Рабочая программа по географии 5 класс к УМК Е.М.Домогацких Русское слово


бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа №51»
640080038100Утверждаю
Директор школы Т.Н. Подгорнова
«_____»____________2016г.

00Утверждаю
Директор школы Т.Н. Подгорнова
«_____»____________2016г.

308610038100Согласовано
Заместитель директора
_____________ ____________________
«_____»____________2016 г.

00Согласовано
Заместитель директора
_____________ ____________________
«_____»____________2016 г.

18097525400Рассмотрено на заседании МО
Протокол №______
от «____»___________2016 г.
Руководитель МО___________
00Рассмотрено на заседании МО
Протокол №______
от «____»___________2016 г.
Руководитель МО___________

Рабочая программа
на 2016-2017 учебный год
по географии
5 КЛАСС
Составлена на основе: Программа курса «География» 5-9 классы.2-е издание
Составитель: Е.М. Домогацких. Москва «Русское слово» 2013 год
Учебник: География. Введение в географию.
Авторы: Е.М.Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А.Плешаков. Москва. «Русское слово» 2012год.
Учитель: Волохова Любовь Николаевна 1 квалификационная категория
Контрольных работ (КР) 1
Практических работ (ПР) 10


Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии линии учебников издательства «Русское слово». Подготовлена , в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Составлена на основе: Программа курса «География» 5-9 классы. Автор - составитель: Е.М. Домогацких. Москва «Русское слово» 2013 год
УМК: Е.М.Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А.Плешаков. Москва. «Русское слово» 2012год.
Структуризация представленной программы и учебников осуществлена в соответствии с учебным планом. (По одному часу в неделю 5-6 классы, 35 часов-год, по два учебных часа в неделю в 7-9 классах, 70 часов – в год).
Рабочая программа полностью реализуем идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий.
Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле, как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того «География» единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Содержание географического образования ы основной школе формирует у школьников знание основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а так же умение правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона.
Основные цели географического образования в школе:
Познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира.
Познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира.
Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значение охраны окружающей среды, рационального природопользования и осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира.
Понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйстве в связи с природными и социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
Глубокое и всестороннее изучение географии, включая её геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.
Задачами изучения географии в основной школе являются:
формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального);
познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития России и мира;
понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современном политической, экономической и социальной жизни России и мира;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально- экономическими и экологическими факторами;
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;
формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой; формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Для изучения курса «География»» применяются различные типы уроков: урок усвоения новых знаний (УУНЗ), комбинированный (КУ), урок систематизации и обобщения знаний и умений (ОУ), урок формирования учебных навыков (УФУН), урок контроля знаний и умений (УК), урок-экскурсия (УЭ).
Планируемые результаты освоения курса географии.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения. Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:
воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; планирование и регуляция своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий; 12) формирование и развитие экологического мышления.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем
формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний;
умение работать с разными источниками географической информации;
умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
овладение основами картографической грамотности;
овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
формирование умений и навыков применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.
Выпускник научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты; строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрении концепции устойчивого развития.
В результате изучения курса географии 5 класса.
Ученик научится:
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Ученик получит возможность научиться:
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Содержание учебного курса. География. Введение в географию. 5 класс. (35 часов)
Тема 1. Наука география (2 часа)
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Практические работы:
Составление схемы наук о природе.
Составление описания учебного кабинета географии,
Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Практические работы:
Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Тема 3. История географических открытий (12часов)
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Содержание темы
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Тема 5. Природа Земли (2 часа)
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Практические работы
Организация фенологических наблюдений в природе.
Резерв времени – 3 часа Учебно- тематический план
№ Тема По программе фактически Практические работы Контроль.
1 Наука география. 2 2 3 2 Земля и ее изображение. 5 5 2 3 История географических открытий. 12 12 2 4 Путешествие по планете Земля. 10 10 2 5 Природа Земли. 2 2 1 7 Промежуточная аттестация. Итоговый контроль. 1 1 1
8 Резерв. 3 3 Всего. 35 35 10
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс
№(нумерация в соответствии с кол-вом часов по программе№ урока в теме, разделе Дата Тема урока Примечание.
Наука география
2 часа 1 1 География как наука. Предмет географии. №1(1)
Составление схемы наук о природе. 2 2 Методы географических исследований. № 2 (2)
Составление описания учебного кабинета.
№3 (3)
Организация наблюдений за погодой. Земля и ее изображение.
5 часов 3 1 Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. №1 (4) Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности 4 2 Форма, размеры и движение Земли. 5 3 Глобус-модель Земного шара. Географическая карта и план местности. 6 4 Ориентирование на местности. №2. (5) Определение с помощью компаса сторон горизонта 7 5 Урок обобщающего повторения по теме: «Земля и ее изображение». История географических открытий.
12 часов 8 1 Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». 9 2 География древней Греции. 10 3 Географические открытия морских народов. 11 4 Путешествие Марко Поло. 12 5 Хождение за три моря. 13 6 Жизнь и деятельность Христофора Колумба. №1 (6) Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов. 14
7 Первое кругосветное плавание. 15 8 Поиски неизвестной Южной Земли. 16-17 9-10 Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. № 2 (7) Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте Мира» 18 11 Русские кругосветные экспедиции..19 12 Урок обобщения и контроля знаний по теме: «История географических открытий» Путешествие по планете Земля. 10 часов. 20 1 Мировой океан и его части. 21 2 Значение Мирового океана для природы и человека. 22 3 Особенности природы и населения материков Земли.
Путешествие по Евразии. №1 (8) Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. 23 4 Путешествие по Африке. 24 5 Особенности природы и населения материков Земли.
Путешествие по Северной Америке. 25 6 Путешествие по Южной Америке. 26 7 Путешествие по Австралии. 27 8 Путешествие по Антарктиде. 28 9 Обозначение на контурной карте крупнейших государств материков. №2 (9) Обозначение на контурной карте крупнейших государств материков 29 10 Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела. «Путешествие по планете Земля». Природа Земли. 2часа 30 1 Что такое природа. Природные объекты. №1 (10) Организация фенологических наблюдений в природе. 31 2 Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. 32 1 Промежуточная аттестация. Итоговый контроль. 33-35 1-3 Резерв 3 часа.
Итоговое повторение.