Занятие по гражданской обороне Умей защитить себя


Урок гражданской обороны
УМЕЙ ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ
Учитель: Литвинова Н. А.
Цель: повторить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях; способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей; побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности дома, на улице, в транспорте; развивать уверенность в себе, желание прийти ни помощь людям.
Ход урока :Вступительное слово учителя:
Каждое утро человек выходит из дома и попадает в огромный мир, в котором может произойти все что угодно, начиная от ушиба и заканчивая террористическим актом. Эти неприятности получили название экстремальных ситуаций. Экстремальный - значит трудный, сложный. Экстремальные ситуации - значит сложные, трудные, неприятные ситуации, в которых может оказаться человек. На этом уроке мы поговорим о предмете основы безопасности жизнедеятельности, понятиях «опасность» и «безопасность». Узнаем, где может подстерегать нас опасность. Узнаем, чем отличаются опасные и экстремальные ситуации от чрезвычайных. Познакомимся с видами чрезвычайных ситуаций.
Сейчас мы с вами совершим интересное и увлекательное путешествие в мир безопасной жизнедеятельности. Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, стали иными правила безопасной жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей. Все вы прекрасно знаете о том, что вокруг нас много опасностей. Как уберечься от них? Что делать, если все-таки попал в чрезвычайную ситуацию? Как себя вести в экстремальных ситуациях? На эти вопросы мы попытаемся дать ответы на сегодняшнем уроке.
Все мы помним сказку о храброй Герде, которая попадая в экстремальные ситуации смогла преодолеть все трудности и спасти своего брата. Помните, ребята, что в опасных ситуациях стоит думать не только о собственном здоровье, но и помогать товарищам. Если каждый из нас будет готов прийти на выручку другому человеку, то можно быть уверенным, что и вам при необходимости помогут.

Рис. 1. Герда и Маленькая разбойница (Источник)
Вбегает Буратино под песню «весёлый ветер»
Буратино: Стойте! Стойте, братцы! Меня забыли!
Ведущий: Ребята, да ведь это Буратино! Здравствуй, Буратино!
Буратино: Здравствуйте! Так спешил, так спешил… Чуть самого себя по дороге не растерял!
Ведущий: Да, еще немного и ты бы опоздал. Ты же спешил к нам на урок.
Буратино: Да, я даже дорогу быстренько перебежал.
Ведущий: Вообще-то ребята знают, что дорогу перебегать нельзя. Правда ребята? А почему?
Буратино: Ну вот! Я же тоже это знал, но забыл.. Ведущий: На дороге нужно быть внимательным и не забывать о правилах дорожного движения.
Буратино: Я, между прочим, тоже кое-что знаю по этой вашей безопасности. У меня тут такая подружка появилась – Спичечка. (показывает спичку) Ох, она и выдумщица! Столько игр знает.
Ведущий: Так – так – так! Спичечка значит? И в какие игры она тебя научила играть?
Буратино: Как костры разводить, как петарды взрывать, спички поджигать, листики сжигать… Всего и не упомнишь…
Ведущий: А всего и не надо. Это, Буратино, называется пожарная безопасность. А подружка у тебя очень опасная. Ребята, а разве можно со спичками играть?
Дети: нет!
Буратино: А почему?
Ведущий: А вот ребята сейчас расскажут тебе, почему.
Ребенок: Ты костер не разжигай
И друзьям не позволяй
Самый малый огонек
От пожара недалек.
Потому ты для игры
Спичек в руки не бери!
Буратино: Почему?
Ребенок: Коробка спичек пусть мала,
Но много может сделать зла.
От одной лишь малой спички
Все сгорят твои вещички!
Буратино: Вот оно что. А я не знал. А что же мне делать?
Ведущий: Оставайся с нами, и ты много узнаешь об опасностях. А заодно научишься их избегать.
Буратино: Я с радостью!
Ведущий:Садись, а ребята расскажут нам много интересного.
1ученик
Что такое безопасность?
Безопасность – это состояние защищенности, когда человеку ничто не угрожает.
Опасности подстерегают нас во многих местах. Давайте вспомним те места, где мы чаще всего бываем: дома – на балконе, в ванной, в подъезде, на улице, в школе, в гостях, в магазине, на ярмарке, в транспорте, в общественных местах Опасности подстерегают в самых неожиданных местах.

