Рабочая программа Элективного курса по физике для 10-11 классов «Методы решения физических задач»

Ишимский муниципальный район Тюменская область

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Тоболовская средняя общеобразовательная школа




Согласовано
Старший методист: ________________ И. В. Сироткина
Согласовано
Заместитель директора:
_____________Н.И. Плесовских
Утверждаю
Директор МАОУ Тоболовская СОШ:
_____________Н.Ф.Жидкова
Приказ от_31.08.16_ № _____






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по физике для 10-11 классов «Методы решения физических задач»
на 2016-2017 учебный год

Составитель: В.А. Королев





с. Тоболово, 2016 г.


Пояснительная записка
Элективный курс «Решение физических задач» рассчитан на учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений универсального профиля, где физика преподается по базовому уровню. Программа составлена на основе программ:
1. В. Л. Орлов, Ю. А. Сауров, «Методы решения физических задач», М., Дрофа, 2005 год.
2. Н. И. Зорин. Элективный курс «Методы решения физических задач: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 год (мастерская учителя).
Настоящий спецкурс рассчитан на преподавание в объеме 68 часов (1 час в неделю на два года обучения 10-11 классы).
Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 10-11 классов по физике путем решения разнообразных задач и способствовать их профессиональному определению.
Основная направленность курса - подготовить учащихся к ЕГЭ с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в 7-9 классах, а также углублению знаний по темам при изучении курса физики в 10-11 классах. Занятия проводятся 1 час в неделю в течение 4 полугодий (на два года обучения).
Цели спецкурса:
1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
2. совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
3. формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач; 4. применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Задачи курса:
1. углубление и систематизация знаний учащихся;
2. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
3. овладение основными методами решения задач.
Программа спецкурса составлена с учетом государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики базовой и профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.
Форма проверки и контроля: тесты, выполнение типовых заданий при внешней опоре и без нее, практические (репродуктивные) работы, задачи-проблемы, проблемные вопросы, творческие работы.


Ожидаемый результат:
Школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач средней сложности:
1. Составлять стратегию по решению задач;
2. классифицировать предложенную задачу;
3. проводить перекодировку условия задачи;
4. определять все типы параметров, входящие в задачу;
5. определять наиболее рациональный метод решения задачи;
6. осознание деятельности по решению задач;
7. решать задачи, используя алгоритмическое предписание;
8. самоконтроль и самоанализ.







Содержание курса
10 (11) класс
Физическая задача. Классификация задач (4 ч). Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и в жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Правила и приёмы решения физических задач (6 ч). Общие требования при решении физических задач. Этапы решения. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчёт. Использование вычислительной техники для расчётов. Анализ решения и его значение. Оформление решения задачи.
Типичные недостатки при решении и его оформлении. Изучение примеров решения задач. Различные приёмы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приёмы. Метод размерностей, графические решения и т.д.
Динамика и статика (8 ч).
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.
Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.
Законы сохранения (8 ч). Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.
5. Строение и свойства газов, жидкостей, и твёрдых тел (6 ч).
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
6. Основы термодинамики (6 ч).
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.
7. Электрическое и магнитное поля (5 ч).
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.

8.Постоянный электрический ток в различных средах (9 ч)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.
Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».
9. Электромагнитные колебания и волны (14 ч).
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения.
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др.
Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач (2 ч)
























Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ п/п
Дата
Тема урока
Стандарт
Кодификатор ЕГЭ
Понятия
Примечание


План
Факт






1.
02.09

Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Классификация физических задач.
Знать виды задач.
Уметь решать качественные, расчетные и графические задач.
1.1-1.5
Решение качественных, расчетных и графических задач.


2.
09.09

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Примеры задач всех видов.
Знать виды задач.
Уметь решать качественные, расчетные и графические задач.
1.1-1.5
Решение качественных, расчетных и графических задач.


3.
16.09

Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач.
Знать виды задач.
Уметь решать качественные, расчетные и графические задач.
1.1-1.5
Решение качественных, расчетных и графических задач.


4.
23.09

Проверочный тест по теме «Классификация физических задач. Составление физических задач »
Знать виды задач.
Уметь решать качественные, расчетные и графические задач.
1.1-1.5
Решение качественных, расчетных и графических задач.


