Конспект урока математики по теме Деление двузначного числа на однозначное


Тема: «Деление двузначного числа на однозначное»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с новым приемом внетабличного деления.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик получит возможность учиться делить двузначное число на однозначное.
Личностные: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.
Регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; составлять простейший план действий для организации учебной деятельности; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Познавательные: ученик получит возможность учиться формулировать учебные проблемы и решать их; добывать информацию из разных источников и применять для выполнения учебных заданий; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: ученик получит возможность выслушивать разные точки зрения одноклассников и анализировать их; выражать в речи свои мысли и действия.
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, самостоятельная.
Оборудование: мультимедийный проектор и экран, компьютер, презентация, карточки, учебник, рабочая тетрадь, тетрадь в клетку, цветные карандаши, простой карандаш, линейка.ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Сегодня мы будем решать примеры и задачи, применяя новый закон математики. Давайте вспомним с каким математическим законом мы познакомились вчера?
Сколько способов мы изучили?
От чего зависит, какой способ применить в вычислении? Вы молодцы. Очень точно и правильно отвечаете. Владеете математической терминологией.
Самое главное вы стремитесь к знаниям.
Открою Вам секрет сегодня, на математике, мы займёмся ещё и зимними видами спорта, но для этого нужна хорошая погода.( Слайд2)
Игра «Ручеёк» решение примеров цепочкой
2. Работа с учебником. ( страница 15 №2)
Внимательно посмотрите на числовые выражения. Чем похожи эти выражения? Назовите выражение, которое удобно вычислить первым способом?
Объясни комментируя у доски! Работа в группах
III. Работа над новым материалом.
В порядке подготовки к рассмотрению нового материала можно выполнить задание с комментированием:
(30 + 6) : 3
(80 + 4) : 4
(40 + 8) : 2
Дети. Разделю каждое слагаемое на число, а потом полученные результаты сложу.
(30 + 6) : 3 = 30 : 3 + 6 : 3 = 10 + 2 = 12.
Аналогично комментируются и другие примеры.
После этого решения детей надо подвести к объяснению следующих примеров:
46 : 2 и 93 : 3.
При устном объяснении должны быть четко выделены следующие моменты: 1) заменяем делимое суммой разрядных слагаемых; 2) пользуясь правилом деления суммы на число, делим сначала десятки, а затем единицы, полученные результаты складываем.
Объяснение учителя.
– Представлю число 46 в виде суммы разрядных слагаемых 40 и 6. Затем разделю каждое из этих слагаемых на 2 и полученные результаты сложу.
46 : 2 = (40 + 6) : 2 = 40 : 2 + 6 : 2 = 20 + 3 = 23.
Важно обратить внимание детей на то, что этот прием деления двузначного числа на однозначное применим лишь в том случае, если на данное число делится и число десятков в делимом, и число единиц.
Затем рядом с решенными следует записать новые примеры:
42 : 3 75 : 5 70 : 5 78 : 6
Предложить детям сравнить их с теми, которые только что решались, и объяснить, почему тот же прием не может быть использован.
Учитель. В этих примерах число десятков, содержащихся в делимом, не делится на делитель. Как же поступать в таких случаях?
Если вопрос окажется слишком трудным, можно вызвать к доске одного из учеников, который проиллюстрирует первый пример с помощью пучков-десятков палочек и отдельных палочек.
Пусть ученик попробует действовать так же, как и раньше, – сначала делить десятки. Вероятно, он сам или с помощью других ребят догадается, что можно разделить 3 десятка, получится 10, а после этого разделить оставшиеся 12 единиц, получится 4. Тогда всего получится 14. 10 + 4 = 14.
Ученик. Число 42 представлю в виде суммы чисел 30 и 12 и каждое из этих чисел буду делить на 3; 30 разделить на 3 получится 10, а 12 разделить на 3 получится 4; 10 + 4 = 14.
Аналогично следует рассмотреть и остальные примеры, обратив особое внимание на случай 70 : 5, где делимое удобно представить в виде суммы 50 + 20.
В заключение учитель задаёт вопросы:
– На какие слагаемые оказалось удобным в данных случаях разбить делимое? Почему?
Учащиеся. Мы представляли каждый раз делимое в виде суммы удобных слагаемых, так как разрядные слагаемые не делились на данные числа.
После решения всех записанных на доске примеров следует выполнить задания учебника, записанные вверху на с. 13 с устным пояснением.
Затем в порядке первичного закрепления можно с комментированием решить задания № 1 и № 2.
№ 1:
72 : 4 = (40 + 32) : 4 = 40 : 4 + 32 : 4 = 10 + 8 = 18
72 : 3 = (60 + 12) : 3 = 60 : 3 + 12 : 3 = 20 + 4 = 24
72 : 6 = (60 + 12) : 6 = 60 : 6 + 12 : 6 = 10 + 2 = 12
3. Лыжные гонки. (Слайд 3)
Старт дан! Великолепно прошла разминка. Мы знаем, что только здоровый человек может достичь успеха.
Первый вид спорта – “лыжные гонки”. Лыжня у нас необычная – это математическая цепочка. Если Вы правильно выполните действия, то узнаете в каком году были учреждены Зимние олимпийские игры. Что важно? Внимательно двигаться по лыжне. Отправляем промежуточный результат в банк памяти. Лыжная гонка закончилась.

