Рабочая программа элективного курса Методы решения задач по физике (11 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа № 9 г. Ярцево Смоленской области
Согласовано Утверждаю
Замдиректора по НМР _______ Е.В. Шустова Директор школы _______ Е.А. Хайкова 28 .08.2015 28 .08. 2015
Рабочая программа
по элективному предмету
« Методы решение задач по физике»
11 класс
Количество часов 33 часа( 1 час в неделю)
Программа В.Л. орлов, Ю.А. Сауров. Методы решения физических задач// сборник программ элективных курсов. Физика 10-11 класс. Профильное обучение. М.:Дрофа, 2005
Учебник Н.И. Зорин. Элективный курс « методы решения физических задач» 10-11 классы, М.: Вако, 2007
Ступень образования Среднее образование
Учитель: И.И. Дроздова
Рассмотрено
Руководитель МО предметов
естественно-математического цикла
__________________ И.И. Дроздова
Протокол от 25 .08.2013 № 1
Элективный курс «Решение физических задач» рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений универсального профиля, где физика преподается по базовому уровню. Программа составлена на основе программ:
1. В. Л. Орлов, Ю. А. Сауров, «Методы решения физических задач», М., Дрофа, 2005 год.
2. Н. И. Зорин. Элективный курс «Методы решения физических задач: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 год (мастерская учителя).
Настоящий элективный курс рассчитан на преподавание в объеме 33 часов . Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 11классов по физике путем решения разнообразных задач и способствовать их профессиональному определению.
Его основная направленность - подготовить учащихся к ЕГЭ с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в 7-10 классах, а также углублению знаний по темам при изучении курса физики в 10-11 классах. Занятия проводится 1 час в неделю в течение 2 полугодий .Цели элективного курса:
1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
2. совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
3. формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
4. применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Задачи курса:
1. углубление и систематизация знаний учащихся;
2. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
3. овладение основными методами решения задач.
Программа элективного курса составлена с учетом государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики базовой и профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.
В начале изучения курса дается два урока, целью которых является знакомство учащихся с понятием «задача», их классификацией и основными способами решения. Большое значение дается алгоритму, который формирует мыслительные операции: анализ условия задачи, догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решение), вывод.
Содержание программы:
11 класс (33 часа)
1. Теоретические основы общего подхода к решению произвольной задачи пофизике (1ч).
-классификация задач по физике, умение представлять условие задачи, делать рисунки, общие методы решения задач, этапы решения поставленной задачи, правильность оформления задач - правильность оформления справочного материала, умение представлять условие задачи, делать рисунки, схема решения качественных задач ,простые качественные задачи, сложные качественные задачи как совокупность или комбинация нескольких простых задач, решение стандартных задач, решение комбинированных задач, решение нестандартных задач., задачи на чтение графиков, задачи на построение графика движения, определение физической величины по её геометрическому смыслу.
Самостоятельная работа учащихся: Составление таблицы по классификации и типам задач с использованием задачников, оформление, решение данной задачи (каждому учащемуся дается индивидуальное задание на карточке по выбору учителя), решение задания на выделенные виды деятельности. Постановка качественной задачи и составление схемы ее решения. Построение цепи умозаключений для решения сложной качественной задачи.
2. Механика (4 ч)
Кинематика. Динамика. Статика.
-решение задач по теме «Относительность движения, движение по прямой, по
окружности». решение качественных задач, постановка задачи при чтении графика, составление уравнения движения. решение задач по «Динамике». ( Движение тела под действием нескольких сил по, по прямой, по наклонной). условия равновесия тел использование законов сохранения в механике. -определение физической величины по её геометрическому смыслу. - применение производной при расчете основных характеристик движения.
Самостоятельная работа: Решение задач по теме «Механика», составить тест.
3. Механические колебания и волны. (1ч)
- чтение графиков колебательных процессов и волн. - расчет основных характеристик маятников. - решение качественных и аналитических задач по теме «Механические колебания и волны».- применение производной при расчете основных характеристик.
Самостоятельная работа: Применение аналитического и графического методов при решении задач по теме «Механические колебания и волны».4. Молекулярная физика. Термодинамика.(4 ч)
- решение качественных задач по теме «Основы МКТ». -решение аналитических задач по темам «Основное уравнение МКТ. Основное уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Работа газа. Внутренняя энергия. Первое и второе начала термодинамики. Применение первого начала термодинамики к изопроцессам. Адиабатный процесс. Теплоемкости. Циклы» - задачи на чтение графиков. -задачи на построение графика физического процесса, изображение графика процесса в других координатах. -определение максимального и минимального значения функции. -определение физической величины по её геометрическому смыслу. Самостоятельная работа: Решение качественных задач. Применение аналитического метода при решении задач по теме «Молекулярная физика. Термодинамика».
5. Электричество (3ч)
- решение качественных и аналитических задач по теме «Электростатика»,- определение поля точечного заряда, тонкой заряженной нити, заряженной плоскости.- графическое изображение электростатических полей, расчет напряженности, потенциала, работы электростатического поля.-решение качественных и аналитических задач по теме «Законы постоянного тока»- расчет электрических цепей (параллельного, последовательного соединений, использование правил Кирхгофа), закон Джоуля - Ленца. - качественные задачи по теме «Электрический ток в различных средах»
Самостоятельная работа: Решение качественных задач. Решение задач по теме «Электростатика. Законы постоянного тока. Ток в различных средах». Определение общего сопротивления электрической цепи при смешанном соединении проводников. Определение КПД бытового электронагревательного прибора. Изготовление полупроводникового термометра
6. Магнетизм (3ч)
- качественные задачи на взаимодействие токов, движущихся зарядов, определение направления магнитного поля, правило Ленца.- решение аналитических задач с использованием закона Ньютона, силы Ампера, силы Лоренца, явления электромагнитной индукции, закона Фарадея.
