Рабочая программа по географии 6 класс. УМК Домогацких Е.М.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение географии в 6 классе 35 часов, из расчета 1 час в неделю. 1 час в неделю учебного предмета «География» в 6 классе перенесен в региональный компонент из компонента образовательного учреждения. Этот час используется для проведения практических работ по темам начального курса географии с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Программа соответствует учебнику Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: физическая география. - М.: ООО «Русское слово-РС», 2010.
Таким образом, курс географии в 6 классе реализуется из расчета 2 часа в неделю, итого 70 часов, в т. ч. на практические-31 час (из них оценочные -14, экскурсионные 3),
В соответствии с учебным планом и расписанием на 2015-2016 учебный год, а также с государственными праздниками данная программа рассчитана на 69 часов (1 час резерва).
Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ № 3 г. Сальска. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии и авторской программой учебного курса.
ЗАДАЧИ КУРСА: овладение «азбукой» нового для учащихся учебного предмета. Усвоение основных общепредметных понятий о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знаний и обобщенных приемов учебной работы на местности, а также в классе.
В региональной части курса учащиеся должны приобрести элементарные знания о географических особенностях Ростовской области, ознакомиться с рельефом, водами, погодой, растительным и животным миром, с почвами, а также с населением и его хозяйственной деятельностью, с основными отраслями, с условиями быта, труда, отдыха, культурой.
Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (самостоятельные и практические работы, терминологические диктанты) и устный опрос.
Учебно-методическое сопровождение
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
География. Физическая география. 6 класс./ Домогацких Е.М. и Алексеевский Н.И - М.: «Русское слово-РС», 2010.
Географический атлас. 6 класс.- М.:Дрофа, 2008И.Д.Агеев. Веселая география на уроках и праздниках. М. Сфера.2005г.
А.М.Зотова. Игры на уроках географии. 6-7кл.М.Дрофа. 2004г.
Л.Е.Перлов. Дидактические карточки- задания по географии. М.Экзамен. 2006г.
Н.И.Касаткина. Занимательные материалы по географии. 6-8 кл. Волгоград. Учитель. 2003г.
В.Б.Пятунин Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 кл. М.Дрофа.2006г.
В.И.Сиротин. Практические работы по географии и методика их выполнения. 6-10 кл. М..АРКТИ.2004г.

Изучение курса географии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;
- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Организация учебного процесса по географии в основной школе учитывает общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых:
-для познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; -сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; - ориентирования на местности, плане, по карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах; -соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки школьников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентировать в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Структура курса.
Учебная программа по географии для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного  минимума  содержания  основных образовательных программ.
          В курс географии 6 класса входят следующие разделы:
1. Введение. География как наука.
2. Источники географической информации.
3. Природа Земли и человек.
4. Повторение
После анализа программы курса, была сделана небольшая перестановка тем «Атмосфера» и «Гидросфера», поменяв их местами. Это сделано с тех позиций, что:
во-первых, после изучения «Литосферы», т.е. нижней оболочки, изучение «Гидросферы» будет более логичным, поскольку она ближе к литосфере и, кроме того, именно земная кора во многом является определяющей для изучения особенностей водной оболочки;
во-вторых, начатая работа с контурными картами по нанесению крупных форм рельефа будет логически продолжена нанесением крупных водных объектов, что позволит в максимальной степени рассматривать вопросы о целостности географической оболочки, о единстве и многообразии природы Земли.
Тема «Географические координаты» перенесена в раздел «Источники географической информации»
В теме «Географическая карта» даю понятие «План местности» и изучаю их основные параметры (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть) параллельно с географической картой.

Освоение нового содержания дисциплины происходит в условиях сочетания традиционных и новых технологий обучения:
-технология формирования учебной деятельности;
-применение идеи опор в различной форме ( схемы, логические опорные конспекты)
- использование типовых планов описания и характеристик
-уроки-практикумы, проблемные уроки
-технологии учебно-игровой деятельности
-технологии коммуникативно-игровой деятельности.
-ИКТ и др.


