Роль классного руководителя в создании ученического и классного портфолио

Роль классного руководителя в создание
ученического и классного портфолио.

Ващенко Светлана Викторовна
- учитель МБОУ СОШ № 50
.
Последнее время всё чаще стали говорить о создании «ученического портфолио». Знакомы ли вы с понятием «Портфолио»? Из предложенного списка выберите наиболее подходящую, на ваш взгляд, ассоциацию к слову «портфолио»:
1) антология работ;
2) блок заданий;
3) выставка достижений;
4) конструктор;
5) копилка;
6) музейная коллекция;
7) набор фотографий;
8) пакет документов;
9) папка эскизов;
10) сборник текстов.
С итальянского языка красивое слово «portfolio» переводится просто как «портфель». Но педагоги так называют совсем не привычный ученический портфель, который практически исчез из школьного обихода, замененный либо здоровьесберегающими ранцами-рюкзачками, либо строгими кейсами-дипломатами, либо всевозможными сумками-пакетами. Портфель - «портфолио» сегодня  это, строго говоря, вообще не материальный предмет, а форма и процесс организации учебно-познавательной деятельности учащихся, в ходе которой они отбирают и анализируют некие учебные единицы-артефакты.
Термин «portfolio» в 70-х годах прошлого века был заимствован педагогикой из бизнеса и политики, где широко используются выражения «портфель инвестиций», «портфель акций», «портфель брендов», «министерский портфель» и т. д. С начала 90-х гг. в русской речи слово «портфолио» стало означать набор фотографий манекенщицы или папку эскизов дизайнера, на основании которых работодатель оценивает претендента на место.
Самое общее определение портфолио  это серия работ одного автора, объединенных общей темой. Существует ряд определений, уточняющих и поясняющих термин «учебное портфолио»:
антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в их выборе, а также их анализ и самооценку;
выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);
коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами;
систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых;
способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения;
форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося.

Зачем ученикам нужен портфолио? Практически все теоретики и практики педагогики сходятся в том, что основной смысл учебного портфолио заключается в демонстрации возможностей автора, его индивидуальных особенностей. Важно также, что школьники знакомятся с разнообразными приемами и способами самообучения и самооценивания.
Разработка рабочей группы Министерства образования Российской Федерации по проекту «Профильное обучение» «О различных вариантах моделей «портфеля образовательных достижений» («портфолио») выпускников основной школы» (автор А.А. Пинский, от 25.08.2003) содержала некоторые противоречия.
С одной стороны, в тексте перечислены три основных типа портфолио со сравнительными характеристиками «за» и «против»:
1. Портфолио документов  «портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио».
2. Портфолио работ  «собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей».
3. Портфолио отзывов «включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и т.п.».
С другой стороны, экспертным группам (ЭГ) предлагается разрабатывать проект итогового документа по портфолио, дополняющему аттестат, и перечислены возможные варианты, соответствующие каждому типу:
Преимущества и недостатки.

Во-первых, в отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, учебное портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.
Во-вторых, позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно- познавательной деятельности.
В-третьих, поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
В-четвертых, учебное портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
В-пятых, учебные портфолио - форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.
В-шестых, учебные портфолио легко интегрируются в профессиональные и служебные системы оценки, что дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся.
Остановимся на основных недостатках учебного портфолио. Оппоненты видят их прежде всего в том, что внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. Конечно, и с этим трудно не согласиться, внедрение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. Не будем спорить, безусловно, существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной инновации в учебный процесс.
Но вместе с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы и в конечном счете формируют новое понимание самого процесса обучения.
Проблема учебного времени: портфолио требуют больше времени для реализации, чем традиционная система оценки. Еще, по мнению противников, отсутствует четкая ориентация в оценке, что важно оценивать: глубину или широту знания, количество или качество знания. А нечеткость в определении состава и объема портфолио, считают они, порождает волюнтаризм в оценке учебных достижений. К недостаткам относят высокий уровень субъективности оценки, ослабление ее валидности и надежности, размытость критериев оценки.

Один из способов создания «портфолио».

