РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика. Элективный курс» Методы решения физических задач

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Погореловская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области»

«Рассмотрено»
Руководитель школьного МО
_____________Кощина Е.А.

Протокол № от
« » июня 2016 г.

«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Погореловская СОШ»
________ Цуц Н.В.

« » июня 2016 г.

«Утверждено»
Директор
МБОУ «Погореловская СОШ»
_________ Черкасов А.Е.

Приказ № от
« » августа 2016 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Физика. Элективный курс»
Методы решения физических задач




















2016 год



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской методической разработкой Н.И.Зорин «Элективный курс Методы решения физических задач» М.ВАКО 2007 год. Данный курс рассчитан на 68 часов за 2 года. (1 час в неделю).

Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений естественно-научного или естественно-математического профиля. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики в основной и средней школе.
Цели и задачи курса:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
овладение умениями строить модели, устанавливать границы их применимости;
применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач.
Занятия по решению теоретических задач дают возможность обеспечить учащихся материалами для самостоятельной работы. С этой целью после разбора двух-трех ключевых задач на занятии в классе целесообразно дать комплект из 510 задач по данной теме для самостоятельной работы с обязательным полным письменным оформлением. Количество решаемых задач определяется желанием школьника, но общее число предлагаемых задач должно быть достаточным для удовлетворения потребностей наиболее способных и настойчивых учащихся.
. В конце занятия участникам выдаются заранее подготовленные критерии, а также предлагается выполнить самооценку своих результатов. Затем учитель выполняет контроль произведенной самооценки и выставляет окончательную оценку. В том случае, если большинство участников получило очень низкие оценки, выполнение задания целесообразно повторить на следующем занятии.





Учебно-методический комплекс
Н.И.Зорин Элективный курс «Методы решения физических задач» М.ВАКО 2007 год


Формы организации учебного процесса
Элективный курс прежде всего ориентирован на развитие у школьников интереса к занятиям, на организацию самостоятельного познавательного процесса и самостоятельной практической деятельности. В конце изучения каждой темы проводятся занятия в форме тура физической олимпиады. В этом случае все учащиеся получают одинаковые комплекты из трех задач. Это задание выполняется за два часа, без какой-либо посторонней помощи и без обсуждения возникающих проблем с другими участниками. Итогом работы должен быть письменный отчет, содержащий полное теоретическое решение.
Проведение физических турниров, коллективные соревнования школьников в умении решать задачи, традиционная форма решения задач-основные формы организации учебного процесса

Требования к уровню подготовки учащихся
Формулировать основные физические законы и знать границы их применения.
Вычислять:
равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона;
импульс тела, если известны скорость тела и его масса;
расстояние, на которое распространяется звук за определенное время при заданной скорости;
кинетическую энергию тела при заданных массе и скорости;
потенциальную энергию взаимодействия тела с Землёй и силу тяжести при заданной массе тела;
дальность полета и высоту подъема тела, брошенного под углом к горизонту;
скорости тел после неупругого столкновения по заданным скоростям и массам сталкивающихся тел;
силу, действующую на электрический заряд в электрическом поле (при заданных значениях заряда и напряженности электрического поля);
работу по перемещению электрического заряда между двумя точками в электрическом поле (при заданных значениях заряда и разности потенциалов поля);
силу взаимодействия двух известных точечных зарядов при заданном расстоянии между ними;
силу тока, напряжение и сопротивление в электрических цепях;
энергию, выделяемую в проводнике при прохождении электрического тока;
силу действия магнитного поля на движущийся электрический заряд (при заданных значениях магнитной индукции, величины заряда и скорости его движения);
ЭДС индукции с помощью закона Фарадея.
Определять:
сопротивление металлического проводника (по графику зависимости силы тока от напряжения);
период, амплитуду и частоту (по графику колебаний);
по графику зависимости координаты от времени: координату тела в заданный момент времени; промежутки времени, в течение которых тело двигалось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающейся скоростью; промежутки времени действия силы.
Сравнивать сопротивления металлических проводников (больше – меньше) по графикам зависимости силы тока от напряжения.