Курс рассчитан на формирование у обучающихся следующих ключевых компетенций:
Общеучебные компетенции:
Познавательная деятельность
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Предметные компетенции:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА.
Учащиеся должны:
1. Называть и показывать:
– форму и размеры Земли;
– полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
– части внутреннего строения Земли;
– основные формы рельефа;
– части Мирового океана;
– виды вод суши;
– причины изменения погоды;
– типы климатов;
– виды ветров, причины их образования;
– виды движения воды в океане;
– пояса освещенности Земли;
– географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:
– различных видов карт;
– горных пород и минералов;
– типов погод;
– взаимовлияния всех компонентов природы.
3. Определять:
– стороны горизонта на местности (ориентироваться);
– относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;
– расстояния и направления по плану и карте;
– осадочные и магматические горные породы;
– направление ветра.
4.Описывать:– географические объекты.
5. Объяснять:
– особенности компонентов природы своей местности.






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ, 6 КЛАСС




Раздел, количество часов
Сроки прохождения

1
Введение (6 часов)


Содержание
Цели раздела
Знания
Умения


География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.

Раскрыть содержание и пост-роение данного курса физи-ческой географии; показать практическое значение гео-графических знаний на раз-ных этапах развития челове-ческого общества; познако-мить учащихся с примерами современных географичес-ких исследований и наблю-дений. 2. Учить учащихся наблюдать и фиксировать результаты наблюдений за природными явлениями и объектами, объяснять наблю-даемые явления, выполнять практические работы на местности.

Называть: объект изучения географической науки; особенности Земли, как планеты Солнечной системы.
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Объяснять: доказательства шарообразности Земли. Описывать: первые представления о форме и размерах Земли. Определять: на местности высоту Солнца над горизонтом; особенности использования местных строительных материалов в хозяйственной деятельности людей.



2
Земля как планета


Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса
Сформировать основные знания о о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав; показать как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу.
Называть:
– форму и размеры Земли;
– полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги
- протяжённость и форму орбиты Земли, угол наклона земной оси к плоскости орбиты; особенности положения Солнца над горизонтом на разных широтах в дни равноденствий и солнцестояний; примеры влияния на климат различных условий; основные следствия суточного и годового движе-ния, Земли;
Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель,
Показывать:
– полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги,


3
Способы изображения земной поверхности


Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

1. Дать знания о градусной сетке на глобусе и географи-ческой карте, о различии в изображении на них мери-дианов и параллелей, о спо-собах изображения на них земной поверхности. 2. Фор-мировать умение определять географические координаты, направление и высоту точек на карте.
3.Сформировать понятие «план местности».
4. Дать знания о способах изображения неровностей земной поверхности.
5. Формировать умения определять по плану направ-ления, расстояния, объекты местности, абсолютную высоту отдельных точек.
6.Развивать пространствен-ные представления учащих-ся, учить их ориентироваться на местности
Называть: полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки. географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Объяснять: существенные признаки понятий «географи-ческая карта», «абсолютная и относительная высота», «геог-рафические координаты»; построение градусной сети на картах; сходства и различия плана местности и географи-ческой карты.
Определять: стороны горизонта на местности (ориентироваться);
– относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;
– расстояния и направления по плану и карте
- по картам и глобусу географические координаты.
Приводить примеры:
– различных видов карт


4
Литосфера. (9часов)


Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.
Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.
Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

1. Дать знания учащимся об основных формах рельефа Земли, о видах движения земной коры, своеобразии рельефа, горных породах своей местности. 2. Форми-ровать у школьников умения различать по внешним приз-накам осадочные и магмати-ческие горные породы; пока-зывать и определять по карте географическое положение гор и равнин, их высоту над уровнем моря. 3. Формиро--вать у них мировоззренчес-кую идею о постоянном раз-витии земной коры и релье-фа. 4. Учить учащихся при-менять теоретические знания при проведении наблюдений в природе.
Называть (показывать): части внутреннего строения Земли;
– основные формы рельефа;
географические объекты, предусмотренные программой: Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.


