Рабочая программа по экономике для профильного (социально-экономического) класса (10 класс)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №66





УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №66
__________ Н.А. Софронова
___ «____________» 2014 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по экономике

для 10 профильного класса
(социально-экономический профиль)

на 2014 – 2015 учебный год



учитель экономики
первой квалификационной категории
Дронин Г.В.





РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО
ОДОБРЕНО на заседании заместитель директора по УВР
ШМО учителей __________ Г.Г. Егорова
естественнонаучного цикла ___ «_____________» 2014 г.
Протокол №___ от
___ «_____________» 2014 г.
Руководитель ШМО
__________ С.З. Шарафутдинова


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе программы «Основы экономической теории. Программа курса» / Под ред. С.И. Иванова. – М.: Вита- Пресс, 2012.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Программа «Экономика» для 10 – 11 классов школ с экономическим уклоном рассчитана, прежде всего, на тех учащихся, у которых в 8 – 9 классах были сформированы начальные знания по экономике. Вместе с тем она вполне доступна и тем ученикам, которые впервые знакомятся с этим учебным предметом. Но и в том и в другом случае предполагается, что выпускник общеобразовательного учреждения с экономическим уклоном продолжит изучение экономической теории в университете или другом специальном экономическом учебном заведении.
Представленная программа предусматривает ознакомление учащихся с основами микро-, макро- и мировой экономики. При этом учащиеся должны разобраться не только в природе важнейших законов и принципов экономики, не только в содержании тех или иных понятий, но и в проблемах экономической политики, возникающих в процессе функционирования и развития рыночной системы.
Не следует рассматривать различные подходы к проблемам экономики и экономической политики с позиций неокейнсианства, неоклассической школы или монетаризма. Дело в том, что анализ различных точек зрения по спорным проблемам, отражающих те или иные направления современной экономической теории, требует более глубокого знания теории. Учеников 10 – 11 классов надо знакомить, прежде всего, с теми достижениями науки, которые получили общее признание и не оспариваются ни кейнсианцами, ни неоклассиками, ни монетаристами. Это, разумеется, не значит, что учитель не вправе поставить на уроке те или иные дискуссионные проблемы экономической теории в порядке их обсуждения.
При освещении только общепризнанных положений экономической теории существует опасность того, что ученик воспримет экономику как свод абсолютных и бесспорных истин. Действительно, едва ли можно дискутировать по поводу таких понятий, как «спрос» и «эластичность спроса», «предельная полезность» и «предельная норма замещения», «предельная склонность к потреблению» и «мультипликатор» и др. Однако одна из сложных задач, которые необходимо решать преподавателю экономики, состоит именно в том, чтобы найти и поставить такие вопросы, на которые нет очевидного и однозначного ответа. В частности, при изучении экономической теории на уроках в некоторых случаях небесполезно сопоставить устаревшие понятия, вошедшие в литературу прошлых лет, с понятиями, которыми оперирует современная экономическая наука. Это может быть отнесено к теме, посвященной теории денег, к понятиям национального дохода и валового внутреннего продукта, к факторам экономического роста и др. Следует обратить внимание учителя на то, что определения тех или иных понятий, которые даются в тексте учебника, не всегда в точности воспроизводятся в глоссарии и в «Практикуме». Это не является следствием небрежности авторов. То или иное экономическое понятие можно определить по-разному, не искажая его смысла. Тем самым, на наш взгляд, ученик ставится перед необходимостью разобраться в существе дела.















ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Профильный уровень экономики выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному экономическому образованию. На профильном уровне учащиеся получают общее представление о том, какими инструментами анализа пользуются профессиональные экономисты и какие проблемы они решают.
Соответствие содержания стандарта возрастным особенностям учащихся достигается путём отбора тем, актуальных для подростков в возрасте 15 – 17 лет, применения интерактивных форм обучения.
Преемственность экономического образования на разных ступенях обеспечена тем, что требования к учащимся в экономическом блоке обществознания и в отдельном курсе экономики, с одной стороны, и в курсе экономики в старшей школе, с другой стороны, приведены во взаимное соответствие. При этом профильный курс экономики включает основы экономической науки и является связью между профильной социально-экономической школой и экономическим вузом.
Реализация межпредметных связей обеспечена тем, что при чётком разделении материала между предметами в преподавании экономики используются знания из литературы, математики, географии, информатики, истории и технологии.
Повышение воспитательного потенциала содержания образования основывается на выработке у школьников умения критически осмысливать экономическую информацию, содержащуюся в средствах массовой информации, и вырабатывать собственное аргументированное мнение. Освоение на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей, наиболее важных в экономической деятельности (потребителя, работника, собственника), выработка у учащихся ответственного отношения к своим потребностям, понимание связи между свободой выбора и ответственностью за его результаты, формирование у школьников навыков рационального поведения в условиях рыночной экономики – всё это существенные элементы воспитания гражданина.
Личностная ориентация экономического образования достигнута благодаря формированию ценностных ориентиров и выделению личностной компоненты. В центре внимания находится экономическая деятельность человека в качестве потребителя, семьянина, работника и гражданина. Содержанием экономического образования является в первую очередь то, с чем придётся иметь дело каждому выпускнику в повседневной жизни, включая и сферу средств массовой информации.
Деятельностный характер образования достигается посредством:
работы с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критического осмысления экономической информации, поступающей из разных источников, формулирования на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
экономического анализа общественных явлений и событий;
решения задач, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах);
участия в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
написания творческих работ.
Практическая направленность курса экономики достигается тем, что учащиеся осваивают типичные экономические роли потребителя, работника, налогоплательщика, предпринимателя. Кроме того, в данном стандарте в курс экономики включён раздел прикладной экономики – это способствует развитию интереса к предпринимательской деятельности и формированию у школьников практических навыков, необходимых для экономической деятельности.
Стандарт экономического образования предусматривает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:
в семейно-бытовой сфере: сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
в сфере трудовой деятельности: знать плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской деятельности, выбирать профессии, востребованные на рынке труда, быть способным рассчитать выгоды и издержки любого дела;
в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях: грамотно взаимодействовать с государством и другими гражданами в процессе экономической деятельности;
в сфере массовой коммуникации: быть способным находить, критически воспринимать экономическую информацию, передаваемую по каналам СМИ.
Полученная сумма элементарных экономических знаний важна для учащегося не только с информационной точки зрения. Она даёт основу для понимания роли и прав человека в обществе, воспитывает рациональные ценностные ориентации. Экономические знания целенаправленно воздействуют и на нравственное развитие молодого человека. Школа должна опережать происходящие в обществе изменения, готовить учеников к адекватному восприятию общества и производства.
При работе по программе наряду с традиционными формами проведения уроков (фронтальные беседы, комбинированные уроки, уроки-беседы, уроки-опросы, контрольные уроки, практические занятия, лекции) обязательным является широкое использование активных форм обучения (экономическая лаборатория, семинары, моделирующие экономические и компьютерные игры, нестандартные формы контроля, работа в малых группах, соревнования). Использование в процессе обучения активных форм обучения способствует более глубокому усвоению школьниками теоретических знаний, поддерживает у них высокий познавательный интерес к изучаемому предмету, облегчает и ускоряет усвоение предмета.
Приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
применение математических знаний в экономической сфере;
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
написание творческих работ по экономическим вопросам.
Самостоятельное изучение теоретического материала с фиксацией главных опорных моментов.
Исследование и анализ полученных данных, построение и понимание графиков и таблиц.
Организация и управление фирмами малого бизнеса с выбором ценовой стратегии, уровня производства и объема инвестиций.
Реализация этих целей и задач предопределяет использование в профильном курсе новых для данной возрастной категории учащихся методов формирования экономического мышления и принципов их воплощения.
В сфере обучения: лекции, практические занятия с обсуждением экономических ситуаций обеспечивают получение основ знаний о современной экономике.
В сфере мотивации: проведение устных блиц-опросов, тестов, контрольных рейтингов и активность в состязательной форме и игровой, вызывают естественный интерес к предмету. Практической изучение курса позволяет учащимся ощутить всю специфику, трудности и преимущества экономической деятельности в условиях рынка, что не может не вызвать стремление к цивилизованному предпринимательству как средству зарабатывать доход.
В сфере самосознания: самостоятельное изучение отдельных разделов тем с фиксацией главных опорных моментов, система оценки блиц-опросов, тестов, результатов ролевых и деловых игр, посещения занятий, составление конспектов обеспечивают формирование адекватного экономического поведения с решением проблемы выбора.

Используемые педагогические технологии
Технологии
Ожидаемые результаты
Практическое применение

Критического мышления
Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы.
Повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; культуры письма: формирование навыков написания текстов различных жанров; информационной грамотности: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.
«Устный конспект», построение кластеров-схем, составление планов ответа, эссе, инсерт, мозговая атака, чтение с вопросами, синквейны, «продвинутая лекция», ключевые термины, перепутанные логические цепочки, взаимоопрос.

