Урок математики в 6 классе Модуль числа


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Модуль числа»
ФИО Чанышева Светлана Рустамовна
Место работы МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №4»
г. Белгород
Должность учитель математики
Предмет математика
Класс 6
Тема и номер урока в теме Модуль числа (первый урок)
Базовый учебник Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2015
Цель урока:
Ввести определение модуля числа, обозначение модуля числа. Учить находить модуль числа.
Подготовка к итоговой аттестации.
Формирование у учащихся общеучебных умений, умения организовать себя, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку.
Развитие и обогащение речи учащихся.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «модуль числа», «абсолютная величина», модуль положительного и отрицательных чисел, модуль нуля. Научиться находить модуль числа, систематизировать знания учащихся по теме «Модуль числа»; обеспечить условия для формирования навыков решения простейших уравнений с модулем;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
развивать коммуникативные качества;умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.воспитывать чувство ответственности, товарищества, взаимопонимания, уважительного отношения друг к другу, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
развивать аналитическое мышление учащихся, внимание;умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.
Формы работы учащихся:Фронтальная, парная, индивидуальная
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-выводят определение модуля числа
-работают с текстом учебника;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
Необходимое техническое оборудование:Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал ,карточки с дополнительным заданием, электронная презентация, адрес сайта учителя в интернете, электронный тренажёр.
Планируемые результаты:быстрое включение учащихся в деловой ритм и организации внимания у всех учащихся; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний учащихся; активная познавательная деятельность; качество знаний учащихся на последних этапах обучения; правильное выполнение д/з всеми учащимися.
Методы:
По источникам знаний:словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности:репродуктивный, частично-поисковый.
.
Педагогические технологии:здоровьесберегающие технологии,информационно - коммуникативные технологии, технология деятельностного метода, технология уровневой дифференциации, педагогические технологии по выявлению и поддержке одарённых детей.
Метапредметные связи:информатика,история, геометрия, физика.
Ход урока.
1.Организационный этап.(1мин.)
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, организует внимание учащихся, обеспечивает благоприятный настрой на работу. Объясняет порядок заполнения «опорных карт».
2.Вводная беседа. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.(5мин.)Слайд2.
Вступительное слово учителя. Организует проблемную ситуацию для выявления проблемы урока. Задаёт учащимся наводящие вопросы.
Учащиеся участвуют в работе по повторению (фронтальная работа), в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы, самостоятельно определяют тему урока.
Устная фронтальная работа.
Правильно ответить на поставленные вопросы, заполнить таблицу,из которой класс узнает тему сегодняшнего урока.(Таблица на доске)
Задание №1.Слайд3.
Расположите в порядке возрастания числа




Ответ:3.
Задание №2.Слайд 4.
Расположите в порядке убывания числа




Ответ:2
Задание №3. Слайд 5.
Какая из точек имеет координату -7?