Объяснять: существенные признаки понятий: «лито-сфера», «горы», «равнины», зависимость распространения крупных форм рельефа от происхождения и характера залегания горных пород; причины возникновения землетрясений и вулканизма. Описывать: влияние рельефа на особенности жизни и быта человека. Определять: геогра-фическое положение, протя-женность, средние и абсолютные высоты одной из равнин и горных систем земного шара, принадлеж-ность горных пород своей местности к магматическому, осадочному, метаморфичес-кому типам.
Приводить примеры:
горных пород и минералов;



5
Гидросфера. (12 часов)


Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

1. Дать знания учащимся о гидросфере, её составных частях, мировом круговороте воды; об основных видах вод суши, об особенностях вод своей местности. 2. Сформи-ровать понятия о гидросфе-ре, морях, реке, речном бас-сейне, озере. 3. Формировать умения устанавливать на местности, по картам и плану, зависимость направ-ления и характера течения рек от рельефа; определять по карте глубины океанов и морей. 4. Сформировать мировоззренческую идею взаимосвязи и взаимодейст-вия лито- и гидросферы. 5. Воспитывать у школьников убеждённость в необходи-мости охраны вод и объяс-нять им, что могут сделать они для охраны вод своей местности. 6. Учить учащих-ся использовать краеведчес-кий материал при изучении теоретических вопросов.

Называть (показывать): – части Мирового океана;
– виды вод суши; географические объекты, предусмотренные программой.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгальское, Западных Ветров.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера.


Объяснять: существенные признаки понятий: «гидро-сфера», «море», «река», «озе-ро», «ледник»; причины воз-никновения ветровых волн и цунами; особенности очер-таний и размеров озерных котловин в зависимости от способа их образования; влияние рельефа на направ-ление и характер течения рек; причины образования ледников. Описывать: значение Мирового океана и вод суши в хозяйственной деятельности человека; внешний облик и образ жизни представителей органического мира гидро-сферы. Определять: по кар-там основные природные осо-бенности объектов гидросфе-ры.


6
Атмосфера (12 часов)


Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.
1. Сформировать понятия «атмосфера», «ветер», «пого-да», «климат». 2. Дать уча-щимся знания о суточном и годовом ходе температуры в связи с изменением высоты Солнца над горизонтом; об образовании ветра и зависи-мости его скорости от разни-цы атмосферного давления; об основных видах облаков, осадков; о поясах освещён-ности; о типичных погодах своей местности по сезонам; о способах борьбы с загряз-нением воздуха в своём на-селённом пункте. 3. Учить учащихся наблюдать погоду, фиксировать необходимые данные, объяснять измене-ния погоды; объяснять смену времён года в своей местнос-ти; вычислять среднюю тем-пературу и строить график за месяц, год; вычерчивать «розу ветров», диаграммы облачности и осадков; сос-тавлять описание погоды за сутки, месяц; составлять ха-рактеристику климата своей местности. 4. Развивать мировоззренческую идею о взаимосвязи и взаимозави-симости различных явлений природы на примере раск-рытия связей между литос-ферой, гидросферой и атмос-ферой. 5. Показать учащимся необходимость охраны атмосферы.

Называть: причины изменения погоды;
– типы климатов;
– виды ветров, причины их образования; источники поступления тепла на Землю; примеры влияния на климат различных условий; мероприятия по охране атмосферного воздуха.
Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Прогнозировать: погоду на ближайшие сутки. Объяснять: существенные признаки поня-тий: «атмосфера», «ветер», «атмосферные осадки», «пого-да», «климат»; значение атмос-феры и необходимость охра-ны атмосферного воздуха; процесс нагревания атмосферы; зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей; причины образования ветра; процесс образования атмосферных осадков; причины изменения погоды, народные приметы; причины смены дня и ночи, времен года; зависимость климата от географической широ-ты. Описывать: внешний облик основных видов облаков; времена года своей местности. Определять: при помощи приборов темпера-туру, давление, влажность воздуха, направление и ско-рость ветра; по статистическим данным средние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую амплиту-ды температуры, преобладаю-щее направление ветра.


