Конспект занятия по формированию толерантного отношения к людям с инвалидностью (7 класс)


Конспект занятия с учащимися 7го класса
по формированию толерантного отношения к людям с инвалидностью
Цель: формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью среди подростков.
Задачи:
-расширение представлений о видах инвалидности;
-развитие представлений о возможностях людей с инвалидностью к доступному общению и пребыванию в социальной среде;
-развитие эмпатии.
Материалы: тканевые повязки.
Место проведения: класс, рекреация, вход в школу, спортзал.
1. Вводная часть.
Установление контакта с участниками, объявление темы занятия.
Упражнение № 1 «Внимательный собеседник».
Участникам предлагают внимательно посмотреть на соседа справа и назвать положительное качество, которым он обладает, например, «Миша, мне кажется, ты очень добрый человек».
2. Основная часть.
Дискуссия на темы: что такое «ограниченные возможности здоровья», «безбарьерная среда», «инвалидность».
Ведущий задает вопросы:
- что вы знаете об абсолютном здоровье и людях с ограниченными возможностями здоровья? Какие бывают виды инвалидности?
Ответы участников занятия фиксируются маркером или мелом на доске.
Упражнение № 2 «Ограниченные возможности».
Участники делятся на 3 команды.
Им предлагается «ощутить на себе», как может чувствовать себя в нашем мире человек с ограниченными возможностями здоровья. 1-я команда строит башню с помощью бумаги, скотча и ножниц. Условие: участники не могут говорить и общаются жестами.
2-я команда собирает пирамиду, нужно надеть последовательно кольца разного размера на стержень. Условие: повязки на глаза, нельзя видеть то, что собираешь. У группы есть помощник, который может подсказывать, как именно действовать.
Участники 3-ей команды фиксируют конечности по своему выбору с помощью повязок, пробуют передвигаться по классу, брать высоко расположенные предметы, включать свет и т.д.
По окончании заданных действий ведущий задает вопросы к участникам: «Как вы себя чувствовали? Легко ли было выполнять задания? Что могло бы вам помочь?» Выслушав, обращает внимание на то, что у людей с ограниченными возможностями здоровья подобные состояния длятся не 2 минуты, а в течение всей жизни.
Если упражнение вызвало у ребят защитную психологическую реакцию в виде смеха, можно спросить «Как вы думаете, почему люди с подобными заболеваниями в таких ситуациях не смеются? Хотелось бы вам, чтобы над вами смеялись?»
После этого участникам предлагается повторить упражнения с помощниками. Ставится вопрос: «Легче ли стало передвигаться, выполнять ранее затруднительные или невозможные для выполнения действия? Как такие, как вы, могут помочь людям с ограниченными возможностями здоровья?»
Исследовательская деятельность.
Команды, по заданию ведущего, исследуют рекреацию, вход в школу и спортзал с целью выяснить, насколько удобна среда для инвалидов и создают список усовершенствований для организации безбарьерной среды.
3. Обсуждение.
Обсуждаются результаты исследования.
Вопрос к участникам: «Что можно улучшить в окружающей среде города, чтобы сделать ее доступной для людей с ограниченными возможностями?»