Урок математики тема Деление двузначного числа на однозначное


Проект урока.
Математика, 3 класс
УМК «Школа России»
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение
Моро М.И., Волкова С.И. Математика 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: Просвещение
Раздел календарно-тематическогопланирования:
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление.
№10 деление двузначного числа на однозначное для случаев 65 :5
Тема урока: Деление двузначного числа на однозначное для случаев 65:5
Тип урока: объяснение нового материала.
Задачи урока:
1. Научить разбивать делимое на удобные слагаемые.
2. Формировать алгоритм деления на однозначное число, когда делимое представляют в виде суммы удобных слагаемых.
3. Учить отличать удобные слагаемые от разрядных слагаемых.
4. Развивать логическое мышление при изучении нового вычислительного приёма.
5. Отрабатывать вычислительный навык.
Ожидаемые результаты:
-предметные: научить выполнять деление двузначного числа на однозначное (внетабличные случаи деления); отработка вычислительного навыка.

Метапредметные:
-познавательные:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, строить речевое высказывание, умение выбрать наиболее эффективный способ решения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, анализ объектов, синтез,
-коммуникативные: умение работать в паре, группе, учитывать и уважать мнение одноклассников, оценивать друг друга .
-регулятивные: развитие действия целеполагания, планирования, контроля, коррекции, оценки
-личностные: развитие действия смыслообразования.
Оборудование: интерактивная доска.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: знают названия компонентов при делении; знают таблицу умножения и соответствующие случаи деления; умеют представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых; знают алгоритм деления суммы на число
Этапы урока и хронометраж:
Организационный момент -30 сек.
Актуализация знаний. Тест– 6 мин.
Самоопределение к деятельности– 6 мин.
Открытие нового вычислительного приёма вида 65: 5 - 15 мин
- Создание проблемной ситуации
- Формулирование темы и цели урока
Физкультминутка - 2 мин.
Отработка вычислительного навыка по решению примеров вида 65:5– 10 мин.
Составление и решение задачи с опорой на действие деления – 5 мин.
Итог урока – 2,5 мин.
Содержание урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Теоретическое обоснование


Организационный этап.
30 сек.




2.
Актуализация знаний. Тест.
6 мин.
(вопросы теста записаны на интерактивной доске, но задания читает сам учитель)




















































3.
Самоопределение к деятельности
6 мин














































4.
Открытие нового вычислительного приёма вида 65:5
- создание проблемной ситуации
- формулирование темы и цели урока

15 мин.















































5.
Физкультминутка «Весёлое лото»
2 мин


















6.
Отработка вычислительного навыка по решению примеров вида 65:5






























7.
Составление и решение задач с опорой на действие деления




























8.
Итог урока
Сегодня нам предстоит серьёзная работа. У каждого из вас на столе лежит оценочный лист, вы будете сами себя оценивать и вас будут оценивать товарищи. Пожелаем друг другу удачи и вперёд, за новыми знаниями.

В тесте 5 заданий, у каждого задания несколько вариантов ответов, вам надо выбрать только один. За это задание каждый получает оценку в свой оценочный лист.
1) Для праздника купили 12 красных шариков по 6 рублей каждый и 10 синих шариков по той же цене. Сколько стоит вся покупка?
А) 12х6+10
Б) 12+6+10
В)( 6х12)+(6х10)
г) (12х6)+(10х6)
2) Площадь прямоугольника 10 кв.дм. Одна его сторона 5дм. Чему равен периметр пр-ка?
А) 14см
Б) 20дм
В) 7дм
Г) 14дм
3) Выбери верное равенство:
А) 2дм 3мм=23см
Б) 4м3дм=43дм
В) 3см5мм=53мм
Г) 80мм=8дм
4) Выбери правильный ответ:
(42+56) : 7=
А) 12
Б) 14
В) 50
Г) 16
5) Площадь какого прямоугольника будет равна 64 кв.см.
А) со сторонами 6см и 14см
Б) со сторонами 12см и 7см
В) со сторонами 4см и 16см
Г) со сторонами 11см и 6см
Проверим правильность выполнения данного теста, напоминаю, что исправлять свои ответы нельзя, ставим только «+» или «-« напротив каждого ответа
Если у вас 5 «+» в оценочный лист ставим «5» если 4 «+» ставим 4 и т.д.







