Рабочая программа для профильного социально-экономического класса


ГЕОГРАФИЯ 10 – 11 класс
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии в 10- 11 классе составлена на основе образовательной программы CОО МБОУ СОШ № 66 г. Пензы.
Согласно действующему учебному плану школы, рабочая программа предусматривает изучение географии в объеме 204 часа , из расчета 3 час в неделю в 10 – 11 классе.
Программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне.
Специфика географии – ее естественно – общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственно - временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «Человек – природа - хозяйство - окружающая среда».
География – это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и обратные связи между природными и социально – экономическими объектами, явлениями и процессами в условиях современной цивилизации, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую людей географическую действительность.
Изучение курса географии на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области.
Изучение географии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
Освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе наук, жизни общества, решения его проблем;
Овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально – экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно - временных условий и факторов;
Развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;
Воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально - ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
Приобретение компетентности в сфере элементарного метеорологического, геологического, гидрологического, ландшафтного, геоэкологического моделирования и прогнозирования, использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности, обеспечения личной безопасности жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.
География изначально несет в себе огромный гуманистический потенциал. Учащиеся через познание географии должны научиться понимать людей другой культуры, понимать свое место и роль в жизни окружающей его природы. Географическое образование учит ученика объяснять основные процессы и явления, происходящие в главных природных и социально-экономических системах Земли, понимать характер социально-экономического, технологического и политического развития конкретных территорий, особенности их материальной и духовной культуры. На современном этапе важно сформировать у школьников географическую картину мира – целостный образ мира, который имеет исторически обусловленный характер и закрепляет основные объекты и соотношения между ними в том виде, в котором они существуют в современном географическом познании.
Логика построения дисциплины предлагается следующая: география как наука – физическая география – экономическая и социальная география – регионоведение и страноведение – современные географические проблемы развития России – особенности географического развития Пензенской области.
Существует необходимость рассмотрения наиболее злободневных проблем современности: изменение политической карты мира, «горячие точки», современные мирохозяйственные связи, проблемы устойчивого развития и международной интеграции, развитых и развивающихся стран, экологической, демографической проблемы, нищеты, голода и т.п. Далее идет характеристика отдельных регионов и стран и в том числе, конечно, Россия, ее место в современном мире.
Программа рассчитана на 204 часов, изучение географии за два года обучения в 10 и 11 классах.
Внесенные изменения в структуру курса
Основное содержание программы на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне Количество отведенных часов Адаптированный вариант программы Количество отведенных часов
Раздел 1. География как наука 30 Раздел 1. География как наука 10
Раздел 2 Введение в общую географию 30 Раздел 2. Физическая география 12
Раздел 3. Введение в физическую географию 30 Раздел 3. Экономическая и социальная география 80
Раздел 4. Введение в геологию 10 Раздел 4. Регионоведение и страноведение 80
Раздел 5. Введение в экономическую и социальную географию 50 Раздел 5. Современные географические проблемы России 10
Раздел 6. Природопользование и геоэкология 30 Особенности географического развития Пензенской области 12
Резерв времени Итого: 204 Итого: 204
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направ- ленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Изучение предметной области «Общественные науки» должно обеспечить:
сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым Конституцией Российской Федерации;
понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;
сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:1) владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;
владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАВ процессе изучения дисциплины «География» обучающийся должен:
знать:
основные теоретические категории, понятия и термины современной географии;
географические явления и процессы в геосферах, их изменение в результате деятельности человека;
особенности адаптации человека к разным природно-экономи- ческим условиям;
географические аспекты взаимоотношения человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по природным, техногенным, экологическим факторам и процессам, уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
критерии определения рейтинга и перспектив стран, регионов разного ранга в мировой экономике и решении современных глобальных проблем человечества в условиях устойчивого развития;
уметь:
самостоятельно анализировать и обобщать фактические данные статистического материала, представленного значительным количеством таблиц, картографических моделей; составлять описание существенных признаков географических объектов, процессов и явлений; причин экономической интеграции и развития мировых экономических связей при использовании разных источников географической информации; рассчитывать и давать оценку ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным географическим проблемам (территориальной концентрации населения, производства, степени природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий); сравнивать, сопоставлять и оценивать возможные последствия динамики численности населения, его половозрастной структуры, развития человеческого капитала, ситуации на рынке труда; обосновывать возможные пути решения проблем развития мирового хозяйства;
читать и анализировать тематические географические карты, информацию, необходимую для решения вопросов о структуре современного общества, характере взаимоотношений между его участниками;
владеть:
практическими навыками сбора данных информации, осуществления их анализа, составления таблиц, картосхем, диаграмм, построения и анализа моделей природных явлений и процессов;
методикой практических исследований, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации полученных результатов;
приемами решения учебных и практико-ориентированных задач;
навыками анализа и сопоставления географических карт различного содержания;
навыком комплексного географического описания отдельных стран и регионов мира, районов разного ранга;
навыками логического, критического и пространственного мышления, позволяющими грамотно пользоваться полученными знаниями при нахождении и отборе в разных источниках информации о географических объектах, процессах и явлениях, разных территорий Земли, анализе их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, оценке хозяйственного потенциала и решении современных глобальных проблем;
моральными нормами и ценностями по отношению к объектам природы;
коммуникативными навыками для аргументации в процессе обсуждения возможных последствий деятельности человека в геосистемах.
Основное содержание 10 класса
Введение ( 1 ч )
Что и как изучается в профильном курсе. Логика построения курса и его географические основы. Особенности структуры курса.
Раздел I. География как наука ( 9 ч )
Тема 1. География в системе наук (1 часа)
История формирования географических идей. География в системе наук о Земле. Естественно – общественная сущность географии. Современные тенденции в развитии географической науки. Ключевые вопросы географии. Важнейшие задачи географии.
Тема 2. История развития географии (3 часа)
Взгляды отечественных и зарубежных ученых на общий объект географии. Зарождение географии и ее составной части – картографии. Начало накопления и фиксации географических материалов мореплавателями, путешественниками.