Пять лет назад я взяла классное руководство в 5 классе и попыталась создать альбом достижений учащихся, не претендуя на название «Классного портфолио». На первом «уроке-общения» каждый ученик заполнил небольшую анкету, которая в последствии стала обложкой папки личных достижений. Анкета включала данные о себе в виде незаконченных предложений.
( Я – Ф.И.;
Мой день рожденья - ;
Мой знак зодиака;
Моя семья состоит из ;
Я люблю - ;
Я не люблю - ;
Мои домашние животные - ;
Я хочу стать когда вырасту - ;
Для этого мне нужно;
Я хочу, чтобы мой класс;
Для этого нужно;
Мои достижения на сегодня). На обложке было место для фотографии. Затем при участии детей в каких-либо мероприятиях им вручалась благодарность или грамота. Те учащиеся, кто занимался дополнительно в кружках, приносили свои личные достижения и пополняли свои папки. К концу года накопилось много материала: фотографии, грамоты, анкеты - пожелания, анкеты – достижения, коллективные победы в «Весёлых стартах», КВНе, конкурсах., программы посещений театров, выставок и т.д. Весь этот материал был оформлен в виде классного альбома. В конце года личные папки раздавались детям. Некоторые учащиеся уносили их домой оформляли, показывали родственникам. В старших классах ребята начали вкладывать в папки свои творческие работы: сочинения, выступления на научно-практических конференциях, рефераты, отлично выполненные контрольные или тесты и т.д.
Сейчас мои учащиеся заканчивают 9-ый класс, и может быть, кому-то из них пригодятся собранные достижения за пять школьных лет. В конце 9-го класса я предложила ребятам систематизировать, собранный материал. В приложениях есть некоторые таблицы учета материала «ученического портфолио». Таким образом, я сделала попытку создать портфель достижений класса и элементы ученического портфолио для каждого учащегося. Но чтобы начинать эту работу серьёзно, нужно начинать с убеждения родителей. В литературе я нашла и памятку классному руководителю для создания ученического портфолио.

Классный руководитель (памятка).
Оказывает помощь учащимся в процессе формирования портфолио.
Проводит информационную работу с родителями и учащимися по формированию «Портфолио».
Осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио.
Несёт ответственность за оформление итоговой документации (вкладыш в аттестат, сводная итоговая ведомость и др.), включаемой в портфолио.
Осуществляет помощь в подпоре литературы по профориентации, а также для подготовки рефератов и творческих работ учащихся, выполняемых в рамках элективных курсов и внеурочной деятельности.
Участвует в годичной команде педагогов, внедряющих портфолио.



Портфолио:
– 1) предмет для хранения и переноски письменных работ, документов и т. д. а) портфель, б) «дело», папка;
- 2) должность министра;
- 3) серия работ, документов, бумаг и т. д., объединённых одной темой а) портфель ценных бумаг, б) папка с рисунками.

Портфолио (в широком смысле слова) – это способ фиксирования. Накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения.



Приложения.
Раздел 1. Информация о владельце Портфолио
Мой портрет (цели, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиография).
Самоанализ собственных планов и интересов:
Вариант - А
(на начало года 5-8 классы)
Вариант - Б
(на начало года 9 класс)

1. Дата работы
1. Дата работы

2. Фамилия, имя
2. Фамилия, имя

3. Самые значительные события моей жизни, определяющие моё будущее



3. Самые значительные события моей жизни, определяющие моё будущее




4. Мне нравиться заниматься. Я увлекаюсь


4. Мне нравиться заниматься. Я увлекаюсь



5. В будущем (через 5,10,20 лет) я хотел добиться


5. В будущем (через 5,10,20 лет) я хотел добиться



6. Мне интересны учебные предметы


6. Мне интересны профили

7. Чтобы добиваться положительных результатов по данному предмету, у меня есть следующие способности и личные качества, знания, умения


7. Чтобы учиться на интересующем меня профиле у меня есть следующие способности и личные качества, знания, умения


8. Для более успешного обучения мне не хватает


8. Чтобы учиться по интересующему меня профилю мне не хватает

9. Мои образовательные планы на год

Чего хочу добиться?
Что собираюсь для этого сделать?

К концу года




В 1 четверти



Во 2 четверти




В 3 четверти



В 4 четверти




9. Мои образовательные планы на год

Чего хочу добиться?
Что собираюсь для этого сделать?

К концу года




В 1 четверти



Во 2 четверти




В 3 четверти



В 4 четверти





Раздел 2. Официальные документы
Портфолио документов – комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
Перечень представленных в портфолио
официальных документов
200__/200___ учебный год
___________________________________________________________________
ФИО

Название документа
Время и место получения
Балл


























Итоговый балл:



Примечание.
1.Предоставляются документы: дипломы об участии в олимпиадах, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты тестирования, благодарности и т.д.
2. В данном разделе допускаются копии.
3. Каждый документ оценивается баллом в соответствии с принятой в данной школе шкалой оценки.