Рис. 2. Обвал крыши подъезда (Источник)

Рис. 3. Бенгальский огонь (Источник)
2 ученик.
Помните, что во всех ситуациях нужно быть осторожными и не терять бдительности, ведь, например, на дороге часто происходят ДТП, которые, к сожалению, могут коснуться и вас. Различные вещи могут служить как на благо человеку, так и во вред ему. Например, огонь, газ, электричество, но при неосторожном обращении они могут разрушить жилище.

Рис. 4. Последствия взрыва бытового газа (Источник)
Некоторые опасности видны сразу – кипящая вода, открытый огонь, разлитое масло. Другие не проявляют себя до поры до времени это: осколки стекла, искрящая розетка, подтекающий кран, гололёд, сосульки, ядовитые растения, взрывоопасные предметы.
3 ученик.

Будьте бдительны. При обнаружении взрывоопасного либо подозрительного предметакатегорически запрещается предпринимать любые действия с ними! Немедленно сообщайте об их обнаружении в соответствующие службы:
МЧС ДНР: по телефону «101»
Полиция ДНР: по телефону «102»
Помните, что уничтожением взрывоопасных предметов должны заниматься опытные специалисты.
Вы наверняка слышали по телевидению или от взрослых о больших бедствиях - это: наводнения, лесные пожары, землетрясения, цунами, разливы нефти, аварии на атомных электростанциях, артобстрелы, террористические акты , которые могут привести к большим человеческим и материальным жертвам. Такие ситуации называются чрезвычайными.


Рис. 5. Цунами (Источник)
Чаще всего в жизни человеку приходится сталкиваться с ситуациями, которые угрожают лично ему, когда помощь себе может оказать только он сам, если знает правил поведения в чрезвычайной ситуации. .
Моделирование. «Чрезвычайные ситуации».
Чрезвычайная ситуация
пожары
ураганы
наводнения
землетрясения
лавины

опасность
травмы
молния, гроза
можно заблудиться
укусы насекомых
преступность
пожары
отравления
терроризм
Моделирование
. Основным способом оповещения населения об угрозе или возникновение ЧС является речевая информация, которая передаётся по громкоговорителям, теле- и радиоприёмникам
ПОМНИ! Для привлечения внимания перед речевой информацией включаются сирены, производственные гудки, удары в колокол и т. п., которые означают
Единый предупредительный сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»
В школе основным сигнальным средством, означающим предупредительный сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», является 3ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫХ ЗВОНКА.
- Какие действия учащихся и учителей по этому сигналу? (эвакуация)
1.Три звонка летят по школе,
Быстротою с птицей споря.
Место построения
Знаем без сомнения!
2 ученик
И пути движенья тоже –
Тренировка нам поможет!
Если что-то вдруг случиться,
То должно всё получиться,
3 ученик
Так как на учениях,
Здесь – не развлечения!
Тут играть не время в прятки-
4 ученик
Брось все вещи и тетрадки-
Вдруг опасный поворот?
Ведь о жизни речь идет.
Действия при артобстрелах.