5.
30.09

Общие требования. Этапы решения задач. Числовой расчёт. Использование вычислительной техники для расчётов
Знать виды задач.
Уметь решать качественные, расчетные и графические задач.
1.1-1.5
Решение качественных, расчетных и графических задач.


6.
07.10

Различные приемы и способы решения: геометрические приемы.
Знать виды задач.
Уметь решать качественные, расчетные и графические задач.
1.1-1.5
Решение качественных, расчетных и графических задач.


7.
14.10

Различные приемы и способы решения: алгоритмы
Знать виды задач.
Уметь решать качественные, расчетные и графические задач.
1.1-1.5
Решение качественных, расчетных и графических задач.


8.
21.10

Различные приемы и способы решения: аналогии.
Знать виды задач.
Уметь решать качественные, расчетные и графические задач.
1.1-1.5
Решение качественных, расчетных и графических задач.


9.
28.10

Метод размерностей, графические решения и т.д.
Знать виды задач.
Уметь решать качественные, расчетные и графические задач.
1.1-1.5
Решение качественных, расчетных и графических задач.


10.
11.11

Проверочный тест по теме «Правила и приёмы решения физических задач»
Знать виды задач.
Уметь решать качественные, расчетные и графические задач.
1.1-1.5
Решение качественных, расчетных и графических задач.


11.
18.11

Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения и решение задач на РД различными способами (координатный и графический). Решение задач на среднюю скорость (алгоритм).
Знать: понятие равномерного движения, скорости, формулу скорости,
Уметь: читать уравнения, составлять уравнения движения.

1.1
Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение равномерного движения. Графики прямолинейного равномерного движения.


12.
25.11

Ускорение. Равнопеременное движение: движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Графический и координатный методы решения задач на РУД
Знать: понятие – ускорение, уравнение зависимости скорости и координаты от времени.
Уметь :читать и строить графики
·(t),
x(t) по их уравнению.

1.1


Равноускоренное и равнозамедленное движение. Ускорение. Формула расчета. Единица измерения. График скорости.


13.
02.12

Характеристики движения тел по окружности: угловая скорость, циклическая частота, центростремительное ускорение, период и частота обращения
Знать: понятие - частота и период обращения, центростремительное ускорение и их формулы расчета.
Уметь выполнять расчет ускорения, периода, частоты.
1.1
Равномерное движение по окружности и его основные характеристики. Центростремительное ускорение. Формула расчета. Решение задач.


14.
09.12

Решение задач на законы Ньютона по алгоритму. Движение тела под действием нескольких сил.
Знать законы Ньютона.
Уметь применять полученные знания при решении задач.
1.2
Взаимодействие тел в природе. 1-й закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.


15.
16.12

Движение тел по наклонной плоскости
Знать: формулы скорости, ускорения, перемещения.
Уметь: применять полученные знания при решении задач.
1.1
Связь между кинематическими величинами.


16.
23.12

Движение связанных тел
Знать: смысл физических величин - импульс тела, импульс силы, закон сохранения импульса.
Уметь: описывать и объяснять упругий и неупругий удары.
1.4
Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Проведение опытов, иллюстрирующих проявление сохранения импульса


17.
30.12

Решение задач на законы для сил тяготения: свободное падение; движение тела, брошенного вертикально вверх. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, и движение тела, брошенного горизонтально: определение дальности, времени полета, максимальной высота подъема. Движение в поле гравитации и решение астрономических задач. Космические скорости и их вычисление.
Знать закон Всемирного тяготения, значение первой космической скорости, формулу расчета этой скорости.
Уметь объяснить, что такое гравитационная сила, выполнять расчет гравитационной силы. объяснять движения небесных тел.
1.2
Всемирное тяготение. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.


18.
13.01

Центр тяжести. Условия и виды равновесия. Момент силы. Определение центра масс и алгоритм решения задач на его нахождение. Решение задач на определение характеристик равновесия физической системы по алгоритму.
Знать точку приложения силы тяжести и веса тела, формулы расчета, понимать состояние невесомости и перегрузки.
Уметь рассчитывать силу тяжести и вес тела.

1.2
Сила тяжести. Вес тела. Невесомость и перегрузки. Формулы расчета.


