Разработка урока по изучению ЯП Паскаль — Занятие 1. Операторы ввода, вывода, присваивания


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 Занятие 1. Операторы ввода, вывода, присваивания Понятие п еременной Это центральное в любом языке программирования. Для описания переменной (величины, которая изменяется в процессе работы программы) следует указать имя переменной, ее тип и значение. Следуе т соблюдать следующий принцип: ©Использовать переменную можно лишь тогда, когда она описана и ей присвоено некоторое значениеª. Это позволит Вам избежать многочисленных ошибок в работе программ. Величина ‬ это объект, который имеет имя и значение определен ного типа. Константа ‬ это постоянная величина, значение которой не изменяется в процессе работы программы. Значение константы определяет сам программист. Переменная ‬ величина, которая в процессе выполнения программы может менять свое значение по необходи мости. Команда присваивания используется для изменения значений переменных. В языке Паскаль эта команда обозначается так: <имя переменной>:=<выражение> При этом значение выражения из правой части команды присваивания заменяет текущее значение переменной и з левой части. Тип значение выражения должен совпадать с типом переменной. Пример: а:=2; b :=8; S :=а+ b ; После выполненных последовательно данных трех команд переменная S принимает значение равное 10. Команды вывода на экран тек ста или (и) значения переменны х WRITE ( ); - выводит на экран, указанные в скобках параметры, курсор остается в этой же строке. WRITELN ( ); - выводит на экран, указанные в скобках параметры, после вывода курсор переходит в начало следующей строки экрана. В качестве параметров в круглы х скобках может быть указан текст сообщения (текст записывается в апострофах ' ') и имя переменной (записывается без апострофов), значение которой нужно вывести. Между выводимыми элементами ставится запятая. Команда WRITELN ; без параметров только переводит курсор в начало следующей строки экрана. Примеры Writeln ('Мне 16 лет'); На экране появится: Мне 16 лет a :=11; Writeln ('Я учусь в ', а,' классе'); На экране появится: Я учусь в 11 классе х:=3;у:=6; Writeln (х+у,' рублей'); На экране появится: 9 рублей Есл и в одной команде выводится несколько чисел подряд, то чтобы числа не сливались в одну строку, необходимо выводить между ними пробел ' ' или указывать количество позиций выделяемых под это число. Пример а:=1; b :=2; с:=3; Writeln (а, b , с); Writeln (а,' ', b ,' ', с); Writeln ( a :3, b :3, c :3); {Число, указанное после двоеточия, (в нашем примере это 3) обозначает количество позиций выделяемых под вывод значения переменной. Если переменная занимает меньше позиций, то в оставшихся позициях перед значением переменн ой выводятся пробелы} 2 На экране появится: 123 1 2 3 1 2 3 Структура программы Program <имя программы>; Const <имя константы>=<ее значение>; Var <имя переменной>: <тип переменной>; Begin выполняемые команды �; End . Заголовок Раздел описания констант Раз дел описания переменных Начало программы Раздел операторов (команд) или тело программы Конец программы Заметим, что в имени программы не должно быть пробелов, оно должно начинаться с буквы, состоять только из латинских букв, цифр и некоторых символов, не допускается использование символов точки, запятой, пробела. В разделе описания переменных перечисляются через запятую имена переменных одного типа, после чего ставится двоеточие и указывается тип переменных, переменные другого типа записываются аналогично после точки с запятой. В разделе операторов задаются действия над объектами программы, введенными в разделе описаний. Операторы в этом разделе отделяются друг от друга точкой с запятой. Для того чтобы текст программы был понятен не только программисту, кот оры й ее написал, но и любому человеку, ее читающему, в тексте программы можно использовать комментарий - текст, который не влияет на работу программы