Элективный курс Методы решения физических задач (11 класс)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бродовская средняя общеобразовательная школа
«Программа рекомендована
к использованию»
Протокол заседания НМС № 1
от 29.08.2014 год
Председатель НМС
____________Хабарова С.Б
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учителей гуманитарного цикла
Протокол №1
От « 29» 08. 2014 год Утверждено педагогическим советом школы
Протокол № 2
от 30.08.2014 год «Утверждаю»
____________
А.А. КосинковПриказ № 84
От «03» 09 2014 год

Рабочая программа элективного курса
«Методы решения физических задач»
для 11 класса
на 2014 - 2015 учебный год
Составитель:
учитель физики
Бутко Владимир Евгеньевич
с. Бродовое 2014 г.
Пояснительная записка.
Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Физическая задача – это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики, направленных на овладение знаниями по физике и на развитие мышления. Хотя способы решения традиционных задач хорошо известны (логический (математический), экспериментальный), но организация деятельности учащихся по решению задач является одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся. Сегодня знания учащихся по физике явно демонстрируют все большую дифференциацию выпускников по качеству подготовки. Прослеживается тенденция явного роста качества подготовки сильной группы учащихся и все большее отставание от них групп выпускников с удовлетворительным и неудовлетворительным уровнями подготовки. Причем ранее это отставание определялось в основном как качественный показатель, т.е. слабые учащиеся делали больше вычислительных ошибок, не могли довести до конца решение. Постепенно картина меняется в сторону количественных показателей, выделяются целые темы и элементы содержания, которые «выпадают» из поля зрения всей этой группы выпускников, они начинают отставать не только по качеству подготовки, но и по объему знаний.
В соответствии с ФБУП физика может изучаться на базовом уровне (2 часа в неделю) или на профильном уровне (5 часов в неделю и более). Предполагается, что те учащиеся, которые планируют продолжить свое образование в вузах физико-технического профиля должны изучать физику на профильном уровне, т.е. не менее 5 часов в неделю. Но жизнь вносит свои коррективы. Как правило, в образовательных учреждениях выбирается учебный план универсального образования, при котором все предметы изучаются на базовом уровне, а расширение идет за счет элективных курсов. По физике это означает выбор базового уровня с учебной нагрузкой в два недельных часа, что означает точное следование базовому стандарту предмета: познакомить учащихся с предусмотренным спектром физических явлений, обеспечить общекультурную подготовку в этой области знаний. Но при этом невозможно изучить все законы, необходимые для объяснения физических явлений, а, следовательно, невозможно обеспечить формирование умения решать задачи по физике (что базовый уровень стандарта и не предусматривает). Поэтому элективные курсы по решению физических задач в первую очередь призваны развивать содержание базового курса физики, и в непрофильных классах у учащихся появляется реальная возможность при наличии данного элективного курса получить подготовку, соответствующую профильному уровню изучения предмета, и подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Элективный курс «Методы решения физических задач» рассчитан на преподавание в объеме 68 часов на учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений универсального профиля, где физика преподается по базовому уровню.
Его основная направленность - подготовить учащихся к ЕГЭ с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в 7-9 классах, а также углублению знаний по темам при изучении курса физики в 10-11 классах. Занятия проводится 2 часа в неделю в течение учебного года.
Цели элективного курса:
1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
2. совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
3. формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
4. применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Задачи курса:
1. Углубление и систематизация знаний учащихся;
2. Усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
3. Овладение основными методами решения задач.
Программа элективного курса составлена с учетом государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики базовой и профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу используюся вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.
В начале изучения курса дается два урока, целью которых является знакомство учащихся с понятием «задача», их классификацией и основными способами решения. Большое значение дается алгоритму, который формирует мыслительные операции: анализ условия задачи, догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решение), вывод.
При решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности.
Для выполнения программы требуется:
Повторение теории (правила, законы и т.д.).
Ознакомление с типами задач и их методикой решения.
Самостоятельная работа учащихся (выполнение домашних заданий).
