Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы в рамках ФГОС


Программа индивидуального сопровождения ребенка
с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы в рамках ФГОС
Анфилова Светлана Владимировна,
Педагог-психолог, первая квалификационная категория,
МБОУ «Средняя школа №18»
г. Дзержинск, Нижегородская область

2016 г.
Содержание
Введение
Актуальность вопроса об инклюзии в образовании
Понятие «сопровождение» ребенка в инклюзивном
образовании
Разработка программы индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР
Цель и задачи программы индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР
Содержание коррекционной части программы индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР
Оценка эффективности коррекционной части образовательной программы
Заключение
Список литературы
Введение
1.1.Актуальность вопроса об инклюзии в образовании
В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
Независимо от физических и умственных способностей предоставить возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования может инклюзивное образование.
Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который обеспечивает доступ к обучению для всех, в том числе и для учащихся с ограниченными возможностями.
Это направление является самым активно развивающимся в учебно-воспитательной практике и позволяет детям с ОВЗ получить более качественное образование и комфортнее адаптироваться к социуму.
Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Принципами инклюзивного обучения являются: ценность личности, право на общение, разнообразие обучения, контекст реальных взаимоотношений и другие.
Задача участников учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе – создать благоприятную атмосферу для развития детей с ОВЗ, основанную на толерантности и ответственности.
Для гармоничного развития личности дети с ОВЗ должны быть вовлечены во многие виды школьной деятельности, с учетом их возможностей и поддержкой одноклассников и педагогического коллектива.
Инклюзивное образование – это шанс для создания толерантного, открытого и личностно-ориентированного общества, с равными условиями развития для всех его членов независимо от способностей и возможностей.
1.2 Понятие «сопровождение» ребенка в инклюзивном образовании
Согласно «Словарю русского языка» сопровождать— значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.
Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников образовательного процесса и помощь ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны всех узких специалистов ОУ.
Медико – социально – психологическое сопровождение ребенка в школе - динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены взаимосвязанные компоненты:
• систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;
• создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
• создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии и обучении детям с ОВЗ (в рамках специального образовательного компонента),
• создание специальных медицинских условий для сопровождения и развития детей с ОВЗ.
Программа коррекционной работы в школе является обязательным компонентом ООП НОО и в соответствии с ФГОС НОО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию (14).
Содержательный компонент программы коррекционной работы педагога-психолога включает в себя следующие направления деятельности:
- диагностическое;
- консультативное;
- коррекционно-развивающее;
- информационно-просветительское.
Представляю свой опыт работы по разработке и реализации программы психологического сопровождения ребенка с ОВЗ (с задержкой психического развития).
Обучающийся второго общеобразовательного класса, имеющий диагноз «задержка психического развития», испытывал значительные трудности в усвоении школьной программы, обусловленные неспособностью к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладанием игровых интересов и игровой мотивации. Были выражены трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий. Наблюдались и отклонения в поведении ребенка: высокая возбудимость, импульсивность, агрессивность, конфликтность.
Неуспешность в учебной деятельности повлияло и на эмоциональное состояние ребенка. Прежде открытый, веселый, уверенный в себе, доброжелательный мальчик замкнулся, стал тревожным, агрессивным и неуверенным.
Нужно отметить, что дети с ЗПР нуждаются в комплексной психолого-педагогической помощи, которая включает индивидуальный подход учителя при обучении, индивидуальные занятия с педагогом-психологом, логопедом в сочетании с медикаментозной терапией по индивидуальным показаниям врачей. При условии своевременности и правильности подобной помощи недостатки познавательной деятельности и школьная неуспеваемость могут постепенно преодолеваться, и в последующем такой ребёнок сможет удовлетворительно учиться по программе массовой школы.
2.1. Цели и задачи программы психологического сопровождения:
Для психолого-педагогического сопровождения этого ребенка мною была разработана программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения.
Цель программы: обеспечение оптимального развития ребенка, создание условий для успешной инклюзии в образовательное пространство.
Задачи программы:
- развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: мелкой моторики, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и обогащение кругозора;
- формирование учебной мотивации:
- развитие личностных компонентов познавательной деятельности, преодоление интеллектуальной пассивности;
- формирование общедеятельностных умений и навыков: ориентировки в задании, планирования предстоящей деятельности, осуществление ее в соответствии с наглядным образом или словесными указаниями учителя, самоконтроля и самооценки.
- формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).
- повышение интеллектуального уровня развития и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии на основе учета темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала;
- охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психоневрологических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта;
- создание благоприятной социальной среды, обеспечивающей соответствующее возрасту общее развитие ребенка.
