Урок по формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья «Мы разные, но мы дружим!»


Урок по формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья
«Мы разные, но мы дружим!»
«Если я чем-то на тебя не похож,я этим вовсе не оскорбляю тебя,а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери
Введение
Все мы живем в обществе. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Прелесть современного мира именно в многообразии, многогранности.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, к сожалению, становятся приметами нашего времени.  Дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам существовал и ранее, но сегодня он принимает жесточайшие формы и угрожающие размеры, особенно среди молодежи. А ведь проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, уважение, доброжелательность, коммуникабельность.
     Именно поэтому, сегодня особенно актуальной стала проблема воспитания терпимого отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Отношения здоровых людей к людям с ограниченными возможностями в современном обществе являются очень сложными. В силу ряда существенных причин, порожденных временем множество людей не в состоянии понять проблемы человека с ограниченными возможностями.
        В настоящие время  большое внимание развитию толерантности мы уделяем в школе. Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может выступать в качестве одного направлений воспитательной работы классного руководителя в условиях ФГОС. Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий  успешной реализации в будущем потенциала личности. Воспитание в духе терпимости способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.  
   В основе содержания методической разработки лежит несколько идей, которые являются важным условием эффективности воспитания толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья: подростку должно быть понятно, зачем ему надо учиться быть толерантным; подростку должно быть интересно учиться быть толерантным; у подростка должна быть возможность понять, что значит быть человеком с ограниченными возможностями здоровья.
Вид урока: проблемно-ценностное общение
Цель: формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
учить детей адекватно реагировать на людей с ограниченными возможностями здоровья;
формировать у школьников специальные навыки для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья;
пробудить в детях чувство милосердия, готовности помочь людям, попавшим в беду;
Планируемые результаты:
Результаты первого уровня: происходит процесс получения знания о понятии «человек с ограниченными возможностями здоровья», понимание обсуждаемого материала.
Результаты второго уровня: формирование позитивных отношений школьника к людям с ограниченными возможностями здоровья и осознание ценности здоровья, понимание того, что такие люди  живут рядом с нами и являются полноценными членами общества.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия через создание социального проекта «Мы разные, но мы дружим».
Методика проведения
Для решения поставленных задач урок построен на следующих принципах: активной включенности школьников в освоение предлагаемой информации, доступности, системности, рефлексивности, мотивации.
В ходе мероприятия применяется система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учеников с использованием имеющихся знаний. Частично-поисковый, проблемный, репродуктивный методы строятся на практической направленности, разнообразных коммуникациях, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе, рефлексии.
Подготовительная работа с детьми
Класс делится на 4 группы.
Подготовить карточки со словами для работы с определением.
Подготовить сигнальные карточки «верю», «не верю» для каждой команды.
Оформление класса:
а) Эпиграф: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Антуан де Сент-Экзюпери .
б) можно поставить столы для работы детей в группах
в) на стол каждой группы положить листы бумаги, карандаши, фломастеры;
План урока
1. Приветствие. Метод «Найди похожих»
2. Определение темы. Беседа.
3. Работа с понятием «толерантность».
4. Игры и упражнения, направленные на формирование толерантного сознания и поведения обучающихся:
Упражнение «Орехи»
Упражнение «Помоги одеться».
Упражнение «Мостик»
Игра «Верю-не верю»
Игра «Словарь толерантности»
5. Создание социального проекта «Мы разные, но мы дружим».
6. Заключительный этап. Рефлексия.
Упражнение «Частичка сердца для тебя».
Ход классного часа
I.Приветствие.
Метод «Найди похожих»
Цель: преодоление неловкости, создание веселой и непринужденной обстановки, сплочение детского коллектива.
Учитель: «Я буду говорить некоторые фразы-утверждения, к кому из вас они подходят, те выходят в круг».
- Кто в семье старший?
- Кто в семье младший?
- Кто единственный?
- Кто пришел в брюках?
- Кто пришел в юбке?
- Кто сегодня не успел позавтракать?