Проектного обучения
Умение взаимодействовать в команде, распределять роли, конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности.
Проекты разного вида: учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые.

ИКТ
Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке.
Презентации MS PowerPoint как лекции, задания, наглядность. Индивидуальное тестирование через программу My test. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы.

Интерактивного обучения
Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.
Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем через работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум», «карусель».


Используемые формы и методы обучения
Цель
Формы и методы

Формирование понятийного аппарата учащихся
Изучение логики составления определения, тестовые и логические задания на систему запоминания, понимания и воспроизведения основных понятий и терминов; игровые моменты.

Психологическая и технологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ.
Контроль знаний в форме тестов с различными типами заданий.

Восполнение пробелов в усвоении курса отдельных учащихся (отсутствие базовых знаний, пропуски уроков и т.п.)
Индивидуальные карточки-задания (работа с текстом учебника).

Развитие умений работать с печатной информацией.
Различные варианты работы с текстом: устный конспект, перевод текста в схему или таблицу, ответы на поставленные учителем вопросы; постановка вопросов по тексту; составление тестов и т.д.


Используемая система оценивания

Виды письменных работ учащихся
Виды устных работ учащихся

1
Тесты разного уровня (А, B, C)
Работа над понятиями

2
Письменные источники (документы)
Работа в группах при дискуссиях, дебатах – анализ явлений и ситуаций

3
Составление плана ответа
Ответы на вопросы по содержанию параграфа

4
Эссе
Устные сообщения по дополнительному материалу

5
Решения практических задач.
Публичная защита проекта

6
Составление письменного ответа по заданному объему (например, два предложения)
Поиск информации в сети Интернет по решению практических задач

7
Составление кластера-схемы
Участие в ролевых играх

8
Составление таблицы
Объяснение внутренних и внешних связей (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

9
Подготовка письменных сообщений, рефератов
Оценка различных суждений о социальных объектах














































МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для изучения учебного предмета «Экономика» в классах социально-экономического профиля, из расчета 3 учебных часа в неделю. Резервное время, при этом, составляет 1 час и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.











































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ)

В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать:
смысл основных теоретических положений экономической науки;
основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений.

уметь:
приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;
описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объём продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исполнения типичных экономических ролей;
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.













СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Название раздела и темы
Кол-во часов

Раздел I. Введение
Тема 1. Предмет и метод экономической теории
Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика
Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие

6
10
10

Раздел II. Микроэкономика -
Тема 4. Эластичность спроса и предложения
Тема 5. Поведение потребителя
Тема 6. Фирма. Производство и издержки
Тема 7. Конкуренция и рыночные структуры
Тема 8. Рынки факторов производства и распределение доходов
Тема 9. Предпринимательство

13
12
9
8
10
10

Раздел Ш. Макроэкономика
Тема 10. Деньги и банковская система
Резервное время

13
1

Итого
102





































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел I. Введение
Тема 1. Предмет и метод экономической теории
Безграничность потребностей человека. Удовлетворение потребностей людей – условие существования и развития общества.
Экономические блага и ограниченность ресурсов. Свободные блага и экономические блага. Трудовые ресурсы, капитал и природные ресурсы как необходимые условия производства благ. Ресурсы и факторы производства, их единство и различия. Факторы производства и создаваемые ими доходы. Значение эффективности использования ресурсов для развития экономики. Рациональность поведения людей в процессе производства экономических благ. Максимизация результата производства благ при данных затратах факторов производства и минимизация затрат для достижения данного результата производства. Рациональность использования ресурсов в процессе производства. Постановка цели и критерий выбора при постановке цели. Цена выбора и альтернативные затраты. Кривая производственных возможностей. Оптимальное сочетание производства средств производства и потребительских товаров. Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки. Ограниченность факторов производства и три фундаментальные проблемы экономики: что производить? как производить? и для кого производить? Решение фундаментальных проблем как основная задача экономической науки. Определение предмета экономической науки. Микроэкономика и макроэкономика как составные части экономической теории. Институциональная экономика. Позитивный и нормативный подходы при изучении экономики. Метод экономической науки. Моделирование экономики. Понятие экономической модели. Экономические переменные и их взаимозависимость. Экономические данные. Размерность экономических величин. Потоки и запасы. Номинальные и реальные величины. Индексы.

Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика
Два способа решения фундаментальных проблем функционирования и развития экономики и две экономические системы. Административно-плановая система и рыночная система. Основные черты административно-плановой системы. Государственная собственность на экономические ресурсы. Централизованное распределение материальных и трудовых ресурсов. Планирование экономики. Внутренняя противоречивость системы планового управления экономикой. Соревнование административно-плановой экономики и рыночной экономики. Кризис и крушение административно-плановой системы.
Рыночная экономика. Зарождение и развитие рыночной системы. Возникновение и развитие разделения труда как условие возникновения рыночной экономики. Возможность и необходимость обмена продуктами труда между их производителями. Частная собственность на производственные и природные ресурсы как причина возникновения рыночной системы. Функции рынка. Цены и их роль в функционировании рынка: выполнение информационной функции, регулирование производства товаров и услуг, стимулирование технического прогресса. Конкуренция и ее роль в рыночной системе. Виды рынков.
Домашние хозяйства и фирмы как субъекты рыночной экономики. Кругооборот доходов и расходов в экономике, состоящей из домашних хозяйств и фирм.
Ограниченность возможностей рынка и смешанная экономика. Положительные и отрицательные внешние эффекты как следствие функционирования рынка (выгоды и издержки «третьих лиц»). Общественные блага и необходимость их производства, неравенство в распределении доходов, образование монополий в производстве экономических благ, инфляция, нестабильность роста производства, безработица и другие негативные явления, присущие рыночной системе. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Смешанная экономика как экономика свободного предпринимательства, регулируемая государством. Модель кругооборота доходов и расходов домашних хозяйств и фирм с участием государства. Пределы вмешательства государства в экономику.

Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие
Спрос. Определение спроса. Величина спроса. Зависимость величины спроса от цены товара (услуги). Закон спроса. Обоснование достоверности закона спроса: ценовой барьер, эффект дохода, эффект замещения. Факторы, влияющие на спрос: величина денежных доходов, численность населения, вкусы и предпочтения потребителей, цены на другие товары и т. п.
Предложение товара. Величина предложения. Зависимость величины предложения от цены. Закон предложения. Факторы, влияющие на величину предложения: цены на ресурсы, изменения в технологии производства товаров и услуг, нетоварные налоги и дотации, ценовые ожидания в условиях инфляции и т. п.
Рыночное равновесие. Условия совершенной конкуренции. Взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции. Равновесная цена. Равновесный объем рынка. Уравновешивающая функция цены. Реакция рынка на изменение спроса и предложения. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. «Потолок» цены и образование дефицита. Минимальная цена и избыток товара. Государственная политика цен и рыночное равновесие.

Раздел II. Микроэкономика
Тема 4. Эластичность спроса и предложения
Ценовая эластичность спроса. Понятия эластичного и неэластичного спроса. Коэффициент ценовой эластичности и его расчет. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса: наличие заменителей данного товара, степень необходимости данного товара для потребителей, доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, фактор времени. Возрастание эластичности в долгосрочном периоде.
Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса и ее коэффициент. Ценовая эластичность предложения. Эластичное и неэластичное предложение. Факторы, влияющие на ценовую эластичность предложения. Фактор времени: эластичность предложения в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах. Влияние на ценовую эластичность предложения в долгосрочном периоде наличия или отсутствия резервов производства, характера производимого товара или услуги, возможности длительного хранения запасов готовой продукции. Практическое значение теории эластичности. Осуществление ценовой стратегии фирм с целью получения высокого дохода. Теория эластичности и налоговая политика государства. Распределение налогов при эластичном и неэластичном спросе.

Тема 5. Поведение потребителя
Предпосылки теории поведения потребителя: его суверенитет, рациональность поведения, ограниченность доходов при заданных ценах. Рассмотрение потребительского поведения с позиций количественного (кардиналистского) подхода и с позиций порядкового (ординалистского) подхода. Теория предельной полезности как основа изучения поведения потребителей. Общая и предельная полезность благ. Закон убывающей предельной полезности как основа закона спроса.
Правило максимизации полезности. Оптимальный выбор потребителя. Равенство отношения между предельными полезностями приобретаемых товаров и отношениями между их иенами. Состояние равновесия потребителя.
Кривые безразличия. Карта безразличия. Типы кривых безразличия. Кривые безразличия абсолютно взаимозаменяемых и абсолютно взаимодополняемых товаров. Бюджетное ограничение и положение потребительского равновесия.
Индивидуальный и рыночный спрос.

