Рабочая программа факультативного курса Методы решения физических задач 10 класс


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Заседание МО учителей
______________________
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № _____
от «____» ________ 2016 г.
Руководитель МО Ф.И.О.________________ СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № _____
от «____» _________ 2016 г.
Зам. директора по УВР
_____ Казакова Л.В. УТВЕРЖДАЮ
Приказ № ___________
от «___»___________ 2016г.
Директор
МКОУ «Боровская СОШ»
МО «Братский район»
______ Непомнящая Т.Е.
Рабочая программа
факультативного курса
«Методы решения физических задач»
для учащихся 10 класса
на 2016-17 учебный год
Образовательная область: «естествознание»
Разработала:
Непомнящая Т.Е.
учитель_I__ ,квалификационной категории.
п.Боровской
2016 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа для учащихся 10 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторского элективного курса по физике для учащихся 10-11 классов Зорина Н.И. «Методы решения физических задач», Москва, «ВАКО» 2007г. Факультативный курс «Методы решения физических задач» является региональным компонентом учебного плана. Программа факультативного курса «Методы решения физических задач» разработана в рамках программы обеспечения Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области, утверждённого приказом Департамента образования Иркутской области, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования, основной образовательной программой МКОУ «Боровская СОШ» и положением о рабочих программах учебных предметов (курсов), дисциплин (модулей) МКОУ «Боровская СОШ».
.

Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является то, что в рабочей программе увеличено количество часов на изучение темы «Статика и гидростатика» на 1 час.
Образовательная область: естествознание
Предмет изучения: физика
Цели и задачи программы:
Цели программы:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
• овладение умениями строить модели, устанавливать границы их применимости;
• применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий;
• воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
• использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач.
Задачи программы:
- развитие интереса к изучению физических явлений;
- стимулирование самостоятельного познавательного процесса и практической деятельности учащихся
Общая характеристика факультативного курса
Факультативный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики в основной и средней школе, ориентирован на развитие у школьников интереса к знаниям, на организацию самостоятельного познавательного процесса и самостоятельной практической деятельности. Школьники знакомятся со способами решения оригинальных и исследовательских задач постепенно возрастающей сложности.
Факультативный курс включает решение вычислительных, логических, графических, геометрических, экспериментальных задач по всем разделам основного курса. Программа курса согласована с содержанием программы по физике для 10-11 классов Г.Я. Мякишева, что позволит осуществить повторение, совершенствование и практическое применение усвоенных знаний и умений.
Место предмета в учебном плане
В региональном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 68 часов для изучения факультативного курса «Методы решения физических задач» на базовом уровне ступени основного общего образования, в том числе в 10 классе 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Учебно-тематический план
№ Разделы, темы Всего часов Формы организации учебной деятельности Формы контроля
По программе По рабочей программе 1 Правила и приемы решения физических задач. 2 2 Беседа, лекция. тест
2 Операции над векторными величинами. 2 2 Урок, лекция, семинар, индивидуальная работа Проверочная работа
3 Равномерное движение, средняя скорость. 3 3 Фронтальная работа, лекция, эвристическая беседа Самостоятельная работа
4 Закон сложения скоростей. 3 3 Беседа, лекция, самостоятельная работа. Тест.
5 Одномерное равнопеременное движение. 3 3 Фронтальная работа, лекция, эвристическая беседа
6 Двумерное равнопеременное движение. 3 3 Самостоятельная работа со справочной литературой Проверочная работа
Динамика материальной точки. Поступательное движение. 3 3 Практическая работа с использованием компьютерных технологий
Движение материальной точки по окружности. 3 3 Импульс. Закон сохранения импульса. 3 3 Проверочная работа
Работа и энергия в механике. Закон изменения и сохранения механической энергии. 3 3 Статика и гидростатика. 2 3 Избранное 4 4 Практическая работа с использованием компьютерных технологий
Итого 34 35 Содержание программы.
Правила и приемы решения физических задач.
Что такое физическая задача? Физическая теория и решение задач. Составление физических задач. Этапы решения задачи. Формулировка плана решения задачи. Выполнение плана решения задачи. Анализ решения и оформление решения. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии.