Самостоятельная работа: Решение задач по теме «Магнетизм. Электромагнитная индукция»,составить тест.
7. Электромагнитные колебания и волны. (2ч)
- чтение графиков колебательных процессов и волн.- расчет основных характеристик колебательного контура- решение качественных и аналитических задач по теме «Электромагнитные колебания и волны»- применение производной при расчете основных характеристик.- практическое применение расчетов задач.
Самостоятельная работа: Применение аналитического и графического методов при решении задач по теме «Электромагнитные колебания и волны».8. Геометрическая оптика (2 ч)
- использование законов геометрической оптики (преломление, отражение, полное отражение) для решения качественных и аналитических задач.- решение задач по теме «Линзы. Применение линз. Построение хода лучей в призме»
Самостоятельная работа: Решение задач по теме «Законы геометрической оптики»
9.Волновая оптика (2ч)
-решение качественных задач по темам « Интерференция. Интерференция в тонкой пленке. Кольца Ньютона. Дифракция на щели. Дифракционная решетка. Дисперсия. Поляризация»-решение аналитических задач.
Самостоятельная работа: Решение задач по теме «Законы волновой оптики», составить качественную задачу.
10. Специальная теория относительности (1ч)
- решение задач по теме «СТО». Анализ.
Самостоятельная работа: Решение задач по теме «СТО».
11. Квантовая физика. Атом.(2 ч)
-решение качественных и аналитических задач по темам « Энергия кванта. Фотоэффект. Давление света. Эффект Комптона. Волна де Бройля. Постулаты Бора. Спектры».
Самостоятельная работа: Решение задач по теме «Квантовая физика. Атом». Составить тест.
12.Ядерная физика (2 ч)
- решение качественных и аналитических задач по темам «Радиоактивность. Изотопы. Виды радиоактивного распада. Тепловые явления. Энергетический выход ядерных реакций»- решение комбинированных задач.
Самостоятельная работа: Решение задач по теме «Ядерная физика».
13. Метод научного познания. Экспериментальный метод решения задач (2ч)
- решение комбинированных задач повышенной сложности- измерение физических величин с помощью физических приборов, определение погрешностей при измерении физических величин.
Самостоятельная работа: Решение задач по теме «Работа с рисунками физических экспериментов». Работа с измерительными приборами.
14. Выполнение заданий с развернутым ответом (2 ч)
- отработка навыков выполнения заданий с развернутым ответом.
15. Зачетная работа (2ч)
В роли проверки знаний по элективным курсам может быть зачетная форма оценки достижений учащихся на основе творческих отчетов по решению задач и результатов выполнения экспериментальных заданий.
- тренировочный ЕГЭ
Критерии оценки могут варьироваться в зависимости от состава группы.
Учебно-тематический план.
№п./п. Наименование разделов тем курса Всего часов В том числе Форма контроля
лекции семинары практич. занятия 1. Введение.Теоретические основы общего подхода к решению произвольной задачи по физике 1 1 Самостоятельная работа
2. Механика 4 1 1 2 Самостоятельные работы, тесты
3 Механические колебания и волны. 1 1 тест
4. Молекулярная физика. Термодинамика. 4 1 1 2 Самостоятельная работа. Тесты
5. Электричество 3 1 2 Самостоятельная работа. Тесты
6. Магнетизм 3 1 2 Самостоятельная работа. Тесты
7. Электромагнитные колебания и волны. 2 2 Самостоятельная работа. Тест
8. Геометрическая оптика 2 1 1 Самостоятельная работа. Тест
9. Волновая оптика 2 1 1 Самостоятельная работа. Тест
10. СТО 1 1 11. .Квантовая физика. Атом. 2 1 1 Самостоятельная работа. Тесты
12. .Ядерная физика 2 2 Самостоятельная работа. Тест
13. Метод научного познания. Экспериментальный метод решения задач 2 1 1 Самостоятельная работа
14. Выполнение заданий с развернутым ответом 2 2 Самостоятельная работа
15. Зачетная работа 2 2
Итого 33 6 5 20 2
Список литературы:
Б.И. Гринченко «Как решать задачи по физике» НПО «Мир и Семья-95», Санкт-Петербург,1998г.
Единый государственный экзамен по ФИЗИКЕ. «Демонстрационный вариант КИМ 2013-2015 «,подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений»
Кабардин О.Ф., Орлов В.А. «Физика. Тесты 10-11 классы»: учебно-методическое пособие, Москва. «Дрофа», 2000г.
Кембровский Г.С., Галко С.И., Ткачев Л.И. « Пособие по физике для поступающих в вузы», Минск, Изд. БГУ, 1972 г.
Орлов В.А., Никифоров Г.Г. «Физика: единый государственный экзамен. Контрольно- измерительные материалы», М., «Просвещение» 2011г.
Трофимова Т.И. «Сборник задач по курсу физики с решениями», М., «Высшая школа», 2002г.
Чертов А.Г., Воробьев А.А. «Задачник по физике», М., Физматлит,2003