Географические взгляды ученых древнего мира (Геродота, Гиппократа, Аристотеля, Эратосфена). Географические открытия древности. Трансокеанические плавания древних мореходов и гипотезы Тура Хейердала.
Ученые Средневековья. В науке – господство религиозных представлений о Земле. Эпоха Возрождения и эпоха Великих географических открытий. Географические открытия в средние века. Сухопутные и морские странствия. Арабы. Викинги. Марко Поло. «Хождение за три моря» А. Никитина. Генрих Мореплаватель и плавания португальцев. Васко да Гама. Христофор Колумб и открытие пути в Индию. Ф. Магеллан и его первое кругосветное путешествие. Книга Г. Варениуса – первая попытка теоретически обобщить накопленный материал (XVII в.). Географические открытия XVII - XX в.в. Российские путешественники и их вклад в изучение Земли. С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров и безвестные первопроходцы Сибири. Великая Северная экспедиция. В. Беринг и А. Чириков. Российские ученые: Татищев Н.В., Кирилов И.К. Роль М. В. Ломоносова в развитии русской географической науки. А. Гумбольдт – один из основоположников физической географии как науки, основ страноведения и общих основ физической географии. Исследования Центральной Азии; Н. М. Пржевальский, П.П. Семенов – Тян-Шанский. Достижение естественных наук во второй половине XIX в. их взаимосвязь с географией. Воейков А.И., Анучин Д.Н., Докучаев В.В. Роль Л.С.Берга, А.А.Григорьева, С.В.Калесника, Н.Н.Баранского в становлении географии как науки.
Практическая работа «Составление таблицы «Как люди открывали Землю», нанесение на контурную карту основных маршрутов путешествий»
Тема 3. Методы исследования. ( 2 часа )
Основные источники географической информации. Традиционные и новые методы географической науки. Картографический метод в исследовании процессов и явлений. Методы географического сравнения территории. Качественные и количественные характеристики территории. Аэрокосмические методы географических исследований. Метод моделирования. Геоинформационные системы.
Использование традиционных и новых методов географической науки для поиска, обработки и представления географической информации.
Роль географических карт (в том числе топографических) в научных исследованиях и в практической деятельности человека.
Практическая работа
«Использование традиционных и новых методов географической науки для поиска, обработки и представления географической информации.
Тема 4. Географические прогнозы. (3 часа)
Прогноз и прогнозирование. Виды прогнозов: по масштабу, по времени, по содержанию. Составление простейших географических прогнозов. Методы прогнозирования: индукции, экспертных оценок, аналогий, статистический, математический. Мониторинг и его виды: геоэкологический, геосферный. Значение мониторинга.
Практическая работа
«Составление простейших географических прогнозов».
Основные образовательные идеи
Человечество внесло огромный вклад и исследование и изучение Земли в древности и сегодня.
Методы географической информации позволяют давать качественные и количественные характеристики изучаемой территории.
Прогнозирование составная часть моноторинга нашей планеты.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны: Называть и / или показывать:
предмет изучения географии;
основные средства и методы получения географической информации
основные этапы развития географии
особенности современного этапа развития географической науки;
маршруты и территории первооткрывателей и исследователей Земли в разные эпохи;
имена выдающихся ученых-географов и их вклад в становление географии как науки;
Определять:
параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации;
Описывать:
географию заселения человеком Земли;
географию крупнейших мировых цивилизаций (культурных миров);
Объяснять:
роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем;
периодизацию географической информации
Раздел II. Физическая география (12 часов)
Тема 1. Физическая география как наука (1 час)
Физическая география как наука о природе Земли: сущность, структура, методы, источники информации. Основные для географии формы организации исследований: экспедиция, стационарные наблюдения, камеральная обработка. Методы: непосредственное изучение объектов и явлений (наземные, воздушные, космические); опыты. Способы фиксации географической информации.
Учащиеся должны:
Называть (показывать):
основные объекты исследования физической географии
Приводить примеры:
методов географических исследований, применяемых в физической географии
Тема 2. Земля - планета Солнечной системы. (2 час)
Солнечная система – часть Вселенной, Земля - планета Солнечной системы. Гипотезы образования Земли.
Современные представления об ее форме (геоид), размерах, внутреннем строении. Земной магнетизм. Магнитные и географические полюсы. Гравитационное поле Земли. Движение Земли вокруг оси и вокруг Солнца. Местное солнечное время. Поясное время. Часовые пояса на Земле; граница смены дат. Календарь.
Практическая работа
«Определение поясного времени для разных пунктов мира; сравнение с московским». Основные образовательные идеи
Солнце-главный источник жизни на Земле.
Земля – планета в Солнечной системе.
Требования к учащимся:
Учащиеся должны:
Называть и / или показывать:
основные небесные тела, входящие в Солнечную систему;
наиболее достоверную гипотезу образования Земли;
истинную форму и ее основные размеры;
физические свойства Земли как планеты; следствия вращения Земли вокруг своей оси для ее природы;
следствия движения Земли вокруг Солнца для ее природы;
источники поступления энергии на землю; причины, создания календаря и его функция в жизни общества;
Приводить примеры:
влияния космоса на объекты и процессы на Земле.
Определять:
местное и поясное время для своей местности;
разницу во времени на территории по мировым часовым поясам.
Описывать:
пояса солнечного освещения на Земле.
Объяснять:
смену времен года и изменение продолжительности дня и ночи на разных широтах;
сходства и различия Земли как планеты с другими планетами Солнечной системы.

Тема 3. Географическая карта – модель земной поверхности. ( 2 часа )
Географическая карта; классификация по содержанию и масштабу. Основные виды проекций; характеристика искажений (длины, углов, формы, площадей).
Практическая работа «Обучение приему распознавания проекций, в которых выполнены карты атласов, и искажений в изображении земной поверхности (выборочно по атласам)».
Основные способы изображения географических объектов и явлений.
Картографическая генерализация. Топографические карты. Особенности изображения своей местности на плане (схеме города, карте области и т. п.).
Практическая работа «Построение профиля рельефа по топографической карте».
