Статья «Содержание коррекционной работы части адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования».

Сологубова Ольга Викторовна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 201», г. Оренбург, ул. Джангильдина 7/1, почтовый индекс – 460052, тел. (3532)628605, E-mail -
«Содержание коррекционной работы части адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования».
Актуальность опыта продиктована современностью и вытекает из многих составляющих. Это и модернизация процесса образования в Российской Федерации, и повышение требований к качеству образования, и необходимости оптимизации процесса обучения, и повышение его эффективности, и конечно создание у детей мотивационной готовности к процессу обучения.
Основным механизмом достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий, обучающихся с ОВЗ, является проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации.
Целью коррекционной работы является: обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с речевыми нарушениями и оказание им помощи в освоении общеобразовательной программы.
Данный опыт позволяет ребенку-дошкольнику познавать окружающий мир, формировать лексико-грамматический срой речи, связную речь, так как успешность в дальнейшем обучении в значительной степени зависит от уровня развития речи детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок говорит, слышит, видит окружающее. Правильная речь - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка.
Теоретическая база опыта: авторы, на которых опирались при составлении коррекционной работы Т.Б.Филичева, Т.В.Чиркина, Нищева Н.В.
Подходы, на которые опираемся в работе: личностно-ориентированный, деятельностный, единство воспитательных, развивающих и обучающих целей  и задач процесса образования, комплексно-тематический.
Задачи коррекционной работы:
выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума);
создание условий для освоения детьми с речевыми нарушениями программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Содержание коррекционной работы: включает в себя три этапа, которые и определяют направления и характер работы участников образовательного процесса.
1. Диагностический этап. Проведение диагностической работы с целью выявления проблем и трудностей, отклонений в развитии речи и личностных особенностей детей с ОНР, определение их причин.
2. Профилактический и коррекционный этап. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы с целью коррекции звукопроизношения у ребенка, восполнения пробелов лексико-грамматических представлений, совершенствования связной речи; проведения специалистами ДОУ индивидуальной и групповой работы по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков, профилактика и коррекция отклонений в дальнейшем развитии ребенка. Также на этом этапе ведется информационно-просветительская работа, направленная на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса воспитанниками их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
3. Этап подведения итогов коррекционной работы с каждым ребенком группы. Объективная оценка личностных достижений ребенка (мониторинг).
Систему и эффективность работы с детьми с речевыми нарушениями обеспечивает соблюдение общедидактических принципов. А также принципов специальной педагогики:
- принцип комплексности диагностирования детей с речевыми нарушениями (сравнение данных, полученных воспитателями, психологами, врачами и т.д.);
- принцип интеграции (укрепление междисциплинарных связей, поиск новых направлений интеграции; исследование аспектов социальной интеграции); взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных  технологий;
- принцип преемственности (исследование детей с речевыми нарушениями на всех этапах развития, с сохранением преемственности методов работы);
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода (сочетание этих подходов позволяет приблизить содержание, методы и организацию коррекционной работы к способностям и потребностям каждого ребенка). Главная цель дифференцированного   и индивидуального подходов на занятии участие каждого ребенка, обеспечение развитию, достижению роста каждого, возможность совершенствования навыков и способностей.
Новизна опыта: обеспечивает развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:
социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие.
Ведущая педагогическая идея опыта: заключается в создании благоприятных условий для успешного развития детей с нарушением речи в коррекционной группе, в формировании речи, всестороннем развитии психических функций в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к обучению в школе.
Технология опыта: в коррекционно-развивающей работе с детьми проводятся следующие этапы: артикуляционная гимнастика для постановки звукопроизношения, развитие лексическо-грамматического строя речи, словообразования и словоизменения (здесь используются наглядные, словесные и игровые упражнения). Развитие связной речи от легкого к сложному: составление простых предложений, сложных предложений, составление небольшого рассказа по картинки, далее по сюжету, по серии картин, составление самостоятельного рассказа по плану. Развитие мелкой и общей моторики (различные физкультминутки, игровые упражнения). Обучение детей элементам грамоте (профилактика дисграфии).
Планируемые результаты: сформированность лексико-грамматического строя языка, связной речи, координации движений и моторики.
Положительные результаты возможны при создании благоприятной образовательной среды, совместным взаимодействием специалистов ДОУ, ПМПк, родителей, ПМПК.
Используя данный опыт, мы получаем устойчивые положительные результаты. Наши выпускники идут в обычные общеобразовательные школы и лицеи.
Диаграмма по реализации ООП ДО за 3 года по основным видам нарушения речи в процентах:


Прослеживать развитие и обучение наших выпускников позволяет преемственность со школьным логопедом.
Библиографический список
1. Курдванская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет». - М.: Издательство: Сфера образования, 2008г. – 128с.
2. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников». - Спб.: Издательство СОЮЗ , 2000г. - 192с.
3. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». Книга для логопеда. - М: ТЦ Сфера, 2007. - 192с.
4. Поваляева М.А. «Справочник логопеда». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448с.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Программа «Обучение детей с общим недоразвитием речи». - Дрофа, 2004г. – 192с.
6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Чевелёва Н.А. «Основы логопедии». - М.:, Просвещение АРКТИ, 1989г. - 223с.
7. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А. «Логопедическая работа в специальном детском саду». - М.: Просвещение 1987г. - 142с.
8. Фомина Л.В. «Сенсорное развитие» программа для детей (4) 5+6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2001г. – 104с.


15