- У кого сегодня хорошее настроение?
У меня тоже сегодня очень хорошее настроение, потому что рада встречи с вами!
II. Определение темы. Беседа.
Учитель:
- Я вам предлагаю посмотреть небольшой отрывок из фильма, а затем скажите мне, о чем мы сегодня с вами будем говорить.
Просмотр начала документального фильма "Сломанная кукла" Марисоль Галыш – 1 минута. (Напомним, главная героиня фильма – 11-летняя ангарчанка Вера Кращук. После рождения ей поставили диагноз – ДЦП. Документальная лента рассказывает о судьбе Веры, которая, несмотря на свой диагноз, мечтала танцевать и свой первый танец исполнила на инвалидной коляске).
Дети называют тему классного часа.
- Правильно, ребята. Мы будем говорить о детях с ограниченными возможностями здоровья, о толерантном отношении к ним. Вы посмотрели начало фильма.
- Кто главный герой фильма?
- Как вы думаете, какая у нее мечта?
- Сможет ли девочка танцевать, вы узнаете в конце нашего классного часа.
- Почему наша тема звучит: «Мы разные, но мы дружим»? (дети называют свое мнение)
- В начале нашей встречи вы увидели, что все мы разные, когда вы выходили ко мне. Но, несмотря на это, мы дружим.
III. Работа с понятием «толерантность».
-Как вы понимаете слово «толерантный»?
Работа в группах: из данных слов выберите синонимы к слову толерантность (терпимость, безразличие, принятие, милосердие, сострадание, равнодушие). Далее дети формулируют определение:
Толерантность — терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – НЕ ЗНАЧИТ РАВНОДУШИЕ!
На всех языках это слово обозначает практически одно и то же: (СЛ. 11)
• в английском – готовность быть терпимым;
• во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
• в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
• в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
• в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
День толерантности отмечается 16 ноября.
- А что значит принимать человека таким, какой он есть? (быть с ним наравне)
IV. Игры и упражнения, направленные на формирование толерантного сознания и поведения обучающихся.
Упражнение «Орехи»
Цель: осознание важности индивидуальных различий.
Инструкция: На стол каждой группы высыпаются грецкие орехи, и каждый ребенок берет себе по одному. Дается 1 минута, чтобы рассмотреть форму, цвет, рисунок прожилок, дефекты, т.е. запомнить свой орех, чтобы затем его найти. Далее орехи собираются в мешок, перемешиваются и высыпаются обратно на стол. Задача каждого из участников – найти свой орех.
Вопросы для обсуждения: По какому принципу нашли свой орех (цвет, форма, размер, дефекты)? Кому было нелегко? Как вы искали свой орех?
- Теперь скажите, важно ли для человека отличаться от других? Почему?
Упражнение «Помоги одеться»
Цель: формирование установки на помощь нуждающемуся.
Работа в группах, в каждой из которых выбирается человек, которому нужна будет помощь.
Учитель: - Перед вами стулья с верхней одеждой. Участникам, которых выбрала каждая группа, необходимо одеться как можно быстрее. Одеваться вы, конечно же, все умеете, поэтому я хочу усложнить задачу, одеваться нужно будет с завязанными глазами. Команды, помогите своему другу собраться на улицу.
Затем следует обсуждение.
Вопросы ребятам с завязанными глазами:
- Что вы чувствовали, когда вам завязали глаза? (страх, сомнение, тревогу)
- Сложно ли вам было одним справиться с поставленной задачей?
- Что вы почувствовали, когда ребята вам стали помогать? (радость, облегчение, благодарность)
Вопросы остальным ребятам:
- Понравилось ли вам такое упражнение? Почему? (почувствовали свою значимость, включенность каждого в общее дело)
- Сложно ли вам было помогать своему товарищу? (нет)
- Что вы полезного получили для себя, помогая товарищу? (работали дружно, учились договариваться и подбадривать одноклассника).