Тема 6. Фирма. Производство и издержки
Фирма – коммерческая организация. Причины возникновения фирм. Фирма как юридическое лицо: обособление имущества; ответственность фирмы по ее обязательствам; право фирмы приобретать имущество, осуществлять имущественные права и нести обязанности; самостоятельный баланс фирмы и ее расчетный счет; право фирмы быть истцом и ответчиком в суде.
Общий продукт фирмы. Средний продукт фактора производства (производительность труда, капиталоотдача). Предельный продукт. Закон убывающей эффективности.
Бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерские издержки и прибыль. Экономические издержки и прибыль. Явные и неявные издержки. Общие издержки фирмы. Постоянные и переменные издержки. Средние издержки. Предельные издержки. Динамика общих, средних и переменных издержек. Оптимальный размер фирмы. Эффект масштаба производства: положительный, отрицательный и неизменный. Минимально эффективный размер предприятия. Преимущества и недостатки крупных фирм. Роль малого бизнеса в экономике.

Тема 7. Конкуренция и рыночные структуры
Конкуренция как свойство рыночной экономики. Типы рыночных структур. Критерии определения типа рыночных структур: количество фирм на рынке данного товара, характер производимой продукции, наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в отрасль и выхода из нее, степень доступности экономической информации.
Совершенная конкуренция. Общий, средний и предельный доход (выручка) фирмы. Цена и предельный доход фирмы в условиях совершенной конкуренции. Оптимальный выпуск продукции и состояние равновесия конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Соотношение цены и средних издержек. Экономические границы целесообразности выпуска продукции конкурентной фирмой. Равновесное положение фирмы в долгосрочном периоде.
Монополия. Естественная монополия. Барьеры, ограничивающие возможности проникновения на монополистический рынок фирм-конкурентов. Оптимальный выпуск продукции фирмой-монополистом и условие максимизации прибыли. Ценовая дискриминация. Экономические и социальные последствия монополизации и государственная антимонопольная политика.
Олигополия. Олигополистическая взаимозависимость. Рыночное поведение фирм в условиях олигополии. Картель, лидерство в ценах и неценовая конкуренция. Олигополистическая структура рынка как основа несовершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция. Производство взаимозаменяемых товаров и услуг большим числом фирм, действующих в отрасли. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирм в условиях монополистической конкуренции. Социально-экономические последствия монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и удовлетворение многообразных потребностей людей.

Тема 8. Рынки факторов производства и распределение доходов
Особенности рынков факторов производства. Рынки факторов производства и рынки услуг факторов производства: заработная плата как цена услуг труда; прибыль как цена услуг предпринимательской деятельности; рента как цена за пользование землей; процент как цена за пользование капиталом. Спрос на факторы производства как производный спрос.
Рынок труда и заработная плата. Основные черты рынка. Денежное выражение предельного продукта труда. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Определение размеров спроса на труд со стороны фирмы. Дифференциация величины ставок заработной платы.
Рынок землепользования и земельная рента. Экономическая рента и земельная рента.
Капитал и процент. Реальный капитал и его структура. Основной и оборотный капитал. Человеческий капитал. Денежный капитал. Процент. Ставка процента. Номинальная и реальная ставки процента. Дисконтирование. Текущая дисконтированная стоимость и коэффициент дисконтирования. Условие целесообразности инвестирования денежного капитала в данный фактор производства. Земля как вид капитала (капитального блага). Цена земли и процентная ставка, влияние процентной ставки на цену земли.

Тема 9. Предпринимательство
Понятие предпринимательства. Предпринимательство и бизнес. Производство прибыли как основная цель предпринимательства. Другие цели предпринимательства. Предпринимательский риск.
Организационно-правовые формы предпринимательства. Индивидуальное предприятие. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерное общество. Обыкновенные и привилегированные акции. Облигации. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Объединения предприятий. Горизонтальные, вертикальные и диверсифицированные объединения. Холдинги. Предпринимательские сети.
Менеджмент и его функции. Основные требования к личности менеджера. Организация как процесс создания структуры предприятия и ее задачи. Организационные структуры управления предприятием. Планирование, мотивация и контроль как функции менеджмента. Маркетинг и его основные элементы. Две функции маркетинга: изучение, формирование и стимулирование спроса; ориентация производства на удовлетворение спроса. Маркетинговое исследование и сегментация рынка. Продвижение товаров на рынке. Варианты каналов сбыта продукции.

