Планирование факультативного курса Методы решения задач по физике для 10-11 класса


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Квитокская средняя общеобразовательная школа № 1
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
Протокол №____ от «____»__________ 20___ г.
Руководитель МО_________
«РАССМОТРЕНО»
на заседании педсовета
Протокол №____от «____»__________ 20___ г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
«____»___________20__г.
_________/О.Б. Мельник
«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом от «____»___________20__ г.
№____
Директор_______ О.В.Маслий
Рабочая
дополнительная общеобразовательная программа
внеурочной деятельности
Название: _______________ «Методы решения физических задач» - факультативный курс_________
Направление внеурочной деятельности: ____общеинтеллектуальное__________
_____________________________________________________________________
Автор: ___Маслий Оксана Васильевна, учитель физики высшей
__________квалификационной категории______
(Ф.И.О., должность)
Населенный пункт:_______р.п. Квиток____________
Год разработки:__________2013г._____________
Пояснительная записка
Факультативный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Основное средство и цель освоения - решение задач. Курс рассчитан на 68 часов. По 34 часа в 10 классе и 11 классе
Решение задач составляет неотъемлемую часть полноценного изучения физики, ведь судить о степени понимания физических знаков можно только по умению сознательно применять их для анализа конкретных физических явлений, например для решения задач.
Интеллект все смелее, хотя пока и косвенно, становится стратегическим ресурсом страны помимо его индивидуальной значимости для развития. А значит, усвоение норм современного мышления и мировоззрения должно быть обеспеченно содержательно и организационно. Вот почему ключевым для продвижения формирования мышления школьников является изменения отношения к физической задаче и процедурам, связанным с ее решением. Есть резон ставить вопрос о совершенствовании физического образования через раскрытие потенциала школьных учебных физических задач. Шаг вперед позволит сделать данный факультативный курс по физике для 10-11 класса «Методы решения физических задач»
Рабочая программа составлена на основе адаптационной, учителя физики МКОУ Квитокской СОШ №2, Ямолтдиновой Л.Я. (Приказ УО администрации Тайшетского района от 05.07.2010г. №469). За основу автором данной разработки взята программа элективного курса дяя 10-11 классов Н.И.Зорин «Методы решения физических задач» - М.: ВАКО, 2007.
Основные цели курса:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
овладение умениями строить модели, устанавливать границы их применимости;
применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных
задач.
создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
углубление полученных в основном курсе знаний и умений;
формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
Задачи курса:
развить физическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро улавливать физическое содержание задачи и справиться с предложенными экзаменационными заданиями;
обучить учащихся обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач как действенному средству формирования физических знаний и учебных умений;
способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки;
способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.
Факультативный курс, прежде всего, ориентирован на развитие у школьников интереса к занятиям, на организацию самостоятельного познавательного процесса и самостоятельной практической деятельности. Занятия по решению теоретических задач дают возможность обеспечить учащихся материалами для самостоятельной работы. С этой целью после разбора двух-трех ключевых задач на занятии в классе дается комплект из 5 – 10 задач по данной теме для самостоятельной работы с обязательным полным письменным оформлением. Количество решаемых задач определяется желанием школьника, но общее число предлагаемых задач должно быть достаточным для удовлетворения потребностей наиболее способных и настойчивых учащихся.
Программа факультативного курса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования, концентрической программы для общеобразовательных школ и согласована с требованиями государственного стандарта. Она ориентирует на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. Особое внимание уделяется задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с задачами обращается внимание на мировоззренческие методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и др.
Ожидаемые результаты.
При изучении первого раздела используются различные формы занятий: рассказ учителя, беседа, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач; Конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачами и т. д. В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной сложности. Развивается общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Подбираются задачи технического и краеведческого содержания, занимательные и экспериментальные. Анализ решений задач и обсуждение вопросов позволят глубже понять сущность явлений и процессов, при этом возникает устойчивая обратная связь «учитель, - ученик», у ученика появляется стимул к поиску, инициативе, умение выдвигать обоснованную гипотезу, развивается речь, закрепляются вычислительные навыки, умение работать со справочной и научно-популярной литературой.