19.
20.01

Импульс силы. Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме. Алгоритм решения задач на абсолютно упругий и абсолютно неупругий.
Знать: смысл физических величин - импульс тела, импульс силы, закон сохранения импульса.
Уметь: описывать и объяснять упругий и неупругий удары.
1.4
Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Проведение опытов, иллюстрирующих проявление сохранения импульса


20.
27.01

Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. Алгоритм решения задач на абсолютно упругий и абсолютно неупругий.
Знать: закон сохранения импульса, границы применимости реактивного движения.
Уметь: применять полученные знания при решении задач.
1.4
Изменение импульса. Решение задач. Реактивное движение в природе и технике. Освоение космоса.


21.
03.02

Работа и мощность. КПД механизмов. Динамический и энергетический методы решение задач на определение работы и мощности
Знать: смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, формулы расчета.
Уметь: вычислять работу, мощность, энергию.
1.4
Работа силы. Мощность. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая.


22.
10.02

Потенциальная и кинетическая энергия. Решение задач на закон сохранения и превращения энергии.
Знать: закон сохранения и превращения энергии в механике. Теорему о кинетической энергии.
Уметь: записывать закон сохранения энергии для различных случаев.
1.4
Закон сохранения и превращения энергии в механике.


23.
17.02

Решение задач кинематики, динамики с помощью законов сохранения.
Знать: закон сохранения и превращения энергии в механике. Теорему о кинетической энергии.
Уметь: записывать закон сохранения энергии для различных случаев.
1.4
Закон сохранения и превращения энергии в механике.


24.
03.03

Давление в жидкости. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание
Знать: понятие - выталкивающая сила.
Уметь: приводить примеры из жизни, указывающие на существование выталкивающей силы.

Выталкивающая сила.
Направление выталкивающей силы. Формула выталкивающей силы.


25.
10.03

Решение задач на гидростатику с элементами статики динамическим способом
Знать: условия плавания тел
Уметь: объяснять физические явления на основе знаний о плавании тел

Плавание тел. Принципы плавания судов. Условия плавания тел.


26.
17.03

Тестовая работа по теме «Законы сохранения. Гидростатика».
Знать: условия плавания тел
Уметь: объяснять физические явления на основе знаний о плавании тел

Плавание тел. Принципы плавания судов. Условия плавания тел.


27.
24.03

Решение задач на основные характеристики частиц (масса, размер, скорость). Решение задач на основное уравнение МКТ и его следствия.
Знать: основные положения МКТ, формулы расчета количества вещества, масса молекул, число Авагадро.
Уметь: применять полученные знания при решении задач.


2.1



Решение задач на определение числа молекул, количества вещества, массы вещества и массы одной молекулы.


28.
07.04

Решение задач на применение уравнения Менделеева- Клапейрона
Знать: уравнение состояния идеального газа.
Уметь: применять полученные знания при решении задач.

2.1
Основные макропараметры газа. Давление идеального газа. Уравнение состояния идеального газа.



29.
14.04

Решение задач на характеристики состояния газа в изопроцессах. Графические задачи на изопроцессы
Знать: смысл законов Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля.
Уметь: Знать физический смысл понятий: объем,
Масса, давление идеального газа, формулу состояния ид. газа.
2.1
Изопроцессы в газах – изотермический, изохорный, изобарный. Газовые законы - Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля.


30.
21.04

Решение задач на свойство паров и характеристик влажности воздуха.

Знать: газовые законы и их графическое изображение.
Уметь: решать задачи на применение газовых законов, строить графики изопрцессов.
2.1
Газовые законы - Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля. Графики изопроцессов.


31.
28.04

Решение задач на определение характеристик твердого тела: закон Гука в двух формах, графические задачи на закон Гука.
Знать: строение и свойства кристаллических и аморфных тел.
Уметь: применять полученные знания на практике
2.1
Строение и свойства кристаллических и аморфных тел. Механические свойства твердых тел.


32.
05.05

Проверочная работа на основы МКТ. Анализ теста по законам сохранения и разбор наиболее трудных задач по основам МКТ
Знать: основные положения МКТ, уравнение Менделеева - Клапейрона, газовые законы.
Уметь: применять полученные знания при решении задач.
2.1
Основы молекулярной физики.


33.
12.05

Алгоритм и решение задач на уравнение теплового баланса
Знать: понятие теплообмен, формулу расчета внутренней энергии, количества теплоты, работы.
Уметь: применять знания и умения при решении задач.
2.2
Формулы расчета внутренней энергии, количества теплоты, работы. Способы изменения внутренней энергии.