Роль географических карт (в том числе топографических) в научных исследованиях (по географии, истории и др.) и в практической деятельности человека.
Основные образовательные идеи
Географическая карта, карты атласа являются главным источником информации во всех сферах деятельности человека.
Требования к учащимся:
Учащиеся должны:
Называть и/ или показывать:
существенные признаки географических карт;
основные способы изображения объектов и явлений на карте;
способы составления географических карт.
Приводить примеры:
генерализации изображений на карте;
картографических проекций, называя их достоинства и недостатки.
Определять:
вид искажений на географической карте (отдельные примеры);
стороны горизонта на местности разными способами и положение части территории относительно сторон горизонта;
географические координаты на местности и по картам;
взаимное расположение объектов и явлений, частей территорий относительно сторон горизонта;
географическое положение местности (в природе), а также по плану местности и географической карте (региона, страны и др.).
Описывать:
характеристику географической карты;
план участка способом глазомерной съемки;
свою местность по географическим пособиям;
часть территории по изображению на карте.
Объяснять:
выбор карт и дополнительных к ним источников знаний при выполнении заданий по описанию объектов, территорий;
профиль рельефа по топографической карте.

Тема 4. Оболочки Земли (6 часов)
Оболочки: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера; их физико–химические свойства; структура по вертикали и горизонтали; характерные процессы и явления; проявление взаимодействия между частями данной оболочки и ее взаимодействие с другими оболочками Земли – в историческом развитии.
Литосфера. Земная кора: материковая и океаническая. Породы, слагающие земную кору.
Минералы: кристаллическое и аморфное строение вещества, физические свойства минералов, их классификация, главнейшие породообразующие минералы. Горные породы: магматические, осадочные, метаморфические. Происхождение полезных ископаемых, условия их залегания.
Практическая работа
«Определение по образцам минералов и горных пород, характеристика их свойств (состав, цвет, твердость, плотность и т.д.)»
Внутренние силы Земли. Мантия и ядро Земли. Рельеф Земли: основные формы. Материки и океаны. Равнины и горы. Различие гор и равнин по высоте.
Геологические процессы, происходящие под действием внутренних (эндогенных) сил. Тектонические процессы, движения в земной коре (складчатые, разрывные, колебательные). Литосферные плиты и их границы.
Землетрясения. Частота и сила землетрясений. Их последствия. Сейсмическая служба. Антисейсмическое строительство. Вулканизм.
Типы вулканов. Закономерности их распространения. Гейзеры и горячие источники. Полезные ископаемые магматического происхождения.
Геологические процессы, происходящие под действием внешних (экзогенных) сил.
Выветривание (физическое и химическое). Разрушительная и созидательная работа ветра. Овраги и борьба с ними. Сели.
Работа подземных вод. Карст. Оползни. Борьба с оползнями.
Типы ледников и геологическая деятельность льда. Древнее оледенение.. Осадочные образования. Полезные ископаемые осадочного происхождения.
Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых, зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа.
Практическая работа
«Выявление взаимосвязей между тектоническим строением и размещением важнейших месторождений полезных ископаемых по картам атласа. Чтение геологических, тектонических карт и карты полезных ископаемых по картам атласа. Чтение геологических, тектонических карт и карты полезных ископаемых».
Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на Земле. Климатообразующие факторы. Воздушные массы. Климатические пояса Земли.
Практическая работа
«Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов»
Гидросфера. Соотношение вод суши и Мирового океана. Свойства океанических вод. Водные массы. Схема поверхностных течений. Жизнь в Океане. Взаимодействие Океана с атмосферой и сушей. Воды суши, их общая характеристика.
Практическая работа
«Анализ влияния морских течений на климат суши».
Природные зоны Земли. Влияние человека на оболочки Земли.
Основные образовательные идеи
Оболочки Земли прошли длительный эволюционный процесс и продолжают развиваться и изменяться в настоящее время.
Требования к учащимся:
Учащиеся должны:
Называть и / или показывать:
основные части внутреннего строения Земли, их состав, влияние процессов, происходящих в мантии, на поверхности Земли;
основные тектонические структуры литосферы;
основные слои атмосферы, их физико-химические свойства, проявление в природных процессах;
основные климатообразующие факторы в ПТК;
Приводить примеры:
изменение структуры литосферы и их последствий;
крупных форм рельефа, образовавшихся в результате взаимодействия внутренних и внешних процессов;
взаимодействия атмосферы с другими оболочками и его последствия;
описывать:
крупные формы рельефа на основе физических карт в сочетании с другими источниками знаний и объяснять их особенности;
рельеф своей местности и объяснять его особенности;
климатические пояса и области, объяснять их особенности;
климат своей местности и объяснять причины их особенностей;
воды своей местности, объяснять причины их особенностей;
Объяснять:
причины перемещения воздушных масс;
причины постепенного увеличения биомассы от полюсов к экватору.

Тема 5. Природно-территориальные комплексы (ПТК) (1 час)
Природно-территориальный комплекс: главные компоненты, свойства, взаимосвязи. Экосистемы. Геоэкосистемы. Уровни ПТК: глобальный, региональный, локальный.
Географическая оболочка (ГО) – самый большой планетарный природный комплекс. Состав и свойства ГО. Общие закономерности ГО. Связи в органическом мире; биологический круговорот веществ.
Практическая работа
« Обозначение на мировой контурной карте географических поясов и природных зон; сопоставление карт физической, климатической и карт природных зон с целью объяснения закона зональности».
Мировой океан как часть географической оболочки. ПК океанов. Воздействие человека на природные комплексы. Локальные ПК.
Природный ландшафт. Масштабы ландшафтов: планетарный, региональный, локальный.
Антропогенный ландшафт:характерные черты и свойства.
Основные образовательные идеи
Географическая оболочка (ГО) – самый большой планетарный природный комплекс.
Человечество оказывает существенное влияние в формировании ландшафтов.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны:
Называть (показывать):
основные источники энергии процессов в ГО.
Приводить примеры:
изменения климата Земли, объяснять их причины;
ПТК на суше и ПК – в океане;
подтверждающие, что в природе все изменяется во времени и пространстве.
