Урок по математике Внетабличное деление двузначного числа на однозначное число



«Внетабличное деление двузначного числа на однозначное»
Цели:
Образовательная: формирование умения выполнять внетабличное деление двузначных чисел на однозначные.
Развивающая: развитие вычислительных навыков учащихся, мышления, памяти, совершенствование умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитательная: воспитание толерантного  отношения друг к другу, взаимного сотрудничества, интереса к математике, культуры поведения при работе в группе.
Планируемые результаты :Предметные: знание алгоритма деления двузначного числа на однозначное, умение применять полученные знания при выполнении заданий, выстраивание логических цепочек рассуждений.
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание осваивать новые виды деятельности, умение давать самооценку своим действиям, уважительное отношение к иному мнению.
Метапредметные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза и обобщения.
Личностные УУД – положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание осваивать новые виды деятельности, давать самооценку своим действиям.
Регулятивные УУД – умение определять и формулировать цель деятельности на уроке, проверять правильность выполнения заданий.
Познавательные УУД – умение строить речевые высказывания в устной форме, контролировать процесс и результат деятельности, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делать обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД – умение работать в парах, слушать и слышать других, приходить к общему решению.
Ход урока
I. Организационный момент.
Очень трудная наука
Математика для нас.
Но учиться в наше время
Нужно каждому из нас!
Математика –наука трудная. Вы готовы преодолевать трудности на пути к знаниям? Тогда пожелайте друг другу удачи! И всех нас ждет успех!
II. Актуализация знаний
Математический диктант (фронтальная работа). Каждое выражение записывает и решает на доске новый ученик.
27 разделить на 3 (27:3=9)
Делимое 18, делитель 2. Чему равно значение частного? (18:2=9)
Раздели 48 единиц на 6. (48:6=8)
Во сколько раз число 24 больше числа 4? (24:4=6)
Число 8 уменьши в 2 раза. (8:2=4)
Какое число надо умножить на 2, чтобы получилось 14? (7*2=14)
Что вам помогло решить это задание? ( Знание таблицы умножения.)
Работа в тетради.
На доске ряд чисел
3, 4, 6, 12, 9, 24, 36.
На какие группы можно разделить эти числа? (однозначные и двузначные)
Выпишите с одной строки все однозначные, а с другой двузначные.
Проверка. ( Однозначные диктует один ученик , а другие проверяют. Двузначные диктует другой ученик. )III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
Какие знания нам помогли выполнить предыдущие задания? (Знание таблицы умножения и знание об однозначных и двузначных числах.)
Посмотрите на доску и разделите эти частные на две группы, по знаниям, которые мы использовали до этого.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
24:4 45:9 49:7
42:7 64:4 21:3
33:3 12:3 36:2
Что вы можете сказать? На какие группы вы их разделили? ( Деление табличное и внетабличное)
Какую группу частных вы сможете решить? (табличное деление)
А почему не сможете решить другую группу? (Не знаем как делить)
Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Внетабличное деление двузначного числа на однозначное)
IV.Познавательная деятельность.Работа в группах.
Сегодня мы рассмотрим один из способов внетабличного деления двузначных чисел на однозначное число. Разработаем алгоритм деления таких чисел на однозначное число. Будем пользоваться разработанным алгоритмом.
Организация самостоятельной исследовательской деятельности.
84:2=(80+4):2=80:2+4:2=40+2=42 – дети комментируют вслух приём деления многозначного числа на однозначное.
Внимательно рассмотрите и объясните приём деления. (Делимое заменяем суммой разрядных слагаемых, каждое слагаемое делим по отдельности, результаты складываем).
Составим алгоритм деления
-Делимое заменяем суммой разрядных слагаемых.
-Каждое слагаемое делим по отдельности.
-Результаты складываем.
( Алгоритм вывешивается на доске)
Вспомним правила работы в группах.
- Распределяем действия каждого ученика
- Выслушиваем мнение каждого
- Относимся и общаемся с уважением
- Выбираем общее решение
- Не перебиваем друг друга
(Ученики объединяются в группы две соседние парты)
Задание и план работы в группах.
Задание 1 группы
33:3
С помощью алгоритма решите пример. Свое решение подготовьтесь защищать перед классом.
Задание 2 группы
64:4
С помощью алгоритма решите пример. Свое решение подготовьтесь защищать перед классом.
Задание 3 группы
36:2
С помощью алгоритма решите пример. Свое решение подготовьтесь защищать перед классом.
Предъявление результатов работы в группах.
Группа 1
33:3=(30+3):3=30:3+3:3=10+1=11
Группа 2
64:4=(40+24):4=40:4+24:4=10+6=16
Группа 3
36:2=(20+16):2=20:2+16:2=10+8=18
Какие общие выводы мы сделаем? (Чтобы найти частное мы должны знать таблицу умножения, уметь заменять суммой разрядных слагаемых, знать и применять алгоритм).
V. Первичное закрепление знаний.
Теперь попробуйте самостоятельно:
Записать примеры в тетрадь и вычислить
48:4= 39:3=
96:3= 82:2=
Четыре человека работают у доски. Сверка с доской.
VI. Физминутка
Физминутка по снятию напряжения глаз по САНПИНу .VII. Контроль.
Решение задачи с помощью внетабличного деления.

Для полета на Марс потребуется 75 л горючего, а ракетного топлива в 5 раз меньше. Сколько ракетного топлива залили?
Один ученик решает задачу на доске.
( 75:5=15(л) )Проверка решения задачи.
VIII. Итог урока.
Сегодня мы изучали новую тему и работали в ситуации успеха.
Какую учебную задачу мы ставили?
Что нам помогло справиться с этими заданиями?
Разобрали один из способов внетабличного деления.
Составили алгоритм внетабличного деления двузначного числа на однозначное.
Пользовались данным алгоритмом при решении примеров и задач.
- Хотите себя проверить?
IX.Рефлексия.Индивидуальная самостоятельная работа
Подчеркните в карточках те выражения, которые решаются новым способом.
Карточка 1
27:3, 48:6, 81:9, 24:2, 36:6
Карточка 2
18:9, 21:7, 64:8, 48:4, 45:5
Взаимопроверка и сверка с доской. Вывешиваются правильные ответы. Дети проверяют и оценивают свою работу.
Карточка 1
27:3, 48:6, 81:9, 24:2, 36:6
Карточка 2
18:9, 21:7, 64:8, 48:4, 45:5.
Поднимите руку те, у кого все правильно. Молодцы!!! Остальные еще научатся, так как мы будем продолжать учиться решать такие примеры.
X. Домашнее задание.Составьте по пять примеров по новой теме.
Урок закончен.