Факультативный курс создает условия для развития различных способностей и позволяет воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного решения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказанной позиции, а также позволяет использовать приобретенные знания и умения для решения практических жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирована на развитие логического мышления, умений и творческих способностей учащихся.
Решение задач в данном курсе является решающим фактором оценки успешности деятельности школьника. Теоретический материал обобщается в виде таблиц, которые заполняются самими учащимися. Ведется накопительная система оценки их достижений. Учащийся, набравший самый высокий балл, удостаивается звания «Лучший на курсе». Работа учащихся оценивается в конце первого и второго полугодия с учетом накопленных баллов.
Календарно-тематический план
№ п/пРаздел
Тема
Количество часов Календарные сроки Формы организации внеурочной деятельности Виды
внеурочной деятельности
Теоретич. Практич. По плану Фактически 10 класс
Раздел 1. Правила и приемы решения физических задач
1 Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов 1 06.09 Поисковые исследования
познавательная
2 Этапы решения физической задачи. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы 1 13.09 Раздел 2. Кинематика
3 Элементы векторной алгебры. Путь и перемещение 1 20.09 Поисковые исследования
познавательная
4 Характеристики равномерного и равноускоренного прямолинейного 1 27.09 5 Равномерное движение точки по окружности 1 04.10 Раздел 3. Динамика
6 Законы Ньютона 1 11.10 Поисковые исследования познавательная
7 Гравитационные силы 1 18.10 8 Вес тела 1 25.10 9 Движение тела под действием сил упругости и тяжести 1 01.11 10-11 Решение комплексных задач по динамике 2 15.11,
22.11 Круглый стол Раздел 4. Законы сохранения в механике
12 Закон сохранения импульса 1 29.11 Поисковые исследования
познавательная
13 Реактивное движение 1 06.12 14 Теоремы о кинетической и потенциальной энергиях1 13.12 15 Закон сохранения полной механической энергии 1 20.12 Раздел 5. Основы молекулярно-кинетической теории
16 Основное уравнение МКТ идеального газа 1 27.12 Поисковые исследования познавательная
17 Уравнение Менделеева - Клапейрона1 17.01 18 Газовые законы 1 24.01 Раздел 6. Основы термодинамики
19 Уравнение теплового баланса 1 31.01 Поисковые исследования познавательная
20 Первый закон термодинамики 1 07.02 21 Характеристики тепловых двигателей 1 14.02 конференция Раздел 7. Электростатика
22 Закон Кулона 1 21.02 Поисковые исследования
познавательная
23 Расчет напряженности электрического поля 1 28.02 24 Принцип суперпозиции полей 1 07.03 25-26
Расчет энергетических характеристик электростатического поля 2 14.03,
21.03 Круглый стол Раздел 8. Законы постоянного электрического гока27 Схемы электрических цепей. Закон Ома для участка цепи 1 04.04 Поисковые исследования познавательная
28-29 Расчет электрических цепей 1 1 11.04,
18.04 30-31 Закон Ома для полной цепи 2 25.04,
03.05 Раздел 9. Практикум по решению комбинированных задач
32 Решение комбинированных задач 1 16.05 Поисковые исследования познавательная
33 Решение комбинированных задач 1 23.05 34 Итоговое занятие (с учетом накопленных баллов уч-ся, выбрать и присвоить звание «Лучший на курсе») 1 30.05 Интеллектуальный конкурс ИТОГО 9 25 11 класс
Раздел 1. Магнитное поле
1 Правило буравчика 1 Поисковые исследования познавательная
2 Сила Ампера 1 3 Сила Лоренца 1 4 Применение правила Ленца 1 5 Закон электромагнитной индукции 1 6 Явление самоиндукции. Индуктивность 1 Раздел 2. Механические колебания
7 Динамика колебательного движения. Уравнение движения маятника 1 Поисковые исследования познавательная
8 Характеристики пружинного и математического маятников 1 9 Превращения энергии при гармонических колебаниях 1 Раздел 3 Электромагнитные колебания
10 Электромагнитные колебания 1 Поисковые исследования познавательная
11-12 Различные виды сопротивлений в цепи переменного тока 2 Раздел 4. Механические волны
13 Свойства волн 1 Поисковые исследования познавательная
14 Звуковые волны 1 Раздел 5. Световые волны
15-16 Геометрическая оптика 1 1 Поисковые исследования познавательная
17 Формула тонкой линзы 1 18 Интерференция волн 1 19 Дифракция механических и световых волн 1 20 Волновые свойства света 1 Раздел 6. Излучение и спектры
21 Излучение и спектры 1 Поисковые исследования познавательная
Раздел 7. Световые кванты
22-23 Законы фотоэффекта 1 1 Поисковые исследования познавательная
Раздел 8. Атомная физика
24 Модели атомов 1 Поисковые исследования познавательная
25 Постулаты Бора 1 Раздел 9. Физика атомного ядра. Элементарные частицы
26 Энергия связи атомных ядер 1 Поисковые исследования познавательная
27 Ядерные реакции 1 Раздел 10. Практикум по решению комбинированных задач
28 Решение комбинированных задач 1 Круглый стол познавательная
