Рабочая программа по географии 8 класс ФГОС 2016-17г.г. к учебнику Е.М. Домогацких


Управление образования Иркутского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования
«Пивоваровская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
МО __________
Протокол № ___
От «__»_______2016г.
Руководитель МО
_____________________ Согласовано
«__»_______2016г
Зам. директора по НМР
____________________
Донских А.С. Согласовано
«__»_______2016г
Зам. директора по УВР
____________________
Сырова Н.А.
Утверждаю
Приказ № ________
от «___»_____2014г.
Директор МОУ ИРМО «ПСОШ»
________Луканина И.А.
Утверждаю
Приказ № ________
от «___»_____2016г.
Директор МОУ ИРМО «ПСОШ»
________Луканина И.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По географии
для учащихся 8 « б » класса
Образовательная область: обществознание
Разработал:
Богданова Татьяна Владимировна,
Учитель географии,
1 квалификационной категории.
г.
Планируемые предметные результаты освоения предмета Требования определяют основные предметные умения, которые должны быть в достаточной мере сформированы у школьников, освоивших курс географии за 8 класс по данной предметной программе, в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умение правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, р-она, региона. Включая эти рекомендации в программу федерального компонента связано с тем, что изучение малой родины, ее географических особенностей, активная осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность обучающихся в окружающей среде являются необходимыми условиями изучения географии своей страны в целом.
Рабочая программа по географии строится с учетом следующих содержательных линий
Многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;
Социальная сущность человека;
Уровневая организация природы, населения и хозяйства.
Содержание структурировано по пяти курсам:
«Ведение в географию»;
«Физическая география»;
«Материки и океаны»;
«Физическая география России»;
«Население и хозяйство России».
Цели курса: - создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков; - раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков; - воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.Курс состоит из двух частей:
Планета, на которой мы живём.
Материки планеты Земля.
Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 7 классе отводиться 68 час+ 2 резерв часа. Однако, еще 1 час перенесен в региональный компонент. Его рекомендуется использовать для преподавания краеведческой составляющей предмета: для проведения практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
Задачами учебного предмета географии являются:
Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность- носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с природой, населением и хозяйством.
Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.
Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсам; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний овладением методами исследования природы, населения и хозяйства, формированием интеллектуальных умений;
Овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно- смысловыми, коммуникативными;
Формирование у обучающих познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам природы и хозяйства.
Формирование содержания данного учебного курса по географии осуществляется на основе принципов:
единства содержания обучения на разных его уровнях;
отражения в содержании обучения задач развития личности;
научности и практической значимости содержания обучения;
доступности обучения;
соблюдения преемственности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
Освоение знаний об основных географических понятиях
Овладение умениями ориентироваться на местности
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды
Воспитание любви к своей местности, своему региону, стране, взаимодействия с другими народами, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среды
Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений к повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально ответственному поведению к ней.
В ценностно-ориентационной сфере:
Знание основ здорового образа жизни и основных правил поведения в природе и обществе;
Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
Знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;
Соблюдение правил работы с географическими приборамии инструментами.
В сфере физической деятельности:
Освоение приемов оказания первой мед.помощи при чрезвычайных ситуациях.
В эстетической сфере:
Овладение умением оценивать эстетической точки зрения географические объекты и явления;
Познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
Сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
Ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;
Соблюдения норм поведения в окружающей среде, оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Содержание учебного предмета
Формирование содержания данного учебного курса по географии осуществляется на основе принципов:
-единства содержания обучения на разных его уровнях;
-отражения в содержании обучения задач развития личности;
-научности и практической значимости содержания обучения;
-доступности обучения;
-соблюдения преемственности.
Тема №1 Географическая карта и источники географической информации(4 часа)
1 Географическая карта и ее математическая основа. Картографические проекции и их виды.
2 Пр.работа №1 Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях.
3 Масштаб. Система географических координат.
4 Пр.работа №2 Чтение топографических карт. Построение профиля местности.
Тема №2 Россия на карте мира (5 часов)
5 Географическое положение России (территория, крайние точки, граница).
Пр.работа №3 Характеристика географического положения России.
6 Географическое положение и природа России.
7 Природные условия и ресурсы. Приспособление человека к природным условиям.
8 Карта часовых зон России.
Пр.работа №4 Определение местного времени для разных пунктов России.
9 Обобщающий урок: Россия на карте мира.
Тема №3 История изучения территории России (5часов)
10 Русские землепроходцы 11-17 в.в. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока.
11 Пр.работа №5 Обозначение на конт.карте географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев.
12 Географические открытия в России 18-19 в.в. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция..
13 Географические исследования 20в.
14 Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз. Пр.работа №6 Анализ источников информации об истории освоения территории России.
Тема №4 Геологическое строение и рельеф (6 часов)
15 Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. Геологическая карта. Особенности геологического строения.