Упражнение «Мостик»
Цель: Развитие коммуникативных умений (умение договариваться, находить компромиссные решения, уступать, не обращая внимания на индивидуальные различия).
На полу рисуется узкая дорожка - "мостик", по которому с разных сторон должны одновременно пройти два человека. Внизу под мостиком "река". Участники делятся на пары и расходятся по разным "берегам". Способы преодоления "мостика" могут быть любые, но с одним условием: участники не должны друг с другом заранее договариваться.
Инструкция: Каждому из вас необходимо перебраться на другую сторону реки. А как вам удастся это сделать, мы сейчас увидим.
Рекомендации ведущему: Необходимо обратить внимание на способы взаимодействия участников групп, и каким образом достигается взаимопонимание.
Вопросы учащимся после проведения упражнения:
- Сложно ли было договориться с одноклассником, который шел на встречу?
- Что вы чувствовали, когда вас не понимали?
Ребята, у вас сейчас была возможность побывать на месте людей с ограниченными возможностями здоровья, хотя бы немного понять, что чувствуют эти люди.
- Как вы думаете, сложно ли людям с ОВЗ?
- Много ли таких людей среди нас? (С каждым годом количество таких людей возрастает, но мы их всех можем и не видеть среди нас, т.к. сложно передвигаться по нашим дорогам, не всегда есть возможность выйти на улицу погулять или просто – эти люди стесняются своего недуга).
Игра «Верю-не верю»
Цель: показать детям способности людей с ОВЗ
Учитель: Я сейчас буду называть утверждения. Каждая команда должна поднимать сигнальную карточку «верю» или «не верю». Затем команда обосновывает, почему можно верить или не верить каждому утверждению
Примеры утверждений
все дети любят манную кашу;
все собаки не любят кошек;
все женщины хорошо готовят;
у всех людей хорошее здоровье;
невидящие люди могут работать на компьютере;
только высокие люди могут играть в баскетбол;
человек с инвалидностью может быть президентом;
неслышащие люди могут танцевать;
человек с инвалидностью может быть рок-звездой (знаменитым художником, артистом, ученым)
ребята с инвалидностью могут быть хорошими друзьями.
Утверждение Объяснение
Невидящие люди могут работать на компьютере Да, есть специальные озвучивающие программы, незрячий ориентируется по слуху
Только высокие люди могут играть в баскетбол Все могут играть. Для этого можно пониже опустить корзину. В качестве иллюстрации можно показать фото с человеком на коляске, который играет в волейбол или обратиться к ролику «Мужская дружба» в приложении
Неслышащие люди могут танцевать Да, они чувствуют звук благодаря вибрационной чувствительности. В качестве иллюстрации можно провести имитацию-потопать ногами по полу, а другие могут почувствовать вибрацию пола
Человек с инвалидностью может быть рок-звездой (знаменитым художником, ученым, артистом, политиком) Примеры известных людей: российская певица Диана Гурцкая (невидящая), американский певец Стиви Вандер, мексиканская хужожница Фрида Кало (трудности в передвижении), американский актер Том Круз (дислексия, непонимание смысла прочитанного), Теодор Рузвельт президент США (перемещался на инвалидной коляске)
Игра «Словарь толерантности»
Цель: развитие коммуникативных умений
Приведены слова, которых необходимо избегать при общении с людьми с инвалидностью. Почему некоторые выражения могут обидеть людей с инвалидностью?
Детям необходимо подобрать нейтральные выражения. Каждая команда получает одно слово, дается минута для обсуждения. Далее ребята сообщают свое мнение.
№№п.п. Привычное выражение
Корректное выражение
1. Человек с недостатком здоровья, больной, неполноценный Поскольку мы смотрим на человека, а не на его инвалидность, то лучше сказать «человек с инвалидностью»
2. Слепой Человек с нарушением зрения, незрячий
3. Глухой, глухонемой Человек с нарушением слуха
4. Слабоумный, отстает в развитии Человек с особенностями развития
5. Парализованный, прикованный к инвалидной коляске Человек на коляске
6. Даун, с болезнью Дауна Человек с синдромом Дауна
V. Создание социального проекта «Мы разные, но мы дружим».
Цель: Осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях.