и не выводится на экран при ее запуске. Комментарии записываются в фигурных скобках в любой части программы. Задача. Найти сумму двух чисел Program N1; Var а, b : Integer ; {переменные а и b целого типа} S : Longint ; {переменная S типа длинное целое} Ве gin а:=7; {присваивание значения первому числу а} b :=4; {присваивание значения второму числу b } S :=а+ b ; {в ычисление суммы S чисел а и b } {вывод результата работы программы на экран} Writeln (' сумма ', а ,' и ', b ,' равна ', S ); End . К о манда ввода (считывания) с клавиатуры значения переменных во время работы программы READ ( ); или READLN ( ); - считываются п еречисленные в скобках переменные значения, введенные с клавиатуры (через пробел или после каждого значения нажимают Enter) Если значения вводились через пробел, то после ввода следует нажать E nter . В качестве параметров в круглых скобках через запятую ука зываются имена переменных, значения которых считываются. При работе с простыми переменными рекомендуется использовать команду Readln ( ); Перед каждой командой ввода рекомендуется выводить на экран поясняющий текст с информацией о том, что именно нужно вве сти. Пример. Запросить с клавиатуры значение переменной а. Var a : Integer; … Write (‘a=’); Readln (а); 3 На экране появится а= и после знака равно будет мигать курсор в ожидании ввода с клавиатуры целого числа. После ввода числа необходимо нажать Enter. Для того, чтобы не переходить к окну с результатами работы программы ( Alt + F 5) после запуска программы на выполнение, последней командой в любой программе перед End . записывается команда Readln ; (Программа ждет нажатия Enter ). Задача . Найти произведение двух чи сел. Program N2; Var a, b : Integer ; p: Longint ; Begin Writeln (' Введите два числа '); Readln ( а ,b); р := а *b; Writeln (' произведение ', а ,' и ', b ,' равно', р); Readln ; End . Упражнения 1. Какие зна чения приобретут переменные а, b и с после выполнения след ующих операторов, если начальные значения а=1, b =2, с=39. Как изменится результат, если в приведенном фрагменте последний оператор переставить на первое место? a:=b; b := c ; c := a ; 2. Сколько строчек появится на экране? Что в них будет отображено? х:=2; у:= 3; Write (х); Write (х*х:3); Writeln(х*х*х:3); Write ( y ); Writeln (у*у:3); Writeln (у*у*у:3); 3. Что выведется на экран? а:=12; b :=7; Writeln (' Разность ', а ,' и ', b ,' равна ', а - b ); 4. Найти и исправить все ошибки, допущенные в этой программе. Запишите п рограмму без ошибок. Program Task 8; Var a; b; c: Integer; Begin Writeln (' Введите число', а); Readln(a) 4 b=5 c:=ab; Writeln (‘ произведение ’ a и b ’ равно ’, S ); Readln ( a ); End 5. Пусть х=2, у=3. Напишите оператор печати текста ©2+3=5ª, используя только дв е переменные х и у. 6. Найдите формулу, вычисляемую программой: Program Test 3; Var a,b,c:integer; { коэффициенты } d , e : integer ; {промежуточные переменные} х: integer ; {аргумент} r : integer ; {результат} Begin Write ('Введите коэффициенты'); Readln (а, b ,с); Write ('Введите значение аргумента'); Readln ( x ); d:=a*x*x; e:=b*x; {*} r:=d+e+c; Write ('результат=',г:5); Readln ; End . Что будет получено, если в операторе, отмеченном звездочкой, вместо операции умножения (*) использовать операцию деления (/)? Задачи 1. Найти значение переменной X , если Х=(а+( d - 12 )* 3)* ( c - 5* k ), а значение переменных а, d , с, k задаются с клавиатуры. 2 . Написать программу вывода на экран лесенкой трех последовательно идущих трехзначных чисел. Первое число вводит пользователь, остальные вычисляются в программе. 213 101 214 или 102 215 103 3. Составить программу, которая запрашивает у пользователя два целых числа и выводит квадрат суммы (а+ b ) 2 и сумму квадратов а 2 + b 2 этих чисел. Пример работы программы (данные, введенные пользов ателем, выделены полужирным шрифтом): Введите два числа а= 5 b = 2 квадрат суммы 3 и 2 равен 25 сумма квадратов 3 и 2 равна 13