В первой части уделяется минимальное количество времени, т.к. теорию проходят во время урока.
Основной упор делается в разборе типов задач. Здесь уделяется большое внимание разбору задач экзаменов, ЕГЭ и олимпиад.
После каждого занятия учащимся дается домашнее задание. Надо помнить, что без самостоятельной работы – знание учащиеся не получат. Проверку домашних задач надо делать тщательно, каждое исправление ошибок учащихся должно быть с комментарием. В классе делается разбор тех домашних задач, которые большинством учащихся не сделаны.
Средства обучения
Основными средствами обучения при изучении курса являются:
Физические приборы.
Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).
Дидактические материалы.
Учебники физики для старших классов средней школы.
Учебные пособия по физике, сборники задач.
Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа предполагает создание дидактического комплекса задач, решенных самостоятельно на основе использования конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики из различных сборников задач с ориентацией на профильное образование учащихся.
Программа составлена на основании:
«Программы общеобразовательных учреждений» физика 7-11 классы, М., «Просвещение», 2010 г. Г.Г. Саенко, В.С. Данюшенков и др.
В. Л. Орлов, Ю. А. Сауров, «Методы решения физических задач», М., Дрофа, 2005 год.
Н. И. Зорин. Элективный курс «Методы решения физических задач: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 год (мастерская учителя).
Нормативными правовыми документами для составления рабочих программ учебных курсов являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 241 от 20.08.2008 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
Приказ Министерства образования № 253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении Федерального перечня учебников на 2014/2015 учебный год».
Приказ департамента образования, науки и молодёжной политики от 30.08.2013 года № 840О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образовании.- Устав школы;
- Программа развития на 2011-2015 учебный год;
- Образовательная программа на 2014-2015 учебный год;
Содержание программы
1. Правила и приёмы решения физических задач (2 часа)
Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Анализ решения и оформление решения. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии.
2. Повторение курса физики 7 – 9 классов (10 часов)
Первоначальные сведения о строении вещества. Механические явления. Взаимодействие тел. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Работа, мощность и энергия.
Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества. Электрические и электромагнитные явления. Световые явления.
Механические колебания и волны. Элементы атомной физики.
Итоговое тестирование – 1 час.
3. Механика (6ч)
Основы кинематики, динамики и статики. Законы сохранения.
Виды движения. Законы динамики Ньютона. Условия равновесия тел. Виды равновесия. Законы сохранения импульса и энергии.
4. Молекулярная физика и термодинамика (7 часов)
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (4 часа). Решение задач на основные характеристики молекул на основе знаний по химии и физики. Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Графическое решение задач на изопроцессы.
Алгоритм решения задач на определение характеристик влажности воздуха. Решение задач на определение характеристик твёрдого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Проверочная работа по теме «Молекулярная физика» - 1 час.
5. Основы термодинамики (8 часов)
Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты.
Алгоритм решения задач на уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели. Расчет КПД тепловых установок графическим способом.
Тестирование по теме «Основы термодинамики» - 1час.
6.Основы электродинамики (19 часов)
Электростатика
Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. Закон Ома для полной цепи. Закон электролиза. Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Алгоритм решения задач: динамический и энергетический. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Законы постоянного тока.Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений.
Электрический ток в различных средах.Электрический ток в металлах, газах, вакууме. Электролиты и законы электролиза. Решение задач на движение заряженных частиц в электрическом и электромагнитных полях: алгоритм движения по окружности, движение тела, брошенного под углом к горизонту, равновесие тел.
Электрическое и магнитное поля.
Правило буравчика. Сила Ампера. Сила Лоренца. Задачи разных видов на описание магнитного поля тока: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. Применение правила Ленца. Закон электромагнитной индукции. Явление самоиндукции. Индуктивность. Электромагнитные колебания. Формула Томсона.
Проверочная работа по теме «Электродинамика» - 1 час.
7. Волновые и квантовые свойства света (15часов)
Законы геометрической оптики. Формула тонкой линзы.
Увеличение линзы. Интерференция волн. Дифракция волн.
