конспект урока по программированию на тему Цикл с предусловием(while)

Класс: 8(мобильный)
Тема урока: «Оператор цикла с предусловием»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: изучение оператора цикла while на языке программирования Pascal, открыть способ использования данного оператора при решении задач.
Задачи урока:
образовательные:
овладение способом применения цикла с предусловием, формирование умений и навыков записи оператора WHILE на языке программирования Pascal, выработка навыков составления программ, реализующих циклические алгоритмы при решении задач;
развивающие:
развитие логического, алгоритмического мышления, познавательная активность учащихся; развитие памяти  и внимания; формирование у учащихся компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний.
воспитательные:
привитие учащимся навыков самостоятельной работы;
коммуникативная:
развитие умений и навыков, связанных с публичными выступлениями (устная речь, ораторское искусство).
Вид урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, операционная среда Windows XP, Power Point, Word, мультимедийный проектор, раздаточный материал, тетради.

Ход урока:
Организационный момент (1мин.)
Сообщают об отсутствующих

II. Проверка домашнего задания – 4 мин.
На дом вам были даны задачи с циклом FOR:
Вычислить произведение чисел от 1 до 10 используя цикл FOR.
Вычислить произведение чисел от 10 до 20 используя цикл FOR.
Вычислить произведение чисел от 11 до 5 используя цикл FOR.
Вычислить произведение чисел от 5 до 30 используя цикл FOR.
Вычислить произведение чисел от 100 до 1 используя цикл FOR.
Поменяйтесь тетрадями, ответ на слайде. Поставим оценки если нет ошибок или есть 1 незначительная то – оценка 5, 2 ошибки – 4, 3 ошибки-3. Нет задачи оценка 2.
Разберём задачу: 1 и 3.
Актуализация опорных знаний и умений - 5 мин
Учитель читает задачу.
Мой богатый дядюшка подарил мне один доллар в мой первый день рождения. В каждый следующий день рождения он удваивал свой подарок и прибавлял к нему столько долларов, сколько лет мне исполнилось. Написать программу, указывающую, к какому дню рождения подарок превысит 100$. 

Наводящие вопросы учителя.
О чем идет речь в задаче?(что на каждый день рождения дарили по доллару)
Что дано?(1 день рождения-1 доллар,в каждый последующий он удваивал свой подарок и прибавлял к нему столько долларов сколько исполнилось)
Что нужно найти в задаче?(к какому дню рождения подарок превысит 100$)
Как связаны между собой данные?(зная сколько ему лет, мы можем посчитать сколько долларом подарил дядюшка на день рождения)

(привести их к проблеме решения с FOR)
Ребят а мы можем зная только цикл FOR решить эту задачу?(дети отвечают да-попробуйте!нет-почему?)
2. Строят математическую модель задачи (вместе с учениками): I – номер дня рождения, S – подарок(в $)
I
S
Результат

1
1


2
1*2+2=4
 

3
4*2+3=11
 

4
26
 

5
57
 

6
120
 6

3. Вопросы ученикам (после заполнения таблицы).
Как изменяется значение переменной I? (I=I+1)
Это действие повторяющееся?(Да)
Как изменяется значение переменной S? (S=S*2+I)
Это действие повторяющееся? (Да)
Количество повторений известно? (Нет)
От чего зависит выполнение повторяющихся действий? (от условия)
При каком условии будет повторение действий? (S<=100)
Если задача не решается тем методом которым мы знаем, нужно поставить цель на уроке :__ «_составить программу на языке_Паскаль» для этого нужно выполнить задачи: изучит цикл с предусловием, построить блок-схему, рассмотреть программу на паскале.
Объяснение нового материала - 13 мин
Объяснение нового материала с помощью презентации.
Существует два оператора цикла с условием: с предусловием и с постусловием. Сегодня нам необходимо узнать формат оператора цикла с предусловием и научиться решать задачи на циклы с условием.
Формат оператора: while условие do тело цикла; Здесь while (пока), do (делать) являются служебными словами, условие – логическое выражение. Назначение: Служит для выполнения повторяющихся действий, если количество повторений неизвестно. Пока значение условия – true(истина), выполняется тело цикла. Если условие – false(ложь), то цикл заканчивается. Если условие сразу оказывается ложным, цикл не будет выполнен ни разу. Тело цикла может быть простым или составным оператором. В операторе цикла с предусловием условие проверяется перед  телом цикла.

В начале урока мы рассматривали задачу. Можем ли мы её решить теперь? 
Заполним шаблон блок-схемы к задаче.  Вместе с учениками заполняется шаблон блок-схемы для задачи и задается вопросы:
Какие начальные значения переменных?
Какое условие?
Какие повторяющиеся действия содержит тело цикла?
Что надо вывести на экран?
Составим программу к задаче, пользуясь блок-схемой.  Вместе с учениками составляется программа.