34.
19.05

Внутренняя энергия, работа и количество теплоты. Решение задач
Знать: понятие теплообмен, формулу расчета внутренней энергии, количества теплоты, работы.
Уметь: применять знания и умения при решении задач.
2.2
Формулы расчета внутренней энергии, количества теплоты, работы. Способы изменения внутренней энергии.




Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ п/п
Дата
Тема
Стандарт
Кодификатор ЕГЭ
Понятия
Примечание


План
Факт






1.
08.09

Решение количественных и графических задач на вычисление работы, количество теплоты, изменения внутренней энергии
Знать: смысл величины - внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость веществ, работа.
Уметь: вычислять внутреннюю энергию, определять по таблице удельную теплоемкость вещества, вычислять работу газа при изобарном сжатии (растяжении).
2.2
Внутренняя энергия. Формулы расчета. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. удельная теплоемкость веществ а и ее физический смысл. Работа при изменении объема газа.


2.
15.09

Первый закон термодинамики
Знать: первый закон термодинамики и формулировку закона для изопроцессов.
Уметь: применять полученные знания при решении качественных, расчетных и графических задач.
2.2
Первый закон термодинамики. Применение закона к изопроцессам. Закон сохранения энергии при тепловых процессах.



3.
22.09

Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Адиабатный процесс.
Знать: первый закон термодинамики и формулировку закона для изопроцессов.
Уметь: применять полученные знания при решении качественных, расчетных и графических задач.
2.2
Первый закон термодинамики. Применение закона к изопроцессам. Закон сохранения энергии при тепловых процессах.



4.
29.09

Тепловые двигатели. Расчет КПД тепловых установок. Графический способ решения задач на 1 и 2 законы термодинамики
Знать: принцип действия тепловых двигателей, формулу для вычисления КПД.
Уметь объяснять практическое применение тепловых двигателей в жизни. Использовать различные источники информации для подготовки сообщений по данной теме.
2.2
Принцип действия теплового двигателя. Двигатель внутренне-
го сгорания. Дизель. КПД тепловых двигателей. Рациональное природопользование и защита окружающей среды.


5.
06.10

Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Решение задач по алгоритму на сложение электрических сил с учетом закона Кулона в вакууме и среде
Знать: элементарный электрический заряд, закон сохранения заряда,
Уметь Объяснение процесса электризации
тел.
3.1
Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Два рода зарядов. Закон сохранения электрического заряда.


6.
13.10

Решение задач на принцип суперпозиции полей (напряженность, потенциал). Решение задач по алгоритму на сложение полей.
Знать: принцип суперпозиции полей, понятие напряженности и формулу расчета.
Уметь вычислять напряженность поля точечного заряда, применять принцип суперпозиции, сравнивать напряженность в различных точках и показывать направление силовых линий.

3.1
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей Единица измерения. Формула расчета. Силовые линии электрического поля . Графическое изображение электрического поля


7.
20.10

Решение задач на напряженность и напряжение энергетическим методом.
Знать: понятие потенциал, картину эквипотенциальных поверхностей электрических полей, понимать значимость разности потенциалов.
Уметь: вычислять потенциал точечного заряда.
3.1
Работа поля по перемещению электрического заряда. Потенциал. Разность потенциалов. Потенциальные поля. Эквипотенциальные поверхности электрических полей


8.
27.10

Электроемкость плоского конденсатора. Решение задач на описание систем конденсаторов. Энергия электрического поля
Знать: понятие - электроемкость конденсатора, формулу емкости плоского конденсатора. применение и соединение конденсаторов.
Уметь: вычислять емкость плоского конденсатора.
3.1
Электрическая емкость. Конденсаторы. Назначение, устройство и виды. Применение конденсаторов. Формула емкости плоского конденсатора.


9.
10.11

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: вектор магнитной индукции и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитных и электромагнитных полях (алгоритм решения задач).
Знать смысл физических величин: магнитные силы, магнитное поле.
Уметь объяснять притяжение отталкивание параллельных проводников с током.
3.3
Техника безопасности в кабинете физики. Взаимодействие проводников с током. Магнитные силы. Магнитное поле. Основные свойства магнитного поля.


10.
17.11

Законы последовательного и параллельного соединений. Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей (смешанных).
Знать: схемы соединения проводников и формулы расчета общей силы тока цепи, напряжение цепи, общее сопротивление цепи. Уметь: собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников.
3.2
Последовательное и параллельное соединение проводников.