7
Биосфера (5 часов)


Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

1, Дать учащимся знания о биосфере как сфере жизни. 2. Формировать мировоззрен-ческую идею взаимосвязи и взаимозависимости всех оболочек Земли. 3. Раскрыть влияние человека на биосферу, воспитывать убеждённость необходимос-ти охраны природы.
4. Учить учащихся на основе анализа и обобщения отдель-ных примеров устанавливать связи между оболочками Земли, делать выводы о взаимодействии компонен-тов природы. 5. Учить раскрывать влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность человека и предвидеть изменения при-роды в результате воздейст-вия на неё человека. 6. Учить вести наблюдения на местно-сти, использовать краевед-ческий материал и для объяснения теоретических положений.

Называть: границы расспрос-транения живого вещества; представителей животного и растительного мира, занесен-ного в «Красную книгу» МСОП; наиболее характерных животных и растений своей местности; основные мероп-риятия по охране органичес-кого мира.
Называть: примеры взаимо-связей между земными обо-лочками.
Основные понятия: биосфера, Красная книга.
Описывать: особенности внешнего облика, поведения, образа жизни, приспособлений к условиям существования отдельных животных и растений
Объяснять: существенные признаки понятия «природный комплекс»; особенности компонентов природы своей местности


8
Почва и геосфера


Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воз-действием деятельности человека.
1. Сформировать единое представление о природе Земли. 2. Учить учащихся умению сравнивать и сопоставлять изучаемые объекты и явле-ния; использовать теорети-ческие знания для объясне-ния явлений действитель-ности и факты наблюдений для теоретических обобще-ний. 3. Показать учащимся необходимость изучения природы своего края, её преобразования и охраны.
Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Приводить примеры:
взаимовлияния всех компонентов природы.
Объяснять: особенности взаимовлияния компонентов природного комплекса. Описывать: ландшафт своей местности. Определять: на местности наиболее очевидные особенности природных комплексов, взаимосвязи между отдельными компонентами, мероприятия по охране природы




Учебно-тематическое планирование в 6 классе


темы
Тема
Кол-во часов
Кол-во практических работ


Введение
5


1.
Земля как планета
10


2.
Способы изображения земной поверхности
12
4

3.
Литосфера
11
2

4.
Атмосфера
9
2

5.
Гидросфера
11
4

6.
Биосфера
4


7.
Почва и геосфера
8
2


Повторение
2



Итого
69
14


Резерв – 2 час


КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС ГЕОГРАФИЯ (2 ЧАСА)

Раздел. Тема урока.
Кол-во часов
Дата

Тип или форма уроков
Вид контроля
Практические работы

1
Введение (5 часов)
География как наука.

1


Вводный урок
Устный опрос



2
Развитие географических знаний.
1

Формирование новых знаний
Текущий контроль
Устный опрос


3
Развитие географических знаний.
1

Формирование новых знаний
Текущий контроль
Устный опрос
№1.Надписать название материков и океанов. Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, Х. Колумба(трен)

4
Наблюдения за явлениями природы родного края
1

Урок-практикум



Текущий контроль
Устный опрос
№2. Организация наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными изме-нениями состояния водоемов, растительности и животного мира. Составление календаря погоды(трен).

5
Наблюдения за объектами природы родного края

1

Урок-практикум

Текущий контроль
Устный опрос
№3. Экскурсия по изучению форм поверхности, характера залегания пород своего края. Ознакомление с водами, их использованием и охраной в своей местности(трен)


Земля как планета (5 часов)






6
Планеты Солнечной системы
1

Урок формирования новых знаний и умений
Устный опрос


7
Форма, размеры и движение Земли
1

Комбинированный
Фронтальный и индивидуальный опрос


8
Распределение света и тепла на поверхности Земли
1

Комбинированный
Фронтальный и индивидуальный опрос


9
Пояса освещенности
1

Комбинированный
Фронтальный и индивидуальный опрос


10
Обобщение по теме «Земля как планета»
1

Урок обобщения и систематизации знаний
Фронтальный и индивидуальный опрос



Способы изображения земной поверхности (12ч)