Закрепление изученного материала   - 11 мин(обсужд-3мин, выполн-10)
Учитель предлагает поменять условие:
Через сколько я смогу купить мопед, если он стоит 1000$.
Алгоритм действий:
Садимся за компьютеры и пишем программу на языке Паскаль.
Проверяет работу программ учеников на ПК.
Физкульминутка(1 мин)
А сейчас немного отдохнем перед следующей работой.
Гимнастика для глаз (все упражнения делаются сидя)
1. Закройте глаза, расслабьте мышцы лица, свободно, без напряжения откиньтесь на спинку стула, положите руки на колени (10-15 секунд).
2. Продолжая держать глаза закрытыми, выполните движение глаз по часовой стрелке и обратно. Повторите упражнение еще раз.
3. Расслабьтесь, руки опустите вниз, руки поднимаем вверх, смотрим за движением рук вверх, опускаем руки.
5. Руки кладем на пояс, посмотрите на свой левый локоть, посмотрите на правый локоть.

Домашнее задание – 3 мин.
Читаю и поясняю дом. Задание.
Составьте блок-схему и программу к задаче.
Задача 2. Царевна лягушка съедает ежедневно на 20% комаров больше, чем в предыдущий день, и еще 2 комара. Через сколько дней количество съедобных комаров в день превысит 100, если в первый день было съедено 12 комаров.
IX. Подведение итогов. – 2 мин.
Беседа. Рефлексия.
- Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
- Что повторили?
- Что такое «цикл WHILE»?
-Выставление оценок.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ НА УРОКЕ: (поставьте +)

«5»
«4»
«3»

1)Д\З




2)задача на уроке




ИТОГО ВАША ОЦЕНКА :




ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ(+Активность на уроке)






Приложение 1


1

8


9











2





10













4









11








14



3







12


13






































5

























6








15









7





























По горизонтали
Оператор условного перехода
Процедура – очистка экрана
Процедура – включение функции (генератора) случайных чисел
Служебное слово для описания вещественных переменных
Конец программы
Логическое умножение
Оператор ввод данных с клавиатуры
По вертикали
6. Модуль числа (абсолютная величина числа)
Оператор цикла с параметром
Функция возведение в квадрат
Служебное слово для описания символьных переменных
Оператор вывода данных на экран, с последующим переводом на новую строку
Функция нечётности
Служебное слово для описания целых переменных
Открывающая операторная скобка
Служебное слово для описания всех переменных


1
I
8
F

9
S



O


Q



2
C

L

R
10 S

C

R




T




4
R

E

A

L


11 W


I





14
B



3
R

A

N

D
12
O

M
13
I

Z

E




I

G

D


N


G




T



D


T


I



5
E

N

D.


E


N




L



G





6
A

N

D



E

15
V




B


7
R

E

A

D




S




R














Приложение 2

Карточка № 1
12 чисел выбрасываются случайным образом из отрезка от - 4 до 5. Подсчитать сумму нечётных чисел и вывести на экран.



Карточка № 2
9 чисел выбрасываются случайным образом из отрезка от - 2 до 10. Подсчитать сумму чисел > 2 и вывести на экран.



Карточка № 3
11 чисел выбрасываются случайным образом из отрезка от - 3 до 6. Подсчитать количество нечётных чисел и вывести на экран .



Карточка № 4
10 чисел выбрасываются случайным образом из отрезка от - 4 до 6. Подсчитать произведение положительных чисел и вывести на экран



Карточка № 5
12 чисел выбрасываются случайным образом из отрезка от - 7 до 3. Подсчитать сумму отрицательных чисел и вывести на экран



Карточка № 6
13 чисел выбрасываются случайным образом из отрезка от - 4 до 8. Подсчитать количество чётных чисел и вывести на экран.



Приложение 3
Служебные слова для диктанта

Служебное слово, с которого начинается любая программа
Процедура – очистка экрана
Служебное слово для описания всех переменных
Операторные скобки
Функция (генератор) случайных чисел
Служебное слово для описания вещественных переменных
Логическое сложение
Оператор ввод данных с клавиатуры, с последующим переводом на новую строку
Модуль числа (абсолютная величина числа)
Оператор цикла с параметром
Оператор условного перехода
Функция возведение в квадрат
Служебное слово для описания символьных переменных
Оператор вывода данных на экран
Функция нечётности
Служебное слово для описания целых переменных
Конец программы

Служебные слова для диктанта

PROGRAM
CLRSCR
VAR
BEGINEND
RANDOM
REAL
OR
READLN
ABS
FOR
IF
SQR
STRING
WRITE
ODD
INTEGER
END.






Выставление оценок:
16 – 17 оценка «5»
12 – 15 оценка «4»
9– 11 оценка «3»
<= 8 оценка «2»





S<=100

S:=I*2+2



15