Описывать
:круговороты веществ в ГО с опорой на схемы;
ПК своей местности и объяснять их особенности;
образ ландшафта.
Объяснять:
в чем проявляется целостность ГО;
причины ритмичности в природе;
проявление закона широтной зональности в ГО;
появление азональных ПК;
особенности природы изображенной местности по физико-географическому профилю.
Прогнозировать:
изменение природных объектов (гор, ледника, озера, реки, и др.) во времени с учетом закономерностей их образования и развития.
Раздел III. Экономическая и социальная география мира.
Часть 1. Общая характеристика стран современного мира. ( 81 час)
Тема 1. Страны современного мира( 12 часов)
Экономическая и социальная география как наука о территориальной организации общества: сущность, структура, методы, источники информации; ее роль в формировании географической культуры. Основные теории, концепции и методы исследований. Экономико-географические исследования. Теория поляризованного пространства. Источники знаний. Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.
Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».
Практическая работа: составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации.
Основные образовательные идеи
Современный мир — это мир большого разнообразия стран.
Развитые и развивающиеся страны — два полюса современного мира.
Требования к учащимся:
Учащиеся должны:
Называть и \ или показывать
на политических, социально-экономических картах мира, частей света, материков, государств;
государства разного типа, их столицы;
основные формы правления и государственного устройства;
определять:
уровень экономического развития разных стран;
политико-географическое положение страны;
характеризовать:
этапы формирования политической карты;
особенности геополитического положения стран
Тема 2. География населения мира (19 часов)
Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост - главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.
Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этнорелигиозные конфликты.
Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.
Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.
Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».
Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.
Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.
Практические работы. 1. Сравнительный анализ карт народов и мировых религий. 2. Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий. 3. Подбор примеров мононациональных и многонациональных стран. 4. Объяснение причин миграционных процессов в Европе. 5. Составление списка стран, в которых государственным языком является: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий. 6. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов. Основные образовательные идеи
Быстрый рост населения мира — причина серьёзной глобальной проблемы.
Этнорелигиозное разнообразие мира — источник культурного и интеллектуального богатства человечества.
Конфликты на этнической и религиозной почве, как правило, возникают в силу экономических причин.
Современный рисунок размещения населения мира — результат длительного исторического процесса.
Городская форма расселения — основная в современном мире.
Основные виды учебной деятельности
Владение географическим мышлением для определения географических аспектов социально-экономических процессов и проблем.
Сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве
Требования к учащимся
Учащиеся должны:
Называть и / или показывать:
численность населения мира и крупнейших стран;
размещение и плотность населения отдельных стран;
формы урбанизации населения;
основные направления воспроизводства населения;
приводить примеры:
различия населения по расовым и этническим признакам;
миграций населения;
форм сельского расселения;
объяснять:
различия в естественном приросте населения отдельных стран;
причины урбанизации;
размещение трудовых ресурсов и их оценка.
Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (18 часов)
Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.
Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.
Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание - глобальная проблема.
Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.
Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.
Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.
Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.
Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.
Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы, ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.
Практическая работа: определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.
Персоналии
В.И. Вернадский.
Основные образовательные идеи
Взаимоотношения человека и природы развивались и изменялись по мере развития человека и цивилизации.
• Воздействие хозяйственной деятельности на природу приобрело глобальный характер.
Экологические проблемы связаны с исчерпанием запасов природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны:
Называть и / или показывать:
предмет изучения географии;
основные средства и методы получения географической информации
основные этапы развития географии
особенности современного этапа развития географической науки;
маршруты и территории первооткрывателей и исследователей Земли в разные эпохи;
имена выдающихся ученых-географов и их вклад в становление географии как науки;
социально-экономические связи природы и человека, особенности их взаимодействия в доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпоху.
Определять:
параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации;
виды рационального и нерационального природопользования;
Описывать:
географию заселения человеком Земли;
географию крупнейших мировых цивилизаций (культурных миров);
типичные хозяйственные ландшафты в различных регионах мира;
Объяснять:
роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем;
периодизацию географической истории;
географическую историю развития первичных, вторичных и прочих видов хозяйственной деятельности.
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (6 часа)
Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира.
Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.
Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР.
Практическая работа: определение стран - экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг. Основные образовательные идеиМировое хозяйство объединило национальные хозяйства стран мира в единый хозяйственный организм, существующий на основе взаимосвязи и взаимозависимости стран.
Научно-техническая революция изменила облик современного мира, повлияв на все стороны жизни общества.
Требования к учащимся:
Называть и показывать
все объекты, упоминающиеся в теме;
определять:
уровень экономического развития стран:
темпы развития экономики;
страны - крупнейшие экспортеры промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Описывать
«вертикальную» и « горизонтальную» структуры мирового хозяйства;
изменения в географии мирового хозяйства в эпоху НТР;
Объяснять
: положение отдельных регионов и крупнейших стран мира в международном географическом разделении труда;
географические аспекты экономической интеграции и деятельности ТНК;
специализацию территорий.
Прогнозировать:
сдвиги в МГРТ
Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (19 часов)
Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны-экспортеры и страны-импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.
Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально-экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.
Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.
Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.
Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы международных экономических отношений: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.
Основные понятия: «зеленая революция», контейнеризация, свободные экономические зоны.
Практическая работа:
1.составление тест-опросника по теме.
2. Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов.
Характеристика главных центров современного мирового хозяйства.
Определение основных направлений международной торговли.
Основные образовательные идеи
Современная тенденция развития мировой промышленности связана с сохранением значения развитых стран при возрастающей роли развивающихся.
Промышленность, сельское хозяйство и транспорт развитых и развивающихся стран имеют глубокие, исторически сложившиеся различия.
Основные виды учебной деятельности
Владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях.
Владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации.
Умение объяснять:
особенности отраслей мирового хозяйства;
основные тенденции развития отраслей в настоящее время;
географию отраслей мирового хозяйства.
Умение определять:
основные промышленные и сельскохозяйственные районы мира; « факторы, определяющие международную специализацию стран; ® страны — лидеры в различных отраслях на основании статистических данных.
Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (8 час)
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая - главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Основные понятия: глобальные проблемы, глобализация.
Практическая работа: составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем».
Основные образовательные идеи
Во второй половине XX в. человечество столкнулось с рядом проблем, решение которых усилиями отдельно взятой страны невозможно.
У человечества есть возможности, силы и ресурсы для решения глобальных проблем.
Основные виды учебной деятельности
Сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
-Владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества.
Умение объяснять:
причины возникновения и суть глобальных проблем;
основные принципы стратегии устойчивого развития.
Умение определять:
взаимосвязь глобальных проблем между собой.
Учебно - тематический план 10 класс№ п/п Наименование темы, урока Кол-во часов Практические работы
Введение 1 Раздел I. География как наука9 3
Тема 1.
География в системе наук 1 Тема 2.
История развития географии 3 Тема 3.
Методы исследования 2 Тема 4.
Географический прогноз 3 Раздел II.
Физическая география 12 7
Тема 1.
Физическая география как наука 1 Тема 2.
Земля как планета 2 Тема 3.
Географическая карта 2 Тема 4.
Оболочки Земли.
6 Тема 5.
Природно-территориальные комплексы (ПТК) 1 Раздел III.
Общая характеристика стран современного мира 80 19
Тема 1.
Страны современного мира 12 Тема 2.
География населения 19 Тема 3.
Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы
18 Тема 4.
Мировое хозяйство и научно-техническая революция 6 Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства 19 Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь 8 Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии на профильном уровне ученик должен
Знать/понимать
Особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
Смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;
Уметь
применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
решать социально значимые задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТА ГЕОГРАФИИ
Библиотечный фонд: учебники и учебные пособия;
дидактические материалы.
Печатные пособия: карты мира.
Цифровые образовательные ресурсы: электронные учебники.
Технические средства обучения: интерактивная доска; телевизор; мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия: видеофильмы и видеофрагменты
Учебно-практичекое оборудования: модели.
Натуральные объекты: коллекции; шкала твердости Мооса; гербарии.
УМК:
Основная литература для учащихся:
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Экономическая и социальная география мира: в 2 книгах ч. 1 Общая характеристика мира М. ООО Русское слово 2012
Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство. М., «Дрофа», 2000.
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира, М., «Просвещение», 2010.
Гладкий Ю.В., Лавров С.Б. Глобальная география. 10-11класс М., «Дрофа», 2007. Гладкий Ю.В., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира, М., «Дрофа», 2010.
Литература для учителя:
Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: учебник для 10 - 11 кл. М., «Просвещение», 1998.
Гладкий Ю.В., Лавров С.Б. Глобальная география. 10-11класс М., «Дрофа», 2007.
Гурова Т.Ф., Назаренко Л.В. Основы экологии и рационального природопользования. М., «ОНИКС», 2005.
Короновский Н.В. Геология. 10 – 11 класс М., «Дрофа», 2005.
Максаковский В.П. Географическая картина мира. т.1,т.2. М., «Дрофа», 2007.
Максаковский В. П. Новое в мире. Цифры и факты: дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география». М., «Дрофа», 2003.
Народы и религии мира: Энциклопедия. М., БРЭ, 1998.
Природопользование: учебник для 10 – 11 кл. М., «Просвещение», 1994.
Холина В.Н. География человеческой деятельности. М., «Просвещение», 2001.
Экономическая и социальная география мира: За страницами учебника: кн. для учащихся 10 кл./ сост. А. П. Кузнецов. М., «Просвещение», 2000.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1.Составление таблицы «Как люди открывали Землю», нанесение на карту основных маршрутов путешествий.
2.Использование традиционных и новых методов географической науки для поиска, обработки и представления географической информации.
3.«Составление простейших географических прогнозов».
4.«Определение поясного времени для разных пунктов мира; сравнение с московским».
5.«Обучение приему распознавания проекций, в которых выполнены карты атласов, и искажений в изображении земной поверхности (выборочно по атласам)».
6.«Построение профиля рельефа по топографической карте».
7.«Выявление взаимосвязей между тектоническим строением и размещением важнейших месторождений полезных ископаемых по картам атласа.
8.Чтение геологических, тектонических карт и карты полезных ископаемых по картам атласа. Чтение геологических, тектонических карт и карты полезных ископаемых».
9.«Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов»
10.«Анализ влияния морских течений на климат суши».
11.Анализ карт различной тематики.
Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.
12.Составление ЛОК «Многообразие стран современного мира по уровню развития».
13.Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме
14.Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира
15.Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации
16.Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
17. Заполните таблицы «Религиозный состав населения стран мира» Задание «Где расположены страны с преобладанием последователей ислама, христианства и буддизма среди верующего населения»
18.Определение степени обеспеченности крупных регионов ти стран трудовыми ресурсами.
19.Определение степени обеспеченности крупных стран и регионов природными ресурсами.
20.Обозначение на контурной карте: крупнейших угольных и нефтегазоносных бассейнов; месторождений нефти и природного газа; стран обладающих наибольшими запасами угля, нефти и газа.
21.Решение задач ресурсообеспеченности стран и регионов горючими полезными ископаемыми и природным газом.
22.Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов
23.Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства.
24.Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны.
25.Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил. 26.Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
27.Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
28.Составление комплексной географической характеристики отраслей машиностроения
29.Обозначение на контурной карте: стран с высоким уровнем развития химической промышленности; крупнейших центров химической промышленности мира; основных потоков транспортировки химического сырья и продукции химической промышленности; стран, использующих собственное сырьё и привозное.
30.Описание одного из видов транспорта по плану:
1.Значение
2.Факторы, влияющие на размещение(Регионы мира, выделяющиеся наилучшими и наихудшими показателями развития этого вида транспорта)
3.Проблемы и перспективы развития.
4. Выводы об уровне его развития в разных странах и регионах мира.