Поперечность световых волн. Поляризация света. Фотоэффект и законы фотоэффекта. Модели атомов. Квантовые постулаты Бора. Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.
8. Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач (4 часа)
Основные блоки:
№ Тема Кол-во
часов Формы проведения Образовательный продукт
1 Правила и приемы решения физических задач 2 Беседа. Лекция
Собеседование.
Практикум по решению задач. Тестирование 2 Повторение курса физики 7 – 9 классов 10 Умение решать физические задачи различных типов и видов
3 Механика 6 4 Молекулярная физика и термодинамика 7 5 Основы термодинамики 8 6 Основы электродинамики 19 7 Волновые и квантовые свойства света 12 8 Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач 4 Тестирование.
ИТОГО: 68 Календарно-тематическое планирование.
№ п/п ТЕМА Форма проведения Образовательный продукт Дата
план факт
1. Правила и приёмы решения физических задач (2 часа) 1 Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Классификация физических задач. Лекция. Беседа. Знания о составе физической задачи, физической теории и решении задач (классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения). Знание различных приемов и способов решения физических задач. 2.09 2 Общие требования. Этапы решения задач. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии. 6.09 2. Повторение курса физики 7 – 9 классов (10 часов) 3 Строение вещества. Молекулы. Диффузия. Решение тестов ЕМЭ. Собеседование.
Тестирование 9.09 4 Механическое движение. Взаимодействие тел. Силы в природе. Решение тестов ЕМЭ. 13.09 5 Давление. Работа и мощность. Энергия. Решение тестов ЕМЭ. 16.09 6 Количество теплоты. Внутренняя энергия. Агрегатные состояния вещества. Решение тестов ЕМЭ. 20.09 7 Закон Ома. Соединение проводников. Магнитное поле. Решение тестов ЕМЭ. 23.09 8 Оптика. Законы распространения света. Линзы. Решение тестов ЕМЭ. 27.09 9 Характеристики колебательного движения. Волны. Звук. Решение тестов ЕМЭ. 30.09 10 Радиоактивность. Ядерные реакции. Решение тестов ЕМЭ. 4.10 11 Энергия связи. Энергетический выход ядерных реакций. Решение тестов ЕМЭ. 7.10 12 Итоговое тестирование. Тестирование 11.10 3. Механика (6ч) 13 Равномерное и равноускоренное движения. Средняя скорость. Движение по окружности. Решение задач. Лекция. 14.10 14 I, II и III законы Ньютона. Движение тел в поле тяжести земли. Решение задач. Лекция. 18.10 15 Условия равновесия тел. Виды равновесия. Решение задач. Практикум
по р.з. Совершенствование навыков решения задач на данный закон 21.10 16 Задачи на закон сохранения импульса тела. Реактивное движение. Практикум
по р.з. Совершенствование навыков решения задач на данный закон 25.10 17 Задачи на закон сохранения энергии. Практикум
по р.з. Совершенствование навыков решения задач на данный закон 28.10 18 Проверочная работа по механике. Тестирование 1.11 4. Молекулярная физика (7часов) 19 Задачи на основное уравнение МКТ и характеристики молекул. Беседа 11.11 20 Решение задач на основные характеристики частиц (масса, размер, скорость). Решение задач на основное уравнение МКТ и его следствия. Практикум по р.з. Совершенствование навыков решения задач
15.11 21 Изопроцессы (изотермический, изобарный, изохорный). Адиабатный процесс. Графическое решение задач на изопроцессы. Практикум по р.з. 18.11 22 Решение задач на характеристики состояния газа в изопроцессах. Графические задачи на изопроцессы. Практикум по р.з. 22.11 23 Решение задач на свойство паров и характеристик влажности воздуха. Практикум по р.з. 25.11 24 Решение задач на определение характеристик твердого тела: закон Гука в двух формах, графические задачи на закон Гука. Практикум по р.з. 29.11 25 Проверочная работа по МКТ. Тестирование 2.12 5. Основы термодинамики (8 часов) 26 Внутренняя энергия, работа и количество теплоты. Решение задач. Собеседование 6.12 27 Внутренняя энергия, работа и количество теплоты. Решение задач. Практикум
по р.з. Совершенствование навыков решения задач на данную тему 9.12 28 Алгоритм и решение задач на уравнение теплового баланса. Лекция. 13.12 29 Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Решение количественных графических задач на вычисление работы, количество теплоты, изменения внутренней энергии. Практикум
по р.з. Совершенствование навыков решения задач на данный закон 16.12 30 Задачи на законы термодинамики. Применение к различнымизопроцессам. Практикум
по р.з. Совершенствование навыков решения задач на данный закон 20.12 31 Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. Собеседование 23.12 32 Расчет КПД тепловых установок. Графический способ решения задач на 1 и 2 законы термодинамики. 27.12 33 Проверочная работа по молекулярной физике и термодинамике. Тестирование 6. Основы электродинамики (19 часов) 34 Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Решение задач по алгоритму на сложение электрических сил с учетом закона Кулона в вакууме и среде. Собеседование.