Оценка выставляется с учетом убедительности аргументов при отстаивании правильности полученного решения (максимальная оценка 10 баллов), а также при оппонировании (5 баллов) и рецензировании выступлений докладчика и оппонента (3 балла







Календарно- тематическое планирование 10 класс

урока
Наименование разделов, тем занятий
Вид
занятий
Календарные
сроки
изучения
Количество
часов

1-2
Правила и приемы решения физических задач (1 ч) Что такое физическая задача? Физическая теория и решение задач. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Формулировка плана решения. Выполнения плана решения задачи. Числовой расчет. Анализ решения и оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения задачи. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии. Методы размерностей, графические решения, метод графов и т.д.
КОМБИНИРОВАННЫЙ

2

3-4
Операции над векторными величинами. Скалярные и векторные величины. Действия над векторами. Задание вектора. Единичный вектор. Умножение вектора на скаляр. Сложение векторов. Вычитание векторов. Проекции вектора на координатные оси и действия над векторами. Проекции суммы и разности векторов
КОМБИНИРОВАННЫЙ

2

5-7
Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению). Перемещение. Скорость. Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения. Средняя путевая и средняя скорость по перемещению. Мгновенная скорость.
КОМБИНИРОВАННЫЙ

3

8-10
Закон сложения скоростей. Относительность механического движения. Радиус-вектор. Движение с разных точек зрения. Формула сложения перемещения.
КОМБИНИРОВАННЫЙ

3

11-13
Одномерное равнопеременное движение. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Начальная скорость. Движение тела брошенного вертикально вверх.
КОМБИНИРОВАННЫЙ

3

14-16
Двумерное равнопеременное движение. Движение тела брошенного под углом к горизонту. Определение дальности полета, времени полета. Максимальная высота подъема тела при движении под углом к горизонту. Время подъема до максимальной высоты. Скорость в любой момент движения. Угол между скоростью в любой момент времени и горизонтом. Уравнение траектории движения.
КОМБИНИРОВАННЫЙ

3

17-19
Динамика материальной точки. Поступательное движение. Координатный метод решения задач по механике.
КОМБИНИРОВАННЫЙ

3

20-22
Движение материальной точки по окружности. Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость. Перемещение и скорость при криволинейном движении. Центростремительное ускорение. Закон Всемирного тяготения.
КОМБИНИРОВАННЫЙ

3

23-25
Импульс. Закон сохранения импульса. Импульс тела. Импульс силы. Явление отдачи. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновение.
КОМБИНИРОВАННЫЙ

3

26-28
Работа и энергия в механике. Закон изменения и сохранения механической энергии. Консервативные и неконсервативные силы. Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия.
КОМБИНИРОВАННЫЙ

3

29-30
Статика и гидростатика. Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Виды равновесия тела. Давление в жидкости. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Несжимаемая жидкость.
КОМБИНИРОВАННЫЙ

2

31-34
Избранное. Физическая олимпиада. Решение заданий ЕГЭ
КОМБИНИРОВАННЫЙ

4

ИТОГО
13 =SUM(ABOVE) 143415

Содержание изучаемого курса
МЕХАНИКА

Правила и приемы решения физических задач (2 ч)
Что такое физическая задача? Физическая теория и решение задач. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Формулировка плана решения. Выполнения плана решения задачи. Числовой расчет. Анализ решения и оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения задачи. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии. Методы размерностей, графические решения, метод графов и т.д.
Операции над векторными величинами (2 ч)
Скалярные и векторные величины. Действия над векторами. Задание вектора. Единичный вектор. Умножение вектора на скаляр. Сложение векторов. Вычитание векторов. Проекции вектора на координатные оси и действия над векторами. Проекции суммы и разности векторов.
Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению) (3 ч)
Перемещение. Скорость. Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения. Средняя путевая и средняя скорость по перемещению. Мгновенная скорость.
Закон сложения скоростей (3 ч)
Относительность механического движения. Радиус-вектор. Движение с разных точек зрения. Формула сложения перемещения.
Одномерное равнопеременное движение (3 ч)
Ускорение. Равноускоренное движение. Движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Начальная скорость. Движение тела брошенного вертикально вверх.
Двумерное равнопеременное движение (3 ч)
Движение тела брошенного под углом к горизонту. Определение дальности полета, времени полета. Максимальная высота подъема тела при движении под углом к горизонту. Время подъема до максимальной высоты. Скорость в любой момент движения. Угол между скоростью в любой момент времени и горизонтом. Уравнение траектории движения.
Динамика материальной точки.
Поступательное движение (3 ч)
Координатный метод решения задач по механике.
Движение материальной точки по окружности (3 ч)
Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость. Перемещение и скорость при криволинейном движении. Центростремительное ускорение. Закон Всемирного тяготения.
Импульс. Закон сохранения импульса (3 ч)
Импульс тела. Импульс силы. Явление отдачи. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновение.
Работа и энергия в механике. Закон изменения и сохранения механической энергии (3 ч)
Консервативные и неконсервативные силы. Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия.
Статика и гидростатика (2 ч)
Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Виды равновесия тела. Давление в жидкости. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Несжимаемая жидкость.
Избранное (4 ч)
Физичееская олимпиада.






























