Урок математики во 2 классе на тему урока: Поразрядное сложение и вычитание двузначного числа и однозначного с переходом через разряд.


Урок математики во 2 классе
Тема урока: Поразрядное сложение и вычитание двузначного числа и однозначного с переходом    через разряд.
Тип урока: урок открытия «нового» знания
Задачи урока:
Создать условия для ознакомления со способом  вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд;
Совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять задачу по данному выражению;
Способствовать развитию умений обобщать и делать выводы.
     Формирование УУД: Личностных:
- формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивных:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательных:
- формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
- искать и выделять необходимую информацию;
- строить логическое рассуждение.
Коммуникативных:
- формировать умение работать в паре,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
- развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Условия, необходимые для проведения урока:
- учебник математики А.П. Чекин 2 класс 1 часть с.61-62, тетрадь на печатной основе с.27, рабочая тетрадь, карточки с цифрами 4 и 5, презентация к уроку, компьютер
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности 
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
-Подарите друг другу улыбку. По выражению ваших лиц я вижу, что всё у вас в порядке, и настроение можно изобразить так: (на доске смайлик) (Улыбаются друг другу, учителю.) (Личностные УУД)
Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать отметку «5»
СЛАЙД 1
2.Актуализация знаний и умений
Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление;  организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания (Познавательные УУД)
Минутка чистописания
-Запишите в тетради число, классная работа. ( Дети записывают)
– Какие цифры вы видите на карточках? Назовите. - 4 и 5.
- Составьте двузначные числа, используя только данные цифры 4 и 5.
- 45 и 54.( Прописывают в тетради данные числа.)
- Запишите в тетрадь эти числа.
- Расскажите, что вы знаете об этих числах  (КоммуникативныеУУД)
(Число 45 двузначное, нечётное, некруглое, состоит из двух разрядов: 4 десятка и 5 единиц. Число 54 двузначное, чётное, некруглое, состоит из двух разрядов: 5 десятков и 4 единицы.)
- Что общего у этих чисел? (Они  двузначные, некруглые, состоят из одинаковых цифр.)
( ПознавательныеУУД)
- Чем различаются данные числа? (45-нечётное,  54 чётное число)
СЛАЙД 2
-Прочитайте девиз нашего урока: «Учитесь … открывать».
- А что именно открывать, вы узнаете, если расположите данные числа в порядке убывания:
( ПознавательныеУУД, КоммуникативныеУУД)
СЛАЙД 3
  48  16  36  28  56
   а   ы    й    н     т
СЛАЙД 4 (Учитесь тайны открывать)
3.Постановка учебной задачи
Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока
-Прочитайте данные числовые выражения (Познавательные УУД)  
46-4    86-3   57-9    94-2 (на доске)
- Найдите «лишнее» выражение. Почему оно здесь «лишнее»? (выражение выписаны на доску) Дети называют «лишнее» 57-9. Данное выражение считается «лишним», так при вычитании однозначного числа из двузначного произойдёт переход через разряд.
-Сформулируйте тему урока (РегулятивныеУУД)
СЛАЙД 5
Тема урока «Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд»
-Молодцы! Откройте учебник на с.61, прочитайте тему урока.
- Поставьте цели урока
-Что мы должны узнать на уроке? КоммуникативныеУУД
(Мы познакомимся с новым способом вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.)
 - Чему научиться?
(Будем учиться применять данный способ при решении числовых выражений.)
- Что нам поможет открыть новую математическую тайну?
( Знания, которыми мы владеем, работа с учебником, с тетрадью, с учителем, с товарищами.)
4.Работа по учебнику (с. 61, №1, №2, №3.)
5.Открытие новых знаний
Цель: рассмотреть способ вычитания однозначных чисел из двузначных с переходом через разряд
-Вернёмся к разности 57-9. Запишите разность в тетрадь. Кто попробует найти значение данного выражения? ( Познавательные УУД КоммуникативныеУУД)
(Дети записывают выражение в тетрадь.  Выдвигают разные предположения, пока кто-то не предложит такой вариант: число 57 раскладываем на удобные слагаемые 40 и 17. Из 17 вычитаем 9, получаем 8. К 40 прибавляем 8, получаем значение разности 48.)
-Как называется такой способ вычитания?
- Такой способ вычитания называется поразрядным с переходом через разряд.
- Выполним №4 с.62.(у доски с комментированием) (Познавательные УУД РегулятивныеУУД)
Один ученик у доски объясняет, как выполнили вычисление выражения:
24-7=(20+4)-7=(10+14)-7=10+(14-7)=10+7=17
-Чтобы найти значение выражения, представим 24 в виде суммы разрядных слагаемых.Из 4 вычесть 7 не можем, переходим через разряд и заимствуем 1 десяток, прибавляем его к числу4.Теперь число 7 можно вычесть из 14.
- Сравните объяснение наше с объяснением Маши  с.62. (Дети читают, сравнивают, делают вывод)
Физкультминутка (для глаз)
Первичное закрепление
Цель: закрепить способ вычитания однозначных чисел из двузначных с переходом через разряд
-Закрепим новые знания, выполним №5, с. 62 с комментированием у доски. (ЛичностныеУУД)
(Учащиеся работают в тетрадях и у доски с комментированием)
- Новые знания нам нужны и для решения задач Т1, с.27, №4 (Коммуникативные)
(Дети составляют устно задачу, решением которой является разность 23-8. Записывают решение и ответ задачи в тетрадь самостоятельно.)
Взаимопроверка
-Поменяйтесь тетрадями и проверьте решение и ответ задачи друг у друга(Взаимопроверка и сообщение результатов проверки)
Самостоятельная работа
Цель:  развитие   памяти обучающихся, привитие практических навыков использования и применения  изученного способа при решении числовых выражений
Самостоятельная работа с самопроверкой   (Регулятивные)
Учащиеся работают по рядам. Пользуясь образцом №3, с.27 (в печатной тетради)
1 ряд     74-7         85-6  
2 ряд      52-8         74-7
3 ряд      85-6          52-8        
Итог урока
Цель: способствовать формированию рефлексии
- Какое открытие мы сделали на уроке? Коммуникативные
(Рассмотрели поразрядный способ вычитания однозначных чисел из двузначных с переходом через разряд.)
- Чему научились?
( Научились применять данный способ для решения числовых выражений.)
Рефлексия
Цель: развитие умения проводить самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат  и оценить свою работу. Личностные Регулятивные
- Какие задания вам понравились?
- Где испытывали трудность?
- Нужно ли дома выполнить тренировочные упражнения?
- За что себя вы можете похвалить?
- Оцените работу класса на данном уроке.
- С каким настроение вы заканчиваете урок?
(Ответы детей)
СЛАЙД 6 (МОЛОДЦЫ!)
Домашнее задание
-Предлагаю вам домашнее задание. Уч. С. 62, №7
СЛАЙД 7 (Спасибо за урок!)