Знак Знак,Заголовок 2 Знак Знак Знак Знак1 Знак,Заголовок 2 Знак Знак Знак2 Знак,Заголовок 21 Знак1 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915