35 Решение задач на принцип суперпозиции полей (напряженность, потенциал). Решение задач по алгоритму на сложение полей. Практикум
по р.з. Совершенствование навыков решения задач на данную тему 36 Решение задач на напряженность и напряжение энергетическим методом. Практикум
по р.з. 37 Конденсаторы. Электроемкость плоского конденсатора. Решение задач на описание систем конденсаторов. Энергия электрического поля. Практикум
по р.з. 38 Энергия заряженного конденсатора. Закон Ома для участка цепи. Решение задач. Собеседование 39 Законы последовательного и параллельного соединений. Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей (смешанных). Практикум
по р.з. Совершенствование навыков решения задач на данный закон 40 Закон Ома для полной цепи. Расчёты электрических цепей. Параллельное и последовательное соединения проводников. Собеседование. Умение анализировать электрические цепи и схемы, производить расчет величин при проверке законов видов соединений. 41 Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи. Практикум
по р.з. Совершенствование навыков решения задач на данный закон 42 Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Джоуля — Ленца, расчет КПД электроустановок. Собеседование. Умение анализировать электрические цепи и схемы, производить расчет величин при проверке законов видов соединений. 43 Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Решение задач на ток в металлах. Практикум
по р.з. Совершенствование навыков решения задач на данный закон 44 Электролиты и законы электролиза. Решение задач на законы электролиза. Практикум
по р.з. Совершенствование навыков решения задач на данный закон 45 Электрический ток в вакууме и газах. Движение зараженных частиц в электрических и электромагнитных полях. Практикум
по р.з. Совершенствование навыков решения задач на данный закон 46 Проверочная работа по электростатике. Тестирование 47 Правило буравчика. Сила Ампера. Сила Лоренца. Собеседование Совершенствование навыков решения задач на определение силы. Ампера и силы Лоренца 48 Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции и самоиндукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. Решение графических задач. Лекция. 49 Уравнение гармонического колебания и его решение для электромагнитных колебаний. Решение задач на гармонические колебания (механические и электромагнитные) и их характеристики разными методами (числовой, графический, энергетический). Собеседование Совершенствование навыков решения задач на данную тему 50 Переменный электрический ток: метод векторных диаграмм. Решение задач на расчет электрический цепей по переменному току. Практикум
по р.з. Совершенствование навыков решения задач на данный закон 51 Проверочная работа по теме «Электродинамика» Тестирование 52 Анализ и разбор наиболее трудных задач по электродинамике. Собеседование 7. Волновые и квантовые свойства света (15ч) 53 Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление. Собеседование 54
Задачи по геометрической оптике: зеркала, призмы, линзы, оптические схемы. Собеседование Знание действия собирающей и рассеивающей линз: получение изображений при помощи линз 55 Задачи по геометрической оптике: зеркала, призмы, линзы, оптические схемы. Практикум
по р.з. Совершенствование навыков решения задач на данный закон 56 Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: интерференция, дифракция, поляризация, дисперсия. Практикум
по р.з. Знание физической сущности дифракции и способа определения длины световой волны при помощи дифракционной решётки. 57 Классификация задач по СТО и примеры их решения. Лекция. 58 Квантовые свойства света. Решение задач на фотоэффект и характеристики фотона. Собеседование 59 Квантовые свойства света. Решение задач на фотоэффект и характеристики фотона. Практикум