Раздел III. Макроэкономика
Тема 10. Деньги и банковская система
Деньги и их роль в рыночной экономике. Функции денег. Деньги как средство обмена, как средство измерения стоимости товаров и услуг, как средство образования и накопления сбережений и как средство платежа. Определение сущности денег как общепризнанного средства платежа. Виды денег и их свойства. Происхождение денег. Товарные деньги и кредитные деньги. Пути возникновения кредитных денег (банкнот). Золотое обеспечение банкнот и право эмиссии банкнот коммерческими банками. Введение монопольного права денежной эмиссии Центральным банком. Демонетизация золота. Золотомонетная система и золотослитковая система. Переход от золотомонетной системы к золотослитковой системе после Первой мировой войны как начало демонетизации золота.
Банковские депозиты и текущие счета фирм. Наличные и безналичные деньги. Система безналичных расчетов. Денежные агрегаты и ликвидность денег. Коммерческие банки. Роль банков в рыночной экономике. Пассивные и активные операции банков. Баланс коммерческого банка. Пассивы и активы коммерческого банка. Норма обязательных резервов банка. Доходы и расходы банка и банковская прибыль.
Потребительский кредит. Потребительский кредит как форма активных операций банка. Кредиты, предоставляемые предприятиям розничной торговли. Значение потребительского кредита. Центральный банк. Цели и функции Центрального банка. Баланс Центрального банка. Учетная ставка Центрального банка (ставка рефинансирования).














































МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Кабинет экономики является информационно-образовательной средой по предмету. В нём можно проводить урочные и внеурочные занятия, воспитательную работу с учащимися. Его оснащение соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и создаёт условия для достижения обучающимися результатов освоения основной образовательной программы по географии основного общего образования. Основа кабинета – рабочие места для учащихся и учителя.

Оснащение кабинета
Учебно-методический комплект (УМК);
Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, копировально-множительная техника);
Цифровые образовательные ресурсы;
Учебно-практическое оборудование;
Комплект тематических таблиц;
Библиотека учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
Медиатека (электронные наглядные пособия, видеофильмы);

Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования
Иванов И.И. Основы экономической теории. Кн. 1. – М.: Вита-Пресс, 2012 г.
Основы экономики / Под ред. Липсица И.В. – М.: Вита-Пресс, 2012 г.
Метод. пособие / Под ред. Иванов И.И. – М.: Вита-Пресс, 2011 г.
Практикум по основам экономической теории / Под ред. Иванов И.И. – М.: Вита-Пресс, 2011 г.
Уроки экономики в школе. Часть 1 / Под ред.Савицкой Е.В. – М.: Вита-Пресс, 2011 г.
Уроки экономики в школе. Часть 2 / Под ред.Савицкой Е.В., Серёгиной Е.В. – М.: Вита-Пресс, 2010 г.
Черкасова В.А. Книга для чтения по экономике. – Саратов: Лицей, 2012 г.
Озерова О.П. Экономика для колледжей. Базовый курс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011 г.
Микроэкономика .Учебники МГУ / Под ред. Емцова Р.Г. Лукина М.Ю. – М.: Дис, 2009 г.
Иванов И.И. Основы экономической теории. Кн.2. – М.: Вита-Пресс, 2010 г.














КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ
Отметка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы со схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Отметка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых экономических явлений.
Отметка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Отметка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Отметка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Отметка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10 – 15 мин.
Отметка «5» – 10 правильных ответов, «4» – 7 – 9, «3» – 5 – 6, «2» – менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30 – 40 мин.
Отметка «5» – 18 – 20 правильных ответов, «4» – 14 – 17, «3» – 10 – 13, «2» – менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ
Отметка "5". Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4". Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата. Использованы указанные учителем источники знаний. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3". Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе со статистическими материалами.
Отметка "2". Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата урока
№ п/п
Наименования тем
Кол-во часов
Тип урока
Требования к уровню подготовки обучающихся (результаты бучения)
Вид контроля. Измерители
Средства обучения

Часть 1. Предмет и метод экономической науки (6 ч)


1
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов
1

Знать определение ограниченности ресурсов.
Уметь: оценивать сделанный выбор с учетом ценности благ, от которых отказались; объяснять выгоды обмена
Экономический диктант. Решение задач, составление графика



2
Проблема выбора
1
Комб. урок
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы




3
Альтернативные затраты и кривая производственных
возможностей
1
Комб. урок
Знать сущность понятий: факторы производства и факторные доходы (рента, зарплата, процент, прибыль).
Уметь: анализировать целенаправленность экономических решений, их экономизацию, чтобы получить максимальное удовлетворение при наименьших затратах; объяснять экономические явления с помощью альтернативной стоимости
Составление таблицы терминов. Решение задач
Таблицы. Графики


4
Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки
1
Комб. урок
Уметь систематизировать полученные знания
Тесты



5
Метод экономической науки. Измерение экономических величин
1
Комб. урок
Понимать основные экономические принципы функционирования экономических систем. Анализировать ответы на главные вопросы экономики различных систем
Таблица систем. Рефераты



6
Самостоятельная работа
1





Часть 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика (10 ч)


7
Два способа решения фундаментальных проблем
1
Комб. урок
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Составить таблицу
Таблицы. Графики


8-9
Административно-плановая система
2
Комб. урок
Знать: основные положения урока, определение понятий.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Экономический диктант. Решение задач.