Выполняем следующее задание. Оно записано на интерактивной доске и выполняется по вариантам.
Решите примеры:
1в. 48:8 32:2
56:7 60:4
68:2 39:3
2в. 72:9 56:4
84:4 48:2
45:5 90:5
Давайте выберем табличные случаи деления и запишем ответы.




Остались внетабличные случаи деления. Какие из данных примеров мы можем легко вычислить, какие примеры мы уже умеем решать?
Каким способом вы воспользовались для вычисления данных примеров




Запишите ответы на доске в данных примерах






Если у вас 4 «+» поставьте в свой оценочный лист 4, если 3 «+» - 3 и т.д.



Какие примеры вызвали затруднения? Почему?




Предлагаю поработать в группах и совместно найти способ деления оставшихся примеров.






Давайте заслушаем результаты работы в группах, а потом проверим у кого совпало решение с моим решением.( на доску прикрепляются варианты решения примеров в группах













Можно ли числа, на которые разбито делимое назвать разрядными слагаемыми?
Почему?






Как вы думаете, как принято называть такие слагаемые в математике?





Кто может сформулировать тему нашего урока?


Какую цель поставим перед собой на этом уроке?

















Если в физкультминутке вы назвали верный ответ – в оценочный лист поставьте себе 1 балл





Учебник с. 15 №2
Реши примеры:
84:6 3х18
57:3 4х17
91:7 6х13

86:2 68:2
60:4 96:3
93:3 88:4
Запишите ( не решая)примеры, которые соответствуют нашей сегодняшней теме. Можем ли мы воспользоваться алгоритмом, составленным на предыдущих уроках? (таблица с алгоритмом на доске)
Заменяем число суммой разрядных слагаемых.
Делим каждое слагаемое на
Складываем результаты
Учитель вносит изменения в алгоритм
Слабые дети получают карточки – подсказки
84:6=(60+):6=
Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа, отметьте «+» правильно решенные примеры. Обсудите результаты с соседом, объясните, где у него ошибка
Поставьте в оценочный лист соответствующее количество баллов за 4 «+» -4 балла и т.д.

Составьте простую задачу , используя данные о массе некоторых животных. Задача должна решаться действием деления.
Страус – 84кг
Волк – 68кг
Черепаха – 3кг
Заяц – 7кг
Кто хочет поработать у доски?

Давайте проверим решение











Кто составил и решил задачу правильно поставьте в оценочном листе 2 балла, если есть недочёты или ошибки, подумай и оцени свою работу другим баллом



Какую цель мы ставили на уроке?


У кого получилось за один урок научиться разбивать делимое на удобные слагаемые?
Кто за урок набрал максимальное количество баллов ? и считает что за урок ему надо поставить 5?

Что было сложно на уроке?
Над чем надо ещё поработать?
Всем спасибо!










Выбирают и записывают в тетради правильный вариант ответа







































Проверка: Один ученик выходит к интерактивной доске и в специальной программе выбирает номер правильного ответа, можно на каждое задание вызывать разных учеников







Дети решают примеры в тетрадях








По одному человеку от каждого варианта записывают на доске ответы в примерах 48:8, 56:7, 72:9, 45:5
Остальные сверяют ответы в своих тетрадях, отмечая «+»

68:2, 39:3, 84:4, 48:2


Нужно делимое заменить суммой разрядных слагаемых, разделить каждое слагаемое на число и сложить полученные результаты.
По одному человеку от каждого варианта записывают на доске ответы в примерах 68:2, 39:3, 84:4, 48:2
Остальные сверяют ответы в своих тетрадях, отмечая «+»






32:2, 60:4, 56:4, 90:5 Мы такие примеры не решали, не знаем способы вычисления.