Программа включила в себя следующие этапы:
1. Диагностический (входящая психодиагностика):
Используя набор методик и тестов(6,8,9), я исследовала особенности мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой сфер учащегося. Данные диагностики можно увидеть в индивидуальной карте развития ребенка.
Индивидуальная карта развития учащегося 2 класса__N___
Ф.И._____________________________________________
Характеристика деятельности
Нач. г. Кон.г.
Мотивация, отношение к школе (Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г.Лускановой) Низкий уровень Критичность (наблюдение) Низкий уровень Работоспособность (наблюдение) Низкий уровень Темп деятельности (наблюдение) Низкий Внимание (тест Бурдона) Крайне низкий уровень Память («10 слов А. Р. Лурия) Низкий уровень Мышление (Классификация, 4-й лишний, простые аналогии). Низкий уровень Особенности речи (наблюдение) Низкий уровень Осведомленность (1 субтест мет. Замбицявичене)Низкий уровень Особенности графической и конструктивной деятельности, рисунка («Графический диктант Эльконина, рисование) Низкий уровень Особенности эмоциональной сферы (наблюдение) Вспыльчив, обидчив, не сдерживает свои эмоции Особенности волевой сферы (наблюдение, «Палочки и черточки» Ульенковой) Крайне низкий уровень Обучаемость («Графический диктант» Эльконина) Низкий уровень Таблица 1.
Обследование ребенка в начале года показало, что все психические процессы ниже возрастной нормы. Свойственно преобладание наглядно-образного мышления, словесно-логическое мышление развито слабо. Недостаточный уровень сформированности операций обобщения у обследуемого ребенка отчетливо проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой и видовой принадлежности и использование обобщающих слов.
Решение логических задач практически-действенными способами также свидетельствует о том, что он не может отвлечься от наглядной ситуации и действовать в плане образов и представлений. Преобладание данных методов решения задач связано с особенностями обучения, а также с ограниченностью конкретно-чувственного опыта ребенка, определяемого несформированностью основных психических функций: памяти, внимания, восприятия.
Помощь взрослого воспринимает, способен к усвоению новых знаний и их применению на практике и, как следствие, к обучению по программе общеобразовательной школы.
Уровень развития опосредованной и механический памяти низкий.Без помощи взрослого он с трудом удерживают инструкцию, отграничивает необходимый для запоминания материал от дополнительных опор.
Внимание также характеризуется рядом особенностей:
-снижением устойчивости внимания, повышенной отвлекаемостью, обуславливающими невозможность выполнения учебных заданий в полном объеме;
-снижением концентрации внимания, что выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости;
- снижением объема внимания, проявляющимся в том, что школьник удерживает значительно меньший объем информации, чем тот, который необходим для решения учебной задачи;
-снижением избирательности внимания, характеризующимся тем, что учащиеся испытывают трудности в постановке цели деятельности и условий ее реализации;
-снижением распределения внимания, заключающимся в невозможности выполнения нескольких действий одновременно.
Результаты диагностики фиксируются также в представлении на ребенка для школьного консилиума и МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
2.2 Содержание коррекционной части программы индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР
Содержание коррекционной части программы было призвано решить следующие проблемы:
1) помощь в разрешении трудностей в обучении, 2) во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями); 3) коррекция нарушений психических процессов и эмоционально-волевой сферы.
Специалистами предлагаются различные методики и технологии сопровождения детей с ЗПР (1,4,7). Моя работа по формированию эмоционально-личностной сферы ребенка началась с гармонизации его аффективной сферы. За основу я взяла программу для детей с ЗПР Т.Н. Павлий (1997 г), в которой заложена концепция уровневой регуляции аффективной сферы, разработанной О.С.Никольской. Результатом такой работы должно являться «упорядочение базальной аффективной организации, которое дает возможность перейти к работе по развитию самосознания, самооценки ребенка, ролевых отношений, социально-адекватных его возрасту и интересам».
Эта работа включает помощь в усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения эмоций; в формировании понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях; в проверке и оценке ребенком собственного текущего поведения на основании полученных знаний и навыков. В процессе этой работы ребенок учится понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения, происходит осознание значения атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения собственного самочувствия и отношений со сверстниками в классе.
Большое внимание мной на занятиях также уделялось формированию у мальчика уверенности в себе, снижению тревожности, а для этого я работала в таких направлениях, как формирование у него оптимистического склада мышления и мироощущения, положительной установки на предстоящую деятельность, укрепление уважения к себе и веры в свои способности и возможности. Для этого мной использовались упражнения и игры Н.П.Слободяник (2).