10-11
Рынок и его функции
2
Комб. урок
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Составить таблицу



12-13
Кругооборот доходов в рыночной экономике
2
Комб. урок
Знать: основные положения урока, определение понятий.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение
Таблицы. Графики


14-15
Ограниченность возможностей рынка. Смешанная экономика
2
Комб. урок
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Экономический диктант. Решение задач.



16
Самостоятельная работа
1





Часть 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие (10 ч)


17
Спрос и закон спроса
1
Комб. урок
Знать термины: спрос, величина спроса, закон спроса.
Уметь: объяснять понятие нормальных и инфериорных благ; сравнивать спрос и величину спроса; различать рыночные структуры; вычислять изменения спроса в зависимости от изменения формирующих его факторов
Составить таблицу «Формы рынка». Решение задач
Таблицы. Графики


18-19
Предложение и закон предложения
2
Комб. урок
Уметь: находить причинно-следственные связи между ценой и величиной предложения; вычислять величину рыночного предложения; анализировать кривые спроса и предложения
Краткий конспект. Опрос, задачи, построение кривых
Таблицы. Графики


20-21
Рыночное равновесие
2
Комб. урок
Уметь: теоретически представлять процесс установления равновесной цены; вычислять равновесную цену и объем продаж; анализировать графики изменения рыночной ситуации при изменении цен на факторы производства
Тест по определениям. Задачи
Таблицы. Графики


22-23
Реакция рынка на изменение спроса и предложения
2
Комб. урок
Уметь вычислять данные по спросу и предложению, находить эластичность товаров и анализировать ситуации на рынке при разных данных
Тест



24-25
Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток
2
Комб. урок

Краткий конспект
Таблицы. Графики


26
Самостоятельная работа
1





Часть 4. Эластичность спроса и предложения (13 ч)


27-28
Ценовая эластичность спроса

2
Комб. урок
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Построить график
Таблицы. Графики


29-30
Эластичность спроса и доход производителей
2
Комб. урок
Знать: основные положения урока; определение понятий.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Построить график
Таблицы. Графики


31-32
Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса
2
Комб. урок
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Экономический диктант. Решение задач.
Таблицы. Графики


33-34
Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность
2
Комб. урок
Знать: основные положения урока, определение понятий.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Построить график
Таблицы. Графики


35-36
Ценовая эластичность предложения
2
Комб. урок
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Построить график
Таблицы. Графики


37-38
Практическое применение теории эластичности
2
Комб. урок
Знать: основные положения урока, определение понятий.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Экономический диктант. Решение задач
Таблицы. Графики


39
Самостоятельная работа
1





Часть 5. Поведение потребителя (12 ч)


40
Общая и предельная полезность
1
Комб. урок
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение



41-42
Закон убывающей предельной полезности
2
Комб. урок
Знать: основные положения урока, определение понятий.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Тест по определениям. Задачи



43
Правило максимизации полезности
1
Комб. урок
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение



44-45
Кривые безразличия
2
Комб. урок
Знать: основные положения урока, определение понятий.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Построить график
Таблицы. Графики.


46
Бюджетное ограничение
1
Комб. урок
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Составить таблицу



47-48
Равновесие потребителя
2
Комб. урок
Знать: основные положения урока, определение понятий.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, решать задачи по определению прибыли и издержек; анализировать ситуации по поведению фирмы на рынке
Построить график
Таблицы. Графики


49-50
Индивидуальный и рыночный спрос
2
Комб. урок
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Построить график. Опрос по определениям. Решение задач



51
Самостоятельная работа
1





Часть 6. Фирма. Производство и издержки (9 ч)


52-53
Современная фирма. Фирма – коммерческая организация
2
Комб. урок
Знать условия максимизации фирмы.
Уметь: анализировать различные показатели фирмы; объяснять изменения графиков издержек; вычислять на условных примерах значение издержек, решать практические задачи
Решение задач



54
Продукт фирмы
1
Комб. урок

Составление графиков. Определения, формулы



55
Бухгалтерские и экономические издержки
1
Комб. урок
Уметь: описывать цели фирмы, вычислять экономические и бухгалтерские затраты и прибыль; обосновывать сделанные выводы
Написать формулы издержек, формулы прибыли

Таблицы. Графики.