11
Способы изображения местности
1

Урок формирования новых знаний
Фронтальный и индивидуальный опрос
№4. Изучение изображений своего края на картах, атласах, аэрофотоснимках(трен)

12
Виды условных знаков.
1

Комбинированный
Фронтальный и индивидуальный опрос


13
Масштаб карты.
1

Урок формирования знаний и умений.
Текущий контроль
Устный опрос
№5. Определение расстояний от своего населенного пункта до ближайшего моря, крупных городов, столицы, от школы до своего дома(оцен)

14
Стороны горизонта.
1

Урок-практикум
Практическая работа
№ 6. Определение направлений и расстояний по карте (оцен)

15
Ориентирование на местности
1

Урок-практикум
Практическая работа
№ 7 Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. (трен)

16
Абсолютная и относительная высота.


Урок формирования новых знаний
Фронтальный и индивидуальный опрос


17
Изображение рельефа на карте.


Урок-практикум

Фронтальный и индивидуальный опрос


18
Составление простейших планов местности


Урок-практикум
Практическая работа
№10.«Составление простейшего плана местности»(трен)

19

Элементы градусной сети
1

Комбинированный
Фронтальный и индивидуальный опрос
№8. Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через свою местность. (трен)

20
Система географических координат
1

Урок-практикум
Практическая работа
№9.Определение географических координат. (оцен)

21
Значение планов и карт в практической деятельности человека.
1

Урок-практикум
Практическая работа
№11.Определение направлений, расстояний и высот точек по плану местности(оцен)

22
Обобщение по теме «Географическая карта»
1

Урок обобщения и систематизации знаний
Терминологический диктант



4. Литосфера (11ч)






23
Строение земного шара.
1

Урок формирования новых знаний
Текущий контроль
Устный опрос


24
Виды горных пород.
1

Урок-практикум

Практическая работа
№12. Определение горных пород своей местности по образцам(трен)

25
Полезные ископаемые.
1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос


26
Движения земной коры.
1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос


27
Землетрясения и вулканизм.
1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос


28
Выветривание горных пород.
1


Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос


29
Рельеф суши: горы.
1

Урок-практикум
Практическая работа
Номенклатура
№13. Определение по карте географического положения гор и обозначение их на контурной карте.(оцен)

30
Рельеф суши: равнины

1

Урок-практикум
Практическая работа
Номенклатура
№14. Определение по карте географического положения равнин и обозначение их на контурной карте. (оцен)

31
Внешние силы, изменяющие поверхность Земли
1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос
№15.Составление схемы различий гор и равнин по высоте. (трен.)

32
Рельеф дна Мирового океана.

1

Комбинированный урок

Зачет по карте (номенклатура)


33
Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах.
1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос
№ 16. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).(трен)

34
Обобщение по теме «Литосфера»
1

Урок обобщения и систематизации знаний
Терминологический диктант



6. Гидросфера (11ч)






35
Единство гидросферы.
1

Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Текущий контроль
Устный опрос
№17.Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды(трен)

36
Мировой океан.
1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос
№18. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей(трен)

37
Определение по картам географического положения моря, расположенного недалеко от вашей местности(оцен)
1

Урок-практикум
Практическая работа
Номенклатура
№19.Определение по картам географического положения моря, расположенного недалеко от вашей местности(оцен)

38
Значение Мирового океана
1

Урок-практикум
Практическая работа
Номенклатура
№20. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.(оцен)

39
Воды суши: реки
1

Комбинированный урок
Фронтальный и индивидуальный опрос


40
№ 25. «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком»
1

Урок-практикум
Практическая работа
Номенклатура
№ 21. «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком» оцен)

41
Реки своей местности
1

Урок-практикум
Практическая работа
Номенклатура
№22.Обозначение рек на контурной карте. Дать характеристику одной из рек своей местности.(оцен)

42
Озера
1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос
Номенклатура


43
Воды суши: подземные воды
1

Комбинированный урок
Фронтальный и индивидуальный опрос


44
Воды суши: природные льды
1

Комбинированный урок

Зачет по карте (номенклатура)