4. Бобслей. (Слайд 4)
А теперь мы займёмся бобслеем. Это специальный спуск с горы по специальным трассам на управляемых цельнометаллических санях.
Кто первым скатится с горы тот и выиграет, но сначала надо на неё подняться, а для этого опять старание и внимание приходят нам на помощь.
 
Начинаем подъём по цепочке выходим к доске и комментируем. Сможем ли мы подняться до вершины? Очень важно не торопиться. Делать спокойно. А теперь спуск. Здесь побыстрее движение. Но опять же работаем внимательно, развиваем вычислительный навык. Что ещё повторили (взаимосвязь компонентов, табличное деление и умножение.)
5. Фигурное катание. (Слайд 5)
Фигуристы соревнуются в выполнении под музыку различных движений (вращений, прыжков. Как вы думаете, почему мы в урок включили этот вид спорта? Фигуристы – виртуозы на льду, ивы мои виртуозы. Многое знаете, покажите своё мастерство.
Вы тоже составьте свои фигуры, используя игру “Танграм”. Что такое танграм? (Это старинная игра из 7 геометрических фигур, частей квадрата.)
Чтобы развивать память, внимание, мышление и воображение нужно передохнуть.
6. Хороводная игра "Мы пойдем сначала вправо…"
 Участники игры выполняют те действия, которые им предложит ведущий, но только, когда она произнесет: "раз, два, три".
 Ведущий говорит под музыку:Мы пойдем сначала вправо  – раз, два, три!   (три шага направо)А теперь пойдем налево – раз, два, три!      (три шага влево)А теперь мы соберемся – раз, два, три!      (три шага в центр круга)А теперь мы разойдемся  – раз, два, три!     (три шага обратно)А теперь давай присядем – раз, два, три!     (постепенно приседают)А теперь давай привстанем – раз, два, три!  (поднимаются)А теперь давай станцуем – раз, два, три!   (танцуют)И еще давай станцуем – раз, два, три!       (танцуют)В проигрыше между куплетами участники хлопают в ладоши, прыгают на одной ноге, танцуют парами, по трое, вчетвером и т.п. Игра повторяется 3-4 раза в убыстряющемся темпе.
7. Хоккей с шайбой. (Слайд6)
Решаем задачу. Игра командная. Учебник страница15 №3.
Читаем задачу, выделяем объекты в задаче, находим числовые данные с наименованием.

Совместно анализируем задачу. Составляем план решения. Посмотрим, кто быстрее запишет решение, и забьёт шайбу в ворота.
Зная, что яблок было 36 кг, а груш 24 кг, узнаем, сколько кг фруктов было всего.
36+24=60(кг)
Зная количество фруктов в одном ящике, узнаем количество ящиков.
60:6=10(ящ)(36+24):6=10(ящ)
Возможен ли другой способ решения этой задачи?
Игра хоккей сложная и решение задачи сложный вид работы. Посмотрим, кто забьёт первый шайбу в ворота?
8. Биатлон. (Слайд 7,8)
Найди лишнее число. Числа, которые мы называем, записываем в тетрадь.
42,33,10,14.
Среди данных чисел найдите результаты данных выражений.
(60+9):3=33(89+1):9=10
9. Подведение итогов. (Слайд 9)
Как Вы думаете, почему мы сегодня вспоминали зимние виды спорта?
Что запомнилось на уроке?
ПРИЛОЖЕНИЕ
(40+16):8=
(42+21):7=
(36+27):9=
(40+16):8=
(42+21):7=
(36+27):9=
(40+16):8=
(42+21):7=
(36+27):9=
(40+16):8=
(42+21):7=
(36+27):9=