Доклад на тему Оптимальный двигательный режим – необходимое слагаемое здорового образа жизни курсанта.

Оптимальный двигательный режим – необходимое слагаемое здорового образа жизни курсанта.
Двигательная активность (деятельность) является обязательным и определяющим фактором, обусловливающим разворачивание структурно-функциональной генетической программы организма в процессе индивидуального возрастного развития. Это хорошо понимали в Древней Индии, Китае и других странах – уже тогда в жизни и воспитании людей широко использовались гимнастика, дыхательные упражнения, массаж.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – это целеустремленная двигательная деятельность человека, направленная на укрепление [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личностной мотивации и социальных потребностей.
В настоящее время человечество накопило многочисленные факты благотворного влияния двигательной активности на уровень обменных процессов, функцию внутренних органов, объем мышечной ткани, увеличение жизненной емкости легких, состояние сердечно-сосудистой системы организма человека. Общепризнанно, что рациональная физическая активность, приводя к увеличению мощности и стабильности механизма общей адаптации за счет совершенствования функций ЦНС, восстановительных процессов, позволяет поддерживать состояние здоровья и трудоспособность человека на высоком уровне. Адаптация к систематическим физическим нагрузкам обладает многократными перекрестными защитными эффектами: она ограничивает атерогенную дислипидемию, имеет выраженный антисклеротический эффект, снижает артериальное давление в начальных стадиях гипертонической болезни, положительно влияет на течение сахарного диабета, повышает резистентность организма к гипоксии и тяжелым повреждающим воздействиям (А. А. Виру).
Г. Л. Апанасенко пришел к выводу, что регулярная (не спортивная, но оздоровительная) физическая активность повышает потенциал энергообразования, определяющий устойчивость организма к факторам, способствующим развитию ишемической болезни сердца и других заболеваний. Этот потенциал, обеспечиваемый ростом протонной области сопряженных мембран митохондрий, содействует эффективному ресинтезу АТФ, снижению потребления кислорода в определенных (стандартных) условиях и разгрузке сердечно-сосудистой системы, обеспечивающей транспорт кислорода к тканям.
Известно, что после 25 лет максимальное потребление кислорода снижается каждые 10 лет на 8%, что обусловлено главным образом ограничением физической активности. У физически же активных людей этот показатель может ограничиться 4%, то есть у них тормозятся процессы старения. Регулярное использование средств физической культуры с целью медицинской реабилитации позволяет снизить число хронических заболеваний на 15–25%, а также обращаемость за медицинской помощью в 2–4 раза по сравнению с остальной частью населения. В механизме адаптации к физическим нагрузкам имеют значение усиленное образование метаболитов и гормонов, а также адаптивный синтез белка. Благодаря этому увеличивается функциональная мощность работающих клеточных структур, что указывает на переход от срочной к устойчивой, долговременной, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] адаптации. При систематическом воздействии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] их действие постепенно ослабевает в связи с повышением устойчивости центральных регуляторных механизмов, а также периферических клеточных структур (изменение биохимических и биофизических свойств клеток), расширением резерва функциональных систем и адаптационных возможностей организма (Ф. З. Меерсон).
При использовании двигательной нагрузки в индивидуальных и групповых занятиях восполняется мышечный дефицит. При этом включаются резервные возможности организма, улучшается его функциональное состояние. Двигательная активность (деятельность) является неспецифическим раздражителем, вовлекающим в ответную реакцию все звенья [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], и выступает в качестве общего воздействия на организм человека. Она стимулирует физиологические процессы в организме и повышает тонус системы, а значит, ее чувствительность и способность к реагированию. Физические упражнения увеличивают стойкость и полноту антистрессорных физиологических реакций. Но, как уже упоминалось выше, все эти особенности физических нагрузок наиболее хорошо проявляются при нахождении некого оптимума в дозировании, при котором развивается наибольшая чувствительность организма.