56-57
Как изменяются издержки фирмы
2
Комб. урок

Практическая работа
Таблицы. Графики


58-59
Какой размер фирмы считать оптимальным
2
Комб. урок
Анализировать издержки фирмы; решать задачи, находить значения издержек, прибыли
Тест по определениям. Задачи
Таблицы. Графики


60
Самостоятельная работа
1





Часть 7. Конкуренция и рыночные структуры (8 ч)


61-62
Типы рыночных структур
2
Комб. урок
Знать: что такое рыночная структура, какие типы рыночных структур существуют; особенности формирования дохода и прибыли фирмы на рынке совершенной конкуренции.
Уметь анализировать поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде




63
Совершенная конкуренция
1
Комб. урок

Выделить основные характеристики. Решение задач. Фронтальный опрос
Таблицы. Графики


64
Монополия
1
Комб. урок
Знать причины максимизации прибыли в условиях монополии.
Уметь: приводить примеры ценовой дискриминации; объяснять связь между ценой монополиста и объемом выпускаемой продукции
Рефераты
Таблицы сравнения
Письменный опрос по теме
Таблицы. Графики


65
Олигополия
1
Комб. урок
Знать: признаки олигополии, различать рыночные структуры; определение ценовой конкуренции.
Уметь: приводить примеры взаимодействия рынков; объяснять условия равновесия фирмы на рынке монополистической конкуренции; формулировать основные позиции антимонопольной политики
Опрос Тест Рефераты



66-67
Монополистическая конкуренция
2
Комб. урок

Задачи



68
Самостоятельная работа
1





Часть 8. Рынки факторов производства и распределение доходов (10 ч)


69-70
Особенности рынков факторов производства
2
Комб. урок
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Экономический диктант. Решение задач



71
Рынок труда и заработная плата
1
Комб. урок
Знать определение минимальной оплаты труда.
Уметь: объяснять спрос на производственные факторы; объяснять общее предложение и мобильность факторов производства; объяснять равновесие на рынке труда
Анализ кривой Лоренса. Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение задач
Таблицы. Графики


72-73
Государственное регулирование минимума заработной платы
2
Комб. урок

Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение задач



74
Рынок услуг земли (землепользования) и земельная рента
1
Комб. урок
Знать: определение цены капитала; смысл ставки дисконтирования и ее выбор.
Уметь: вычислять предельную доходность; владеть приемами маржинального анализа в приложении к проблеме рынка земли
Лекция. Решение задач



75
Капитал и процент
1
Комб. урок

Тест по определениям



76-77
В каких случаях фирме целесообразно инвестировать
2
Комб. урок
Знать: основные положения урока, определение понятий.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение задач



78
Самостоятельная работа
1





Часть 9. Деньги и банковская система (10 ч)


79-80
Роль денег в рыночной экономике
2
Комб. урок
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Экономический диктант. Решение задач
Таблицы. Графики


81-82
Виды денег и их свойства
2
Комб. урок
Знать: основные положения урока, определение понятий.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Работа с учебником. Опрос по определениям



83
Функции денег
1
Комб. урок
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Тест по определениям. Задачи



84
Коммерческие банки
1
Комб. урок
Знать: основные положения урока, определение понятий.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Работа с учебником. Опрос по определениям



85
Потребительский кредит
1
Комб. урок
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение задач



86
Центральный банк
1
Комб. урок
Знать: основные положения урока, определение понятий.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Работа с учебником. Опрос по определениям



87
Повторительно-обобщающий урок
1
Комб. урок
Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы




88
Самостоятельная работа
1





Часть 10. Предпринимательство (13 ч)


89-90
Понятие предпринимательства
2
Комб. урок
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Работа с учебником. Опрос по определениям



91-92
Организационно-правовые формы предпринимательства
2
Комб. урок
Знать: основные положения урока, определение понятий.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Составить таблицу



93-94
Менеджмент и его функции
2
Комб. урок
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Составить таблицу. Тест по определениям



95-96
Мотивация как функция менеджмента
2
Комб. урок
Знать: основные положения урока, определение понятий.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение задач



97-98
Маркетинг и его основные элементы
2
Комб. урок
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Составить таблицу



99-100
Повторительно-обобщающий урок
2
Комб. урок
Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы




101
Контрольная работа
1





Резерв – 1 ч

ИТОГО – 102 ЧАСА


Заголовок 315