Рабочая программа факультативного курса Методы решения физических задач 11 класс


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Заседание МО учителей
______________________
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № _____
от «____» ________ 2014 г.
Руководитель МО Ф.И.О.________________ СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № _____
от «____» _________ 2014 г.
Зам. директора по УВР
_____ Казакова Л.В. УТВЕРЖДАЮ
Приказ № ___________
от «___»___________ 2014г.
Директор
МКОУ «Боровская СОШ»
МО «Братский район»
______ Непомнящая Т.Е.
Рабочая программа
факультативного курса
«Методы решения физических задач»
для учащихся 11 класса
на 2016-17 учебный год
Образовательная область: «естествознание»
Разработала:
Непомнящая Т.Е.
учитель_I__ ,квалификационной категории.
п.Боровской
2016 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа для учащихся 11 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторского элективного курса по физике для учащихся 10-11 классов Зорина Н.И. «Методы решения физических задач», Москва, «ВАКО» 2007г. Факультативный курс «Методы решения физических задач» является региональным компонентом учебного плана. Программа факультативного курса «Методы решения физических задач» разработана в рамках программы обеспечения Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области, утверждённого приказом Департамента образования Иркутской области, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования, основной образовательной программой МКОУ «Боровская СОШ» и положением о рабочих программах учебных предметов (курсов), дисциплин (модулей) МКОУ «Боровская СОШ».
.

Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой изменений нет.
Образовательная область: естествознание
Предмет изучения: физика
Цели и задачи программы:
Цели программы:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
• овладение умениями строить модели, устанавливать границы их применимости;
• применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий;
• воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
• использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач.
Задачи программы:
- развитие интереса к изучению физических явлений;
- стимулирование самостоятельного познавательного процесса и практической деятельности учащихся
Общая характеристика факультативного курса
Факультативный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики в основной и средней школе, ориентирован на развитие у школьников интереса к знаниям, на организацию самостоятельного познавательного процесса и самостоятельной практической деятельности. Школьники знакомятся со способами решения оригинальных и исследовательских задач постепенно возрастающей сложности.
Факультативный курс включает решение вычислительных, логических, графических, геометрических, экспериментальных задач по всем разделам основного курса. Программа курса согласована с содержанием программы по физике для 10-11 классов Г.Я. Мякишева, что позволит осуществить повторение, совершенствование и практическое применение усвоенных знаний и умений.
Место предмета в учебном плане
В региональном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 68 часов для изучения факультативного курса «Методы решения физических задач» на базовом уровне основного общего образования, в том числе в 10-11 классе 35 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.

