ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ FEATURES OF EDUCATIONAL PROCESS IN RURAL SCHOOL


ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
FEATURES OF EDUCATIONAL PROCESS IN RURAL SCHOOL
Карманова Лариса Геннадьевна
Ключевые слова: воспитательная работа, школьники, малокомплектная школа, система воспитательной работы, учитель, классный руководитель, модель школы.Key words: educational work, school, ungraded school, the system of educational work, teacher, head teacher, model school.
Аннотация. Сегодня образовательные учреждения несут ответственность за формирование культурного и нравственного облика подрастающего поколения. В связи с этим, к воспитательной системе общеобразовательных упреждений предъявляются высокие требования, поэтому актуальность исследования не вызывает сомнений. В исследовании обобщены основные подходы и проблемы в организации воспитательного процесса малокомплектной школы и даны рекомендации по их преодолению.
Проблеме малокомплектной сельской школы посвящено большое количество публикаций в научно-педагогической литературе и периодической печати. Все авторы отмечают, что, несмотря на экономическую нецелесообразность, необходимо сохранить малочисленные школы на селе по двум основным причинам. Во-первых, ребенок учится в более комфортных условиях и, во-вторых, школа практически единственный институт, способный сохранить и возродить деревню.
Провозглашенная цель - обеспечить доступность качественного образования независимо от места жительства при эффективном использовании ресурсов - еще более обострила основные противоречия, присущие на сегодняшний день сельским малокомплектным школам:
между экономической нецелесообразностью существования малокомплектных школ и необходимостью их сохранения как единственного культурного центра в сельской местности;
между необходимостью обеспечения качественного образования и неразвитостью кадровых, информационно-технологических, материально-технических условий.
между национальным проектированием в системе образования и ограниченностью возможностей норм функционирования образовательных учреждений.
В результате проведенного анализа данных противоречий обусловливается необходимость реализации в малокомплектных школах мероприятий по обновлению содержания, форм, технологий образования, подходов к его качеству. Это обеспечит образовательный выбор каждому сельскому школьнику, сохранит сеть общеобразовательных учреждений, позволит привлечь педагогические кадры на село и повысить их учебно-методический уровень.
Малокомплектная школа -это небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для воспитания старшим младших. Такие школы напоминают большую семью. Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Поэтому исключаются возможности для крупного хулиганства, других правонарушений, характерных для больших школ. Каждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают.
Однако малокомплектная школа имеет свои специфические трудности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая оказывает далеко не всегда положительное влияние на процесс развития сельского ребенка. Большое беспокойство вызывают такие факторы, как:
более низкий уровень образования населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребенка. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей, что часто ведет к заниженным требованиям к получаемому образованию.
ограниченность возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста: меньше фонды библиотек, круг демонстрируемых кинофильмов, меньшее количество принимаемых программ телевидения, мало кружков, секций и т. д. Сельским жителям сложнее попасть в театры, музеи.
При имеющихся трудностях можно и нужно находить новые, более эффективные средства организации педагогического процесса (формы, методы, приемы обучения и воспитания) оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе.
На селе в большей степени, чем в городе, сохранилась целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Сельская нравственно-этическая среда относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь.
Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Она включена в жизнь и быт людей. Сельский школьник воспринимает природу как среду собственного обитания. Поэтому педагогическая работа в сельской школе должна быть направлена на воспитание гражданина, способного и желающего успешно трудиться на селе. Необходимо обучение учащихся умелому сочетанию деятельности в сельском хозяйстве с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе как основе жизнедеятельности человека.
Воспитание хозяина земли, культурного труженика села, конкурентоспособного, умеющего организовать прибыльное дело в условиях села, возможно при организации следующих направлений работы:
включение учащихся в производительный труд, основанный на личной и общественной мотивации;
укрепление здоровья учащихся и учителей через создание спортивно-оздоровительных комплексов;
распространение и освоение опыта ведения фермерских хозяйств, освоение экономических знаний, современных производственных технологий на селе;
участие школьников в коммерческой деятельности;
создание школьных трудовых объединений, собственных подсобных хозяйств, агрошкол;
организация целенаправленной профориентационной работы.
Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей. Опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера. Естественна забота о пожилых и младших односельчанах.
В таких рамках имеются особенно благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших, так как нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста.
В малокомплектных школах необходима работа по расширения связей учащихся с окружающим миром. Это обусловлено замкнутостью пространства, в котором происходит социальное становление сельского школьника, ограниченностью общения в условиях малочисленной школы.
Для обеспечения этой работы необходимо шире использовать возможности прежде всего самой школы, изменив структуру организации воспитательного процесса: преодолеть ограниченность воспитательного процесса рамками класса, проводить занятия за пределами школы, на природе, в местном хозяйстве, разнообразить содержание и формы внеурочной воспитательной работы. Целесообразно развивать связи школ с культурными и учебно-воспитательными центрами села, района, области, а также между сельскими школами.
Возможности сельской школы во взаимодействии с социальной средой несравненно шире, чем городской. В отличие от городской школы, взаимодействующей на равных, а часто приспосабливающейся под требования среды, ближайшую социальную среду сельская школа приспосабливает под себя, превращая ее в среду воспитывающую, интегрируя ее воспитательные возможности. Путем педагогизации возможно совершенствование содержания воспитания, обеспечение воспитывающего характера всех видов деятельности учащихся в среде, обновление форм работы.