11.
24.11

Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи.
Знать: схемы соединения проводников и формулы расчета общей силы тока цепи, напряжение цепи, общее сопротивление цепи. Уметь: собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников.
3.2
Последовательное и параллельное соединение проводников.


12.
01.12


Знать: схемы соединения проводников и формулы расчета общей силы тока цепи, напряжение цепи, общее сопротивление цепи. Уметь: собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников.
3.2
Последовательное и параллельное соединение проводников.


13.
08.12

Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Джоуля Ленца, расчет КПД электроустановок.
Знать: схемы соединения проводников и формулы расчета общей силы тока цепи, напряжение цепи, общее сопротивление цепи. Уметь: собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников.
3.2
Последовательное и параллельное соединение проводников.


14.
15.12

Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Решение задач на ток в металлах
Знать понятие – электродвижущая сила, смысл закона Ома для полной цепи.
Уметь: применять закон Ома для полной цепи при решении задач.
3.2
Понятие электродвижущей силы. Формула силы тока по закону Ома для полной цепи.


15.
22.12

Электролиты и законы электролиза. Решение задач на законы электролиза.
Знать понятия - диссоциация, рекомбинация и электролиз, применение электролиза, законы Фарадея, процесс электролиза и его техническое применение.
Уметь выполнять расчет выделившейся массы вещества на электроде.
3.2
Электрический ток в жидкостях. Растворы и расплавы электролитов. Законы Фарадея. Диссоциация. Рекомбинация. Электролиз. Закон электролиза.


16.
29.12

Электрический ток в вакууме и газах. Движение зараженных частиц в электрических и электромагнитных полях.
Знать устройство и принцип действия лучевой трубки, практическое применение в повседневной жизни физических знаний об электронно-лучевой трубке.
Уметь объяснять условия протекания электрического разряда в вакууме.
3.2
Электрический ток в вакууме. Электронная эмиссия. Электроннолучевая трубка.


17.
12.01

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции и самоиндукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. Решение графических задач.
Знать: условия протекания электрического тока в различных средах.
Уметь применять полученные знания и умения при решении экспериментальных, графических, качественных и расчетных задач по электростатике.
3.2
Электрический ток в различных средах. Закономерности прохождения тока в различных средах.


18.
19.01

Проверочный тест по теме «Постоянный электрический ток в различных средах»
Знать: условия протекания электрического тока в различных средах.
Уметь применять полученные знания и умения при решении экспериментальных, графических, качественных и расчетных задач по электростатике.
3.2
Электрический ток в различных средах. Закономерности прохождения тока в различных средах.


19.
26.01

Уравнение гармонического колебания и его решение для электромагнитных колебаний. Решение задач на гармонические колебания (механические и электромагнитные) и их характеристики разными методами (числовой, графический, энергетический).
Знать: схему колебательного контура, характеристики электромагнитных колебаний, формулу Томсона, смысл физических явлений - свободные и вынужденные электромагнитные колебания.
Уметь: описывать и объяснять процесс возникновения свободных электромагнитных колебаний.

3.5



Открытие электромагнитных колебаний. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Устройство колебательного
контура. Превращение энергии в колебательном контуре. Характеристики электромагнитных колебаний.



20.
02.02


Знать: схему колебательного контура, характеристики электромагнитных колебаний, формулу Томсона, смысл физических явлений - свободные и вынужденные электромагнитные колебания.
Уметь: описывать и объяснять процесс возникновения свободных электромагнитных колебаний.

3.5



Открытие электромагнитных колебаний. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Устройство колебательного
контура. Превращение энергии в колебательном контуре. Характеристики электромагнитных колебаний.



21.
09.02

Переменный электрический ток: метод векторных диаграмм. Решение задач на расчет электрический цепей по переменному току.
Знать: смысл физической величины (переменный ток).
Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
объяснять принцип действия генератора переменного тока.
3.5



Переменный ток. Получение
переменного тока. Генератор переменного тока. Генерирование
электрической энергии.




22.
16.02

Проверочная работа по электродинамике
Знать: законы электродинамики.
Уметь: применять полученные знания и умения при решении задач.
3.5

Электромагнитные колебания и волны.


23.
02.03

Анализ и разбор наиболее трудных задач по электродинамике.
Знать: законы электродинамики.
Уметь: применять полученные знания и умения при решении задач.
3.5

Электромагнитные колебания и волны.