Коррекционно-развивающий этап работы был направлен на снятие эмоционального дискомфорта у ребенка, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций в процессе учебной, изобразительной и игровой деятельности. Таким образом, система представленных на занятиях задач и упражнений позволяла решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
В занятия были включены:
- психогимнастика;
- игры и упражнения в сенсорной комнате;
- игры и упражнения на развитие эмоций, коммуникативных навыков, навыков саморегуляции;
- задания и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
Учебно-тематическое планирование занятий с учащимся 2 класса с ЗПР

п / пЗадачи. Содержание Кол – во часов
1 Вводное занятие.
«Что мне в лице твоем…» Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения
Рисование. 1
2 «Угадай слово!». Психогимнастика.
Развитие концентрации внимания, слуховой памяти.
Развитие наглядно-образного мышления.
Шифровка 1
3 «Найди спрятанные слова!». Психогимнастика.
Разминка
Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных операций
Рисование по образцу. 1
4 «Аналогии ». Психогимнастика.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Динамическая пауза
Рисование по образцу 1
5 «Шахматисты!» Психогимнастика.
Тренировка памяти.
Развитие зрительно – моторной координации.
Динамическая пауза
Развитие памяти 1
6 «Восстанови последовательность!» Психогимнастика.
Разминка
Развитие логического мышления.
Динамическая пауза 1
7 «Найди общее!» Психогимнастика.
Разминка
Развитие операций мышления: аналогии, способности к обобщению.
Динамическая пауза
Рисование. 1
8 «Перепутанные линии!»
Психогимнастика.
Разминка
Развитие зрительно – моторной координации, развитие быстроты реакции.
Динамическая пауза 1
9 «Исправь ошибки!»
Психогимнастика.
Разминка
Развитие концентрации внимания, развитие функций контроля
Развитие умения решать задачи.
Шифровка 1
10 «Расшифруй слова!» Психогимнастика.
Разминка
Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных операций
Динамическая пауза
Шифровка 1
11 «Учусь слышать и запоминать!» Психогимнастика.
Разминка
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций
Динамическая пауза 1
12 «Угадай, что изменилось!» ПсихогимнастикаТренировка зрительной памяти.
Разминка
Развитие речи, развитие смысловой памятииДинамическая пауза
Составление рассказа 1
13 «Обобщай, играя!» Психогимнастика.
Разминка
Развитие логического мышления.
Динамическая пауза
Шифровка 1
14 «Пиктограммы!»
Психогимнастика.
Разминка
Совершенствование воображения.
Развитие операций мышления, комбинированной памяти.
Динамическая пауза
Шифровка 1
15 «Следопыты!» Психогимнастика.
Разминка
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций Динамическая пауза 1
16 «Запоминаю, играя!» Психогимнастика.
Разминка
Развитие вариативности мышления, комбинированной памяти.
Динамическая пауза 1
17 «Секреты памяти!»
Психогимнастика.
Разминка
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций
Динамическая пауза 1
18 «Тайна лабиринта! Психогимнастика.
Разминка
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций. Динамическая пауза 1
19 «Дополни рассказ!» Психогимнастика.
Разминка
Развитие логического мышления.
Развитие операций анализа и синтеза.
Динамическая пауза 1
20 «Дорисуй изображение!» Психогимнастика.
Разминка
Развитие воображения, творческих способностей.
Динамическая пауза
Шифровка.
Подведение итогов. 1
Таблица 2.
Результативность данной программы выразилась в положительной динамике результатов коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, подтвержденной повторной диагностикой.
Индивидуальная карта развития учащегося 2 класса__N___
(результаты сравнительной диагностики)
Ф.И._______________________________________________________
Характеристика деятельности
Нач. г. Кон.г.
Мотивация, отношение к школе (Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г.Лускановой) Низкий уровень Положительное отношение к школе
Критичность (наблюдение) Низкий уровень Низкий уровень
Работоспособность (наблюдение) Низкий уровень Низкий уровень
Темп деятельности (наблюдение) Низкий Низкий
Внимание (тест Бурдона) Крайне низкий уровень Низкий уровень
Память («10 слов А. Р. Лурия) Низкий уровень Средний уровень
Мышление (Классификация, 4-й лишний, простые аналогии). Низкий уровень Ниже среднего уровня
Особенности речи (наблюдение) Низкий уровень Ниже среднего уровня
Осведомленность (1 субтест мет. Замбицявичене)Низкий уровень Средний уровень
Особенности графической и конструктивной деятельности, рисунка («Графический диктант Эльконина, рисование) Низкий уровень Ниже среднего уровня
Особенности эмоциональной сферы (наблюдение) Вспыльчив, обидчив, не сдерживает свои эмоции Стал более уравновешен, менее агрессивен
Особенности волевой сферы (наблюдение, «Палочки и черточки» Ульенковой) Крайне низкий уровень Низкий уровень
Обучаемость («Графический диктант» Эльконина) Низкий уровень Ниже среднего уровня
Таблица 3.