«Верные и неверные суждения»
Сейчас мы проверим, знаете ли вы как вести себя в чрезвычайной ситуации.
С помощью сигнальных карточек ДА НЕТ
1. Вы с родителями пришли на футбольный матч. По окончании на выходе возникли давка и суматоха, к тому же отключилось освещение. Началась паника. Вас оттеснили от родителей, и вы потеряли их из виду. У вас упала на землю сумка. Ваши действия.
Держаться в середине толпы и после прохода узких мест постараться выбраться из нее.
Искать своих родителей после окончания сутолоки.
Забыть о сумке, собраться, застегнуть одежду.
Позвонить домой, сообщить, что все в порядке.
Обратиться в милицию и заявить о том, что вы потерялись.
-Можно ли кричать, звать родителей? (Нет, так вы только усиливаете панику.)
-Нужно ли пытаться поднять сумку? (Нельзя, могут затоптать.)
-Можно ли использовать столб, тумбу, памятник, чтобы выбраться из толпы? (Нет, могут раздавить.)
2. Во время отдыха на природе вас застала гроза. Ваши действия.
Отойти подальше от высоких предметов (отдельно стоящих деревьев, вышек, опор).
Находясь на возвышении (холм, сопка, скала), спуститься вниз.
Не укрываться в камнях и скалах.
Постараться разместиться на сухом месте (колода, пень) и убрать ноги с земли.
-Можно ли спрятаться от молнии под деревом? (Нет.)
-Можно укрыться в машине? (Да, ее металлический корпус защитит вас.)
-Можно ли бегать, двигаться во время грозы? (Нет.)
3. Во время прогулки по улице на вас напала собака. У вас в руках клюшка и сумка с коньками. Ваши действия.
Развернуться к собаке боком и громко отдать несколько команд(«фу!», «Нельзя!», «Сидеть!», «Лежать!»).
Не делая резких движений, позвать хозяина .Если рядом никого нет, медленно уходить от собаки, не ускоряя движение.
Нельзя кричать, махать руками, бросать палки и камни, смотреть собаке в глаза.
Если собака готовится к прыжку (приседает), надо прижать подбородок к груди и выставить вперед локти
.В случае укуса необходимо обратиться в травмпункт.
- Можно ли убежать от собаки? (Нет.)
При различных бедствиях на помощь населению приходят государственные спасательные службы МЧС (рис. 6). Они эвакуируют людей в безопасные места, обеспечивают пищей и водой до устранения ЧС.
Рис. 6. Спасатели (Источник)

4 октября отмечается Международный день гражданской обороны. В этот день благодарят всех работников этой службы за их нелёгкий труд.
Есть важный день у нас в календаре,И это день гражданской обороны.И даже в этот день работники готовыК стихии, бедствию или любой поре,Когда за труд их каждый благодарен,Кто в лапы бедствия, лишения попался,Без крова, без надежд остался,Кому дальнейшей жизни шанс подарен.
ТЕРРОРИЗМ –это убийства, поджоги, взрывы, захват заложников. Там, где террор, там смерть,искалеченные люди.ТЕРРОРИСТЫ – это группа людей, которая совершает теракты. Это крайне жестокие люди, которые любыми способами хотят запугать нас.
Просмотр фильма «Терроризм».  Итог занятия
«Верные и неверные суждения»
(ребята показывают сигнальные карточки ДА- синяя НЕТ- красная)
Изучай и выполняй правила безопасности жизнедеятельности (ДА)
Выбирай самый короткий путь из всех возможных, даже если он опаснее других.(НЕТ)
Всегда все решения принимай сам, никого не слушай, даже если ситуация для тебя непонятна.(НЕТ)
В чрезвычайной ситуации соблюдай спокойствие (ДА)
Выбирай безопасный путь при движении по городу(ДА)
Не играй со спичками(ДА)
При возгорании телевизор залей водой(НЕТ)
Незнакомый предмет тщательно изучи(НЕТ)
Выполняй правила поведения в чрезвычайных ситуациях(ДА)
При появлении опасности ничего не предпринимай, стой и жди, пока тебя спасут.(НЕТ)
Никогда ничего не читай и не узнавай о различных опасностях, чтобы понапрасну не волноваться и жить спокойно.(НЕТ)
Старайся не попадать в толпу.(ДА)
Об обнаружении неизвестного предмета сообщи по номерам 101,102.(ДА)
При пожаре быстро спустись на лифте(НЕТ)
При артобстреле выбери безопасное место, отойди от окон(ДА)
При чрезвычайной ситуации эвакуируйся из помещения(ДА)
Будь внимателен, береги жизнь и здоровье (ДА)
А закончить наш урок хотим пожеланиями мира и благополучия всем людям на Земле.
Нам нужен мир!Тебе и мнеИ всем на свете детям.И должен мирным быть рассвет,Который завтра встретим.Нам нужен мир!Трава в росеУлыбчивое детство.Нам нужен мир,Прекрасный мир, полученный в наследство!