45
Обобщение знаний по теме «Гидросфера»
1

Урок обобщения и систематизации знаний
Терминологический диктант



5. Атмосфера. 9ч






46
Строение атмосферы.
1

Урок формирования новых знаний
Фронтальный и индивидуальный опрос


47
Температура воздуха.
1

Комбинированный урок
Фронтальный и индивидуальный опрос


48
Особенности суточного хода температуры воздуха

1

Урок-практикум
Практическая работа
№23. Установление особенностей хода температур на основе построения графика. (оцен)


49
Атмосферное давление.
1

Комбинированный урок
Фронтальный и индивидуальный опрос


50
Движение воздуха.
1

Комбинированный урок
Фронтальный и индивидуальный опрос


51
Вода в атмосфере.
1

Комбинированный урок
Фронтальный и индивидуальный опрос
№24.Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. (трен)

52
Погода.
1

Комбинированный урок
Фронтальный и индивидуальный опрос


53
Климат.
1

Урок-практикум
Практическая работа
№25. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. (оцен)

54
Обобщение по теме «Атмосфера»
1

Урок обобщения, систематизации и контроля знаний
Терминологический диктант
№26. Описание сезонов года своей местности. (трен)


7. Биосфера (4ч)






55
Царства живой природы.
1

Комбинированный урок
Текущий контроль
Фронтальный и индивидуальный опрос


56
Биосфера и охрана природы.
1

Комбинированный урок
Терминологический диктант


57
ПР № 27. «Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности»
1

Комбинированный урок
Текущий контроль
Устный опрос
№27. Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными своей местности.(трен)

58
Обобщение по теме «Биосфера»
1

Урок обобщения и систематизации знаний
Практическая работа



8. Почва и геосфера (8ч)






59
Почва.
1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос


60
Типы почв
1

Комбинированный урок
Фронтальный и индивидуальный опрос
№ 28. «Изучение строения почвы на местности» .(трен)

61
Природный комплекс.
1

Урок-практикум
Фронтальный и индивидуальный опрос
№29. Описание ПК своей местности(оцен)

62
Географическая оболочка
1

Комбинированный урок
Фронтальный и индивидуальный опрос


63
Природные зоны.
1

Комбинированный урок
Фронтальный и индивидуальный опрос


64
Природные зоны.
1

Урок-практикум
Практическая работа
№30.Описание природных зон Земли по географическим картам. (оцен)

65
Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности
1

Комбинированный урок
Фронтальный и индивидуальный опрос
№31. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности(трен)

66
Обобщение по теме « Почва и геосфера»
1

Урок обобщения и систематизации знаний
Самостоятельная работа



Повторение и обобщение по курсу (3 часа)






67
Обобщающий урок по курсу географии 6 класса
1

Урок обобщения и контроля знаний
Самостоятельная работа


68
Использование и охрана природы в своей местности.

1

Урок-практикум
Текущий контроль
Устный опрос
№32. Экскурсия по изучению природного комплекса. (трен)

69
Урок-игра «Географический бой»
1

Урок-игра
Текущий контроль
Устный опрос



УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п
Название
автор
издательство
год издания

1
Учебник География. Физическая география. 6 класс

Домогацких Е.М. и Алексеевский Н.И

М.: «Русское слово-РС»,
2010


2
Физическая география

Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 кл.
Т.П.Герасимова.

В.Б.Пятунин
М. Дрофа,

М.Дрофа
2005-2008гг.
2006г.


3
сборники дидактических материалов




4
Пособия по проведению практических и лабораторных работ и т.д
В.И. Сиротин
М.: «Просвещение»
2000

5
Веселая география на уроках и праздниках.
Игры на уроках географии. 6-7кл
Занимательные материалы по географии. 6-8 кл.
И.Д.Агеев.

А.М.Зотова.

Н.И.Касаткина

М. Сфера.

М.Дрофа.

Волгоград. Учитель
2005г.

2004г.

2003г

6
оборудование и приборы
карты



7
Дидактические карточки- задания по географии
Л.Е.Перлов
М.Экзамен
2006г.



















шђ Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 415