Основное содержание 11 класса
Тема 4. Политическая география ( 9 часов)
Понятие политическая карта. Современная политическая карта как итог нескольких тысячелетий. Особенности влияния различных исторических эпох на ее формирование. Количественные и качественные сдвиги на политической карте мира, принципиальное различие между ними. Влияние международных отношений на политическую карту. Политическая карта после второй мировой войны. Новый этап международных отношений и политическая карта мира.
Типы стран по уровню социально-экономического развития.
Количество, группировка и типология стран. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой
Практическая работа «Обозначение на контурной карте стран самых крупных по площади, по численности населения, по особенностям географического положения, обозначение «горячих точек» планеты»
Государственная территория и государственная граница. Виды границ.
Политико-географическое и военно-стратегическое положение как составная часть ЭГП.
Практическая работа «Оценка политико-географического и военно-стратегического положения России».
Государственный строй стран мира: монархия и республика как формы правления, унитарное и федеративное государства как формы административно - территориального устройства
Практическая работа «Составление классификационных таблиц и нанесение на контурную карту крупнейших стран по формам правления, по государственному устройству».
Особенности нынешнего геополитического положения государств. Концепции «евразийства» и «атлантизма». Построение международных отношений нового типа. Международное право Проблемы формирования современной политической карты в условиях глобализма Непризнанные государства. Проблема международного терроризма.
Требования к учащимся:
Учащиеся должны:
Называть и \ или показывать
на политических, социально-экономических картах мира, частей света, материков, государств;
государства разного типа, их столицы;
основные формы правления и государственного устройства;
определять:
уровень экономического развития разных стран;
политико-географическое положение страны;
характеризовать:
этапы формирования политической карты;
особенности геополитического положения стран
Раздел IV. Регионоведение и страноведение. (66 часов)
Тема 1. Общие вопросы регионалистики. ( 1 часов)
Функции, методы и тенденции развития страноведения и региональной географии. Историко–географические регионы как наиболее подходящая основа для географического познания мира. Факторы, влияющие на степень внутреннего единства таких регионов (областей). Цивилизационные регионы мира. География объектов природного и культурного наследия.
Тема 2. Зарубежная Европа – огромная роль маленького региона. (16 часов)
«Визитная карточка» региона. Географическая картина зарубежной Европы. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: главные черты.
Практическая работа «Характеристика ЭГП одной из стран зарубежной Европы»
Природные условия и ресурсы: большие внутренние различия.
Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Зарубежная Европа как главный регион трудовых миграций. Основные черты национального и религиозного состава. Особенности расселения, географии городов, уровни и темпы урбанизации; субурбанизация. Крупнейшие городские агломерации.
Хозяйство: место в мире, различия между странами. Главные отрасли промышленности и их география. Основные типы сельского хозяйства. Региональная транспортная система зарубежной Европы, ее характерные черты. Международные экономические связи. Отрасли непроизводственной сферы. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Географический рисунок расселения и хозяйства. «Центральная ось» развития как главный элемент территориальной структуры региона. Высокоразвитые районы: на примере Лондона и Парижа. Старопромышленные районы тяжелой индустрии: на примере Рура. Отсталые аграрные районы: пример Юга Италии. Районы нового освоения: на примере Северного моря. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства региона. Субрегионы и страны: Восточная Европа, Средняя (Центральная) Европа, Северная Европа, Южная Европа. Образ территории.
Федеративная Республика Германии (ФРГ) - наиболее экономически мощная страна зарубежной Европы. Общая характеристика страны.
Франция- наиболее экономически мощная страна зарубежной Европы. Общая характеристика страны.
Великобритания- Общая характеристика страны.
Италия - Общая характеристика страны.
Польша - Общая характеристика страны.
Практическая работа «Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Европы»
Тема 3. Зарубежная Азия – крупнейший регион мира. ( 16 часов )
«Визитная карточка» региона. Географическая картина Зарубежной Азии. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: большие различия между странами.
Природные условия и ресурсы: регион контрастов. Минеральные богатства региона, особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы. Население: особенности воспроизводства, проявление «демографического взрыва». Сложность этнического состава; межнациональные конфликты. Зарубежная Азия – родина мировых религий. Особенности размещения населения и процессы урбанизации.
Хозяйство: уровень развития и международная специализация. Уровни стран по развитию промышленности. Основные типы (районы) сельского хозяйства. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Образ территории. Нефтедобывающие страны. Новые индустриальные страны.
Китай. Китай – самая многонаселенная страна мира. Воспроизводство населения и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения; крупнейшие города. Традиции культуры. Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Природные предпосылки для развития промышленности и сельского хозяйства. Размещение отраслей промышленности, главные сельскохозяйственные районы. Основные черты географии транспорта. Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая. Непроизводственная сфера. Внутренние различия. Восточная, Центральная и Западная зоны: образ территории.
Япония. Территория, границы, положение. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизация; мегалополис Токайдо. Традиции культуры.
Хозяйство: место Японии в мировой экономике; причины экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии; особое значение наукоемких производств. Структура и география сельского хозяйства. Значение и география рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Непроизводственная сфера.
Территориальная структура хозяйства: страна с двумя «лицами». Региональная политика; создание технополисов. Районы Японии: образ территории.
Индия. Территория, границы, положение. Население: особенности воспроизводства; «демографический взрыв» и его последствия; демографическая политика. Этнический состав: Индия – самая многонациональная страна в мире. Особенности религиозного состава населения и проблемы, с ним связанные, межэтнические и религиозные противоречия. Традиции культуры. Основные черты размещения населения. Хозяйство: достижения и проблемы. Природные предпосылки для развития промышленности; отраслевая структура. Главные отрасли и промышленные районы. Отраслевой состав и размещение сельского хозяйства. Развитие и размещение транспорта, международные экономические связи. Территориальная структура хозяйства и расселения в Индии: «коридоры развития» и главные узловые центры (Мумбаи, Колката, Дели, Ченнаи). Районы Индии: образ территории.
Новые индустриальные страны - Общая характеристика стран.
Израиль - Общая характеристика страны.