Операции с векторными величинами.
Скалярные и векторные величины. Действия над векторами. Проекции вектора на координатные оси и действия над векторами. Проекции суммы и разности векторов.
Равномерное движение. Средняя скорость.
Перемещение. Скорость. Прямолинейное равномерное движение. Средняя путевая и средняя скорость по перемещению. Мгновенная скорость.
Закон сложения скоростей.
Относительность механического движения. Радиус-вектор. Движение с разных точек зрения. Формула сложения перемещений.
Одномерное равнопеременное движение.
Ускорение. Равноускоренное движение. Движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Начальная скорость. Движение тела брошенного вертикально вверх.
Двумерное равномерное движение.
Движение тела брошенного под углом к горизонту. Определение дальности полета, времени полета. Максимальная высота подъема тела при движении под углом к горизонту.Время подъема до максимальной высоты. Скорость в любой момент времени. Уравнение траектории движения.
Динамика материальной точки. Поступательное движение.
Координатный метод решения задач.
Движение материальной точки по окружности.
Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость. Перемещение и скорость при криволинейном движении. Центростремительное ускорение. Закон всемирного тяготения.
Импульс. Закон сохранения импульса.
Импульс тела. Импульс силы. Явление отдачи. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновение.
Работа и энергия в механике. Закон изменения и сохранения энергии.
Консервативные и неконсервативные силы. Потенциальная и кинетическая энергия.Полная механическая энергия.
Статика и гидростатика.
Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести. Виды равновесия тел. Давление в жидкости. Закон паскаля. Гидравлический пресс. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Несжимаемая жидкость.
Избранное.
Физическая олимпиада.
Ожидаемые результаты изучения предмета
В результате изучения факультативного курса ученик должен
знать/уметь:
осознанно применять физические законы и модели для решения задач;
выполнять чертежи, рисунки, графики;
использовать приёмы рациональных вычислений;
пользоваться учебной, справочной и научно-популярной литературой для нахождения нужной информации;
пользоваться алгоритмами и самостоятельно составлять планы решения конкретных задач;
использовать при решении экспериментальных задач приборы с соблюдением правил охраны труда;
применять новые компьютерные технологии для моделирования явлений, обработки результатов, получения информации из Интернета и других источников
Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки.
Реализация дифференцированного подхода к учащимся предполагает использование индивидуальных заданий практического и творческого характера. Текущая проверка знаний и умений учащихся включает следующие формы контроля:
физические диктанты,
кратковременные проверочные работы на решение задач,
практические работы с использованием компьютерных технологий,
тесты,
задания по составлению задач,
выступления с сообщениями.
Итоговая проверка заключается в выполнении учащимися олимпиадных заданий, включающих тестовые задания, качественные, расчётные и графические задачи различной степени сложности. Факультативный курс не оценивается.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
Сборник задач по физике: Для 10-11 кл. средней общеобразовательной школы.// Сост. Г.Н. Степанова. – СПб: Специальная литература, 1996.
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2014.
Бендриков Г.А., Буховцев Б.Б., Керженцев В.В., Мякишев Г.Я. Физика: Сборник задач. – М.: Рольф, 2000.
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. 10 кл. 11кл. // Коноплич Р.В., Орлов В.А., Добродеев Н.А., Татур А.О. – М.: Интеллект – Центр, 2002.