Возможны следующие пути педагогизации социального окружения школы:
включение в систему работы школы общественно полезной деятельности на селе (дела по благоустройству, забота о престарелых, помощь детским учреждениям, охрана природы, краеведческая работа и т. д.) и производительного труда;
освоение и развитие местных традиций и культурного наследия, включение их в воспитательный процесс;
использование человеческих ресурсов среды (привлечение к организации воспитательного процесса жителей села, специалистов, установление связей с другими школами и т.п.);
организация взаимодействия с родителями учащихся, оказание им помощи и расширение воспитательного потенциала семьи;
использование материальной, производственной и культурной базы села (предприятий, учреждений, клубов, спортивных площадок и др.);
создание школьных научных объединений по разработке местных проблем, выпуск школьниками газеты, радиогазеты о событиях села и школы и др.
Важным средством педагогизации среды и воспитания учащихся могут стать местные музеи, раскрывающие сокровища культуры и историю родного края. При их создании объединяются усилия, достигается сотрудничество жителей села, школы, местных учреждений, органов власти.
Воспитательный процесс в, условиях малокомплектной школы, предполагает взаимодействия детей разного возраста. Это обусловлено тем, что в условиях малочисленной школы неэффективно проведение ряда занятий, а тем более воспитательных мероприятий, по классам, где обучаются часто меньше 10 человек. Разновозрастное взаимодействие имеет большой воспитательный потенциал и обеспечивает:
более широкие возможности для овладения учащимися культурных ценностей,
успешность освоения школьниками различных социальных ролей;
преобразование имеющегося опыта старших и обогащение, развитие опыта младших детей;
социальную и социально-психологическую защиту в виде помощи старших младшим при организации их жизнедеятельности, поддержки тех учащихся, которые не могут реализовать себя по тем или иным причинам в группе сверстников;
подготовку к социальной самозащите, предполагающей обучение принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, устанавливать контакты с различными людьми в постоянно меняющихся условиях;
преодоление психологических барьеров сельского ребенка.
Взаимодействие школьников разного возраста взаимно обогащает их, помогает старшим овладеть социальными ролями взрослого; получать опыт ответственности за других; осваивать навыки организаторской деятельности, что невозможно в условиях малочисленного класса. Разновозрастные связи создают благоприятные условия для актуализации и развития тех качеств личности, которые в одновозрастном коллективе остались бы незамеченными и не получили бы возможности для проявления, а также обеспечивают гуманизацию отношений между детьми.
Для решения комплекса воспитательных задач во внеучебное время рекомендовано создание разновозрастных групп с относительно постоянным составом. По существу, они могут стать первичными коллективами, которые сейчас в некоторых школах называют содружествами. При формировании этих объединений учитываются желания детей, особенности их контактов, место жительства. Целесообразно предусмотреть в таком разновозрастном коллективе наличие лидера, способного организовать группу учащихся и регулировать отношения между старшими и младшими. Содружества мо гут выполнять по очереди повседневную работу в школе (чередование традиционных поручений), готовиться к общешкольным делам, организовать взаимопомощь в учебе.
Целесообразно создание временных разновозрастных объединений в ходе подготовки и проведения школьных дел: творческих групп, обществ, выполняющих роль органов самоуправления.
Чтобы расширить образовательное пространство ребенка, дать ему возможность выбирать, принимать самостоятельные решения, в сельских школах целесообразно проводить дни свободного выбора и творчества, которые обычно включают: 1) уроки по выбору; 2) занятия по интересам; 3) час свободного общения школьников и педагогов; 4) коллективное творческое дело. В такой день учащиеся имеют возможность выбирать, пробовать себя, проявить свои интересы и потребности.
У малочисленной школы есть очень важное, завидное для большинства школ преимущество, дозволяющее коллективно, с участием всех учащихся и педагогов, а также родителей решать многие вопросы на общешкольном собрании, которое является важным средством развития самоуправления. Все учащиеся школы могут собраться и оперативно решить возникающие проблемы.
Поскольку центром всей воспитательной работы на селе является школа, то возможности педагогического влияния на детей, включения их в социально значимую деятельность выше, чем в городской. В этой связи возрастает ответственность педагогов за результаты своего труда. Вероятно, поэтому хорошие сельские школы отличаются своими традициями, имеют свое лицо. Здесь ярче просматривается зависимость психологической атмосферы в школьном коллективе от отношений педагогов, их профессионализма. Школа в значительной мере определяет культуру села, его будущее.
Литература
1. Акбашев Р.А. Малокомплектная школа: проблемы, поиски, решения. Казань: Татарское книжное издательство 1992 год .
2. Евдокимова Т.Н. Особенности учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе; 2011г.
3. Воспитание и развитие личности: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., 13-14 мая 1997 г. М.: Ин-т развития личности Рос. акад. образования, 1997.-Ч. 2,- 2009.-87 с.
4.Воспитательная система сельской школы: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н.Степанова. Псков: ИПК, 2010. 148с.
5. Журнал «Директор школы», 2011. № 9. С. 31-34.
6.Журнал «Директор школы» 2012. № 2. с. 58-65.
7.Куприянова Г.В. Особенности воспитательной системы сельской малочисленной школы. Пособие для руководителей школ. Ярославль: ИПК ПиРРО, 2011. 18с