Формы и средства контроля
Тур физической олимпиады
Решения задач уровня С

Задача 2. Начальная скорость снаряда, выпущенного из пушки вертикально вверх, равна
·= 500 м/с. В точке максимального подъёма снаряд разорвался на два осколка. Первый упал на землю вблизи точки выстрела, имея скорость в два раза больше начальной скорости снаряда, а второй – в этом же месте через 100 с после разрыва. Чему равно отношение массы первого осколка к массе второго осколка. Сопротивлением воздуха пренебречь.
Решение. В верхней точке траектории импульс снаряда равен 0, следовательно, и сумма импульсов осколков, согласно закона сохранения импульсов тел, тоже будет равна 0. Осколки упали в одно и то же место. Это возможно лишь в том случае, если первый осколок полетит вертикально вниз, а второй вертикально вверх. Из этого следует m1
·1 = m2
·2, m1 / m2 =
·2 /
·1. Высота, на которую взлетит снаряд, H =
·2/2g =12500м. Найдем скорость первого осколка, используя закон сохранения энергии: m1gH + m1
·12/2 = m1 (2
·)2/2,

·12 = 4
· 2- 2gH,
·12 = 750000 (м/с)2,
·1 = 866 м/с.
Найдём скорость второго осколка, используя уравнение равноускоренного движения, считая направление оси ох вертикально вниз H = –
·2t + gt2/2,
·2 = (gt2/2 – H)/t = 375 м/с ,
m1 / m2 =
·2 /
·1 = 378/866 =0,43

Задача 2. На гладкой горизонтальной плоскости находится длинная доска массой М = 2 кг. По доске скользит шайба массой m = 0,5 кг. Коэффициент трения между шайбой и доской
· = 0,2. В начальный момент времени скорость шайбы
·0 = 2 м/с, а доска покоится. Сколько времени потребуется для того, чтобы шайба перестала скользить по доске?
Решение. Используя закон сохранения импульса тел при взаимодействии, получим m
·0 = (M + m)
·, где
· – скорость доски в момент остановки шайбы на доске
· = m
·0/(M + m). Эту скорость доска приобрела за время движения шайбы по доске
· = at под действием силы трения шайбы о доску. Сила трения, действующая на шайбу, равна по модулю силе трения, действующей на доску F=
· mg, следовательно, a =F /M =
· mg/M.
t =
·/a = M m
·0 / (M + m)
· mg = 0, 8 с. 









Задача 2. Два шарика, массы которых m = 0,1 кг и M = 0,2 кг, висят, соприкасаясь, на вертикальных нитях длиной l = 1,5 м. Левый шарик отклоняют на угол 90о и отпускают без начальной скорости. Какое количество теплоты выделится в результате абсолютно неупругого удара шариков?
Решение. При абсолютно неупругом ударе выполняется закон сохранения импульса (шарики после удара движутся как одно целое тело), но не выполняется закон сохранения энергии; часть механической энергии переходит во внутреннюю. Изменение внутренней энергии равно выделившемуся количеству теплоты Q =
·U =
· E. На основании закона сохранения энергии для первого шарика имеем E1 = m
·2/2 = mgh, h = l ,
·2 = 2gh. E2 = (M+m)u2/2, u – скорость шариков после удара. На основании закона сохранения импульса имеем m
· = (M+m)u, u = m
· /(M+m) =m
·2gl / (M+m). Q =
· E = m
·2/2 – (M+m)u2/2 = mgl – ((M+m)(m2 2gl /(M+m) 2) / 2 = 0,1 · 10 ·1,5 – (0,3(0,3/0,09)/2 = 1 Дж.

Задача 2. Два шарика, массы которых отличаются в 3 раза, висят, соприкасаясь на вертикальных нитях. Лёгкий шарик отклоняют на угол 90о и отпускают без начальной скорости. Каким будет отношение кинетических энергий тяжёлого и лёгкого шариков тотчас после их абсолютно упругого удара?
Решение. До удара энергией будет обладать только лёгкий шарик, сначала потенциальной Ep = mgh , (где h = длине нити, т. к. угол прямой) а затем кинетической Ek = m
·2/2. Т. к. в системе действуют только потенциальные силы, и удар абсолютно упругий, то можно применить и закон сохранения импульса и закон сохранения механической энергии: m
· = m
·1 + 3m
·2,
·2 =(
· -
·1 ) / 3. m
·2 = m
·1 2 + 3m
·22,
·22 = (
·2 -
·1 2) / 3, (
·2 -
·1 2) / 3 =(
· -
·1 )2 / 32, (
· +
·1 ) = (
· -
·1 ) / 3,
·1 = -
·/2.
·2 =(
·+
·/2 ) / 3 =
·/2.
Для тяжёлого шарика E1 = 3m
·2 /8, для лёгкого E2 = m
·2 /8. E1/ E2 = 3.