24.
09.03

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление.
Знать: законы электродинамики.
Уметь: применять полученные знания и умения при решении задач.
3.5

Электромагнитные колебания и волны.


25.
16.03

Задачи по геометрической оптике: зеркала, призмы, линзы, оптические схемы
Знать: смысл физических законов: принцип Гюйгенса, закон отражения света,
Уметь: выполнять построение изображений в плоском зеркале.
3.6
Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. Явление полного отражения.


26.
23.03

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: интерференция, дифракция, поляризация, дисперсия.
Знать: смысл физических явлений - интерференция, дифракция, смысл физических понятий: когерентность, естественный и поляризованный свет, условия максимумов и минимумов.
Уметь: объяснять условие получения
устойчивой интерференционной картины, приводить примеры практического применения интерференции, дифракции и поляризации света.
3.6
Интерференция световых волн. условия минимума и максимума света. Естественный и поляризованный свет. Применение поляризованного света. Дифракция света.


27.
06.04

Классификация задач по СТО и примеры их решения.
Знать постулаты теории относительности Эйнштейна , закон взаимосвязи массы и энергии, зависимость массы от скорости,
законы фотоэффекта,
уравнение Эйнштейна для, фотоэффекта.
Уметь применять полученные знания и умения на практике.
5.1
Световые кванты. Теория относительности А. Эйнштейна.


28.
13.04

Квантовые свойства света. Решение задач на фотоэффект и характеристики фотона.
Знать понятие – фотоэффект, фотон, величины, характеризующие свойства фотона, законы фотоэффекта,
уравнение Эйнштейна для, фотоэффекта.
Уметь объяснять законы
фотоэффекта с квантовой точки зрения, применять уравнение Эйнштейна для фотоэффекта при решении задач.
5.1
Постоянная Планка. Фотоны. Фотон - как частица света и его свойства (масса,
скорость, энергия, импульс). Явление фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для
фотоэффекта.


29.
20.04

Состав атома и ядра. Ядерные реакции. Решение задач на атомную и ядерную физику. Алгоритм решения задач на расчет дефекта масс и энергетический выход реакций, закон радиоактивного распада.
Знать: смысл физических явлений, показывающих сложное строение атома, строение атома по Резерфорду.
Уметь: объяснять ядерную модель строения атома.
5.2
Опыты Резерфорда. Строение атома по
Резерфорду. Модель атома по водороду.



30.
27.04

Тестовая работа по теме «Волновые и квантовые свойства света»
Знать проявления действия света.
Уметь объяснять физические явления.
5.1
Химическое действие света. Фотосинтез с точки зрения физики. Давление света.


31.
04.05
11.05

Итоговая работа с элементами ЕГЭ (2 часа)





32.








