Сопровождение к презентации на тему К. Сен-Санс. Карнавал животных

Выступление. Сопровождение презентации
"Карнавал животных"

Цель: создание условий для расширения музыкального кругозора обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Задачи:
– формирование представлений о конкретном образе, созданном с помощью средств музыкальной выразительности;
– развитие воображения при выполнении творческих заданий;
– воспитание культуры слушания классической музыки.

Слайд 1.
Как много звуков окружает нас! Целый океан: пение птиц и шелест деревьев, шум ветра и шорох дождя, раскаты грома и журчание ручейка. И все это может передать музыка, а мы, слушатели, можем представить.
А как вы думаете, ребята, можно ли в музыке передать движение и характер животных и птиц?
(Дети дают ответы на вопрос).
Конечно, можно. Только это очень не просто и удается не каждому композитору.

Слайд 2.
Давным-давно родился во Франции, в Париже, в семье музыкантов мальчик – Камиль Сен-Санс, будущий композитор. Он с самого раннего детства, любил вслушиваться в шумы, звуки природы. Некоторые люди думают, что только в лесу или в деревне можно услышать что-то интересное. А что особенного можно услышать на нашей улице?
Давайте представим себе "голоса улицы": вот кто-то прошел, разговаривая, вот проехала машина, а вот промчалась пожарная, а из окон дома доносятся звуки музыки, а где-то лает собака. Вот как много интересных звуков нас окружает! А вот маленький Камиль очень любил слушать чайник. Огромный пузатый чайник каждое утро ставили на огонь, а Камиль садился на табурет и ждал, когда тот заворчит, запыхтит и засвистит. И, конечно же, мальчик любил прислушиваться к звукам природы, и когда вырос, смог передать их в своей музыке. Маленький Сен-Санс собирал камни, выращивал цветы, но особенно он любил животных – и диких, и домашних. А вы, ребята, любите наших четвероногих друзей?
(Дети дают ответы на вопрос).

Слайд 3
(Дублируется слайд № 1)
Сегодня я приглашаю вас на карнавал. Но карнавал этот не простой. Это карнавал животных. Именно такое замечательное произведение написал Сен-Санс.
Юмор, ирония, сквозящие в авторском определении жанра – большая зоологическая фантазия – вообще присущи музыке Сен-Санса.

Слайд 4.
Состав небольшого оркестра "Карнавала животных" включает такие оригинальные инструменты, как ксилофон и стеклянная гармоника.
Музыкальные инструменты представлены композитором многообразно. Два фортепиано выступают и как концертно-виртуозные, и как скромно аккомпанирующие. В числе солирующих – не только две скрипки, виолончель, флейта и кларнет, но и, неожиданно, контрабас. Каждая из пяти партий струнных представлена одним исполнителем. Инструментальный состав во всех пьесах оригинален и почти не повторяется. 14 номеров очень небольшие по протяженности и чередуются по принципу контраста.
Ребята, кого называют царем зверей?
(Дети дают ответы на вопрос).

Слайд 5.
Правильно, льва. Почему, как вы думаете?
(Дети дают ответы на вопрос).
Да, он величественный, грозный и прекрасный. Поэтому композитор подарил ему "Королевский марш". Он так и называется "Королевский марш льва". Хотя это и марш, но в нем чувствуется мягкая и упругая кошачья походка. Иногда маршевая музыка прерывается грозным рычанием.
(Звучит "Королевский марш льва").
А сейчас пьеса-загадка. Попробуйте сами отгадать, кого хотел изобразить композитор. Только помните, что в карнавале участвуют и дикие, и домашние животные, и птицы, и даже рыбы.
(Звучит пьеса “Курицы и петухи”. Дети дают ответы на вопросы).

Слайд 6.
Раз уж мы с вами очутились в курятнике, предлагаю вам станцевать шуточный танец, имитирующий движения курочек и петушков.
·
(Дети встают в круг и исполняют танец).
Предлагаю вам отдохнуть и вспомнить, что такое вальс.
(Дети дают ответы на вопрос).
Правильно, танец. А как его танцуют?
(Дети дают ответы на вопрос).
Верно. Вальс танцуют легко, плавно кружась. Само слово "вальс" означает "кружиться". Вальс, как мы уже с вами сказали, легкий, изящный танец. А вот попробуйте-ка догадаться, какое животное может танцевать вальс на карнавале?
(Дети дают ответы на вопрос).
Ни за что не угадаете! У Сен-Санса вальс танцует слон! Давайте послушаем, как у него это получается.

Слайд 7.
(Звучит пьеса “Слон”).
А теперь отправляемся дальше. Что вы знаете о кенгуру?
(Дети дают ответы на вопрос).
А вот как написал о ней поэт:
Кенгуру смешная очень:
Руки вдвое короче,
Но зато у ней
Ноги вдвое длинней.
Кенгуру очень далеко прыгает на своих задних ногах. Недаром говорят: прыгает, как кенгуру. Послушайте музыкальный портрет кенгуру.

Слайд 8.
(Звучит пьеса "Кенгуру").
Давайте попробуем представить себе, что делает кенгуру.
(Дети дают ответы на вопрос).
Правильно, музыка передает прыжки кенгуру, которая то и дело останавливается и пугливо озирается вокруг – нет ли поблизости льва.
А теперь мы с вами попробуем "превратиться" в кенгуру. Кто из вас сможет с помощью движений, жестов и мимики изобразить кенгуру под музыку Сен-Санса?
(Дети выполняют музыкально-двигательные импровизации к пьесе "Кенгуру").

Слайд 9.
"Аквариум" рисует безмолвный подводный мир. Плавно струятся переливающиеся звуки двух фортепиано, звучащих на левой педали; тихо повторяются отрывистые звуки стеклянной гармоники, флейты, струнных инструментов.
(Звучит пьеса "Аквариум").
А сейчас, ребята, угадайте, какую птицу хотел изобразить в следующем музыкальном номере композитор?
(Звучит пьеса "Кукушка в глубине леса". Дети дают ответы на вопрос).

Слайд 10.
Этот номер, ребята, вновь основан на звукоподражании, но совершенно иного склада. Кукует кларнет, расположенный за кулисами, а притихший лес воплощен в красочных аккордах двух, приглушенно звучащих, фортепиано.

Слайд 11.
А сейчас мы услышим самое чудесное произведение из "Карнавала животных" – пьесу "Лебедь". И не просто услышим, а посмотрим, как под эту музыку исполняет танец великая балерина Майя Плисецкая. Как с помощью удивительно пластичных движений она превращается в прекрасную птицу.

Слайд 12.
(Просмотр видеоролика).

Слайд 13.
Понравились вам пьесы, которые прозвучали? И это еще не все произведения из “Карнавала животных”.
Сейчас я предлагаю вам принять участие в концерте-загадке, где будут звучать фрагменты уже прозвучавших на нашей музыкальной гостиной пьес. Вы попробуете отгадать, кому из зверей соответствует та или иная музыка и сказать название пьесы.
(Звучит концерт-загадка. Дети угадывают названия пьес "Карнавала животных")
Мне приятно, что к нашей встрече на музыкальной гостиной "Карнавал животных" вы, ребята, как и я, тоже готовились: рисовали животных. В итоге получились у нас портреты и музыкальные, и изобразительные.
А сейчас объявляется торжественный парад животных. Под музыку финала я прошу вас, ребята, продемонстрировать всем гостям музыкальной гостиной свои рисунки.

Слайд 14.
(Звучит пьеса "Финал". Дети размещают рисунки, организуют выставку).

Слайд 15.
(Заставка).








13PAGE \* MERGEFORMAT14215




15