Технические средства обучения:
Классная доска с набором магнитов для крепления таблиц, картинок;
Телевизор (общешкольный);
Видеомагнитофон (общешкольный);
Мультимедийный проектор (общешкольный);
Экспозиционный экран (общешкольный);
Сканер (общешкольный);
Принтер лазерный (общешкольный);
Набор таблиц по физике для 10 класса.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока Раздел / Тема Кол-во часов Календарные сроки Планируемые результаты
(базовые понятия) Виды контроля
план факт 1 четверть
Правила и приемы решения физических задач 2ч
1 Физическая задача. Правила решения физических задач. 1 Познакомиться с различными сторонами работы с задачами, научиться основным приемам составления задач, классификации задач по трем-четырем основаниям 2 Приемы решения физических задач. 1 Знать различные методы и приемы решения задач, применять метод граф. Операции над векторными величинами. (2ч)
3 Операции над векторными величинами. Находить модуль вектора, проекции результирующего вектора при сложении и вычитании. 4 Операции над векторными величинами. Находить модуль вектора, проекции результирующего вектора при сложении и вычитании. Практическая работа с использованием компьютерных технологий
Равномерное движение. Средняя скорость. (3ч)
5 Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению). 1 Знать понятия «средняя скорость по пути» и средняя скорость по перемещению 6 Тур физической олимпиады. 1 Развивать навыки самостоятельной работы, отрабатывать методы решения задач. 7 Тур физической олимпиады. 1 Развивать навыки самостоятельной работы, отрабатывать методы решения задач. Практическая работа с использованием компьютерных технологий
Закон сложения скоростей (3ч)
8 Закон сложения скоростей. 1 Знать понятия относительности движения, применять закон сложения скоростей. 9 Игра «Кто больше?» 1 В игровой форме отработать навыки решения задач. 2 четверть
10 Игра «Кто больше?» 1 В игровой форме отработать навыки решения задач. Одномерное равнопеременное движение (3ч)
11 Одномерное равнопеременное движение. 1 Находить путь, скорость. Перемещение, ускорение. 12 Самостоятельное решение задач. 1 Находить путь, скорость. Перемещение, ускорение. 13 Игра «Поле чудес». 1 В игровой форме отработать навыки решения задач. Двумерное равнопеременное движение (3ч)
14 Двумерное равнопеременное движение. 1 Знать понятие «баллистика», уметь применять уравнение баллистической траектории. 15 Самостоятельное решение задач. 1 Развитие навыков самостоятельной работы. 16 Самостоятельное решение задач. 1 Развитие навыков самостоятельной работы. Кратковременная проверочная работа
3 четверть
Динамика материальной точки. Поступательное движение. (3ч)
17 Динамика материальной точки. Поступательное движение тела. 1 Знать понятия материальной точки, системы отсчета, законы Ньютона. 18 Решение задач. 1 Развивать навыки самостоятельной работы, отрабатывать методы решения задач 19 Самостоятельная работа по решению задач на динамику. 1 Развитие навыков самостоятельной работы. Тест
Движение материальной точки по окружности (3ч)
20 Движение материальной точки по окружности. 1 Знать понятия криволинейного движения, центростремительного ускорения, периода и частоты обращения. 21 Тур физической олимпиады. 1 Развитие духа состязательности, самостоятельности мышления при выборе способов решения предложенных задач. 22 Тур физической олимпиады. 1 Развитие духа состязательности, самостоятельности мышления при выборе способов решения предложенных задач Практическая работа с использованием компьютерных технологий
Импульс. Закон сохранения импульса. (3ч)
23 Импульс. Закон сохранения импульса. 1 Знать понятия импульс тела, импульс силы, закон сохранения импульса. 24 Решение задач. 1 Знать различные методы и приемы решения задач 25 Защита проектов. 1 Научиться выдвигать и отстаивать свои идеи. выступления с сообщениями
Работа и энергия в механике. Закон изменения и сохранения энергии. (3ч)
26 Работа и энергия в механике. 1 Знать понятия работа, энергия, находить их. 4 четверть
27 Закон изменения и сохранения энергии. 1 Знать закон сохранения энергии, находить с его помощью неизвестные величины. 28 Самостоятельное решение задач. 1 Знать различные методы и приемы решения задач Кратковременная проверочная работа
Статика и гидростатика. (3ч)
29 Статика. 1 Уметь определять основные характеристики равновесия физических систем. 30 Гидростатика. 1 Уметь определять основные характеристики равновесия физических систем 31 Решение задач. 1 Знать различные методы и приемы решения задач Избранное (4ч)
32 Физическая олимпиада. 1 Повторение материала, расширение кругозора. 33 Физическая олимпиада. 1 Повторение материала, расширение кругозора. Кратковременная проверочная работа
34 Физическая олимпиада. 1 Повторение материала, расширение кругозора. 35 Физическая олимпиада. 1 Повторение материала, расширение кругозора. Тест