Тема 4. Австралия и Океания. ( 6 часа)
«Визитная карточка» региона. Общая характеристика Австралии. Территория, границы, положение. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности воспроизводства, состав и размещения населения. Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Промышленные и сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Практическая работа «Составление туристических маршрутов по Австралии для любителей экстремального отдыха, любителей природы и т.п.».
Океания: образ территории
Тема 5. Северная Америка. ( 7 часов )
«Визитная карточка» территории. Географическая картина Северной Америки. США и Канада.
Соединенные Штаты Америки. Территория, границы, положение. Население: численность и воспроизводство. Роль иммиграции в формировании американской нации; современный национальный и религиозный состав. Традиции культуры. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Мегалополисы. Сельское население.
Хозяйство США: ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. География главных отраслей; сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. АПК США. Транспортная система США и ее особенности: главные магистрали, сухопутные узлы и морские порты. Международные экономические связи США. Непроизводственная сфера. География туризма и рекреации. Загрязнение окружающей среды и меры по ее охране. Система особо охраняемых территорий; особая роль национальных парков.
Макрорегионы США. Северо-Восток США – «мастерская» нации. Средний Запад – Регион крупной промышленности и сельскохозяйственных районов. Юг США – регион больших перемен. Запад – самый молодой и динамичный регион США. Особая роль Калифорнии.
Практическая работа «Сравнительная характеристика макрорегионов США»
Канада. Место Канады в мировом хозяйстве. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Провинции Канады: образ территорий.
Практическая работа «Составление комплексной характеристики Канады».
Тема 6. Латинская Америка. (11 часов ) «Визитная карточка» региона. Географическая картина Латинской Америки. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: Большие внутренние различия. Политическая карта. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие; особое значение нефти, руд цветных металлов, гидроэнергии, агроклиматических ресурсов. Проблемы, связанные с их использованием.
Население: типы воспроизводства и проблемы, с ним связанные. История колонизации и формирование этнического и религиозного состава; традиции культуры. Контрасты в размещении населения и их причины. Темпы и уровни урбанизации. Ложная урбанизация.
Хозяйство: современный уровень и структура, противоречия развития. Место региона в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Сельское хозяйство: особенности землевладения и землепользования. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Особенности территориальной структуры хозяйства и расселения, ее основные типы. Деление Латинской Америки на субрегионы: Средняя Америка, страны бассейна Ла-Платы, Андские страны, образ территории.
Бразилия. Особенности положения, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной структуры. Внутренние различия Бразилии. Региональная политика освоения Амазонии.
Тема 7. Африка. ( 9 часов )
«Визитная карточка» региона. Географическая картина Африки. Общая характеристика Региона. Территория, границы, положение. Политическая карта; пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.
Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.
Население: «демографический взрыв» и связанные с ним проблемы. Особенности этнолингвистического и религиозного состава населения. Традиции культуры. Особенности размещения населения и его причины. Последствия «городского взрыва» в Африке. Хозяйство: место Африки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Роль горнодобывающей промышленности, ее основные районы. Главные сельскохозяйственные районы и их профиль. Монокультура. Транспортные проблемы Африки, ее международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки.
Деление Африки на субрегионы: Северная и Тропическая Африка: образ территории.
Южно-Африканская Республика (ЮАР) – единственное экономически развитое государство Африки. Основные черты ее ЭГП, государственного строя, природы, населения и хозяйства
Кения - Общая характеристика страны.
Египет - Общая характеристика страны.
Практическая работа «Сравнительная характеристика развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки».
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны:
Называть и \ или показывать на картах
государства разного типа, их столицы, крупнейшие промышленные финансовые и культурно-исторические центры;
важнейшие природные ресурсы мира и районы их размещения;
типы естественного движения населения;
районы с наиболее высокой и низкой плотностью населения;
ареалы распространения мировых религий;
наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;
традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности, основные страны и районы размещения;
примеры старопромышленных районов мира и районов нового освоения;
районы разведения важнейших сельскохозяйственных культур;
важнейшие мировые транспортные центры и главные пути сообщения;
основные формы международных экономических отношений.
Определять:
страны, являющимися крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
обеспеченность стран природными ресурсами, уровень ресурсообеспеченности;
уровень экономического развития разных стран;
Характеризовать:
этапы формирования политической карты мира;
особенности типов и уровень урбанизации отдельных территорий и стран;
основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР;
мировые экономические связи, экономическая интеграция стран мира, роль транснациональных корпораций и банков;
страны мира и их группы: экономико-географическое положение, оценка природно-ресурсного потенциала, особенности населения и хозяйства, крупнейшие города, экологическая обстановка, источники загрязнения окружающей среды.
Объяснять:
влияние природных, социальных и экономических факторов на демографические особенности и размещение населения;
направление современных миграций населения;
особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства и тенденции ее изменения, изменение роли природных ресурсов в развитии хозяйства;
размещение основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира;
особенности состава, структуры и специализации хозяйства отдельных территорий стран мира;
Прогнозировать:
темпы роста народонаселения Земли в целом и отдельных регионов мира;
основные направления антропогенного воздействия на природную среду в современном мире, отдельных регионах и странах
Раздел V. Современные географические проблемы развития России. (14 часов)
Географическое положение как зеркало России. Экономико-географическое положение. Соседи России, их политическая и экономическая оценка, роль во внешней торговле России. Выгоды и недостатки транспортно – географического положения. Геополитическое положение. Особенности геополитического положения и его отдельных частей. Положение России в системе цивилизаций и его влияние на формирование, и развитие страны.
Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. Типы и виды природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал России. Территориальное сочетание природных ресурсов. Основные проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов.
Особенности населения России. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития страны. Современный демографический кризис в России, его причины и последствия. Географические особенности размещения населения: их связь с природными зонами, историей заселения и современными миграциями. Зоны расселения. Геоэкологическая ситуация в России. Источники экологической опасности. Контроль состояния окружающей среды. Экологическая самодостаточность России, т.е. возможность компенсации нарушений экологических условий в стране собственными ресурсами.