по р.з. Совершенствование навыков решения задач на данный закон 60 Квантовые свойства света. Решение задач на фотоэффект и характеристики фотона. Практикум
по р.з. Совершенствование навыков решения задач на данный закон 61 Состав атома и ядра. Ядерные реакции. Решение задач на атомную и ядерную физику. Собеседование Знание природы радиоактивного распада и его закономерностей, а также знание закона радиоактивного распада 62 Алгоритм решения задач на расчет дефекта масс и энергетический выход реакций, закон радиоактивного распада. Практикум
по р.з. Совершенствование навыков решения задач на данный закон 63 Решение задач на расчет дефекта масс и энергетический выход реакций, закон радиоактивного распада. Практикум
по р.з. Совершенствование навыков решения задач на данный закон 64 Тестовая работа на волновые и квантовые свойства света. Тестирование 8. Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач (4 часа) 65 Итоговая работа с элементами ЕГЭ Тестирование 66 Итоговая работа с элементами ЕГЭ Тестирование 67 Анализ работы и разбор наиболее трудных задач. 68 Анализ работы и разбор наиболее трудных задач. Ожидаемыми результатами занятий являются:
расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.
Требования к уровню освоения содержания курса:
Учащиеся должны уметь:
анализировать физическое явление;
проговаривать вслух решение;
анализировать полученный ответ;
классифицировать предложенную задачу;
составлять простейших задачи;
последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;
выбирать рациональный способ решения задачи;
решать комбинированные задачи;
владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
владеть методами самоконтроля и самооценки.
Методическое обеспечение курса.
1.Ерунова Л.И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения. – М.:Просвещение,1988
2.Балаш В.А. задачи по физике и методы их решения. – М.:Просвещение,1983
3.Абросимов Б.Ф. Физика: способы и методы поиска решения задач. – М.: Издательство «Экзамен»,2006
4.Шевцов В.А. Тренажер по физике (тренировочные задачи). – Волгоград: Учитель,2007
5.Гольдфарб Н.И. Физика: сборник задач. – М.:Просвещение,1997
6.Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике. – М.: «Илекса»,2004
7.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11. – М.:Просвещение,2004
8. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-10. – М.:Просвещение,2008
9.Новодворская Е.М. Методика проведения упражнений по физике. – М.: изд-во «Высшая школа»,1980
10.Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике. – М., «Высшая школа»,1990
11.Кабардин О.Ф. Справочные материалы. – М.:Просвещение,1991
12. Новодворская Е.М., Дмитриев Э.М. Сборник задач по физике. – М. , «Оникс 21 век», «Мир и образование»,2003
13.Гладской В.М., Самойленко П.И. Сборник задач по физике. – М.:Дрофа,2004
14.Губанов В.В. Физика. 10- 11класс. Тесты. – Саратов: Лицей,2004
15.Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение,2003
16. Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике: базовый и профил. уровни: для 10 – 11 кл. общеобразоват. учеб.учреждений – М.: Просвещение, 2009.
17.Рымкевич А.П., Рымкевич П.А., М., Сборник задач по физике для 9 – 11 классов, «Просвещение»,2010
18. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский Физика 10 кл.: Учеб.для общеобразоват. учеб. учреждений: базовый и профил. уровни – М.: Просвещение, 2008.
19. КИМы по ЕГЭ.
Ресурсное обеспечение
Интерактивный курс физики (учебное электронное издание) для 7-11 классов. (Полный мультимедийный курс).
Электронное учебное пособие. Физика 7-11. «Библиотека наглядных пособий мультимедиа-объектов» (допущено Министерством образования РФ).
«Уроки физики Кирилла и Мефодия» - интерактивный курс.
«Открытая физика»