Задача 1. Брусок массой m кладут на плоскость, наклонённую под углом
· к горизонту, и отпускают с начальной скоростью равной нулю. Коэффициент трения между бруском и плоскостью равен
· При каких
· брусок будет съезжать по плоскости? Чему равна при этом сила трения бруска о плоскость?
Решение. При равномерном скольжении Fтр = mgx = mgsin
· , mgy = N,
Fтр =
·N =
· mgcos
·. mgsin
·=
· mgcos
·,
·= sin
· / cos
· = tg
·.

· = arctg
·.
Брусок начнёт съезжать с наклонной плоскости при условии
· > arctg
·.
Сила трения равна Fтр =
· mgcos
·.

Задача 2. На космическом аппарате, находящемся вдали от Земли, начал работать реактивный двигатель. Из сопла ракеты ежесекундно выбрасывается m1 =2 кг газа со скоростью
· =500м/с. . Исходная масса аппарата М = 500 кг. Какую скорость приобретёт аппарат, пройдя расстояние S = 36 м? Начальную скорость аппарата принять равной нулю. Изменением массы аппарата за время движения пренебречь.
Решение. При реактивном движении выполняется закон сохранения импульса. До включения двигателя импульс ракеты был равен нулю. Следовательно, после включения двигателя сумма импульсов ракеты и горючего тоже будет равна нулю.
M
·р = m
·г, m = t ·m1. Используя формулу кинематики S = t
·ср = t
·р /2, находим время t = 2S/
·р.
M
·р = m1
·г 2S/
·р.
·р2 = m1
·г 2S/M = 2· 2· 36· 500/500 =144,
·р = 12 (м/с).

Задача 2. Шар, массой M =1 кг, подвешенный на нити длиной l = 90 см, отводят от положения равновесия на угол 60о и отпускают. В момент прохождения шаром положения равновесия в него попадает пуля массой m = 10 г, летящая навстречу шару. Она пробивает его и продолжает двигаться горизонтально. Определите изменение скорости пули в результате попадания в шар, если он, продолжая движение в прежнем направлении, отклоняется на угол 39о. (Массу шара считать неизменной, диаметр шара пренебрежимо малым по сравнению с длиной нити, cos 39о = 7/9.)
Решение. Изменение скорости пули находится при помощи закона сохранения импульса: Mu1 – m
·1 = Mu2 – m
·2 (пуля летит навстречу шару, поэтому проекции её импульсов отрицательны). (
·2 –
·1) =
·
· = M(u2 – u1)/ m. Скорости шара u1 и u2 находим используя закон сохранения энергии. Для шара, поднятого на высоту H: Mu12 = 2MgH, u1 =
·2gH, H = l – lcos60= l(1 – cos60).
Для шара, поднятого на высоту h: Mu22 = 2Mgh, u2 =
·2gh, h = l – lcos30= l(1 – co(30).

·
· = M(u2 – u1)/ m = (M/m)(
·2g l(1 – cos30) –
·2g l(1 – cos60)) =100(
·18 · 0,5 –
·18 ·0,87)
· –100(м/с).

Задача 2. Брусок массой m1 = 500 г соскальзывает по наклонной плоскости с высоты h = 0,8 м и, двигаясь по горизонтальной поверхности, сталкивается с неподвижным бруском массой m2 = 300 г. Считая столкновение абсолютно неупругим, определите изменение кинетической энергии первого бруска в результате столкновения. Трением при движении пренебречь. Считать, что наклонная плоскость плавно переходит в горизонтальную.
Решение. В замкнутой системе брусок – наклонная плоскость действуют только потенциальные силы, следовательно, выполняется закон сохранения энергии m1
·2/2 = m1gh, отсюда найдём скорость первого бруска перед столкновением со вторым
·2 = 2gh,
·=4 м/с.
При неупругом столкновении выполняется только закон сохранения импульса; после столкновения бруски движутся вместе; проекции импульсов положительны и равны модулям векторов импульсов, следовательно: m1
· = (m1 + m2) u,
u = m1
·/(m1 + m2 ) = 2,5 м/с.
·Е = (m1 u 2 – m1
· 2 )/2 = 0,5(6,25 – 16 )/2 = – 2,44 Дж.