Физические движения: гимнастика, прогулки, походы, бег, дыхательные упражнения, а также такие вспомогательные процедуры, как душ, массаж, растирания, являются важным условием [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и сохранения здоровья. Все эти упражнения и процедуры оказывают на организм глубокое и благоприятное, а также оживляющее, стимулирующее и лечебное воздействие. Они противодействуют многим болезненным изменениям и недомоганиям, особенно у людей пожилого возраста: расширяются сосуды, нормализуются кровообращение и дыхание, улучшается общее состояние организма; стимулы, возникающие в мышцах, суставах и коже во время, например, гимнастики, душа, передаются внутренним органам, активизируя их деятельность. Физические упражнения, вводимые постепенно, осторожно и выполняемые длительное время, оздоравливающе действуют на хронически больных людей, улучшают состояние даже немощных людей. А у [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] культура поддерживает биологическую молодость и физическую силу до преклонного возраста.
Недостаток движения – гипокинезия – вызывает целый комплекс изменений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию.
Современная учеба и автоматизированное производство создают выраженное эмоциональное напряжение, которое не сопровождается активной двигательной деятельностью. Гипокинезия уменьшает силу и выносливость мышц, снижает их тонус, уменьшает объем мышечной массы, красных и белых мышечных волокон, ухудшает координацию движения, приводит к выраженным функциональным изменениям: учащаются сердечные сокращения, уменьшается ударный и минутный объем кровообращения, а также объем циркулирующей крови, сокращается емкость сосудистого русла, замедляется время общего круговорота крови.
Наиболее принципиальным изменением в жизнедеятельности человека является то, что он обеспечивает термостабильность и защиту от вредоносных факторов не за счет физической активности и мобилизации адаптационных резервов, а в большей степени за счет социальной оценки своего труда и способности адаптироваться к социальным, а не природным [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Весь спектр отрицательных последствий для здоровья при гипокинезии можно представить следующим образом: согласно сформулированному И. М. Аршавским закону свертывания функций за ненадобностью, возможности любой системы организма соответствуют востребованному от нее уровню активности, материальной базой для чего служит деятельность ДНК и РНК клетки и обеспечивающих их ферментов. Снижение же уровня функционирования ведет к атрофии или дистрофии тканей со снижением функциональных резервов. Мышечная активность является одним из механизмов интеграции функциональных систем и их сонастраивания на данный уровень активности. Нарушение же этого механизма ведет к функциональной переориентации, когда каждая из систем начинает работать преимущественно на обеспечение, компенсацию самого слабого звена в организме, которое в данный момент отличается наибольш
·им напряжением функций. Снижение двигательной активности курсанта ведет к компенсаторной перестройке всех видов обмена веществ: минерального, жирового, белкового, углеводного, водного. Гиподинамия выключает конечное звено [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] реакции – движение. Это ведет к напряжению центральной нервной системы, что в условиях и без того высоких информационных и социальных перегрузок современного человека закономерно ведет к переходу стресса в дистресс. Гиподинамия, кроме того, вызывает заметные изменения в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] свойствах организма и в терморегуляции.
Процесс цивилизации сопровождается все более отчетливой тенденцией к снижению двигательной активности человека и возрастанию нагрузки на его мозг. Это вызвало нарушение сложившегося в эволюции соотношения между сторонами жизнедеятельности, когда мышечная деятельность является конечным, исполнительным звеном психических процессов, поскольку между ними существует прямая зависимость. Смещение у современного человека этих отношений привело к нарастанию психического напряжения, что сказывается и на изменении структуры и соотношений отдельных периодов и фаз сна, призванного дать организму не только пассивный отдых, но и рассортировать и усвоить полученную информацию, освободив мозг для восприятия новых потоков информации. При таком положении сон не дает ощущения полного отдыха, и мозг приступает к новому периоду работы, еще не освободившись от полученной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] информации. Естественно, что это ведет к нарастанию психического напряжения, извращению нервной регуляции активности систем жизнедеятельности. Закономерным следствием таких нарушений являются многие висцеральные и соматические заболевания: болезни сердечно-сосудистой системы, злокачественные новообразования, сахарный диабет.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] концепция влияния физических нагрузок на организм должна основываться на том, что двигательная активность является необходимым условием поддержания состояния здоровья курсантов, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным фактором физического развития. Для курсантов движение – это одно из самых часто используемых средств невербального общения, самовыражения и познания. Через движение осознается собственное «Я» и окружающий мир. Поэтому необходимо дать возможность участвовать в хорошо продуманном и осуществляемом процессе физического воспитания. Для достижения этих целей следует выработать полноценную программу физического воспитания, которая в своей основе была бы ориентирована на валеологический подход с позиций оптимального двигательного развития и всестороннего развития личности.