Районирование – важнейший метод географической науки. Различные виды районирования. Географическое разделение труда. Районирование России: макрорегионы, экономические районы. Общая характеристика Западного и Восточного макрорегионов. Особенности природы, истории и географии хозяйства.
Россия в современном мире. Россия и станы СНГ.
Практическая работа «Оценка исторических, экономических и этнокультурных связей России со странами Ближнего и Дальнего Зарубежья». 2. Оценка политико-географического и военно-стратегического положения России
Повторение и обобщение знаний по курсу.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны:
Называть и / или показывать на картах
особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ;
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
экологически неблагополучные районы России.
Определять:
географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое положение, геополитическое положение России;
Объяснять:
влияние географического положения на особенности природы, хозяйства, и жизни населения;
закономерности размещения природных ресурсов на территории России;
географические особенности размещения населения;
особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов.
Прогнозировать:
экологическую ситуацию в стране;
изменение природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
развитие и проблемы хозяйства макрорегионов, районов страны.
Раздел V.География Пензенской области. (12 часов)
Географическое положение Пензенской области. Экономико-географическое положение. Выгоды и недостатки транспортно – географического положения. Геополитическое положение. Особенности геополитического положения .Проблемы природно-ресурсной основы экономики Пензенской области . Типы и виды природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал Пензенской области. Территориальное сочетание природных ресурсов. Основные проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов.
Особенности населения. Пензенской области. Многонациональность Пензенской области как специфический фактор формирования и развития . Современный демографический кризис в , его причины и последствия. Географические особенности размещения населения: их связь с природными зонами, историей заселения и современными миграциями. Зоны расселения. Геоэкологическая ситуация . Источники экологической опасности. Контроль состояния окружающей среды.
Географическое разделение труда. Общая характеристика хозяйства.
Практическая работа «Оценка исторических, экономических и этнокультурных связей со Пензенской области странами Ближнего и Дальнего Зарубежья».
Повторение и обобщение знаний по курсу.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны:
Называть и / или показывать на картах
особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ;
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
экологически неблагополучные районы России.
Определять:
географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое положение, геополитическое положение России;
Объяснять:
влияние географического положения на особенности природы, хозяйства, и жизни населения;
закономерности размещения природных ресурсов на территории России;
географические особенности размещения населения;
особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов.
Прогнозировать:
экологическую ситуацию в стране;
изменение природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
развитие и проблемы хозяйства макрорегионов, районов страны.
Учебно - тематический план 11 класс№ п/п Наименование темы, урока Кол-во часов Практические работы
Раздел 3. Экономическая и социальна география Тема 4.
Политическая география 9 Раздел 4 Регионоведение и страноведение Тема 1.
Общие вопросы регионоведения 2 Тема 2.
Зарубежная Европа – огромная роль маленького региона 16 Тема 3.
Зарубежная Азия – крупнейший регион мира 16 7
Тема 4.
Австралия и Океания 6 Тема 5.
Северная Америка 7 Тема 6.
Латинская Америка 11 Тема 7.
Африка
9 Раздел 5.
Россия в современном мире 14 Раздел 6..
География Пензенской области 12 Итого 102 Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии на профильном уровне ученик должен
Знать/понимать
Особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
Смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;
Уметь
применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
решать социально значимые задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТА ГЕОГРАФИИ
1. Библиотечный фонд: учебники и учебные пособия и дидактические материалы.
2. Печатные пособия: карты мира.
3.Цифровые образовательные ресурсы: электронные учебники.
4.Технические средства обучения: интерактивная доска; телевизор; мультимедийный проектор.
5.Экранно-звуковые пособия: видеофильмы и видеофрагменты
6.Учебно-практичекое оборудования: модели.
7. Натуральные объекты: коллекции; шкала твердости Мооса; гербарии.
УМК:
Основная литература для учащихся:
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Экономическая и социальная география мира: в 2 книгах ч. 2 Общая характеристика мира М. ООО Русское слово 2012
Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство. М., «Дрофа», 2000.
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира, М., «Просвещение», 2010.
Гладкий Ю.В., Лавров С.Б. Глобальная география. 10-11класс М., «Дрофа», 2007. Гладкий Ю.В., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира, М., «Дрофа», 2010.
Литература для учителя:
Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: учебник для 10 - 11 кл. М., «Просвещение», 1998.
Гладкий Ю.В., Лавров С.Б. Глобальная география. 10-11класс М., «Дрофа», 2007.
Гурова Т.Ф., Назаренко Л.В. Основы экологии и рационального природопользования. М., «ОНИКС», 2005.
Короновский Н.В. Геология. 10 – 11 класс М., «Дрофа», 2005.
Максаковский В.П. Географическая картина мира. т.1,т.2. М., «Дрофа», 2007.
Максаковский В. П. Новое в мире. Цифры и факты: дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география». М., «Дрофа», 2003.
Народы и религии мира: Энциклопедия. М., БРЭ, 1998.
Природопользование: учебник для 10 – 11 кл. М., «Просвещение», 1994.
Холина В.Н. География человеческой деятельности. М., «Просвещение», 2001.
Экономическая и социальная география мира: За страницами учебника: кн. для учащихся 10 кл./ сост. А. П. Кузнецов. М., «Просвещение», 2000.


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Обозначение на контурной карте стран самых крупных по площади, по численности населения, по особенностям географического положения, обозначение «горячих точек» планеты»
2. Составление классификационных таблиц и нанесение на контурную карту крупнейших стран по формам правления, по государственному устройству».
3. Характеристика ЭГП одной из стран зарубежной Европы»
4. Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Европы»
5. Составление туристических маршрутов по Австралии для любителей экстремального отдыха, любителей природы и т.п.».
6. Сравнительная характеристика макрорегионов США»
7. Составление комплексной характеристики Канады».
8. Сравнительная характеристика развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки».
8. Оценка политико-географического и военно-стратегического положения России
10. Оценка исторических, экономических и этнокультурных связей России со странами Ближнего и Дальнего Зарубежья».
11. Оценка исторических, экономических и этнокультурных связей Пензенской области со странами Ближнего и Дальнего Зарубежья».