Дети делятся на 4 группы. Каждая получает длинную бумажную полосу, на которой записан один из
4-х примеров и маркер




По одному представителю от каждой группы рассказывают о своих способах решения
1гр. 32:2=(20+12):2=
20:2+12:2=10+6=16
2гр. 60:4=(40+20):4=
40:4+20:4=10+5=15
3гр. 56:4=(40+16):4=
40:4+16:4=10+4=14
4гр. 90:5=(50+40):5=
50:5+40:5=10+8=18


Нет


Делимое разбито не на разряды: десятки и единицы






Предположения детей. Подвести к правильному ответу – удобные слагаемые




Новый приём деления двузначного числа на однозначное


Научиться решать примеры, разбивая делимое не на разрядные, а на удобные слагаемые


На столе лежат перевёрнутые карточки с примерами изученных видов. По одному человеку с каждого ряда выходят, берут карточку, показывают своему ряду, называют ответ, если ответ верный, ряд хлопает, неверный -называет правильный ответ. Побеждает ряд, закончивший первым.

















Можем, но надо внести дополнения
В 1 пункт:
Заменяем число суммой разрядных или УДОБНЫХ слагаемых
Так наш алгоритм подойдёт для обоих случаев деления




Взаимопроверка тетрадей











Дети в тетради записывают решение задачи. В это время 2 человека решают задачу на откидных досках.







Дети у доски открывают свои задания и озвучивают текст задачи и её решение: Страус весит 84кг, а заяц – 7кг. Во сколько раз заяц легче страуса? ( или во сколько раз страус тяжелее зайца?
( если задание выполнено с ошибками дети с мест поправляют отвечающего)








Научиться разбивать делимое на удобные слагаемые

Поднимают руки
Поднимают руки




Выслушиваются ответы детей
Л : смыслообразование: новый приём оценивания настраивает на деятельностную работу на уроке



Л. Построение цепочки рассуждений


П. умение вычислять периметр и площадь, сравнивать именованные числа, решать примеры и задачи изученных видов

Р. Коррекция, саморегуляция































Л. Нравственно-этическая ориентация: учащиеся учатся объективно проверять и оценивать свою работу
Р. Контроль: сличение своего результата с заданным эталоном. Оценка: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё нужно усвоить.








П. логические: анализ объектов с целью выделения заданных признаков
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса результатов
Р. Контроль: умение сличать свою работу с заданным эталоном
Коррекция: внесение изменений в случае расхождения


Оценка: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё нужно усвоить.






















П. прогнозирование;
Постановка и решение проблемы: самостоятельное создание способов решения проблемы;
Общеучебные: выбор наиболее эффективного способа решения задания, самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблемы
Логические: построение логической цепи рассуждений, доказательство;
Р. Целеполагание: для открытия нового приёма дети вспоминают, что уже известно по данной теме и что на основе этого можно открыть.
К. планирование учебного сотрудничества в группе; владение монологической речью. Умение точно выражать свои мысли
Р. Контроль: умение сличать результат своей деятельности с заданным эталоном;
Коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона и его результата.
П. формулирование темы и цели урока
Р. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.











П. выбор наиболее эффективного способа решения примера в конкретных условиях
Р. Действия контроля и коррекции в случае необходимости.



















П. выбор наиболее эффективного способа решения
Логические: анализ, синтез

Р. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий







К. сотрудничество, умение придти к единому мнению, умение определить степень успешности работы товарища








П. общеучебные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
Логические: синтез – составление целого из частей
Р. Контроль: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
Коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
Оценка: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено т и что ещё нужно усвоить









Л. Осознание личной самооценки;
Р. Осознание качества своей работы, собственных достижений и уровня усвоения материала по новой теме
К. Учатся правильно формулировать свой ответ. Правильно делать вывод.

Оценочный лист:Ф.И.___________________________
№1 тест
№2 примеры с доски
Физкульт-
минутка
№3 примеры из учебника
Составление
задачи
Итоговая












Литература.
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение
И.И. Аргинская «Сборник заданий по математике». Самара: Изд. «Учебная литература», 2010
Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко «Поурочные разработки по математике» 3 класс Москва «Вако» 2014
Деменева Н.Н., Тивикова С.К., Яшина Н.Ю. «Требования к современному уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО и методические рекомендации по выполнению проекта урока». Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014
«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова. Москва: Изд. «Просвещение», 2010
«Сборник тестов для оценки качества знаний выпускников начальной школы». Москва: Изд. «Аркти», 2008