В подростковом возрасте – период интенсивного роста и развития – средовые факторы в основном определяют овладение двигательными координациями, расширяют резерв адаптации функциональных систем, создают волевой настрой на напряженный тренировочный и соревновательный режим.
Результативность лечебной и физкультурно-оздоровительной работы в подростковом возрасте актуальна еще и в связи с тем, что в этот период возможно выработать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] воспитания и обучения устойчивую мотивацию на здоровье и сформировать практические навыки ведения здорового [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в соответствии со стереотипом и моделью его поведения, заложенным в раннем детстве. Здоровье и физическая подготовленность молодежи – важнейшие слагаемые здоровья и физического потенциала всего народа. Однако многие факты вызывают сегодня острую тревогу за здоровье подрастающего поколения, что, в первую очередь, связано с неудовлетворительной организацией физического воспитания, которое осуществляется на основании действующих программ.
По данным Ф. З. Меерсона, даже временное статическое напряжение отрицательно действует на микроциркуляцию и гемодинамику, снижая подвижность нервных процессов и нарушая регуляцию вегетативных функций. Ограниченная мышечная деятельность не только задерживает развитие организма, ухудшает здоровье, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах курсант с трудом осваивает или не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками. Исследования зарубежных и отечественных авторов свидетельствуют, что низкая двигательная активность, длительные статические нагрузки приводят к развитию у них различных заболеваний: нарушению функций сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной систем; возникновению искривлений позвоночного столба, ожирению и снижению умственной работоспособности.
Гиподинамия коррелирует с избыточным весом, артериальной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и нарушением толерантности к углеводам с трансформацией в дальнейшем в сахарный диабет (прирост этого заболевания составляет 5% в год).
Система организации учебного процесса и режима дня не обеспечивает биологическую потребность организма курсантов в необходимом для жизнедеятельности режиме двигательной деятельности. Многочисленные исследования и ретроспективный анализ показали, что существующая система и программы физического воспитания не способствуют гармоничному развитию подростков и требуют необходимости совершенствования физического воспитания, поиска новых решений оптимального воздействия всех форм, средств и методов с целью сохранения и укрепления здоровья детей.
Для решения вопросов, связанных с формированием оптимального индивидуального режима двигательной активности, важно отойти от проблем профессионального спорта, который является для человека профессией, отнюдь не формирующей его личное здоровье.
Речь должна идти о массовой физической культуре у детей, подростков, взрослых и пожилых людей. Очень важна идентификация определенных личностных показателей в зависимости от уровня резервов здоровья, которые нужно стимулировать или затормозить, от личных особенностей физического, конституционального статуса, уровня тренированности сердечно-сосудистых, мышечных, гомеостатических структур. В зависимости от индивидуальных особенностей необходимо регламентировать форму упражнений, места упражнений, температурные режимы тренировок, учитывая степень психоэмоционального удовлетворения и установку на физические тренировки. Речь должна идти о простых, но доступных показателях, которыми можно измерить и определить правильность и неправильность, достаточность и избыточность физических упражнений, о массовой организации физических, спортивных и игровых форм развития.
Целенаправленная физическая культура, реализуемая как через государственные, так и через самодеятельные структуры, может компенсировать дефицит двигательной активности. Поскольку движение является одной из самых насущных потребностей организма, одним из важнейших [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], формирование мотивации к двигательной активности является важнейшей задачей валеологического образования и воспитания. Физическое воспитание – это составная часть воспитания подрастающего поколения. Уникальным образом физическое воспитание способствует усвоению знаний, пониманию сущности и выработке положительного отношения к двигательной активности.

Заголовок 115