Раздел 3. Творческие работы, курсы по выбору.
Портфолио работ – комплект различных творческих, исследовательских, проектных и других работ выпускника.
Портфолио может включать в себя:
-проектные работы (тема проекта, описание работы, текст работы в печатном виде);
- исследовательские работы и рефераты (исследовательская работа, реферат, используемая литература);
- техническое творчество: модели, макеты, приборы (краткое описание конкретной работы);
- работа по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках, в театре в оркестре, хоре и т.п.);
- занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных курсах;
- участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях.

Перечень представленных творческих работ
за период с_____________ по____________________

№ п/п
Название творческой работы, её вид
Объём работы

Время и место работы
Наличие отзыва




















Моё участие в праздниках и мероприятиях
Дата
Мероприятие, праздник
Участие, исполняемая роль










Индивидуальный план предпрофильной подготовки
Ученика /цы 9_______ класса в 200___/200__учебном году.
Фамилия, имя___________________________________________________

№ п/п
Название элективного курса
Количество часов
Форма отчёта
Время занятий
Подпись педагога























Кл. руководитель_______________________________________________
Зам по НМР_______________________________________________________

Раздел 4. Отзывы и рекомендации
Портфолио отзывов – характеристики отношения школьника к различным видам деятельности. Представленные учителями, педагогами дополнительного образования, возможно одноклассниками; письменный анализ выпускника своей конкретной деятельности и её результатов (самоанализ).
Портфолио отзывов может включать в себя:
- заключение о качестве выполненной работы;
- рецензии;
- отзывы;
- резюме с оценкой собственных достижений;
- рекомендательные письма.

Отзыв
на выполненную
_____________________________________________________________________
(творческую, исследовательскую, проектную работу, реферат, выступление)

Ученик_______________________________________________ ____________класса

____________________________________________________________________

______________________________________________________________________



Результат работы:_________________________________________________
«_______»______________200__г.
Учитель, курирующий работу:_________________________
Директор:___________________________________
М.П.





Резюме – информация о ваших профессиональных и личностных качествах, которые могут заинтересовать потенциального работодателя.

РЕЗЮМЕ
(для школьника)
Ф.И.О.___________________________________________________________________
Дата рождения ____________________________________________________________
Место рождения___________________________________________________________
_________________________________________________________________________

Гражданство______________________________________________________________
Полный домашний адрес____________________________________________________

Домашний телефон___________________Е- mail_______________________________
Паспорт (серия, №, где и когда выдан, кем)____________________________________
_________________________________________________________________________
Место учёбы ( полное название с адресом)____________________________________
_________________________________________________________________________
Класс ___________________________________________________________________
Рабочий телефон __________________________________________________________
Цель составления резюме___________________________________________________
_________________________________________________________________________

Общее среднее образование (в обратном хронологическом порядке)
Годы учёбы
№ школы, город
класс














Дополнительное образование (в обратном хронологическом порядке)
Годы учёбы
Наименование учреждения
Предмет, творческое объединение














Опыт общественной работы (в обратном хронологическом порядке)
Годы работы
Наименование организации, движения
Выполняемая работа














Дополнительная деловая информация (владение ин. языками, компьютером, автомобилем и т.д.)
Интересы, предпочтения, хобби__________________________________________
______________________________________________________________________
Наиболее успешные виды деятельности, предпочитаемые предметы: ____________
_______________________________________________________________________


Дата составления резюме:
Личная подпись


Написание ЭССЕ
«Разрешите представиться»

Разрешите представиться, меня зовут____________________________________
_________________________________________________________________________
Я________________________________________________________________________
Я люблю______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Я не люблю ___________________________________________________________

Мне интнресно________________________________________________________

Я умею ________________________________________________________________

Я могу научить других__________________________________________________


Самоанализ по итогам года в 9 классе.

Итоги прошедшего_____________ учебного года для меня:

__________________________________________________________

Из запланированного мне удалось выполнить___________________

__________________________________________________________________ 3. Невыполненным оказалось__________________________________

потому, что_____________________________________________________ ________________________________________________________________ 4. В результате изучения курсов по выбору для меня стало важным
______________________________________________________________

_____________________________________________________________ 5. В этом учебном году для меня самым значимым и запоминающимся было___________________________________________________________

________________________________________________________________

Мои представления о себе за прошлый год изменились__________
______________________________________________________________


На сегодняшний день для меня наиболее предпочтительным является

профиль_____________________, так как __________________________.




























15