2.3.Оценка эффективности коррекционной части образовательной программы.
Данные мониторинга уровня развития когнитивной, эмоциональной сфер учащегося с ЗПР показывают, что у ребенка наблюдается положительная динамика в развитии высших психических функций, эмоционально-волевой сферы. Следует отметить, что мальчик стал принимать активное участие в мероприятиях класса, в том числе и психологических: в акциях «Открытка маме», «Права каждому нужны, права каждому важны», мульттренингах «Можно и Нельзя», «Хочу и Надо», викторине «Знатоки безопасности».
2.4.Взаимодействие специалистов сопровождения.
В соответствиями с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (п.19.8) программа коррекционной работы общеобразовательной организации должна содержать такой обязательный элемент механизма реализации программы, как система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса. Одним из основных внутришкольных механизмов реализации программы является оптимально выстроенное взаимодействие педагогов и специалистов, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ в образовательном процессе.
В нашем случае усилия всех специалистов сопровождения, а именно: учителя, работающего в этом классе, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, медицинского работника и родителей ребенка привело к положительному результату. Заинтересованность родителей, их желание в получении и использовании на практике педагогических и психологических знаний, оказание нужной и своевременной помощи своему ребенку способствовало тому, что у него стали наблюдаться положительные изменения в учебной деятельности и взаимоотношениях с окружающими людьми. Важно, чтобы родители и педагоги видели реальные проблемы детей, своевременно им помогали их разрешить и чтобы они не были «изолированы» друг от друга, чтобы между ними не было противостояния. Над возникающими проблемами они должны работать совместно, потому что только в тесном взаимодействии педагогов, специалистов, родителей и детей, возможно найти и принять самое оптимальное решение.

3. Заключение
Можно сделать следующий вывод: в условиях инклюзивного образования исключена любая дискриминация детей, включение детей с ОВЗ в общеобразовательную среду обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития должна строиться по разработанной индивидуальной программе, адаптированной для конкретного ребенка с ОВЗ. Инклюзивное образование позволяет в лучшей степени обеспечить социализацию детей этой категории; каждый ребенок может развиваться в своем собственном режиме и получить доступное качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных возможностей в условиях инклюзивного образования.
Подводя итоги, можно утверждать, что в условиях инклюзивного образования ребенок с ОВЗ может быть успешен в учебной деятельности, комфортно себя чувствовать в среде сверстников при квалифицированном психолого-педагогическом сопровождении.

4. Список литературы
1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Акатов. - М.: ВЛАДОС, 2003.
2.Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
3. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: «Ось-89», 2001. – 272 с.
4. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. Курс лекций. – М., 2007.
5. Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями развития / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. – М.: Книголюб, 2005. – 160 с.
6. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика / И.Ю. Левченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 260 с.
7. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н.П. Локалова. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2001. – 96 с.
8. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии / Е.С. Ро манова. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 400 с. 1
9. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.– СПб.: Речь, 2005.
10. Семаго Н.Я., Чиркова О.Ю. Типология отклоняющегося развития: Недостаточное развитие. Книга 2. /под общ. ред. М.М. Семаго – М.: ГЕНЕЗИС, 2010.
11. Фальковская Л.П., Лихошерстова Н.А. О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании – Сб. материалов 2 международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование. Практика, исследования, методология» - М., 2013 с.95-99.
12. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М. : Академия. 2006 - 384 с.
13. Лекции курса «Практический опыт реализации и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС»
14. Баранова Ю.Ю., Солодкова М.И., Яковлева Г.В. «Программа коррекционной работы», М., Просвещение, 2014
Интернет-ресурсы
http://tko-tobolsk.info/rabota-s-detmi-s-ovz/psixologicheskoe-soprovozhdenie-detej-s-zpr-v-usloviyax-obrazovatelnoj-integracii/http://www.integration.com.ua/ter_music/49.htmlhttp://www.inclusive-edu.ru/content/File/knigi/byulleten_23_08_12.pdf