Классный час по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ртищево Саратовской области»

Классный час «Урок доброты»








Выполнила учитель начальных классов
Тренина Елена Викторовна
МОУ «СОШ № 4
г. Ртищево Саратовской области»
ОС Школа 2100
2015 - 2016 уч.г.г.
Классный час по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ
«Урок доброты»
Цель: формирование толерантного отношения к детям и взрослым, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Задачи: познакомить учащихся с понятием «толерантность» и основными относящимися к нему категориями: терпимость, милосердие, сострадание, принятие, признание, способность к сопереживанию, прощение и др.Показать значимость толерантности, как качества личности, важного для построения позитивных отношений между разными людьми.
Учить понимать проблемы других людей, в том числе и инвалидов, воспитывать гуманное к ним отношение.
Способствовать развитию социального интеллекта учащихся.
Оборудование: плотная повязка для глаз, листы бумаги, ножницы, ватман (дерево толерантности).
Ход урока
- Наш сегодняшний классный час я бы хотела начать с прослушивания одного великолепного музыкального произведения. Если хотите, можете закрыть глаза. (Прослушивание произведения Людвига Ван Бетховена «К Элизе»).
- Скажите, пожалуйста, какое впечатление на вас произвела эта музыка?
- Что вы можете сказать о ней?
- А знаете ли вы, кто автор данного произведения? (Людвиг Ван Бетховен) (СЛ. 2) .
- А знаете ли вы, какая особенность была у этого композитора? (Он был глухим)
- А теперь давайте снова окунемся в мир прекрасного, теперь уже в мир поэзии, и послушаем стихотворение девушки, которую зовут Соня Шаталова. (Прослушивание стихотворения из фильма «Клеймо» с 19:50 мин. По 20:38 мин.)
- Какое впечатление на вас произвели эти стихи?
- А как вы думаете, что отличает Соню от других поэтов?
- У Сони Ранний Детский Аутизм. Тяжелая форма. (СЛ. 3)
- А теперь взгляните, пожалуйста, на следующие слайды (СЛ. 4, 5, 6) .
- Какое впечатление производят на вас эти картины?
- А вы знаете, кто автор этих картин?
- Автором этих картин является Элисон Лаппер. Женщина, у которой от рождения нет рук. (СЛ. 7, 8)
- Скажите, пожалуйста, что объединяет этих людей? (наличие недуга)
- А какими словами вы могли бы охарактеризовать этих людей? (талантливые, смелые, особенные и т. д.) .- А можно ли сказать, что эти люди ограниченные? (если только в плане здоровья)
- А как людей с ограниченными возможностями здоровья называют у нас? (инвалиды).
- А знаете ли вы, что означает слово «инвалид»? (СЛ. 9)
- Слово «инвалид» произошло от латинского «in» - не (отрицательная приставка) и слова «valido» - ценный. То есть данное слово переводится как «не имеющий ценности».
- Стоит ли так называть людей, как вы думаете?
- А знаете ли вы, что такое толерантность. Многие из вас не знакомы с этим понятием.
Что же это такое? (СЛ. 10)
-На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талерайн Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Нополеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Как видите, Талерайн Перигор умел быть толерантным человеком.
Толерантность — терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – НЕ ЗНАЧИТ РАВНОДУШИЕ!
На всех языках это слово обозначает практически одно и то же: (СЛ. 11)
• в английском – готовность быть терпимым;
• во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
• в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
• в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
• в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
День толерантности отмечается 16 ноября.
- А что значит, по – вашему, принимать человека таким, какой он есть? (быть с ним наравне)
Всем вам известный А. Энштейн сказал замечательную вещь: «Все мы гении. Но если судить рыбу по её способности лазить по деревьям, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой». (СЛ. 13)
- Согласны вы с данным высказыванием?
- В доказательство этого я хочу показать вам небольшой отрывок фильма. (ФИЛЬМ «Аутисты» с 12:22 мин. По 13:30 мин.)
- А теперь я хочу предложить вам игру. Я назвала ее «Побудь в моей шкуре». Кто желает попробовать?
1. Вызываются двое учащихся, им завязывают глаза, и они пробуют нарисовать солнышко на доске.
2. Учащийся пытается вырезать квадрат из бумаги одной рукой. Вторая рука находится сзади, за спиной.
3. Ученик с заткнутыми ушами пытается понять, о чем его просят.
Рефлексия:
- А сейчас, дорогие ребята, на тех листочках, которые я раздала вам в начале урока, я попрошу вас написать свои впечатления о сегодняшнем уроке добра. Быть может, это будут ваши пожелания, ваше мнение.
И мы прикрепим ваши листочки на наше «Дерево толерантности».
- А закончить наше мероприятие я хочу пожеланием: будьте добрыми, будьте терпимыми и тогда люди вокруг вас станут добрее и терпимее и к вам. Спасибо за работу!
Анкета
1. Знаете ли Вы, что такое толерантность?
А) да, знаю. Толерантность – это… ___
Б) не знаю.
В) что – то слышал (а) об этом.
2. Как Вы относитесь к людям с ограниченными возможностями здоровья (люди – инвалиды, люди, имеющие интеллектуальные, психические нарушения и т. д.)?
А) отношусь также как и ко всем.
Б) отношусь отрицательно.
В) жалею.
Г) мне без разницы.
3. Вы бы хотели узнать о толерантности и людях с ОВЗ больше?
А) да.
Б) нет.
В) мне без разницы.