Учебно-тематический план
№ Разделы, темы Всего часов Формы организации учебной деятельности Формы контроля
По программе По рабочей программе 1 Основы МКТ. 4 4 Беседа, лекция. Тест
2 Основы термодинамики. 4 4 Урок, лекция, семинар, индивидуальная работа Проверочная работа
3 Свойства паров, жидких и твердых тел. 4 4 Фронтальная работа, лекция, эвристическая беседа Самостоятельная работа
4 Электрическое поле. 5 5 Беседа, лекция, самостоятельная работа. Тест.
5 Законы постоянного тока. 5 5 Фронтальная работа, лекция, эвристическая беседа
6 Электрический ток в различных средах. 4 4 Самостоятельная работа со справочной литературой Проверочная работа
7 Электромагнитные явления. 4 4 Фронтальная работа, лекция, эвристическая беседа Практическая работа с использованием компьютерных технологий
8 Физическая олимпиада. 4 5 Самостоятельная работа. Итого 34 35 Содержание программы.
Основы МКТ (4ч).
Количество вещества. Постоянная Авогадро. Масса и размер молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Энергия теплового движения молекул. Зависимость давления газа от концентрации молекул и температуры. Скорость молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.
Основы термодинамики (4ч)
Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. Изменение внутренней энергии в процессе совершения работы. Тепловые двигатели.
Свойства паров, жидкостей и твердых тел (4ч).
Свойства паров. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. Механические свойства твердых тел.
Электрическое поле (5ч).
Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Проводники в электрическом поле. Поле заряженного шара и пластины. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного тела в электрическом поле. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Конденсаторы.
Законы постоянного тока (5ч).
Сила тока. Сопротивление. Закон Ома. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для замкнутой цепи. Закон Кирхгофа.
Электрический ток в различных средах (4ч).
Электрический ток в металлах и электролитах. Электрический ток в газах, вакууме. Полупроводниках.
Электромагнитные явления (4ч).
Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Магнитный поток. Закон Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Избранное (5ч).
Физическая олимпиада.
Ожидаемые результаты изучения предмета
В результате изучения факультативного курса ученик должен
знать/уметь:
осознанно применять физические законы и модели для решения задач;
выполнять чертежи, рисунки, графики;
использовать приёмы рациональных вычислений;
пользоваться учебной, справочной и научно-популярной литературой для нахождения нужной информации;
пользоваться алгоритмами и самостоятельно составлять планы решения конкретных задач;
использовать при решении экспериментальных задач приборы с соблюдением правил охраны труда;
применять новые компьютерные технологии для моделирования явлений, обработки результатов, получения информации из Интернета и других источников
Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки.
Реализация дифференцированного подхода к учащимся предполагает использование индивидуальных заданий практического и творческого характера. Текущая проверка знаний и умений учащихся включает следующие формы контроля:
физические диктанты,
кратковременные проверочные работы на решение задач,
практические работы с использованием компьютерных технологий,
тесты,
задания по составлению задач,
выступления с сообщениями.
Итоговая проверка заключается в выполнении учащимися олимпиадных заданий, включающих тестовые задания, качественные, расчётные и графические задачи различной степени сложности. Факультативный курс не оценивается.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004.
Сборник задач по физике: Для 10-11 кл. средней общеобразовательной школы.// Сост. Г.Н. Степанова. – СПб: Специальная литература, 1996.
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 кл.: Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2004.
Бендриков Г.А., Буховцев Б.Б., Керженцев В.В., Мякишев Г.Я. Физика: Сборник задач. – М.: Рольф, 2000.
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. 10 кл. 11кл. // Коноплич Р.В., Орлов В.А., Добродеев Н.А., Татур А.О. – М.: Интеллект – Центр, 2002.
Технические средства обучения:
Классная доска с набором магнитов для крепления таблиц, картинок;
Телевизор (общешкольный);
Видеомагнитофон (общешкольный);
Мультимедийный проектор (общешкольный);
Экспозиционный экран (общешкольный);
Сканер (общешкольный);
Принтер лазерный (общешкольный);
Набор таблиц по физике для 10-11 класса.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока Раздел / Тема Кол-во часов Календарные сроки Планируемые результаты
(базовые понятия) Виды контроля
план факт Основы МКТ (4ч)
1 Постоянная Авогадро. Масса и размер молекул. Основное уравнение МКТ. 1 Знать основные положения МКТ, углубить знания о величинах, характеризующих молекулы. Уметь применять основное уравнение МКТ. 2 Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. 1 Научиться решать задачи на зависимости между параметрами, установить зависимости между тепловыми параметрами. Тест
3 Энергия теплового движения молекул. Зависимость давления в газах от температуры. 1 Знать формулы зависимости давления и скорости движения молекул в газах от температуры 4 Решение задач. 1 Развивать навыки самостоятельной работы, отрабатывать методы решения задач с/р
5 Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. 1 Знать понятие внутренней энергии, работы и количества теплоты. 6 Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. 1 Устанавливать взаимосвязь между макроскопическими параметрами при различных процессах. Практическая работа с использованием компьютерных технологий
7 Изменение внутренней энергии тела в процессе теплопередачи и совершения работы.
Тепловые двигатели. 1 Распознавать различные способы изменения внутренней энергии, решать задачи. Игра «Счастливый случай»
8 Решение задач. 1 Развивать навыки самостоятельной работы, отрабатывать методы решения задач Свойства паров, жидких и твердых тел. (4ч)
9 Свойства паров. Влажность воздуха. 1 10 На основе МКТ объяснять особенности строения тел в различных состояниях.
10 Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. 1 11 Механические свойства твердых тел. 1 12 Решение задач 1 Развивать навыки самостоятельной работы, отрабатывать методы решения задач. Игра-соревнование
Электрическое поле (5ч)
13 Закон Кулона 1 Сформировать понятие о зависимости силы между электрическими зарядами от их значения и расстояния между ними, сформировать основные понятия напряженности и научиться решать задачи. 14 Решение задач на закон Кулона 1 с/р
15 Напряженность поля. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. 1 16 Эквипотенциальные поверхности. Конденсаторы. 1 17 Игра «Кто больше?» 1 В игровой форме отработать навыки решения задач. Законы постоянного тока (5ч)
18 Сила тока. Сопротивление. 1 Знать понятия: сила тока, сопротивление, работа и мощность электрического тока, закон Ома для участка и полной цепи. 19 Закон Ома для участка цепи..1 Тест
20 Работа и мощность. ЭДС. Закон Ома для замкнутой цепи. 1 21 Решение задач
1 с/р
22 Игра «Поле чудес». 1 В игровой форме отработать навыки решения задач. Игра
Электрический ток в различных средах (4ч)
23 Электрический ток в металлах и электролитах. 1 Уметь объяснять физическую природу электрической проводимости различных веществ с точки зрения электронной теории, научиться решать задачи по данной теме. 24 Электрический ток в газах и вакууме. 1 25 Электрический ток в полупроводниках. 1 проверочная работа
26 Решение задач. 1 Развивать навыки самостоятельной работы, отрабатывать методы решения задач с/р
Электромагнитные явления. (4ч)
27 Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Магнитный поток. 1 Сформировать представление о магнитном поле, ввести понятие силы Ампера и Лоренца, научиться графически представлять магнитное поле. 28 Закон Ампера. Сила Лоренца. 1 29 Магнитные свойства вещества. 1 30 Самостоятельная работа по решению задач на динамику. 1 Развитие навыков самостоятельной работы. Тест
Избранное (5ч)
31 Физическая олимпиада. 1 Повторение материала, расширение кругозора. 32 Физическая олимпиада. 1 Повторение материала, расширение кругозора. Кратковременная проверочная работа
33 Физическая олимпиада. 1 Повторение материала, расширение кругозора. 34 Физическая олимпиада. 1 Повторение материала, расширение кругозора. Тест
35 Решение задач 1