29 Решение комбинированных задач 1 30 Решение комбинированных задач 1 31 Решение комбинированных задач 1 Раздел 11. Математический практикум
32 Действия со степенями (Молекулярная и ядерная физика) 1 Конкурс-игра познавательная
33 Преобразования выражений (Все разделы) 1 34 Итоговое занятие (с учетом накопленных баллов уч-ся, выбрать и присвоить звание «Лучший на курсе») 1 ИТОГО 10 24 Содержание курса
10 классРаздел 1. Правила и приемы решения физических задач. (2ч).
Физическая теория и решение задач. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов. Этапы решения физической задачи. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.
Раздел 2. Кинематика (3 ч).
Элементы векторной алгебры. Путь и перемещение. Характеристики равномерного и равноускоренного прямолинейного движения. Равномерное движение точки по окружности.
Раздел 3. Динамика (6 ч).
Законы Ньютона. Гравитационные силы. Вес тела. Движение тела под действием сил упругости и тяжести. Решение комплексных задач по динамике.
Раздел 4. Законы сохранения в механике (4 ч).
Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Теоремы о кинетической и потенциальной энергиях. Закон сохранения полной механической энергии.
Раздел 5. Основы молекулярно-кинетической теории (3 ч).
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Газовые законы.
Раздел 6. Основы термодинамики (3 ч).
Уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Характеристики тепловых двигателей.
Раздел 7. Электростатика (5 ч).
Закон Кулона. Расчет напряженности электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Расчет энергетических характеристик электростатического поля.
Раздел 8. Законы постоянного электрического тока (5 ч).
Схемы электрических цепей. Закон Ома для участка цепи. Расчет электрических цепей. Закон Ома/для полной цепи. Постоянный электрический ток.
Раздел 9. Практикум но решению комбинированных задач (2 ч).
Итоговое занятие (1 ч).
класс
Раздел 1. Магнитное поле (6 ч).
Правило буравчика. Сила Ампера. Сила Лоренца. Применение правила Ленца. Закон электромагнитной индукции. Явление самоиндукции. Индуктивность.
Раздел 2. Механические колебания (3 ч).
Динамика колебательного движения. Уравнение движения маятника. Характеристики пружинного и математического маятников. Превращения энергии при гармонических колебаниях.
Раздел 3. Электромагнитные колебания (3 ч).
Электромагнитные колебания. Различные виды сопротивлений в цепи переменного тока.
Раздел 4. Механические волны (2 ч).
Свойства волн. Звуковые волны.
Раздел 5. Световые волны (6 ч).
Геометрическая оптика. Формула тонкой линзы. Интерференция волн. Дифракция механических и световых волн. Волновые свойства света.
Раздел 6. Излучение и спектры (1 ч).
Излучение и спектры.
Раздел 7. Световые кванты (2 ч).
Законы фотоэффекта.
Раздел 8. Атомная физика (2 ч).
Модели атомов. Постулаты Бора.
Раздел 9. Физика атомного ядра. Элементарные частицы (2ч).
Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.
Раздел 10. Практикум по решению комбинированных задач (4ч)
Решение комбинированных задач.
Раздел 11. Математический практикум (2ч)
Действия со степенями (Молекулярная и ядерная физика). Преобразование выражений (Все разделы)
Итоговое занятие (1 ч)
Литература:
Бутиков Е.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. Физика в примерах и задачах. - М.: Наука, 1979.
Бутиков Е.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. - Физика для поступающих в вузы. - М.: Наука, 1982.
Блудов М.И. Беседы по физике. - М.: Просвещение, 1984.
Баканта Л.П., Белонучкин В.Е., Козел С.М., Колачевский Н.Н., Косоуров Г.И., Мазанько И.П. Сборник задач по физике. - М.: Наука, 1971.
Гольдфарб Н.И. Сборник вопросов и задач по физике. - М.: Дрофа, 2009..
Енохович А.С. Справочник по физике и технике. - М.: Просвещение, 1989.
Карякин Н.И., Быстров К.Н., Киреев П.С. Краткий справочник по физике. - М.: Высшая школа, 1969.
Коган Б.Ю. Задачи по физике.- М.: Просвещение, 1971.
Марон А.Е., Марон Е. А, Контрольные работы по физике. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2004.
Перельман Я,И. Занимательная физика. - М.: Наука, 1971.
Роджерс Эрик. Физика для любознательных. - М.: Мир, 1970.
Электронные ресурсы:
Обучающие трехуровневые тесты по физике: сайт В.И.  Регельмана HYPERLINK "http://www.physics-regelman.com/" \t "_parent"
http://www.physics-regelman.com
 
Физика. ру: сайт для учащихся и преподавателей физики http://www.fizika.ru  
 
Занимательная физика в вопросах и ответах: сайт заслуженного учителя РФ В.Елькина HYPERLINK "http://elkin52.narod.ru/" \t "_parent"
http://elkin52.narod.ru
Энциклопедия Кругосвет HYPERLINK "http://www.krugosvet.ru/" \t "_parent"
http://www.krugosvet.ru HYPERLINK "http://www.krugosvet.ru/" \t "_parent"
  
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.23
    
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru
  
Российский общеобразовательный портал
Каталог ресурсов по физике
http://school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=22
   
Кафедра и лаборатория физики Московского института открытого образования http://fizkaf.narod.ru  
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок 2006-2013» –преподавание физики
http://festival.1september.ru/subjects/2/