Учитель:
- А вы знаете, что в нашем городе есть дети с ограниченными возможностями  здоровья и некоторые из них проживают в нашем микрорайоне?
- Как вы думаете чем мы можем им помочь?
Учащиеся сами предлагают возможные варианты (подарки, праздники, экскурсии). Исходя из предложений учащихся, каждая группа получает задание проекта:
1 группа: составление сценария праздника «День Добра» для детей с ограниченными возможностями здоровья.
2 группа: подарки своими руками, подарочная мастерская
3 группа: создание открыток и стенгазеты
4 группа: оформление зала.
  Каждая группа к концу занятия представляет свой проект: план по реализации мероприятия, исходя из поставленных в группе задач, определив функциональные обязанности каждого участника и конечный результат. Педагог благодарит учащихся за проведенную работу, опрашивает, что могут добавить другие группы по данному вопросу.
  Когда все группы представят свои результаты,  педагог озвучивает, что с таким готовым проектом можно пригласить детей с ограниченными возможностями здоровья к нам в школу на праздник «День Добра»!
 
VI. Заключительный этап. 
Учитель:
- Ребята, кто помнит, что я обещала вам в начале урока? Давайте узнаем, сбылась ли мечта Веры.
Просмотр конца документального фильма "Сломанная кукла" Марисоль Галыш – с 20 по 24 минуту. Сюжет с танцем главной героини фильма.
Вопросы после просмотра:
- Кто помог ей в осуществлении ее мечты? (все люди, которые рядом с ней, работники танцевальной студии, работники различных служб, близкие люди)
- Я думаю, что реализовав наш проект, мы подарим таким детям свое тепло, любовь, сделаем их счастливее. Это в наших силах.
2. Упражнение «Частичка сердца для тебя». 
- У каждого из вас есть «сердечко» (стикер в виде сердца). Напишите на нем: что лично вы сделаете, проявляя толерантность к людям с ограниченными возможностями.
Учитель проходить с гелиевым шаром в форме Сердца, ребята прикрепляют свои сердечки и говорят, как они проявят доброту и толерантность.
- Вот мы и сложили большое сердце доброты из частичек ваших сердец. Давайте его запустим, чтобы все наши светлые помыслы реализовались в жизни.
Запуск шарика, со словами учителя: «Мы разные, но мы дружим»!!!
Анализ результатов и выводы
Проведение урока способствовало формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями, позволило расширить информированность учеников о таких людях, пробудить у школьников желание в оказании помощи и проявлении добра.
Воспитательный потенциал мероприятия, безусловно, очевиден, так как именно на таких занятиях происходит пробуждение в детях чувства милосердия, готовности помочь людям, попавшим в беду.
Список используемых источников
Абозина, Г. А. Классный час для старшеклассников «Толерантность» / ГА. Абозина // М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – №4.
Асмолов, А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.
Булгакова, М. Н. Воспитание толерантности / М. Н. Булгакова // Справочник заместителя директора школы. – ЗАО «МЦФЭР», 2008. – №8.
Гревцева, И. В. Классный час «Что такое толерантность?» / И. В. Гревцева // М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – №4,
Зайцева, М. И. Проект «Подросток и толерантность» / М. И. Зайцева // Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2007. – №1.
Иванова, Т. А. Классный час для учащихся средних классов «Все мы разные» / Т. А. Иванова, Е. В. Борисоглебская // М.; Центр «Педагогический поиск», 2006. – №4.
Летяга, Д. С. Воспитание толерантности / Д. С. Летяга, Т. А. Панова //Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2008. – №3.
Никулина, О. Б. Формирование основ толерантного сознания / О. Б. Никулина // Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2008, – №10.
Преподавание прав человека в 6 – 8 классах средней школы: Книга для учителя. Т. 1. – М., 2000.
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 частях, – М: Генезис, 2001.