33.
18.05

Анализ работы и разбор наиболее трудных задач





34.
25.05

Анализ работы и разбор наиболее трудных задач






Литература для учителя
1. Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А. Коровин. Москва: Дрофа, 2005 г.
2. Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 г. (мастерская учителя).
3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. «Методика решения задач по физике в средней школе», М., Просвещение, 1987 г.
4. Мясников С. П., Осанова Т. Н. «Пособие по физике», М., Высшая школа, 1988 г.
5. Фомина М. В. «Решебник задач по физике», М., Мир, 2008 г.
6. Марон В. Е., Городецкий Д. Н., Марон А. Е., Марон Е. А. «Физика. Законы. Формулы. Алгоритмы» (справочное пособие), СПб, Специальная литература, 1997 г.
7. Ромашевич А. И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать задачи», М., Дрофа, 2007 г.
8. Рябоволов Г. И. «Сборник тематических работ по физике», М., Просвещение, 1985 г.
9. Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., просвещение, 1983 г.
10. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. «Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика», М., Просвещение, 2004 г.
11. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. «Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика», М., Просвещение, 2004 г.
12. Орлов В. Л., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика», М., Интеллект-Центр, 2004 г.
13. Тульчинский М. Е. «Качественные задачи по физике», М., Просвещение, 1972 г.
14. Монастырский Л. М., Богатин А. С. «Физика. ЕГЭ – 2009. Тематические тесты», Р-н-Д, Легион, 2008 г.
15. Демидова М. Ю., Нурминский И. И. «ЕГЭ 2009. Физика. Федеральный банк экзаменационных материалов», М., Эскимо, 2009 г.
16. Зорин Н. И. «ЕГЭ 2009. Физика. Решение частей В и С. Сдаем без проблем», М., Эксмо, 2009 г.
17. Берков А. В., Грибов В. А. «Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: Физика», М., АСТ: Астрель (ФИПИ), 2009 г.
18. Берков А. В., Грибов В. А. «ЕГЭ: 2009: Физика: реальные задания», М., АСТ: Астрель (ФИПИ), 2009 19. Орлов В. А., Демидова М. Ю., Никифоров Г. Г., Ханнанов Н. К. «Единый государственный экзамен 2009. Физика. Универсальные материалы для подготовки учащихся», М., Интеллект-Центр (ФИПИ), 2009 г.
20. «Единый государственный экзамен 2006. Физика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся» (Рособрнадзор, ИСОП), М., Интеллект-Центр, 2006 г.
21. Никифоров Г. Г., Орлов В. А., Ханнанов Н. К. « ЕГЭ 2007-2008. Физика: сборник заданий», М., Эксмо, 2007 г.
22. Никифоров Г. Г., Орлов В. А., Ханнанов Н. К. « ЕГЭ 2009. Физика: сборник заданий», М., Эксмо, 2008 г.
23. Бабаев В. С. «ЕГЭ – 2009. Физика: сдаем без проблем!», М., Эксмо, 2008 г.
24. Демидова М. Ю., Павленко Н. И. «Внутришкольный контроль по физике. 7-9 классы», М., Школьная пресса, 2003 г.
25. Демидова М. Ю., Павленко Н. И. «Внутришкольный контроль по физике и астрономии. 10-11 классы», М., Школьная пресса, 2004 г.
26. Павленко Н. И., Павленко К. П. «Тестовые задания по физике. 7 класс. 8 класс. 9 класс. 10 класс. 11 класс», М., Школьная пресса, 2004 г.
27. Меледин Г. В., «Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями», М., Наука, 1989 г.
28. Яворский Б. М., Селезнев Ю. А. «Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования», М., Наука, 1989 г.
29. Сподарец В. К. «ЕГЭ 2008. Физика. Типовые тестовые задания», М., Экзамен, 2008 г.
30. Сподарец В. К. «ЕГЭ 2008. Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ», М., Экзамен, 2008 г.
31. Бобошина С. Б. «ЕГЭ. Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий», М., Экзамен, 2009 г.
32. Курашова С. А. «ЕГЭ. Физика. Раздаточный материал тренировочных тестов», СПб, Тригон, 2009 г.
33. Москалев А. Н., Никулова Г. А. «Готовимся к единому государственному экзамену. Физика. Тесты. 10-11 классы», М., Дрофа, 2008 г.
34. Трофимова Т. И. «Физика. Теория. Решение задач. Лексикон» (мой универсальный справочник для школьников и абитуриентов), М., Образование, 2003 г.
35. И. В. Хламова, «Методы решения физических задач», Дрофа, 2005


Литература для учащихся
1. Трофимова Т. И. «Физика для школьников и абитуриентов. Теория. Решение задач. Лексикон», М., Образование, 2003 г.
2. Ромашевич А. И. «Физика. Механика. Учимся решать задачи. 10 класс», М., Дрофа, 2007 г.
3. Минько Н. В. «Физика: полный курс. 7-11 классы. Мультимедийный репетитор (+CD)», СПб, 2009 г.
4. Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., Просвещение, 1983 г.
5. Гольдфарб И. И. «Сборник вопросов и задач по физике», М., Высшая школа, 1973 г.
6. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. «Задачи по физике», М, Дрофа, 2002 г.
7. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. «Физика. 1011 кл.: Сборник задач с ответами и решениями», М., Мнемозина, 2004 г.
8. Малинин А. Н. «Сборник вопросов и задач по физике. 1011 классы», М., Просвещение, 2002 г.
9. Меледин Г. В. «Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями», М., Наука, 1985 г.
10. Черноуцан А. И. «Физика. Задачи с ответами и решениями», М., Высшая школа, 2003 г.
11. Рымкевич А. Н. «Физика. Задачник. 10-11 классы» (пособие для общеобразовательных учебных заведений), М., Дрофа, 2003 г.
12. Степанова Г. Н. «Сборник задач по физике: для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», М., просвещение, 2000 г.