Задача 3. Кусок пластилина сталкивается со скользящим навстречу по горизонтальной поверхности стола бруском и прилипает к нему. Скорости пластилина и бруска перед центральным ударом направлены взаимно противоположно и равны
·п =15 м/с и
·б =5 м/с. Масса бруска в 4 раза больше массы пластилина. Коэффициент трения скольжения между бруском и столом
· = 0,17. На какое расстояние переместятся слипшиеся брусок с пластилином к моменту, когда их скорость уменьшится на 30%?
Решение. Направим ось ОХ вдоль направления движения бруска. При неупругом столкновении выполняется закон сохранения импульса mб
·б – mп
·п = (mб + mп)u, u = (mб
·б – mп
·п)/ (mб + mп) = (4m п
·б – mп
·п)/ (4mп + mп), Проекция импульса пластилина будет отрицательной, т.к. он движется навстречу бруску.
u = 5m п / 5m п = 1 (м/с). Сила трения F = –
·N= –
·(mб + mп)g сообщает бруску с пластилином отрицательное ускорение F =(mб + mп)a,
· (mб + mп)g = (mб + mп)a, a =
·g . По условию конечная скорость
· = 0,7 u.
Используя формулу перемещения для равноускоренного движения S = (
·2 – u2 )/ 2a = (0,49 u2 – u2)/2
·g,
S = – 0,51/( – 3,4) = 1, 5 (м).

Задача 2. Наклонная плоскость пересекается с горизонтальной плоскостью по прямой АВ. Угол между плоскостями
· = 30 о. Маленькая шайба скользит вверх по наклонной плоскости из точки А с начальной скоростью
· = 2 м/с, направленной под углом
· = 60о к прямой АВ. Найдите максимальное расстояние, на которое шайба удалится от прямой АВ в ходе подъёма по наклонной плоскости. Трением между шайбой и наклонной плоскостью пренебречь.
Решение. Свяжем систему отсчёта с шайбой. Максимальное расстояние h, на которое шайба удалится от прямой АВ равно координате у. Если бы плоскости были взаимно перпендикулярны, то на шайбу во время её движения действовала бы сила тяжести mg. В данной задаче на шайбу при её движении вдоль оу действует сила, равная mgsin
·, а ускорение будет равно gsin
·. Следовательно, уравнение движения шайбы вдоль оу будет иметь вид y = h =
·y2/2gy =(
·sin
·)2/ 2g sin
· =
= 4· 0,75/(2 · 10 · 0,5) = 0,3 (м).








Учебно-методические средства
Литература для учителя:


Единый государственный экзамен: Физика: Сборник заданий / Г.Г. Никифоров, В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов. – М.: Просвещение, Эксмо, 2006. – 240 с
Физика. Тесты. 10-11 классы: учебно-методическое пособие / Н. К. Гладышева, И. И. Нурминский и др. - 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2005. – 217, [7] с. : ил.
ЕГЭ 2007-2008. Физика : сборник заданий / Г. Г. Никифоров, В.А. Орлов, Н. К. Ханнанов. – М. : Эксмо, 2007. -240 с.
Горлова Л.А.Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – М.:ВАКО, 2006. – 176 с. – (Мастерская учителя)
Единый государственный экзамен: Физика: Тестовые задания для подг. к Единому гос. Экзамену: 10-11 кл. / Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев, М.А. Драпкин, Д.В. Климентьев. – М.: Просвещение, 2004. – 254 с.
Л.И.Кирик. Разноуровневые дидактические материалы. Механика.
Волькейнштейн В.С. «Сборник задач по общему курса физики. Учебное пособие студентам высших технических учебных заведений нефизического профиля, физико-математических факультетов педагогических вузов, а также учащимся школ с физико-математическим уклоном»
Л.В.Тарасов, А.Н.Тарасова. Вопросы и задачи по физике (Анализ характерных ошибок поступающих во втузы)
Гольдфарб. Сборник задач по физике.
Н.И.Зорин Элективный курс «Методы решения физических задач»


Литература для учащихся:
Учебник. Физика. 10 (11) кл.: /авт. Касьянов В.А. – Учебн. Для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2003.
Учебник. Физика. 10 (11) кл.: /авт. Мякишев Г.Я. и др. – Учебн. Для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006.
Сборник задач по физике: Для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений /авт. А.П. Рымкевич. – М.: Дрофа, 2002.
Сборник задач по физике: Для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений /сост. Г.Н.Степанова. – М.: Просвещение, 2004.










6
10 класс. Механика



13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15