16 Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса.
17 Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы.
18 Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма.
19 Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых в России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.
Пр.работа №7 Выявление зависимости между строением земной коры, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий.
20 Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.
Пр.работа №8 Нанесение на карту основных форм рельефа страны.
Тема №5 Климат России (9 часов)
21 Факторы, определяющие климат России.
22 Солнечная радиация. Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения.
Пр.работа №9 Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте.
23 Климатические пояса и типы климатов России.
Пр.работа №10 Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России.
24 Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождения атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны.
25 Основные принципы прогнозирования погоды.
Пр.работа №11 Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте.
26 Атмосфера и человек. Влияние климата на жизнь человека.
27 Неблагоприятные явления погоды.
Пр.работа №12 Прогнозирование тенденций изменения климата.
28 Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы.
29 Обобщающий урок
Тема №6 Гидрография России (10 часов)
30 Моря омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей.
Пр.работа №13 Составление характеристики одного из морей, омывающие территорию России.
31 Реки России.
Пр.работа №14 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей их хозяйственного использования.
32 Озера. Виды озер и их распространение по территории России.
33 Болото. Виды болот и их хозяйственное значение.
34 Природные льды. Сезонные и многолетние льды. Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
35 Ледники горные и покровные.
36 Великое оледенение. Ледниковые периоды.
37 Гидросфера и человек. Водные ресурсы.
38 Стихийные бедствия, связанные с водой.
Пр.работа №15 Объяснение закономерностей размещения различных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны.
39 Проект №1 Вода- источник всего живого на Земле. Необходимость рационального использования и охраны внутренних вод России.
Тема №7 Почвы России (4 часа)
40 Почва. Формирование почвы, ее состав, строение, свойства.
41 Зональные типы почв, их свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.
Пр.работа №16 Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования.
42 Почвенные карты. Почвенные ресурсы
43 Изменения почв в процессе хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв.
Проект №2 Меры по сохранению плодородия почв.
Тема №8 Растительный и животный мир (5 часов)
44 Место и роль растений и животных в природном комплексе.
45 Ресурсы растительного и животного мира.
46 Проект №3 Составление схемы рационального использования растительных и животных ресурсов Восточной Сибири.
47 Пр.работа №17 Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы.
48 Проект №4 Особо охраняемые природные территории.
Тема №9 Природные зоны России (6 часов)
49 Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы.
Пр. работа №18 Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза ее изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.
50 Природные зоны Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра.
51 Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса.
52 Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня.
53 Высотная поясность. Природно-хозяйственные зоны.
Пр.работа №19 Составление описания одной из природных зон России по плану.
54 Обобщающий урок
Тема №10 Крупные природные районы России (12 часов)
55 Островная Арктика.
56 Восточно-Европейския равнина.
57 Северный Кавказ.
58 Урал.
59 Западная Сибирь.
60 Средняя Сибирь.
61 Северо-Восток Сибири.
62 Горы Южной Сибири.
63 Дальний Восток.
64 Проект №5 Заповедные зоны крупных природных районов России.
65 Пр.работа №20 Составление описания природного района по плану.
66 Обобщающий урок.
Тема №11 Заключение. Природа и человек. (2 часа)
67 Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий.
68 Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.
Пр.работа №21 Составление прогноза развития экологической ситуации отдельных регионов на основе сведений хозяйственной и повседневной деятельности человека.
3. Календарно- тематическое планирование

п./п Наименование разделов и тем Всего часов Из них:
Контрольные и диагностические материалы (тема) Проекты Экскурсии Практ. работы
1 Географическая карта и источники географической информации. 4 2
2 Россия на карте мира. 5 2
3 История изучения территории России. 5 2
4 Геологическое строение и рельеф. 6 2
5 Климат России. 9 4
6 Гидрография России. 10 1 3
7 Почвы России. 4 1 1
8 Растительный и животный мир России. 5 2 1
9 Природные зоны России. 6 2
10 Крупные природные районы России. 12 1 1
11 Заключение. Природа и человек. 2 1
Итого 68 5 21
3.1. Поурочное планирование
№ Тема урока Кол-во часов Дата по плану Дата факт.проведения
Географическая карта и источники географической информации (4 часа)
1 Географическая карта и ее математическая основа. Картографические проекции и их виды. 1 2 Пр.работа №1 Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях. 1 3 Масштаб. Система географических координат. 1 4 Пр.работа №2 Чтение топографических карт. Построение профиля местности. 1 Россия на карте мира (5 часов)
5 Географическое положение России (территория, крайние точки, граница).
Пр.работа №3 Характеристика географического положения России. 1 6 Географическое положение и природа России. 1 7 Природные условия и ресурсы. Приспособление человека к природным условиям. 1 8 Карта часовых зон России.