1.N2.В 3.А 4.D5. С
Ответ: 5.
Задание №4.Слайд 6.
Какие из чисел являются противоположными
1,2 и –(-1,2)
5,2 и 2,5
-5 и – 1/5
-7 и 7
Ответ : 4
Задание №5. Слайд 7.
Укажите верное неравенство:
-35> -46
-9< -22
0< -5
-6 > -1
Задание №6. Слайд8.
Сколько целых чисел расположено на координатной прямой между числами -4 и 4
4
8
10
6
9
7
Ответ:6
4 2 6 5 3 1
У О Ь Д М Л
Тема урока: « Модуль числа»Слайд 9.
3.Изучение нового материала.( 10-15 мин.)
Ученики заполняют опорные карты по мере выполнения задания.
1 человек идёт к доске и работает индивидуально (по ходу работыучащиеся сверяют правильность выполнения заданий).
Ученики (работа - исследование в парах) выполняют задание по нахождению расстояния на координатной прямой от начала отсчёта до точки. Работают с текстом учебника. Дают определение модуля числа.
Работа с опорной картой. (Работа в парах)
1.Тема урока.__________________________________________________________
2.Построить координатную прямую, взяв за единичный отрезок 1 клетку тетради. Построить точки А(6), В (-4), К(0), М(-8),С(1).(сверяем построение с доской)
Найдите расстояние от точки А , В, К, М и С до начала отсчёта.( отвечают устно)
(параллельно учителем проводится опрос учащихся: что называется координатной прямой, какие числа можно отметить на координатной прямой (положительные иотрицательные), каким является число 0,где мы встречались с координатной прямой на уроке истории(линия времени))
(сверка с доской)
3.Ответьте на вопрос, работая с учебником на стр.159:как называют расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки.___________________
4.Сформулируйте определение «модуль числа», расскажите это определение друг другу. Определение надо запомнить наизусть (ребёнок у доски проговаривает определение для всего класса).
Слайд 10.
Историческая справка:Модуль (modulus) в переводе с латинского языка означает “мера, размер”.
Модуль ещё называют « Абсолютной величиной». Это вы узнаете на уроках геометрии, физики.
Обозначение модуля
Учитель показывает на доске как обозначают модуль числа |2|=2, |-3|=3. И т.д.
Слайд 11.
Как читают выражения с модулем (стр.160 учебника) .Работа с учебником
5.Запишите чему равны модули тех чисел, которые вы отметили на координатной прямой.
Чему равен модуль числа 0?
Может ли модуль числа быть отрицательным? Почему? Приведите примеры из жизни: какая величина никогда не будет отрицательной? (длина)
(Проверь себя)
Слайд 12.
Историческая справка учителя. Модуль числа а обозначают | а |. Этот термин “модуль” ввёл в 1806 г. французский математик Жорж Аргон.
Слайд 13.
По другой версии считают, что термин предложил использовать английский математикКотс Роджер, ученик Ньютона.Слайд 14.
Лейбниц тоже использовал эту функцию, которую называл модулем и обозначал: mol x. Слайд 15.
Некоторые считают, что общепринятое обозначение абсолютной величины введено в 1841 году Вейерштрассом.Слайд 16.
6.Ответьте на вопросы карты №5-№7, используя п.28 стр.159.
Выводы.Слайд 17,18,19.

Слайд 20
4.Первичное осмысление и закрепление знаний.(5-7 мин)
(Работа в тетрадях)
Работа с учебником
№950
№951
№952 –устно. Дополнительный вопрос: из этих чисел выберите то, у которого больший модуль? Меньший модуль?
Учитель комментирует и направляет работу учащихся. Устная работа
5. Физкультминутка.( 2 мин.)
Учитель обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся.
Слайд 21
Поднимает руки класс – это «раз».Повернулась голова – это «два».Руки вниз, вперед смотри – это «три».Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,С силой их к плечам прижать – это «пять».Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
6.Закрепление изученного материала.(10 мин.)
№953(4 человека идут в к доске аде,бек,вжл,гзм. Класс оценивает работу и задаёт дополнительные вопросы по новой теме)№954 (изобразить схематически)
№955
№956
7.Этап оценивания знаний учащихся.(2мин.)
Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, учащиеся оценивают свою работу на уроке, выставляя оценку в « опорную карту», комментирует отметки
8. Подведение итогов урока.(2 мин)
Выводы, осмысление новой темы, повторение правил.
8. Домашнее задание.(1 -2 мин.)
П.28 стр.159,№ 961,№967,968,на повторение №969
По желанию на оценку № 970
Тренажёр « модуль»( Приложение 2) на сайте учителя + проверить себя на тесте-онлайн. (адрес:http://www.matematika-na.ru/6class/mat_6_28.php)
9.Рефлексия.(1 мин.)
Слайд 22,23
Приложение 1.Опорная карта
Тема урока:________________________________
Построить координатную прямую, взяв за единичный отрезок 1 клетку тетради. Построить точки А(6), В (-4), К(0), М(-8),С(1).Найдите расстояние от точки А , В, К, М и С до начала отсчёта.
Расстояние ( в единичных отрезках) от начала координат до точки А(а), называют_______________________________________________________
Обозначение модуля
Модуль нуля равен________
Модуль числа не может быть__________________________________________
Для положительного числа модуль равен________________________________
Для отрицательного числа модуль равен_________________________________
Противоположные числа имеют________________________________________
Определение модуля числа

Приведите свои примеры:
Оценка за урок_______
Использованные ресурсы:
Математика.6-ой класс.Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА.Автор-составитель Л.П.Донец.Ярославль: Академия развития,2012.
Интернет-ресурсы:http://corowina.ucoz.com/http://www.matematika-na.ru/6class/mat_6_28.php)