Пр.работа №4 Определение местного времени для разных пунктов России. 1 9 Обобщающий урок: Россия на карте мира. 1 История изучения территории России (5 часов)
10 Русские землепроходцы 11-17 в.в. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. 1 11 Пр.работа №5 Обозначение на конт.карте географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев. 1 12 Географические открытия в России 18-19 в.в. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция.. 1 13 Географические исследования 20в. 1 14 Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз. Пр.работа №6 Анализ источников информации об истории освоения территории России. 1 Геологическое строение и рельеф (6 часов)
15 Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. Геологическая карта. Особенности геологического строения. 1 16 Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. 1 17 Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. 1 18 Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. 1 19 Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых в России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.
Пр.работа №7 Выявление зависимости между строением земной коры, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий. 1 20 Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.
Пр.работа №8 Нанесение на карту основных форм рельефа страны. 1 Климат России (9 часов)
21 Факторы, определяющие климат России. 1 22 Солнечная радиация. Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения.
Пр.работа №9 Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте. 1 23 Климатические пояса и типы климатов России.
Пр.работа №10 Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России. 1 24 Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождения атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. 1 25 Основные принципы прогнозирования погоды.
Пр.работа №11 Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте. 1 26 Атмосфера и человек. Влияние климата на жизнь человека. 1 27 Неблагоприятные явления погоды.
Пр.работа №12 Прогнозирование тенденций изменения климата. 1 28 Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы. 1 29 Обобщающий урок 1 Гидрография России (10 часов)
30 Моря омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей.
Пр.работа №13 Составление характеристики одного из морей, омывающие территорию России. 1 31 Реки России.
Пр.работа №14 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей их хозяйственного использования. 1 32 Озера. Виды озер и их распространение по территории России. 1 33 Болото. Виды болот и их хозяйственное значение. 1 34 Природные льды. Сезонные и многолетние льды. Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. 1 35 Ледники горные и покровные. 1 36 Великое оледенение. Ледниковые периоды. 1 37 Гидросфера и человек. Водные ресурсы. 1 38 Стихийные бедствия, связанные с водой.
Пр.работа №15 Объяснение закономерностей размещения различных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны. 1 39 Проект №1 Вода- источник всего живого на Земле. Необходимость рационального использования и охраны внутренних вод России. 1 Почвы России (4 часа)
40 Почва. Формирование почвы, ее состав, строение, свойства. 1 41 Зональные типы почв, их свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.
Пр.работа №16 Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования. 1 42 Почвенные карты. Почвенные ресурсы 1 43 Изменения почв в процессе хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв.
Проект №2 Меры по сохранению плодородия почв. 1 Растительный и животный мир России (5 часов)
44 Место и роль растений и животных в природном комплексе. 1 45 Ресурсы растительного и животного мира. 1 46 Проект №3 Составление схемы рационального использования растительных и животных ресурсов Восточной Сибири. 1 47 Пр.работа №17 Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы. 1 48 Проект №4 Особо охраняемые природные территории. 1 Природные зоны России (6 часов)
49 Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы.
Пр. работа №18 Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза ее изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне. 1 50 Природные зоны Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра. 1 51 Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. 1 52 Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня. 1 53 Высотная поясность. Природно-хозяйственные зоны.
Пр.работа №19 Составление описания одной из природных зон России по плану. 1 54 Обобщающий урок 1 Крупные природные районы России (12 часов)
55 Островная Арктика. 56 Восточно-Европейския равнина. 57 Северный Кавказ. 58 Урал. 59 Западная Сибирь. 60 Средняя Сибирь. 61 Северо-Восток Сибири. 62 Горы Южной Сибири. 63 Дальний Восток. 64 Проект №5 Заповедные зоны крупных природных районов России. 65 Пр.работа №20 Составление описания природного района по плану. 66 Обобщающий урок. Заключение. Природа и человек (2 часа)
67 Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. 68 Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.
Пр.работа №21 Составление прогноза развития экологической ситуации отдельных регионов на основе сведений хозяйственной и повседневной деятельности человека. 4.Материально-техническое обеспечение
Методические пособия
1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Природа России :Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 280 с.: ил., карт.
2. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Природа России. учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 256 с.: ил., карт.3. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «Природа России» 8 класс. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 96 с.4. Географический атлас по географии: География. Природа России 8 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 20115. Контурные карты по географии: География. Природа России 8 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011
Учебные пособия
Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс 5-6 классы.
Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс 5-6 классы.
Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику 6 класса общеобразовательных учреждений «География. Физическая география» - авторы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского.
Технические средства обучения
Компьютер.
Мультимедиа-проектор.
Интерактивная доска.
Коллекция медиаресурсов.
Выход в Интернет.
Глобус большой.
Глобусы лабораторные.
Физическая карта полушарий.
Физическая карта мира
Карта Мирового океана.
Компасы.
Календарь погоды.
Коллекция полезных ископаемых.